Воспитание и школа в античной Греции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание и школа в античной Греции



Античная Греция вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Из античной Греции ведет свою историю педагогика.

Уже в трудах древнегреческих философов содержалось немало мудрых идей по вопросам воспитания и обучения подрастающего поколения. Из Древней Греции ведут своё происхождение некоторые педагогические термины: школа (schola – досуг), гимназия (gimnasion – сначала общественная школа физического развития, позже школа повышенного уровня образования), педагог (paidagogos – детоводитель, поводырь) и др.

До семи лет дети воспитывались в семье под присмотром рабов-нянек, затем они получали возможность обучаться в общественных учебных заведениях, ориентированных на подготовку свободных граждан, способных в полной мере участвовать в управлении государством. Физическое здоровье считалось таким же важным делом, как и успехи в овладении школьными дисциплинами.

Школы были небольшими − 20-50 человек. Занимались одновременно дети всех возрастов с одним учителем. Все предметы делились на три группы. Первую вел учитель – грамматик, который учил чтению, письму и арифметике. Знания дети усваивали со слов учителя, очень много запоминали наизусть (например, отрывки из поэм Гомера), так как образованный мужчина должен был в беседах цитировать великих поэтов. Писать учились на вощеных дощечках специальной палочкой, заостренной с одной стороны – стило. Для упражнений в счете (четыре арифметических действия) использовали камешки и другие подручные средства, позже этой цели служила специальная доска – абак. Музыку и поэзию преподавал кифаред. Пению учили с голоса в унисон, сопровождая игрой на кифаре или лире. Педотриб учил танцам и атлетике.

Расцвет школьного дела и педагогической мысли в Древней Греции связан с культурой городов-полисов (VI−IV в.в. до н.э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Образованность считалась важным и неотъемлемым качеством достойного гражданина полиса.

В Древней Греции сложились две полярные системы воспитания и обучения: спартанская и афинская.

 

☻Спартанская система воспитания

Цель – подготовка физически крепких, стойких, закаленных, выносливых воинов.

Возраст Характер, среда воспитания Содержание воспитания
До 7 лет Семейное   Нравственное и физическое воспитание
    7–18 лет   Государственное (вне семьи), в агеллах под руководством пайдонома ********************** 14 лет – посвящение мальчиков в эйрены –членов военной общины Физическое: закалка, бег, прыжки, метание диска, копья, борьба, рукопашный бой. Умственное: овладение чтением, письмом, лаконичной речью. Музыкальное – песни, мотивы преимущественно боевого, воинственного характера. Нравственно-политическое: воспитание патриотизма, мужества, выносливости, овладение наукой побеждать; безжалостное, презрительное отношение к рабам; осуждение пьянства.  
18–20 лет Перевод в группу эфебов Несение военной службы, постоянная военная подготовка  

 

Девушки в Спарте, как будущие матери воинов, воспитывались наравне с мужчинами физически здоровыми и дисциплинированными. Они учились чтению, счету, письму, занимались гимнастическими упражнениями (бег, метание диска и копья, прыжки), а также музыкой, пением и танцами.

 

Афинская система воспитания

Цель – всестороннее гармоническое формирование личности.

***Цель воспитания и образования в Афинах определялась понятием «калокагатия» («калос» – красивый, благородный, «агатос» – прославлять, величать), что означало совокупность добродетелей, характеризующих всестороннее интеллектуальное развитие и культуру тела.

Возраст Характер, среда воспитания/учебные заведения Содержание воспитания
До 7 лет Семейное, домашнее    
  7-14 лет   Начальное образование (частные школы)
 
 


Школа грамматиста

 
 


Мусическая школа (школа кифариста)

  Чтение, письмо, счет.   Литературно-эстетическое образование: изучение произведений древнегреческих поэтов и философов, мелодекламация, пение, игра на струнных инструментах. Нравственное воспитание.  
    13-16 лет Палестра – гимнастическая школа/школа борьбы Цель – развитие культуры тела. Физическое воспитание: бег, прыжки, борьба, метание диска, копья, плавание, фехтование.  
    16-18 лет Гимнасия – общественное учреждение повышенного уровня образования · Академия · Ликей · Киносарг     Философия, политика, литература, гимнастика
    18-20 лет Эфебия –общественное учреждение высшего уровня образования Физическое (верховая езда, стрельба из лука и катапульты и др.), военное (строительство укреплений, несение службы в городских гарнизонах и т.п.) и политическое воспитание.  

Для девочек афинская традиция предусматривала исключительно домашнее воспитание. Женское воспитание заключалось в подготовке к ведению домашнего хозяйства. В семье они также получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку.

Древнегреческая цивилизация дала миру немало философов, в трудах которых были сделаны первые педагогические обобщения: Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ТЕОРИИ
В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Сократ (470-399 г.г. до н.э.)

· высказал идею о важности самопознания;

· внедрил в практику метод эвристической беседы;

· считал, что главной целью воспитания человека должно быть нравственное самосовершенствование.

 

 
 

 

 


Демокрит (460-370 г.г. до н.э.)

· выдвинул идею природосообразности «каждый человек – микрокосмос»;

· обосновал значимость трудового и нравственного воспитания;

· подчеркивал важность и ответственность родительского воспитания;

· раскрыл значимость процесса воспитания – «тяжкий, но благородный труд учителя/воспитателя»;

· впервые систематизировал и изложил рекомендации учителю по воспитанию ребенка

 
 


Платон (427-347 г.г. до н.э.)

· подчеркивал важность воспитания – это «есть важнейший фундамент всей жизни человека»;

· предостерегал о влиянии разных факторов на воспитание (воспитание есть могучий, но не всесильный способ формирования личности, т.к. окружающий мир противоречив (добро — зло, свет — тень))

· необходима тесная духовная связь между наставником и учеником (= «платоническая любовь»);

· создал свою идею всестороннего образования;

· провозгласил принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения;

· высказал идею игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.011 с.)