Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Школьная политика Александра I (1801 – 1825)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1802 – создание Министерства народного просвещения (1-ый министр – П.В. Завадовский (1739-1812)) 1803 – принятие Предварительных правил народного просвещения 1804 – принятие Устава учебных заведений, подведомственных университетам Основные направления и содержание реформ: Þ реорганизация управления системой образования: страна разбита на шесть образовательных округов во главе с попечителями и университетским центром; Главное управление училищ – высший орган управления системой образования. Þ школьная реформа. В основу школьной реформы были положены принципы: § бессословность образования; § бесплатное образование на ранних ступенях; § преемственность программ обучения. Образование было разбито на 4 ступени:
Þуниверситетская реформа (реформа высшей школы) Университетам предоставлялась широкая автономия: § выборность ректора и профессуры; § собственный университетский суд; § невмешательство государственной администрации в дела университета; § право назначать преподавателей в училища своего округа. Открывались новые университеты: Харьковский, Казанский, Петербургский. Þ создание специальных высших школ – Московское коммерческое училище, Институт путей сообщений и др. Þ появляются частные учебные заведения – подмосковный пансион В.В. Измайлова, Лазаревский Институт восточных языков, школа А.А. Ширинского-Шихматова для крестьянских детей в Смоленской губернии и др. Þ открытие лицеев – государственных закрытых учебных заведений для дворянства: 1811 – Царскосельский (Александровский) лицей, 1817 – Ришельевский лицей в Одессе, 1803 – Демидовский лицей в Ярославле, 1820 – лицей высших наук князя Безбородко в Нежине Черниговской губернии. В 1804г. – издан «Устав о цензуре». Это был самый мягкий цензурный устав за всю историю России, вплоть до настоящего времени. В нем указывалось, что цензура вводится «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оного». В 30-50-х годах XIX столетия в сфере образования и педагогической мысли определились две основные тенденции развития. Одна отражала демократические устремления общества. Другая была проявлением официальной политики, пронизанной идеями авторитарности, национализма, клерикализма. С.С. Уваров, ставший министром народного просвещения в 1838 г., сформулировал основные положения своей образовательной концепции как «православие, самодержавие и народность».
Реформы образования Александра II (1855 – 1881) Þ 1863 – утверждение нового университетского устава Основные положения: · восстановлена автономия; · сокращены полномочия университетских инспекторов, попечителей учебных округов; · управление передано в руки совета университета, который имел право: избирать ректора; назначать преподавателей; присуждать ученые степени; назначать стипендию студентам; · увеличено число студентов; · женщины в университет не допускаются. Þ 1864 – утверждение нового устава гимназий Основной принцип – бессословность, но высокая плата за обучение Þ открытие учреждений нового типа – прогимназий Þ 1864 - принятие устава по начальному образованию § введение земских и воскресных училищ, в целях «распространения первоначальных полезных знаний» Основная задача начальных народных училищ: «утверждение в народе религиозности и нравственных понятий». Þ появление средних и высших учебных заведений для женщин 1862 – открытие женских гимназий, целью которых было – дать образование, необходимое для «будущей матери семейства» 1872 – открытие женских высших курсов проф. В.И. Герье в Москве 1878 – открытие женскихкурсов проф. К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге Þ 1871 – принятие нового устава гимназий: § реальные гимназии преобразовывались в реальные училища Структура образования:
Высшая Ступень
Средняя Ступень
Низшая Ступень Цель: дать образование, «приспособленное к практическим потребностям и к занятиям различными отраслями промышленности и торговли». § увеличен срок обучения в классических гимназиях до 8 лет; § упразднено преподавание естествознания; § увеличено количество часов по древним языкам; § введена строгая регламентация программ и методов преподавания; § введение института классных наставников и их помощников – надзирателей; § издание правил поведения учащихся в гимназии и вне её; § разработан специальный кодекс наказаний. Þ издание «Положения о начальных народных училищах», по которомузначительно усилился правительственный надзор за земской школой и учительством со стороны инспекторов Министерства просвещения.
Реформы образования Александра III (1881 – 1894) Þ 1884 – издание нового университетского устава § ликвидирована автономия; § управление университетами передано Министерству просвещения; § введен строгий отбор ректора, деканов, профессоров; § усилен надзор за студентами, введена форма для студентов, § приняты «Правила для студентов»; § значительно повышена плата за обучение; § снижено финансирование университетов. Þ 1884 – утверждение Положения о церковноприходских школах Þ 1887 – издание «Циркуляра о кухаркиных детях» § значительно повышена плата за обучение в гимназиях и прогимназиях; § ограничен доступ в гимназии представителей низов.
GРезультаты образовательной политики правительства в XIX в.: Общий уровень грамотности населения вырос за вторую половину 19в. более чем в 3 раза, хотя и составил к 1897г. всего 21,1% (1860 -6%), т. е. всего лишь около четверти населения России было грамотно. В Сибири, где не было земств, грамотность населения составляла чуть больше 12%. Политические партии и педагогические организации предлагали ввести всеобщее внесословное, бесплатное и обязательное начальное образование. Во второй половине 19в. обрели собственную письменность некоторые народы Поволжья (марийцы, мордва, чуваши и др.), открылись национальные начальные школы, появилась местная интеллигенция. Основой среднего образования стала классическая гимназия. В конце 19в. на территории центральных губерний действовала 81 мужская гимназия и 64 женских гимназий. Продолжался рост высшей школы, к концу века насчитывалось 63 высших учебных заведений. Если к началу 60-х годов в 14 университетах страны обучалось около 3 тыс. студентов, то в середине 90-х годов их численность составляла 17 тыс. человек. Большую роль в образовании и самообразовании играли многочисленные публичные библиотеки. Их число увеличилось с 280 в начале 60-х годов до 862 в 1894 году. В стране существовало свыше 80 музеев, образовательных, просветительских обществ, занимавшихся организацией школ и курсов. Издаются педагогические журналы «Русская школа», «Вестник воспитания», «Образование» и др. Печатается значительное число новой литературы по вопросам педагогики. Был поставлен вопрос о переходе от традиционной школы обучения к школе труда, которая должна была готовить не только дисциплинированного исполнителя, но и самостоятельную образованную личность. В 1901 году в Петербурге появилась первая лаборатория экспериментальной педагогики. Создаются частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения и просветительские общества: «Дом свободного ребенка» (К.Н. Вентцель), «Сетлемент» (А.У. Зеленко, С.Т. Шацкий), «Детский труд и отдых» (С.Т. Шацкий) и др. В 1905 г. основана профессионально-политическая организация Всероссийский учительский союз (ВУС). Прогрессивные деятели педагогики XIX в.: В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.А. Корф, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, Н.Ф. Бунаков, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и другие.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА И ШКОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В XX в. Социально-политические изменения, произошедшие в стране после октябрьских событий 1917 г., не могли не отразится на характере российского образования. Большевики намеревались управлять страной, использовав школу и учительство как инструменты своего влияния. «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти», – говорилось в документах коммунистической партии (1918 г.). Во главе школьного дела были поставлены видные деятели РКП: Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский. Уже в первые годы советской власти была фактически ликвидирована дореволюционная система образования, школа отделена от церкви. В 1918 г. были приняты первые советские документы о школе – «Положение о Единой трудовой школе» и «Принципы Единой трудовой школы». Они стали законодательной основой школьной реформы. · Все школы становились доступными, едиными, трудовыми, бесплатными, девочки обучались совместно с мальчиками. · Вводилась единая трудовая школа двух ступеней: 1 ступень (от 8 до 13 лет) – 5 лет обучения; 2 ступень (от 13 до 17 лет) – 4 года обучения. · были отменены оценки, экзамены и учебники; · в учебный процесс была введена трудовая деятельность; · уроки часто заменялись бригадно-лабораторным методом, экскурсиями и походами; · введенные в 1923 г. комплексные программы ГУСа требовали строить весь материал вокруг главных понятий: человек, природа, общество. В первые годы после гражданской войны была объявлена кампания по ликвидации неграмотности. В 1920 г. создается ВЧК по ликвидации неграмотности во главе с Н.К. Крупской. Во второй половине 20-х г.г. школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса. В 1930 г. в стране введено как обязательное начальное (четырехклассное) образование. В чрезвычайно сложном положении оказалась школа в годы Великой Отечественной войны. Многие дети (≈25%) были лишены возможности учиться. Тем не менее, в военные годы был принят ряд правительственных решений, касавшихся школьного образования: · об обучении детей с 7-летнего возраста (1943), · об учреждении школ рабочей молодежи (1943), · об открытии вечерних школ в сельской местности (1944), · о введении 5-балльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (1944), · об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, 7-летней и средней школы (1944), · о награждении золотыми и серебряными медалями (1944) и др. Корректировались учебные планы и программы. Они были частично сокращены. Вводились военно-обронительные темы и военно-физическая подготовка. Приоритетом школьной политики в 1945 – 1950 гг. стало всеобщее начальное и семилетнее обучение. В целом к концу 50-х гг. школа России перешла на всеобщее семилетнее обучение. К концу 50-х годов определилась система учебных заведений среднего образования: - 3-летние общеобразовательные школы; - 3-летние вечерние школы; - техникумы и другие учебные заведения. В 1958 г. вышел «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», который определил переход на всеобщее восьмилетнее обучение. Это потребовало рационализации школьной системы, в частности, создания в сельской местности школ-интернатов, подготовки дополнительных преподавательских кадров, преодоления второгодничества. С середины 60-х гг. в центр школьной политики был поставлен переход к всеобщему среднему образованию. К 1970 г. было завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения. К началу 80-х гг. созидательный потенциал сложившейся школьной системы был в основном исчерпан. Бюрократизация, тотальная идеологизация, линия на уравнительность превращали школу в закрытое, оторванное от жизни учреждение. Интересы отдельного ребенка, инициатива учителей все более игнорировались. Все болезненнее становились недостаток в научно-педагогическом обосновании учебного процесса, отсутствие необходимых финансовых и кадровых ресурсов, фактический низкий уровень подготовки массы учащихся, рост непосещаемости школ. Неудачной попыткой выхода из кризиса была школьная реформа 1984 г. Предусмотренные реформой планы слияния общего и профессионального образования оказались надуманными. В ходе распада СССР во второй половине 80-х – начале 90-х гг. школа приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. Новый подход к современной школе был зафиксирован в Законе РФ «Об образовании» 1992 г., с внесением в него дополнений и изменений в 1996 г.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Тест 1. 1. Характер воспитания у восточных славян: 1) равный и всеобщий; 2) родоплеменной; 3) семейно-сословный. 2. Сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит: 1) «Златоуст»; 2) «Поучение Владимира Мономаха детям» 3) «Русская Правда». 3. Какой возрастной период определялся словом «чадо»: 1) 3 – 6 лет; 2) 7 – 12 лет; 3) 12 – 15 лет? 4. Дома, в которых дети дружинников учились ратному искусству: 1) гридница; 2) княжеский дворец; 3) кремль. 5. Воспитание в Древней Руси строилось на основе: 1) библейских заповедей; 2) традиций и обычаев; 3) греко-византийского педагогического опыта. 6. Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта: 1) Кириллом и Мефодием; 2) К.Туровским; 3) Ярославом Мудрым. 7. Появление первых школ было вызвано: 1) низкой грамотностью народа; 2) потребностями культуры; 3) потребностями духовенства. 8. Начальное обучение в Древней Руси осуществляли: 1) мастера грамоты; 2) монахи; 3) учителя-греки. 9. Письменный памятник, свидетельствующий о быте и воспитании в средневековой Руси: 1) «Задонщина»; 2) «Домострой»; 3) «Советы отца сыну». 10. Первый печатный учебник, появившиеся в XVI в.: 1) Азбука; 2) Букварь; 3) Псалтырь. 11. Основоположник отечественного книгопечатания: 1) Иван Фёдоров; 2) Фёдор Климов; 3) Григорий Котошихин. 12. Первая государственная школа повышенного образования: 1) Типографское училище; 2) Андреевское училище; 3) Греко-латинская школа. 13. Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687г., создана на основе школы: 1) Симеона Полоцкого; 2) братьев Иоанникия и Софрония Лихудов; 3) Феофан Прокопович. 14. Автором первого «Букваря» был: 1) М. Смотрицкий; 2) Л. Магницкий; 3) В. Бурцев. 15. Московское государство рассматривало западноевропейский педагогический опыт как: 1) угрозу православию; 2) эффективную систему; 3) считало приемлемыми лишь некоторые принципы и методы обучения и воспитания. 16. В Славяно-греко-латинской академии обучался: 1) Петр Первый; 2) М. Ломоносов; 3) Ф.М. Ртищев. 17. Первое светское учебное заведение созданное при Петре I: 1) школа математических и навигацких наук; 2) Морская Академия; 3) горнозаводская школа. 18. Учебное заведение Эрнста Глюка специализировалось на: 1) изучении математики и физики; 2) изучении иностранных языков; 3) воспитании царских детей. 19. Академия наук открыта в: 1) 1725г.; 2) 1689г.; 3) 1755г. 20. В первой четверти 18в. в школы зачислялись добровольно и принудительно дети представителей всех сословий кроме: 1) дворян; 2) крепостных крестьян; 3) духовенства. 21. Первые государственные общеобразовательные школы назывались: 1) начальные архиерейские; 2) элементарные; 3) цифирные. 22. Характер программы архиерейских школ: 1) светско - религиозный; 2) светский; 3) религиозный. 23. Составителем «Духовного Регламента» для архиерейских школ был: 1) Ф. Поликарпов; 2) Феофан Прокопович; 3) Л. Магницкий. 24. Первое среднее учебное заведение закрытого типа для дворян: 1) Кадетский корпус; 2) Александровский лицей; 3) Учительская семинария. 25. Кто из школьных реформаторов 18в. делил науки и знания на «нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредные»? 1) Ф. Салтыков; 2) В. Татищев; 3) М. Ломоносов. 26. Основная направленность школьной реформы Г. В. Лейбница: 1) физико-математическая; 2) гуманитарная; 3) духовная. 27. Учёный-энциклопедист, инициатор демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук: 1) М. Ломоносов; 2) Г. Лейбниц; 3) И. Шувалов. 28. Екатерина II интересовалась педагогическими трудами и деятельностью (исключить лишнее): 1) И.Б. Базедова; 2) Дж. Локка; 3) И.Г. Песталоцци; 4) Д. Дидро; 29. Русский просветитель-педагог, известный писатель и журналист 18в., определивший в воспитании три главных направления: телесное (физическое), нравственное и умственное: 1) Н. И. Новиков; 2) А. Н. Радищев; 3) И.И. Бецкой. 30. А.Н. Радищев особое значение придавал: 1) эстетическому воспитанию; 2) нравственному воспитанию; 3) гражданскому воспитанию. 31. Бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви: 1) народные училища; 2) малые школы; 3) приходские школы. 32. В главных народных училищах преподавание вели: 1) священники; 2) иностранцы; 3) гражданские педагоги. 33. Классно-урочная система обучения в России введена: 1) «Законом об обучении»; 2) «Уставом народным училищам Российской империи»; 3) «Генеральным учреждением о воспитании». 34. Активный реформатор образования в России в конце 18в., последователь идей Я.А. Коменского: 1) Н.И. Новиков; 2) Ф.И. Янкович; 3) П.Ф. Каптерев. 35. Сколько университетов было в России в начале 19в.? 1) 3; 2) 7; 3) 20. 36. В лицеях преимущественно готовили: 1) офицеров-штабников; 2) придворных; 3) высших государственных чиновников. 37. Дворянские девушки в начале 19в. получали образование: 1) в женских гимназиях; 2) в институтах благородных девиц; 3) дома с гувернерами.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 3220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.200 (0.014 с.) |