Тема: Перцептивная сторона общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Перцептивная сторона общения.



Цель: рассмотреть перцептивную сторону общения.

Основные понятия: межличностная аттракция, потребность в аффилиации, фактор поддержки, фактор сходства, самораскрытие, оценочное, агрессивное самораскрытие, каузальная атрибуция, имидж, идентификация, рефлексия, «эффект ореола».

Теоретическая часть:

1. Понятие социальной перцепции.

2. Механизмы межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.

3. Эффекты межличностного восприятия.

4. Межличностная аттракция.

Практическая часть:

Задание №1.

Цель: развитие умений перцептивного общения

Ход опыта: Разделитесь на группы по три человека. Один рассказывает о чем-нибудь в течение 2-3 минут. Второй и третий наблюдают за всеми невербальными действиями рассказчика. После окончания рассказа один из слушателей перечисляет все, что заметил. Другой добавляет то, что не было названо. Каждый должен побывать в роли рассказчика. Упражнение повторяется 15 минут.

Основная литература:

1. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2001.

2. Андреева Т.М. Социальная психология. – М., 2004.

3. Бодалев А. О взаимосвязи общения и отношения. – М., 1994.

4. Обозов Н.Н Психология межличностных отношений.– Киев, 1990.

5. Станкин М.И.Психология общения: курс лекций. – М., 2000.

Дополнительная литература:

1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.

2. Квинн В. Прикладная психология. – СПб., 2000.

3. Куницына В.Н. Социальные стереотипы ~ условие и продукт социализации. – ЛГУ,1971.

4. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.

Домашнее задание:

Какой образ возникает в вашем представлении, когда говорят о депутате Государственной Думы; российском бизнесмене; преподавателе высшей школы; бомже; журналисте; шахтере; пенсионере? Запишите, на ваш взгляд, наиболее характерные черты стереотипного образа представителей перечисленных профессий и групп.

Вспомните среди своих хороших знакомых тех, кто относится к названным социальным группам. Оцените, насколько существующий в вашем восприятии образ этого конкретного человека совпадает со стереотипным представлением о данной группе. Какие сходные характеристики вы обнаружили в том и другом образах? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить несовпадения?

Семинарское занятие № 7.

Тема: Феномен каузальной атрибуции, межличностной аттракции.

Цель: рассмотреть интерактивную и перцептивную стороны общения.

Основные понятии: межличностное взаимодействие, уровни общения, координация, взаимопонимание, согласование, межличностные ритуалы, совместимость.

Теоретическая часть:

1. Структура межличностного взаимодействия.

2.Стратегии и тактики влияния и манипулирования.

3.Понятие социальной перцепции.

4. Механизмы межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.

5.Эффекты межличностного восприятия.

6.Межличностная аттракция.

Практическая часть:

Задание №1.

Цель: развитие умений перцептивного общения

Ход опыта: Разделитесь на группы по три человека. Один рассказывает о чем-нибудь в течение 2-3 минут. Второй и третий наблюдают за всеми невербальными действиями рассказчика. После окончания рассказа один из слушателей перечисляет все, что заметил. Другой добавляет то, что не было названо. Каждый должен побывать в роли рассказчика. Упражнение повторяется 15 минут.

Задание №2.

Какой образ возникает в вашем представлении, когда говорят о депутате Государственной Думы; российском бизнесмене; преподавателе высшей школы; бомже; журналисте; шахтере; пенсионере? Запишите, на ваш взгляд, наиболее характерные черты стереотипного образа представителей перечисленных профессий и групп.

Вспомните среди своих хороших знакомых тех, кто относится к названным социальным группам. Оцените, насколько существующий в вашем восприятии образ этого конкретного человека совпадает со стереотипным представлением о данной группе. Какие сходные характеристики вы обнаружили в том и другом образах? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить несовпадения?

Задание 3. Предложите кому-нибудь из членов группы сделать сообщение, которое содержало бы скрытый мотив. Например, он утверждает, что ему очень интересно работать на данном предприятии; на самом деле, ему требуется производственный стаж для участия в конкурсе на должность специалиста в филиале иностранной фирмы. В процессе беседы с этим человеком постарайтесь определить его скрытый мотив.

Задание 4. Сформулируйте перечисленные ниже темы таким образом, чтобы они побуждали людей к их проблемному обсуждению:

а) возможность студентам, успешно занимающимся в течение семестра, не сдавать курсовой экзамен;

б) введение всеобщего платного обучения в высшей школе;

в) трудности межкультурного общения на совместных предприятиях;

г) работа городского транспорта.

Задание 5. В каком из перечисленных ниже видов взаимодействия, в соответствии с концепцией Э. Берна, стороны осознанно или неосознанно стремятся достичь превосходства друг над другом:

а) уход;

б) ритуалы;

в) времяпрепровождение;

г) совместная деятельность;

д) игры;

е) близость.

Задание 6. Какие чувства вы могли бы услышать в приведенных ниже высказываниях?

Образец:

Высказывание Чувства, которые, возможно, переживает при этом человек
«Ты совсем перестала замечать меня. Я что-то не так сделал?» - озадаченность - унижение - обида - отверженность - ревность - зависимость

а) «Какое чудесное платье! Где ты его достала?».

б) «У меня завтра доклад, послезавтра экзамен, каждую ночь репетиции, а сегодня днем еще собрание устроили. Не знаю, смогу ли я вообще сегодня поесть. И так — весь месяц».

в) «Я уверена, что она получит оценки лучше, чем я. Конечно, она — единственный ребенок, у нее мама и бабушка постоянно за ней ухаживают. Ей только и остается, что заниматься. А я работаю, и все должна дома сама делать».

г) «Не могу понять, почему они не пишут. Раньше не бывало, чтобы так долго не было ответа. Теперь даже не знаю, как связаться с

ними».

д) «Благодарю за отличный вечер. Обед фантастический, музыка — тоже. Давайте встретимся еще».

е) «Ну как мне рассказать ему, что я чувствую на самом деле? Он, возможно, рассердится, и мы начнем ругаться. Он подумает, что я не люблю его, если скажу о своих переживаниях».

 

 

Задания для самостоятельной работы:

Конспектирование (по выбору).

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004., С.108 – 112.

2. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2001., С.174-177.

Основная литература:

1. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2001.

2. Андреева Т.М. Социальная психология. – М., 2004.

3. Бодалев А. О взаимосвязи общения и отношения. – М., 1994.

4. Обозов Н.Н Психология межличностных отношений.– Киев, 1990.

5. Станкин М.И.Психология общения: курс лекций. – М., 2000.

Дополнительная литература:

1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.

2. Квинн В. Прикладная психология. – СПб., 2000.

3. Куницына В.Н. Социальные стереотипы ~ условие и продукт социализации. – ЛГУ,1971.

4. Изард К. Эмоции человека. – М., 1999.

 

Практическое занятие № 8.

 

Тема: Проблема конфликта в социальной психологии.

Цель: рассмотреть основные характеристики конфликтов, стратегии поведения в конфликте.

Основные понятия: конфликт, функции конфликта, конфликтующая сторона, конфликтная ситуация.

Теоретическая часть:

1. Основные характеристики конфликтов.

2. Содержательная сторона конфликта.

3. Реагирование на конфликтное поведение.

4. Стратегии и тактики поведения в конфликте.

5. Стратегии разрешения конфликтов в разных культурах.

6. Особенности этнических конфликтов.

 

Интерактивная часть:

1. Ситуативная игра «Аэропорт».

2. Упражнение-игра «Выигрыш».

3. Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (К.Томас).

4. Упражнение «Конфликт внутри нас».

5. Упражнение «Личность в конфликте».

6. Ролевая игра «Разрешение конфликтов».

7. Анализ конкретных ситуаций по конфликтному поведению.

 

 

Основная литература :

1. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999.

2. Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. / Под ред. А. С. Кар­мина. СПб.: Лань, 2000.

3. Конфликты и переговоры. Практическое руководство для менед­жеров. Серия «1000 секретов успеха». Ростов-па-Дону: Феникс, 1997.

4. Коненкова А. И. Психологические основы современного управ­ления персоналом. М.: Зерцало, 1999.

5. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М., 1997.

6. Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. / Под ред. А. С. Кар­мина. СПб.: Лань, 2000.

7. Конфликты и переговоры. Практическое руководство для менед­жеров. Серия «1000 секретов успеха». Ростов-па-Дону: Феникс, 1997.

8. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М., 1997.

 

Дополнительная литература :

1. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992.

2. Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. / Под ред. А. С. Кар­мина. СПб.: Лань, 2000.

3. Конфликты и переговоры. Практическое руководство для менед­жеров. Серия «1000 секретов успеха». Ростов-па-Дону: Феникс, 1997.

4. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М., 1997.

 

. Семинарское занятие № 9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.025 с.)