Школа и педагогика в России XVIII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа и педагогика в России XVIII В.



Серьезные изменения в общественно-политической и культурной жизни России в XVIII в. привели к созданию первых светских школ. Их открытие связано с именем Петра I.

Принципы организации школ:

§ государственность;

§ профессионализм и энциклопедичность;

§ принудительность, строгая дисциплина.

В 1701 открывается в Москве школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне, директором которой определен английский профессор Г. Фарварсон.

Содержание учебной программы: арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, география => практическая направленность.

До того как приступить к изучению этой программы, учащиеся могли пройти два начальных класса («русская школа» и «цифирная школа»), где учились читать, писать (на основе гражданского алфавита) и считать. Возраст учащихся – от 12 до 20 лет. Выпускали из школы по мере завершения подготовки или по запросам ведомств. Готовили моряков, инженеров, артиллеристов, служивых людей. Ученики получали кормовые деньги, жили при школе или в наемных квартирах, которые снимали. За прогулы учащимся грозил немалый штраф. За побег из школы полагалась смертная казнь.

1701 – создание в Москве школы навигацких наук, директор – Леонтий Филиппович Магницкий, русский просветитель, автор первого учебника по математике.

Школы ставили своей задачей подготовку офицерских и инженерных кадров.

1705 – для специальной подготовки специалистов по иностраннымязыкам в Москве учреждено особое учебное заведение, которым руководил пастор Эрнст Глюк. Здесь обучали греческому, латинскому, итальянскому, французскому, немецкому и шведскому языкам, а также изучали философию, историю, арифметику, географию.

В 1707 при военном госпитале в Москве была создана хирургическая школа, рассчитанная на 50 учащихся.

В 1712 учреждены инженерная и артиллерийская школы.

Указами 1714 г. была введена обязательная учебная повинность для дворянских детей, дьяков и подьячих. Были организованы светские элементарные школы с математическим уклоном – цифирные школы, церковные архиерейские школы для детей духовенства при домах архиреев, семинариумы – 8-летние средние духовные учебные заведения. Дети солдат обучались в гарнизонных школах.

В учебных заведениях, созданных в начале XVIII века, обучали на русском языке. Была усовершенствована русская азбука. Использовались пособия зарубежных и отечественных авторов («Букварь» Федора Поликарпова, «Юности честное зерцало» и «Первое поучение отрокам» Ф. Проколовича, «Арифметика» Л.Ф. Магницкого).

В 1715 в Петербурге организована Морская Академия –военно-учебное заведение, где готовили к морской службе.

С 1721 при сибирских заводах стали создавать горные училища.

В 1721 проведена реформа архиерейских школ по «Духовному регламенту» Феофана Прокоповича».

Важной вехой в истории российского образования стало открытие в 1725 г. Академии наук – важного научно-просветительского центра.

В ее состав входили университет и гимназия.

Программа гимназии включала такие предметы, как: русский язык, латинский язык, иностранный язык, словесность, математика, история.

G Возникновение в Петровскую эпоху новых типов школ было важным этапом в организации национальной системы образования. В этот период был заложен фундамент для построения школьного дела на новых началах.

Во второй четверти XVIII в. реформирование образования замедлилось. Пришли в упадок цифирные школы, морская академия, инженерные и артиллерийские училища. Но! расширилась сеть семинариумов.

Представители дворянства тяготились введенной Петром Алексеевичем учебной повинностью. Поэтому едва ли не единственной заботой государства после его смерти явилась организация обучения для дворян. В 1737 новыми указами дети дворян были освобождены от учебной повинности, им также предоставлялось право на домашнее обучение.

Появились учебные заведения нового типа.

В 1731 в Петербурге было учреждено первое учебное заведение закрытого типа для знати – Корпус кадет. В нем готовили не только офицеров, но и гражданских чиновников.

1759 – открытие Пажескиго корпуса в Петербурге.

Основная черта всех открывшихся учебных заведений – сословный характер.

В 1755 г. в Москве благодаря усилиям M.В. Ломоносова был открыт университет с двумя гимназиями – дворянской и разночинской. Университет имел светский и бессословный характер. Первые студенты были набраны из духовных семинарий. Вначале в нем было три факультета – юридический, философский и медицинский. Номинально университет был открыт всем сословиям, но фактически предназначался для детей дворян. Хотя дворяне в первое время побаивались посылать своих отпрысков в бессословный университет.

Периодом наивысшего расцвета школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762 – 1796).

Первые попытки создания государственной системы образования были сделаны И.И. Бецким (1704 – 1795), одним из образованнейших людей того времени, которого императрица назначила главным советником по вопросам образования (1762 г.).

Бецкой был хорошо знаком с педагогическими идеями Запада. Он составил доклады и Уставы, которые определили политику России в области образования – «Краткое наставление о воспитании детей»,«Генеральный план воспитательного дома» и др. Ему принадлежит проект о воспитании «особой породы людей» – идеальных дворян. По инициативе И.И Бецкого были открыты следующие учебно-воспитательные учреждения:

§ воспитательные училища при Академий художеств (1764 г.) и Академии наук (1765 г.);

§ Смольный институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (1764 г.).В институте существовала общая программа: русский язык, география, история, арифметика, иностранные языки, а также курсы домоводства для менее родовитых учениц и курсы политеса для девушек из знатных семей.

§ коммерческое училище в Москве (1772 г.).

Кроме этого Бецкой И.И. и другие государственные и общественные Деятели выдвинули проекты, направленные на совершенствования отечественного образования.

Ø Проекты И. Бецкого: об учреждении разных училищ (1764), об организации государственных гимназий (1767), комиссии об училищах (1768) и др.

Ø План Ф.Г. Дильтея о создании учреждений системы начальных (тривиальных) гимназий, университетов и заведений для подготовки представителей крепостного сословия воспитателей для дворянскихдетей («рабские» или «дядские» школы).

Ø 1768 – проекты «Частной комиссии об училищах».

Планировалось в селах и больших деревнях повсеместно учреждать начальные школы – низшие деревенские училища; здания строить на средства прихожан; учителей набирать из местных священников; труд учителей оплачивать за счет родителей натурой и деньгам. Школы предназначались для мальчиков. По желанию родителей в школы могли принимать девочек и учить их бесплатно. Обязательными предметами должны были стать религия и чтение.

Низшие городские училища также устраивались на средства горожан. Школы предназначались для мальчиков и девочек. В программу входила религия, чтение и письмо.

Училища для иноверцев должно было посещать население восточных окраин. Программы планировались, аналогичные программам училищ двух первых типов.

G Проекты 1760-х гг. об общественной системе образования, об учреждении и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств и сложившейся социально-политической обстановки в стране.

В 80-х гг. XVIII в. идея создания общеобразовательной школы для всех слоев населения была реализована «Уставом народных училищ в Российской империи», принятом в 1786 г. активное участие в разработке этого документа принял Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 – 1814).

Согласно «Уставу...» в городах открывались малые и главные народные училища - бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви для средних слоев городского населения. Школы содержались на средства городских самоуправлений.

Малые училища (2 года) должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. Содержание обучения: чтение, письмо, нумерация, история, основы граждановедения, арифметика, русская грамматика, чистописание и рисование.

Главные училища (5 лет) обязаны давать более широкую подготовку на многопредметной основе: к программе малого училища добавлялось евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура; для желающих – латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский (преподавание западноевропейских языков не предусматривалось). В главных училищах можно было приобрести педагогическое образование. После окончания главного училища можно было поступать в университет.

Согласно «Уставу...» введена классно-урочная система; в школе появились расписание уроков, классная доска, мел, классный журнал успехов и посещаемости учеников; установлены определенные сроки начала и окончания занятий.

Число народных училищ быстро росло: к концу XVIII века из 500 городов училища имели 154. Их посещали 22 тыс. учащихся, в том числе 1800 девочек. Однако фактически этими школами не могли пользоваться дети крестьян.

Таким образом, к концу XVIII века в России был заложен фундамент развития централизованной государственной системы образования.

К концу XVIII в. относится деятельность Н.И. Новикова (1744 – 1818 гг.) – выдающего русского просветителя, книгоиздателя и писателя-публициста. Свои педагогические взгляды он изложил в трактате «О воспитании и наставлении детей», определяя цель воспитания как формирование активной добродетельной личности. В своей работе Н.И. Новиков руководствуется идеями народности воспитания, выступает против физических наказаний. Он явился организатором типографии в Московском университете, издавал множество книг, организовал первый в России детский журнал «Детское чтиво для сердца и разума».

Заметный вклад в развитие теории и практики обучения и воспитания внесли просветители XVIII в. – И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Г.С. Сковорода.

Своеобразным манифестом русской педагогики XVIII века стал коллективный трактат профессоров Московского университета «Способ учения». В нем провозглашались важные дидактические идеи об активном и сознательном обучении.

 

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В XIX в.

В XIX в. в развитии школы и педагогики России наступает важный этап. Формируется национальная секуляризированная система образования и педагогическая мысль, отражающая прогрессивные настроения общества и отвечающая новым экономическим и духовным запросам гражданского общества.

Во многом государственная политика в области просвещения отражала уровень образованности, культурного развития и систему общественных взглядов правителя и приближенных к ним государственных деятелей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.012 с.)