Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Перцептивная сторона общения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: рассмотреть перцептивную сторону общения. Основные понятия: межличностная аттракция, потребность в аффилиации, фактор поддержки, фактор сходства, самораскрытие, оценочное, агрессивное самораскрытие, каузальная атрибуция, имидж, идентификация, рефлексия, «эффект ореола». Теоретическая часть: 1. Понятие социальной перцепции. 2. Механизмы межличностного восприятия. Каузальная атрибуция. 3. Эффекты межличностного восприятия. 4. Межличностная аттракция. Практическая часть: Задание №1. Цель: развитие умений перцептивного общения Ход опыта: Разделитесь на группы по три человека. Один рассказывает о чем-нибудь в течение 2-3 минут. Второй и третий наблюдают за всеми невербальными действиями рассказчика. После окончания рассказа один из слушателей перечисляет все, что заметил. Другой добавляет то, что не было названо. Каждый должен побывать в роли рассказчика. Упражнение повторяется 15 минут. Основная литература: 1. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2001. 2. Андреева Т.М. Социальная психология. – М., 2004. 3. Бодалев А. О взаимосвязи общения и отношения. – М., 1994. 4. Обозов Н.Н Психология межличностных отношений.– Киев, 1990. 5. Станкин М.И.Психология общения: курс лекций. – М., 2000. Дополнительная литература: 1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000. 2. Квинн В. Прикладная психология. – СПб., 2000. 3. Куницына В.Н. Социальные стереотипы ~ условие и продукт социализации. – ЛГУ,1971. 4. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980. Домашнее задание: Какой образ возникает в вашем представлении, когда говорят о депутате Государственной Думы; российском бизнесмене; преподавателе высшей школы; бомже; журналисте; шахтере; пенсионере? Запишите, на ваш взгляд, наиболее характерные черты стереотипного образа представителей перечисленных профессий и групп. Вспомните среди своих хороших знакомых тех, кто относится к названным социальным группам. Оцените, насколько существующий в вашем восприятии образ этого конкретного человека совпадает со стереотипным представлением о данной группе. Какие сходные характеристики вы обнаружили в том и другом образах? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить несовпадения? Семинарское занятие № 7. Тема: Феномен каузальной атрибуции, межличностной аттракции. Цель: рассмотреть интерактивную и перцептивную стороны общения. Основные понятии: межличностное взаимодействие, уровни общения, координация, взаимопонимание, согласование, межличностные ритуалы, совместимость. Теоретическая часть: 1. Структура межличностного взаимодействия. 2.Стратегии и тактики влияния и манипулирования. 3.Понятие социальной перцепции. 4. Механизмы межличностного восприятия. Каузальная атрибуция. 5.Эффекты межличностного восприятия. 6.Межличностная аттракция. Практическая часть: Задание №1. Цель: развитие умений перцептивного общения Ход опыта: Разделитесь на группы по три человека. Один рассказывает о чем-нибудь в течение 2-3 минут. Второй и третий наблюдают за всеми невербальными действиями рассказчика. После окончания рассказа один из слушателей перечисляет все, что заметил. Другой добавляет то, что не было названо. Каждый должен побывать в роли рассказчика. Упражнение повторяется 15 минут. Задание №2. Какой образ возникает в вашем представлении, когда говорят о депутате Государственной Думы; российском бизнесмене; преподавателе высшей школы; бомже; журналисте; шахтере; пенсионере? Запишите, на ваш взгляд, наиболее характерные черты стереотипного образа представителей перечисленных профессий и групп. Вспомните среди своих хороших знакомых тех, кто относится к названным социальным группам. Оцените, насколько существующий в вашем восприятии образ этого конкретного человека совпадает со стереотипным представлением о данной группе. Какие сходные характеристики вы обнаружили в том и другом образах? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить несовпадения? Задание 3. Предложите кому-нибудь из членов группы сделать сообщение, которое содержало бы скрытый мотив. Например, он утверждает, что ему очень интересно работать на данном предприятии; на самом деле, ему требуется производственный стаж для участия в конкурсе на должность специалиста в филиале иностранной фирмы. В процессе беседы с этим человеком постарайтесь определить его скрытый мотив. Задание 4. Сформулируйте перечисленные ниже темы таким образом, чтобы они побуждали людей к их проблемному обсуждению: а) возможность студентам, успешно занимающимся в течение семестра, не сдавать курсовой экзамен; б) введение всеобщего платного обучения в высшей школе; в) трудности межкультурного общения на совместных предприятиях; г) работа городского транспорта. Задание 5. В каком из перечисленных ниже видов взаимодействия, в соответствии с концепцией Э. Берна, стороны осознанно или неосознанно стремятся достичь превосходства друг над другом: а) уход; б) ритуалы; в) времяпрепровождение; г) совместная деятельность; д) игры; е) близость. Задание 6. Какие чувства вы могли бы услышать в приведенных ниже высказываниях? Образец:
а) «Какое чудесное платье! Где ты его достала?». б) «У меня завтра доклад, послезавтра экзамен, каждую ночь репетиции, а сегодня днем еще собрание устроили. Не знаю, смогу ли я вообще сегодня поесть. И так — весь месяц». в) «Я уверена, что она получит оценки лучше, чем я. Конечно, она — единственный ребенок, у нее мама и бабушка постоянно за ней ухаживают. Ей только и остается, что заниматься. А я работаю, и все должна дома сама делать». г) «Не могу понять, почему они не пишут. Раньше не бывало, чтобы так долго не было ответа. Теперь даже не знаю, как связаться с ними». д) «Благодарю за отличный вечер. Обед фантастический, музыка — тоже. Давайте встретимся еще». е) «Ну как мне рассказать ему, что я чувствую на самом деле? Он, возможно, рассердится, и мы начнем ругаться. Он подумает, что я не люблю его, если скажу о своих переживаниях».
Задания для самостоятельной работы: Конспектирование (по выбору). 1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004., С.108 – 112. 2. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2001., С.174-177. Основная литература: 1. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2001. 2. Андреева Т.М. Социальная психология. – М., 2004. 3. Бодалев А. О взаимосвязи общения и отношения. – М., 1994. 4. Обозов Н.Н Психология межличностных отношений.– Киев, 1990. 5. Станкин М.И.Психология общения: курс лекций. – М., 2000. Дополнительная литература: 1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000. 2. Квинн В. Прикладная психология. – СПб., 2000. 3. Куницына В.Н. Социальные стереотипы ~ условие и продукт социализации. – ЛГУ,1971. 4. Изард К. Эмоции человека. – М., 1999.
Практическое занятие № 8.
Тема: Проблема конфликта в социальной психологии. Цель: рассмотреть основные характеристики конфликтов, стратегии поведения в конфликте. Основные понятия: конфликт, функции конфликта, конфликтующая сторона, конфликтная ситуация. Теоретическая часть: 1. Основные характеристики конфликтов. 2. Содержательная сторона конфликта. 3. Реагирование на конфликтное поведение. 4. Стратегии и тактики поведения в конфликте. 5. Стратегии разрешения конфликтов в разных культурах. 6. Особенности этнических конфликтов.
Интерактивная часть: 1. Ситуативная игра «Аэропорт». 2. Упражнение-игра «Выигрыш». 3. Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (К.Томас). 4. Упражнение «Конфликт внутри нас». 5. Упражнение «Личность в конфликте». 6. Ролевая игра «Разрешение конфликтов». 7. Анализ конкретных ситуаций по конфликтному поведению.
Основная литература : 1. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999. 2. Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. / Под ред. А. С. Кармина. СПб.: Лань, 2000. 3. Конфликты и переговоры. Практическое руководство для менеджеров. Серия «1000 секретов успеха». Ростов-па-Дону: Феникс, 1997. 4. Коненкова А. И. Психологические основы современного управления персоналом. М.: Зерцало, 1999. 5. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М., 1997. 6. Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. / Под ред. А. С. Кармина. СПб.: Лань, 2000. 7. Конфликты и переговоры. Практическое руководство для менеджеров. Серия «1000 секретов успеха». Ростов-па-Дону: Феникс, 1997. 8. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М., 1997.
Дополнительная литература : 1. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992. 2. Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. / Под ред. А. С. Кармина. СПб.: Лань, 2000. 3. Конфликты и переговоры. Практическое руководство для менеджеров. Серия «1000 секретов успеха». Ростов-па-Дону: Феникс, 1997. 4. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М., 1997.
. Семинарское занятие № 9.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.29 (0.011 с.) |