Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания преподавателю.

Поиск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Назначение дисциплины, ее место в системе подготовки

Специалиста.

Необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя делает актуальным повышение уровня психологической грамотности за счет расширения круга подлежащих изучению психологических дисциплин и дифференциации их содержания.

Назначение курса «Социальная психология» состоит в развитии психологической грамотности педагогов.

Специфика педагогической деятельности такова, что ведущее место в ней занимает общение учителя с учащимися, их родителями, коллегами-учителями. Профессиональная деятельность учителя современной общеобразовательной школы сложна и многогранна. Учитель выполняет функции воспитателя подрастающих поколений, организует учебную и внеучебную общественно-полезную деятельность учащихся, принимает участие в распространении психолого-педагогических знаний среди родителей учащихся. Учитель постоянно сталкивается с разнообразными педагогическими ситуациями, когда от него требуется глубокое понимание их социально-психологического смысла, умение самостоятельно принять решение. Поэтому наряду с глубокими знаниями общей и возрастной психологии учителю необходимы знания по социальной психологии.

Общие задачи курса «Социальная психология»:

1.Раскрытие основных понятий социальной психологии.

2.Ознакомление с методологией и методами социальной психологии.

З. Дать представление об общении как взаимодействии.

4. Познакомить с социальной психологией групп.

5.Формирование знаний о социально-психологических проблемах исследования личности.

Требования к знаниям и умениям обучаемого.

-овладеть системой знаний о социальной психологии как науке

-свободно пользоваться научной терминологией, основным
понятийным аппаратом

-овладеть системой знаний о социальной психологии групп

-овладеть умениями социально-психологической диагностики

-овладеть системой знаний о практическом приложении социальной психологии

1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины.

Программа по социальной психологии построена с учетом последних достижений в области социальной психологии и смежных наук: социологии, философии и психологии. В структуре программы учтена также степень разработанности отдельных проблем. Основное содержание программы определяется введением в социальную психологию, психологией общения, социальной психологией групп, социально-психологическими проблемами исследования личности и практическими приложениями социальной психологии.

Преподавание данного курса предусмотрено в течение 5-го семестра и предполагает совокупность лекционного курса 32 часа и семинарских занятий 22 часа. Успешное овладение курсом предполагает большую самостоятельную работу студентов. В нее включается изучение широкого круга основной и дополнительной литературы, подготовка реферативных сообщений, составление библиографий по определенным темам, разбор педагогических ситуаций с социально-психологических позиций, подготовка докладов, аннотирование и конспектирование литературы. Форма отчетности студентов - экзамен.

В соответствии с предлагаемой программой полный курс социальной психологии включает в себя следующие разделы:

1. Введение в социальную психологию.

2. Общение и взаимодействие.

3. Социальная психология групп.

4. Социализация личности. Прикладные проблемы социальной психологии.

Рекомендации к применению различных видов учебных занятий.

С целью развития профессионального мышления студентов при изучении курса «Социальная психология» используются различные виды учебных занятий. Лекционные занятия обеспечивают формирование целостного представления о предмете, задачах и методах социальной психологии, а также формируют представление о динамических процессах в больших и малых группах и социально-психологических проблемах исследования личности.

Семинарские занятия предполагают изучение наиболее важных методологических вопросов. При выполнении заданий по любой теме семинара, студенту рекомендуется ознакомиться с планом занятия и изучить соответствующий раздел учебника или учебного пособия. Далее необходимо законспектировать данный вопрос или тему из литературного источника. Критерием готовности при этом будет умение ответить на все указанные вопросы, используя рекомендованные источники

П. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Наименование разделов, тем Всего часов В том числе аудиторные часы СРС  
Всего ауд. лекции семи нары лаб. работы  
Раздел 1. Введение в социальную психологию              
Тема 1. Объект и предмет социальной психологии. История социальной психологии.              
Тема 2. Методологические проблемы исследования. Методы социальной психологии.              
Тема 3. Методы социальной психологии.       -      
Раздел 2. Общение и взаимодействие.              
Тема 4. Место общения в жизни общества.              
Тема 5. Структура общения.              
Тема 6. Феномен каузальной атрибуции. Феномен межличностной аттракции.              
Тема 7. Проблема конфликта в социальной психологии.              
Раздел 3. Социальная психология групп.              
Тема 8. Проблема группы в социальной психологии              
Тема 9. Психология межгрупповых отношений Общие проблемы малой группы в социальной психологии.                
Тема 10. Социально-психологические аспекты группового поведения и групповой динамики.              
Тема 11. Массовые процессы в больших социальных группах.              
Раздел 4. Социализация личности. Прикладные проблемы социальной психологии.                
Тема 12. Проблема личности в социальной психологии. Понятие социализации.              
Тема 13. Личность в группе: социальная идентичность.              
Тема 14. Ролевое поведение личности и социальные установки.              
Тема 15. Прикладные проблемы социальной психологии.              
ВСЕГО            

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание учебного материала.

Семинарское занятие № 1.

Задание 1.

Создайте свой вариант краткого ответа на вопрос № 5 (схема, конспект и т.п).

 

Задание 2. Ответьте на вопросы:

  1. В каком веке, социология сама выделилась в самостоятельной науке?

а) в середине 19в.

б) в середине 20в.

в) в 19в.

г) в конце 19в.

2. В чем заключается суть предпосылки возникновения социальной психологии?

3. Какие ученные выступили создателями психологии народов?

а) М.Г. Ярошевский и Гербарт;

б) М. Лацарус и Г. Штейнталь;

в) Л. Уорд и Ф. Гирудингс;

г) Г. Тард и В. Вундт;

 

 

Домашнее задание:

1. Составить таблицу «Методы социальной психологии».

 

Семинарское занятие № 2.

Семинарское занятие № 3.

Материал для самоконтроля.

Укажите, какое из утверждений верно, а какое нет.

Величина межличностной дистанции зависит от вида общения.

В отличие от среднеазиатских стран прикосновение в России играет большую роль в коммуникации.

Руки, сложенные на груди в наполеоновской позе, - защитная позиция или негативное состояние человека.

О неуверенности, волнении говорят неопределенные, хаотичные жесты, интенсивность жестикуляции.

Выберите правильный вариант ответа:

Свидетельства уверенности в себе: а) редкие, но уверенные жесты; б) твердое рукопожатие;

в) прямая поза с развернутыми плечами и поднятой головой; г) все ответы верны.

Официальная дистанция, расстояние между начальником и подчиненным составляет: а) от 45 до 120 см.; б) от 120 до 400 см.; в) 200-250 см.; г) все ответы неверны.

Отношение с окружающими в значительной мере зависит от нашей самооценки:

а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми;

б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с большинством членов коллектива;

в) адекватная самооценка затрудняет общение;

г) все ответы неверны.

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

2. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2001.

3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. – М., 1995.

Дополнительная литература:

1. Квинн В. Прикладная психология. – СПб., 2000.

2. Леонтьев А.А. Психология общения. – М ., 1997.

3. Ушакова Т.Н. Речь человека в общении. – М., 1999.

4. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М., 2001.

5. Станкин М.И.Психология общения: курс лекций. – М., 2000.

 

Семинарское занятие № 4.

Задание №1. Тест: «Умеем ли мы слушать?»

Цель: прояснение учащимися своей способности и умения слушать.

Ход опыта: отметьте крестиками номера тех утверждений, в которых описаны ситуации, вызывающие у Вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком.

1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.

2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время беседы, и я не уверен, слушают ли меня.

4. Разговор с таким партнером, который не смотрит в лицо во время беседы, часто вызывает чувство пустой траты времени, так как создается впечатление, что он не слушает меня.

5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занима­ет его больше, чем мои слова.

6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чув­ство неловкости и тревоги.

7. Собеседник постоянно отвлекает меня своими вопросами и комментариями.

8. Что бы я ни высказывал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

9. Собеседник постоянно пытается отвергнуть меня.

10. Собеседник «передергивает» смысл моих слов и вкладывает в них иное содержание.

11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защи­щаться.

12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается по­сторонними делами: играет ручкой, протирает стекла очков и т. п., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

15. Собеседник делает выводы за меня.

16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повест­вование.

17. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.

18. Собеседник смотрит на меня как бы оценивая. Это беспокоит.

19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется бе­седой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет различ­ные истории, шуточки и анекдоты.

22. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.

23. Когда я обращаюсь к нему при встрече, он бросает все дела и смотрит внимательно на меня.

24. Собеседник ведет себя так, словно я мешаю ему делать что-то очень важное.

25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»

Задание №3. Работа со скороговорками.

Цель: совершенствование речевого аппарата, совершенствование дикции.

Ход опыта: перед вами скороговорки. Произносить скороговорку сначала надо медленно, преувеличенно четко. Затем постепенно наращивать темп, все время следя за правильностью произношения всех звуков. Примеры скороговорок:

- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

- Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, Лавру на Фрола навру.

- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

- Купи кипу пик и т.п.

Материал для самоконтроля.

Укажите, какое из утверждений верно, а какое нет.

Величина межличностной дистанции зависит от вида общения.

В отличие от среднеазиатских стран прикосновение в России играет большую роль в коммуникации.

Руки, сложенные на груди в наполеоновской позе, - защитная позиция или негативное состояние человека.

О неуверенности, волнении говорят неопределенные, хаотичные жесты, интенсивность жестикуляции.

Выберите правильный вариант ответа:

Свидетельства уверенности в себе: а) редкие, но уверенные жесты; б) твердое рукопожатие;

в) прямая поза с развернутыми плечами и поднятой головой; г) все ответы верны.

6. Официальная дистанция, расстояние между начальником и подчиненным составляет: а) от 45 до 120 см.; б) от 120 до 400 см.; в) 200-250 см.; г) все ответы неверны.

7. Отношение с окружающими в значительной мере зависит от нашей самооценки:

а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми;

б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с большинством членов коллектива;

в) адекватная самооценка затрудняет общение;

г) все ответы неверны.

После выполнения задания сравните свои ответы их с верными ответами:

1) верно, 2) не верно, 3) верно, 4) верно, 5) г, 6) б, 7) г.

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2000.

2. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2001.

3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. – М., 1995.

Дополнительная литература:

6. Квинн В. Прикладная психология. – СПб., 2000.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. – М ., 1997.

8. Ушакова Т.Н. Речь человека в общении. – М., 1999.

9. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М., 2001.

10. Станкин М.И.Психология общения: курс лекций. – М., 2000.

Семинарское занятие № 5.

Тема: Общение как взаимодействие.

Цель: рассмотреть интерактивную сторону общения.

Основные понятии: межличностное взаимодействие, уровни общения, координация, взаимопонимание, согласование, межличностные ритуалы, совместимость.

Теоретическая часть:

1. Структура межличностного взаимодействия.

2. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии.

3. Межличностное взаимодействие в деловом общении и игре.

4. Стратегии и тактики влияния и манипулирования.

Практическая часть:

Задание №1. «Просьба».

Цель: развитие умений интерактивного общения.

Ход опыта: Задание выполняется в парах. Один член группы с помощью неречевых средств общения (жестов, мимики, поз и др.) передает информацию с просьбой выполнить какое – либо действие. Воспринимающий неречевые средства общения должен расшифровать содержание переданной информации.

В процессе выполнения упражнения обучаемые меняются ролями, а затем партнерами.

Основная литература:

1. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2001.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.

4.Доценко Е.Я. Межличностное общение: семантика и механизмы. – Т., 1998

Дополнительная литература:

1. Розенберг М. Эффективное общение без принуждения. – М., 1996.

2. Кравченко Е.И. Социология лицедейства. – М., 1997.

3. Квинн В. Прикладная психология. – СПб., 2000.

4. Станкин М.И.Психология общения: курс лекций. – М., 2000.

Задания для самостоятельной работы:

Конспектирование (по выбору).

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004., С.108 – 112.

2. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2001., С.174-177.

 

Семинарское занятие № 6.

Задание №1.

Цель: развитие умений перцептивного общения

Ход опыта: Разделитесь на группы по три человека. Один рассказывает о чем-нибудь в течение 2-3 минут. Второй и третий наблюдают за всеми невербальными действиями рассказчика. После окончания рассказа один из слушателей перечисляет все, что заметил. Другой добавляет то, что не было названо. Каждый должен побывать в роли рассказчика. Упражнение повторяется 15 минут.

Основная литература:

1. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2001.

2. Андреева Т.М. Социальная психология. – М., 2004.

3. Бодалев А. О взаимосвязи общения и отношения. – М., 1994.

4. Обозов Н.Н Психология межличностных отношений.– Киев, 1990.

5. Станкин М.И.Психология общения: курс лекций. – М., 2000.

Дополнительная литература:

1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.

2. Квинн В. Прикладная психология. – СПб., 2000.

3. Куницына В.Н. Социальные стереотипы ~ условие и продукт социализации. – ЛГУ,1971.

4. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.

Домашнее задание:

Какой образ возникает в вашем представлении, когда говорят о депутате Государственной Думы; российском бизнесмене; преподавателе высшей школы; бомже; журналисте; шахтере; пенсионере? Запишите, на ваш взгляд, наиболее характерные черты стереотипного образа представителей перечисленных профессий и групп.

Вспомните среди своих хороших знакомых тех, кто относится к названным социальным группам. Оцените, насколько существующий в вашем восприятии образ этого конкретного человека совпадает со стереотипным представлением о данной группе. Какие сходные характеристики вы обнаружили в том и другом образах? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить несовпадения?

Семинарское занятие № 7.

Тема: Феномен каузальной атрибуции, межличностной аттракции.

Цель: рассмотреть интерактивную и перцептивную стороны общения.

Основные понятии: межличностное взаимодействие, уровни общения, координация, взаимопонимание, согласование, межличностные ритуалы, совместимость.

Теоретическая часть:

1. Структура межличностного взаимодействия.

2.Стратегии и тактики влияния и манипулирования.

3.Понятие социальной перцепции.

4. Механизмы межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.

5.Эффекты межличностного восприятия.

6.Межличностная аттракция.

Практическая часть:

Задание №1.

Цель: развитие умений перцептивного общения

Ход опыта: Разделитесь на группы по три человека. Один рассказывает о чем-нибудь в течение 2-3 минут. Второй и третий наблюдают за всеми невербальными действиями рассказчика. После окончания рассказа один из слушателей перечисляет все, что заметил. Другой добавляет то, что не было названо. Каждый должен побывать в роли рассказчика. Упражнение повторяется 15 минут.

Задание №2.

Какой образ возникает в вашем представлении, когда говорят о депутате Государственной Думы; российском бизнесмене; преподавателе высшей школы; бомже; журналисте; шахтере; пенсионере? Запишите, на ваш взгляд, наиболее характерные черты стереотипного образа представителей перечисленных профессий и групп.

Вспомните среди своих хороших знакомых тех, кто относится к названным социальным группам. Оцените, насколько существующий в вашем восприятии образ этого конкретного человека совпадает со стереотипным представлением о данной группе. Какие сходные характеристики вы обнаружили в том и другом образах? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить несовпадения?

Задание 3. Предложите кому-нибудь из членов группы сделать сообщение, которое содержало бы скрытый мотив. Например, он утверждает, что ему очень интересно работать на данном предприятии; на самом деле, ему требуется производственный стаж для участия в конкурсе на должность специалиста в филиале иностранной фирмы. В процессе беседы с этим человеком постарайтесь определить его скрытый мотив.

Задание 4. Сформулируйте перечисленные ниже темы таким образом, чтобы они побуждали людей к их проблемному обсуждению:

а) возможность студентам, успешно занимающимся в течение семестра, не сдавать курсовой экзамен;

б) введение всеобщего платного обучения в высшей школе;

в) трудности межкультурного общения на совместных предприятиях;

г) работа городского транспорта.

Задание 5. В каком из перечисленных ниже видов взаимодействия, в соответствии с концепцией Э. Берна, стороны осознанно или неосознанно стремятся достичь превосходства друг над другом:

а) уход;

б) ритуалы;

в) времяпрепровождение;

г) совместная деятельность;

д) игры;

е) близость.

Задание 6. Какие чувства вы могли бы услышать в приведенных ниже высказываниях?

Образец:

Высказывание Чувства, которые, возможно, переживает при этом человек
«Ты совсем перестала замечать меня. Я что-то не так сделал?» - озадаченность - унижение - обида - отверженность - ревность - зависимость

а) «Какое чудесное платье! Где ты его достала?».

б) «У меня завтра доклад, послезавтра экзамен, каждую ночь репетиции, а сегодня днем еще собрание устроили. Не знаю, смогу ли я вообще сегодня поесть. И так — весь месяц».

в) «Я уверена, что она получит оценки лучше, чем я. Конечно, она — единственный ребенок, у нее мама и бабушка постоянно за ней ухаживают. Ей только и остается, что заниматься. А я работаю, и все должна дома сама делать».

г) «Не могу понять, почему они не пишут. Раньше не бывало, чтобы так долго не было ответа. Теперь даже не знаю, как связаться с

ними».

д) «Благодарю за отличный вечер. Обед фантастический, музыка — тоже. Давайте встретимся еще».

е) «Ну как мне рассказать ему, что я чувствую на самом деле? Он, возможно, рассердится, и мы начнем ругаться. Он подумает, что я не люблю его, если скажу о своих переживаниях».

 

 

Задания для самостоятельной работы:

Конспектирование (по выбору).

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004., С.108 – 112.

2. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2001., С.174-177.

Основная литература:

1. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2001.

2. Андреева Т.М. Социальная психология. – М., 2004.

3. Бодалев А. О взаимосвязи общения и отношения. – М., 1994.

4. Обозов Н.Н Психология межличностных отношений.– Киев, 1990.

5. Станкин М.И.Психология общения: курс лекций. – М., 2000.

Дополнительная литература:

1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.

2. Квинн В. Прикладная психология. – СПб., 2000.

3. Куницына В.Н. Социальные стереотипы ~ условие и продукт социализации. – ЛГУ,1971.

4. Изард К. Эмоции человека. – М., 1999.

 

Практическое занятие № 8.

 

Тема: Проблема конфликта в социальной психологии.

Цель: рассмотреть основные характеристики конфликтов, стратегии поведения в конфликте.

Основные понятия: конфликт, функции конфликта, конфликтующая сторона, конфликтная ситуация.

Теоретическая часть:

1. Основные характеристики конфликтов.

2. Содержательная сторона конфликта.

3. Реагирование на конфликтное поведение.

4. Стратегии и тактики поведения в конфликте.

5. Стратегии разрешения конфликтов в разных культурах.

6. Особенности этнических конфликтов.

 

Интерактивная часть:

1. Ситуативная игра «Аэропорт».

2. Упражнение-игра «Выигрыш».

3. Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (К.Томас).

4. Упражнение «Конфликт внутри нас».

5. Упражнение «Личность в конфликте».

6. Ролевая игра «Разрешение конфликтов».

7. Анализ конкретных ситуаций по конфликтному поведению.

 

 

Основная литература :

1. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999.

2. Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. / Под ред. А. С. Кар­мина. СПб.: Лань, 2000.

3. Конфликты и переговоры. Практическое руководство для менед­жеров. Серия «1000 секретов успеха». Ростов-па-Дону: Феникс, 1997.

4. Коненкова А. И. Психологические основы современного управ­ления персоналом. М.: Зерцало, 1999.

5. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М., 1997.

6. Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. / Под ред. А. С. Кар­мина. СПб.: Лань, 2000.

7. Конфликты и переговоры. Практическое руководство для менед­жеров. Серия «1000 секретов успеха». Ростов-па-Дону: Феникс, 1997.

8. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М., 1997.

 

Дополнительная литература :

1. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992.

2. Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. / Под ред. А. С. Кар­мина. СПб.: Лань, 2000.

3. Конфликты и переговоры. Практическое руководство для менед­жеров. Серия «1000 секретов успеха». Ростов-па-Дону: Феникс, 1997.

4. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М., 1997.

 

. Семинарское занятие № 9.

Семинарское занятие № 10

 

Семинарское занятие № 11.

Семинарское занятие №12

Семинарское занятие № 13.

Семинарское занятие № 14.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ.

Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.

 

Контрольные работы учебным планом не предусмотрены.

 

6. вопросы обязательной самостоятельной работы

 

1. Проблема объективной специфики социально- психологического эксперимента.

2. Идеальный и реальный эксперимент.

3. Современные зарубежные представления о предмете социальной психологии.

4. Общенаучные исследовательские методы.

5. Социальные движения.

6. Динамика процессов в малой группе.

7. Особенность интердисциплинарного подхода к определению предмета социальной психологии.

8. Основные зарубежные теории происхождения лидерства.

9. Школа профессора Б.Д. Парыгина как одно из направлений исследований проблем лидерства в отечественной психологии.

10. Предпосылки возникновения социально-психологических идей.

11. Законы коллективной психологии в трудах Ф. Гиддингса.

12. Специфика марксистского мировоззрения в развитии социально-психологических идей.

13. Попытки построения социально-психологических теорий в психоанализе.

14. Теории когнитивного соответствия в социальной психологии.

15. Принцип репрезентативности в социально-психологических исследованиях.

16. Сущность метода социометрии Дж. Морено.

17. Дизъюнктивные чувства как фрустрирующий объект в межличностных отношениях.

18. Структура межличностного взаимодействия.

19. Феномен личного влияния, его особенности.

20. Специфика хронотопов в ситуации общения. А.А. Ухтомский и М.М. Бахтин об использовании хронотопов для усиления воздействия.

21. Специфика и примеры семантически значимой информации в общении.

22. Транзактный анализ Э. Берна как классический пример структурного описания межличностного взаимодействия.

23. Роль социальных детерминант взаимодействия в теории символического интеракционизма.

24. Каузальная атрибуция как отрасль социальной психологии.

25. Социально-психологический тренинг как средство повышения перцептивной компетентности в общении.

26. Система «групповых ожиданий» как важный компонент характеристики положения индивида в группе.

27. Феномен этноцентризма с социально-психологических позиций и его проявления в современном обществе.

28. Суггестия как особый вид воздействия. В.М. Бехтерев о значении социальной суггестии.

29. Групповой конформизм как социальное явление.

30. Синектика как метод групповой дискуссии и его особенности.

31. Типология групп Л.И. Уманского. Условия развития группы.

32. Неформальное общение и его особенности.

33. Чувства и эмоции в общении.

34. Межличностная аттракция.

35. Манипуляция в общении.

36. Деструктивное общение.

37. Потребность в общении и методы ее изучения.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

Подготовка учебного реферата.

Учебный реферат - это краткое письменное или устное изложение содержания научной темы, статьи, а также доклады на определенную тему, включающие в себя обзор литературы и других источников.

Работа над рефератом развивает способность самостоятельно и творчески мыслить, помогает глубоко изучить ту или иную проблему по педагогической психологии.

Первоначальный этап работы над рефератом, после определения его темы, заключается в подборе и изучении литературы, при этом уделяется внимание как фундаментальным трудам, посвященным той или иной проблеме, так и актуальным научным статьям. Особое внимание необходимо уделять источникам, опираясь при изложении материала на документы.

При подготовке реферата также желательно определить круг справочных и вспомогательных изданий, которые могут потребоваться в работе: справочники, словари, энциклопедии и т.д.

Следующий этап подготовки реферата - изучение и анализ материала. Весь материал должен быть внимательно прочитан и изучен. Необходимо составить конспект прочитанных книг и статей, сделать тезисы, выписки необходимых цитат, положений, выводов, фактов в специальной тетради или на карточках. При этом надо указывать фамилию автора и выходные данные издания, страницы, из которых сделаны эти извлечения. Такая предвари­тельная работа необходима. Она поможет выбрать наиболее ценный, необходимый материал, даст возможность сопоставить и проанализировать его.

Логической основой будущего реферата является план, его первоначальный вариант формируется в процессе изучения литературы. Анализ подготовленного материала позволяет выделить основные вопросы темы в их связи и последовательности. Выделив такие вопросы, необходимо сгруппировать все источники, относящиеся к определенной проблеме педагогической психологии, проанализировать, их содержание и выяснить, достаточно ли имеется материала для логического, полного и последовательного его раскрытия в реферате. После того следует четко сформулировать окончательный вариант плана. Он должен состоять из трех частей. Во вступительной части реферата дается краткий анализ литературы по теме, показывается степень изученности проблемы и ее актуальность, обосновывается цель. В основной части в ретроспективной и логической последовательности излагается все содержание темы. В зависимости от ее сложности и объема реферата основная часть может включать в себя 3-6 вопросов, которые, в свою очередь, могут делиться на подвопросы. Заключение должно содержать в себе краткие итоги и четкие выводы.

Важнейший и заключительный этан работы над рефератом - составление текста доклада. В нем должно быть в кратком и логически последовательном виде, простым и ясным языком раскрыто содержание темы. Любой его тезис или любое положение должно быть теоретически доказаны, подкреплены соответствующими аргументами, материалами из авторских источников, стати­стическими данными, фактами, которые доказывают правильность тезиса. Но реферат не надо перегружать различными цифрами и фактами, лучше всего их давать в сравнении, образно, можно представить их в виде таблиц, графиков, диаграмм.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.

  1. Предмет, задачи социальной психологии.
  2. Научное социально-психологическое исследование: принципы, структура, виды.
  3. Направления, этапы, типы научного исследования.
  4. Место социальной психологии в системе наук.
  5. Основные этапы развития социально-психологических идей.
  6. Общенаучные исследовательские методы. Социально-психологический эксперимент.
  7. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи.
  8. Методологические проблемы социально-психологического исследования.
  9. Проблемы исследования связи общественных и межличностных отношений.
  10. Место и природа межличностных отношений.
  11. Общение в системе межличностных и общественных отношений.
  12. Содержание, цели и средства общения.
  13. Общение и деятельность. Единство общения и деятельности.
  14. Формы, функции, виды и уровни общения.
  15. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.
  16. Средства коммуникации. Речь.
  17. Невербальная коммуникация.
  18. Общение как взаимодействие. Место взаимодействия в структуре общения.
  19. Типы взаимодействий. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий.
  20. Взаимодействие в теории символического интеракционизма.
  21. Общение как восприятие людьми друг друга. Социальная перцепция.
  22. Механизмы идентификации и рефлексии в процессе общения.
  23. Содержание и эффекты межличностного восприятия.
  24. Понятие межличностной аттракции.
  25. Проблема группы в социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода.
  26. Основные групповые характеристики. Классификация групп.
  27. Содержание и структура психологии большой социальной группы.
  28. Особенности психологии социальных классов.
  29. Психологические особенности этнических групп.
  30. Характеристика и типы стихийных групп. Способы воздействия в стихийных группах.
  31. Социальные движения.
  32. Малая группа, ее основные параметры и социометрическая структура.
  33. Классификация малых групп.
  34. Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии.
  35. Структура социальной власти в малой группе.
  36. Общая характеристика динамических процессов в малой группе.
  37. Образование малой группы.
  38. Феномен группового давления.
  39. Феномен групповой сплоченности.
  40. Лидерство и руководство в малых группах. Стиль лидерства.
  41. Теории происхождения лидерства.
  42. Процесс принятия группового решения. Эффективность групповой деятельности.
  43. Механизмы развития группы.
  44. Психологическая теория коллектива. Стадии и уровни развития группы в психологической теории коллектива.
  45. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива.
  46. История исследований психологии межгрупповых отношений.
  47. Проблема межгрупповых отношений в рамках принципа деятельности.
  48. Методологическое и практическое значение проблематики межгрупповых отношений.
  49. Экспериментальные исследов


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.98 (0.015 с.)