Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выдающиеся русские исследователи и врачи второй половины XVIII – начала XX вв. (доклады)

Поиск

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ:

  1. Ломоносов Михайло Васильевич
  2. Самойлович Данила Самойлович
  3. Мудров Матвей Яковлевич

4. Амбодик-Максимович Нестор Максимович

5. Буш Иван Федорович

6. Зыбелин Семен Герасимович

7. Загорскиий Петр Андреевич

8. Буяльский Илья Васильевич

9. Мухин Ефрем Осипович

10. Хотовицкий Степан Фомич

11. Пашутин Виктор Васильевич

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Сорокина Т. С. История медицины. – М., 2006.

2. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М., 2004.

3. Малая медицинская энциклопедия или Большая медицинская энциклопедия / слово «медицина» – любые издания.

4. Мейер-Штейнег Т. Медицина XVII–XIX вв. – М., 1999.

5. Мирский М. Б. Медицина России XVI–XIX вв. – М., 1996.

6. Самойлов В. О. История российской медицины. – М., 1997.

 


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНА В XVIII-XIX вв.»

ЗАДАНИЕ № 1. О характеризуйте формы медицинского образования в России и определите время их возникновения или реорганизации:

 

Понятие Краткая характеристика или определение Время возникновения
  Первая русская школа лекарей     В 1654 г., во время эпидемии чумы и войны с Польшей, при Аптекарском приказе была создана лекарская школа, в которую набраны «стрелецкие дети». В школе преподавались начала анатомии, физиологии, хирургии, терапии, лекарствоведение, «знамена немочей» (симптоматология) и др. Окончившие определялись лекарями в полки «для лечбы ратных людей».   Одновременно с лекарской школой при Аптекарском приказе была создана школа «костоправного» дела с одногодичным сроком обучения. Аптекарский приказ в 1669 г. впервые начал присуждать степень доктора медицины. К сожалению, школа Аптекарского приказа к концу XVII в. прекратила свое существование.  
  Госпитальная школа     медицинское учебное заведение, основанное в 1707 при Московском госпитале для болящих людей (ныне Главный военный госпиталь). Её организатор и руководитель — Н. Бидлоо. Школа готовила лекарей главным образом для армии. При ней были созданы анатомический театр, где неоднократно производил вскрытия Пётр I, лекарственный огород, медицинская библиотека. В 1786 Госпитальная школа преобразована в Медико-хирургическое училище (с 1798 Медико-хирургическая академия). В 1797 здесь была создана клиническая палата во главе с профессором М. Пеккеном и адъюнктом Е.О. Мухиным. За годы своего существования школа подготовила более 800 лекарей. Среди её преподавателей были выдающиеся учёные-медики К.И. Щепин, П.И. Погорецкий, А.Ф. Шафонский, А.М. Шумлянский и др.  
  Медико-хирургическое училище     В 1783 г. в Петербурге было открыто Калинкинское медико – хирургическое училище, преобразованное позже в Императорский медико – хирургический институт (это учебное заведение находилось под покровительством Екатерины II). В медико – хирургических училищах преподавали известные профессора и крупные клиницисты Г.И. Базилевич, Н.К. Карпинский, Г.Ф. Соболевский, М.М. Тереховский, А.Н. Федоровский, А.М. Шумлянский и др. В этих специализированных медицинских учебных заведениях была хорошая материальная база: анатомические театры, физические и химические лаборатории, ботанические сады, обширные библиотеки. Теоретическая подготовка учащихся сочеталась с медицинской практикой, что позволяло им сразу после окончания училищ выполнять обязанности лекарей и фармацевтов в полном объеме. Многие выпускники отправлялись на службу в русскую армию и на флот, которые в ходе почти постоянных войн и конфликтов несли людские потери.  
    Российская Академия наук     1724 — Петербургская академия наук учреждена в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года. Академия основана по образцу западноевропейских академий. В отличие от них (которые автономны), РАН в большей степени зависит от государства. Государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России. Российская академия наук является некоммерческой научной организацией, созданной в форме государственной академии наук и выполняющей важные конституционно-публичные задачи по обеспечению благополучия и процветания России (Преамбула Конституции РФ) и свободы научного творчества (ст. 44 Конституции РФ).   Всего в Академии по состоянию на июль 2008 года насчитывалось 470 научных учреждений, более 55 тыс. научных сотрудников, в том числе более 522 академиков и 822 членов-корреспондентов.  
  Московский университет (медицинский факультет)     В 1724 году при Петербургской Академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Позднее М. В. Ломоносов сформулировал в письме к И. И. Шувалову предложения, которые легли в основу проекта Московского университета. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры. в XIX векеСтуденты обучались на 4 факультетах (отделениях): нравственных и политических наук, физических и математических наук, медицинских наук, словесных наук. Обучение продолжалось 3 года. После выпускных экзаменов лучшим из оканчивавших университет присваивалась степень кандидата, остальным — звание «действительный студент». Усиливалась преемственность различных ступеней образования. По уставу 1804 года университет осуществлял общее руководство средними и начальными учебными заведениями центральных губерний России. Он основан в 1755 году
  Медико-хирургическая академия (ИМХА)     Cтарейшая среди военных академий и медицинских вузов нашей страны (первая трети XVIII века). 18(29) декабря 1798 года Павел I подписал указ о строительстве помещений для учебных театров (аудиторий) врачебного училища и для общежития его учеников. Дата подписания указа считается днем основания Медико-хирургической (с 1881 года - Военно-медицинской) академии. В 1808 году императором Александром I академия была возведена в ранг «первых учебных заведений Империи»: она получила права Академии наук, ей разрешено избирать своих академиков и она стала именоваться Императорской (ИМХА). 18(29) декабря 1798 года

 

ЗАДАНИЕ № 2. Составьте историко-биографическую справку о русских врачах (годы жизни, область медицины, основной вклад, открытия):

ЛОМОНОСОВ МИХАЙЛО ВАСИЛЬЕВИЧ (8 [19] ноября 1711, деревня Мишанинская, Россия — 4 [15] апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт физического класса с 1742, профессор химии с 1745).

ЗЫБЕЛИН СЕМЕН ГЕРАСИМОВИЧ (25 августа [5 сентября] 1735 — 26 апреля [8 мая] 1802, Москва) российский медик, один из первых русских профессоров медицины в Московском университете.

Первоначальное образование получил в Славяно-греко-латинской академии. Поступил в Московский университет сразу же по его открытии в 1755 году, изучал философские, юридические и филологические науки. Обучаясь в университете, он в то же время преподавал латинский язык в университетской гимназии. В университете он слушал лекции по русской и латинской словесности у профессора Поповского, по арифметике и геометрии у профессора Барсова, по логике, метафизике и нравоучительной философии у профессора Фроммана и по естественному, общенародному, римскому праву и всеобщей истории у профессора Дильтея. В 1758 году был послан за границу изучать медицину. Сначала обучался в Кенигсберге; с 1763 года — в Лейдене, где в 1764 году защитил диссертацию «De saponibus medicis nativis ex triplici regno naturae petitis» и получил степень доктора медицины. В 1765 году по возвращении в Россию был назначен экстраординарным профессором по кафедре теоретической медицины московского университета. В 1768 году был произведён в ординарные профессоры. Он читал самые разные медицинские предметы и был известен как один из самых красноречивых лекторов. Ведя преподавание на русском языке (а не на латыни, как было принято), Зыбелин способствовал созданию правильного и точного языка для врачебной науки. Он ввёл на лекциях демонстрацию опытов. В 1771 году был одним из организаторов борьбы с эпидемией чумы в Москве. 21 марта 1784 года был избран членом Российской академии.

В течение 15 лет он состоял бесплатным врачом при университетской больнице; завещал университету свою библиотеку, которая была передана Физико-медицинскому обществу.

 

САМОЙЛОВИЧ ДАНИЛАСАМОЙЛОВИЧ (р. 1744 или 1743 — ум. 20 февр. 1805) рус. врач-эпидемиолог. В 1765 окончил госпитальную школу при Петербург. адмиралтейском госпитале. В 1769—71, во время войны с Турцией, служил в действующей армии; принимал активное участие в борьбе с чумой, возникшей среди армии и населения. В 1771 приехал в Москву в разгар эпидемии чумы ("моровой язвы") и вызвался работать в госпиталях для зачумленных. С 1784 работал на юге России, где с 1793 был гл. доктором карантинов. С. — яркий представитель рус. школы эпидемиологов-контагионистов. Он убедительно показал, что заражение чумой происходит при непосредственном соприкосновении с больными или зараженными вещами и предметами; разработал систему мероприятий по борьбе с чумой, к-рая по существу является общей системой предупредительных мероприятий против заразных болезней. Внес много нового в учение о клинике заболевания чумой, описал особенности течения болезни, ее признаки и проявления; занимался микроскопич. исследованиями с целью найти возбудителя чумы; для предупреждении заболевания предлагал производить прививки ослабленного заразного начала чумы лицам, непосредственно соприкасающимся с больными.

МУДРОВ МАТВЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ (23 марта 1776 — 8 июля 1831) рус. врач. В 1800 окончил Моск. ун-т. С 1809 — проф. того же ун-та и Моск. отделения Медико-хирургич. академии (1813—17). М. — один из основателей рус. терапевтич. школы; его труды сыграли большую роль в развитии отечественной медицины. Впервые в России ввел опрос больного и составление истории болезни, разработал схему клинич. исследования больного и т. д. Указывал, что лечить следует не болезнь, а больного и высказывался в пользу индивидуализации лечения, проведения комплексной терапии (включая диетотерапию, водолечение, кровоизвлечение, психо- и трудотерапию). Подчеркивал, что осн. задача врача — распознавание и определение причин заболевания, проведение комплексных лечебно-профилактич. мероприятий. М. является также одним из основоположников военной гигиены, задачу к-рой видел в сохранении здоровья и предупреждении болезней военнослужащих. С его именем связана реорганизация преподавания мед. наук; были введены практич. занятия для студентов и преподавание патологич. и сравнительной анатомии, усилено оснащение кафедр учебно-вспомогательными пособиями и др. Принимал активное участие в борьбе с холерой в Саратове (1830—31) и Петербурге (1831). Умер в Петербурге от холеры.

АМБОДИК-МАКСИМОВИЧ НЕСТОР МАКСИМОВИЧ (7 ноября (27 октября) 1744 — 5 августа (24 июля) 1812) российский учёный-акушер, медик, педиатр, ботаник, фитотерапевт, геральдист. Доктор Страсбургского университета, профессор акушерства. Будучи профессором «повивального искусства» при Петербургской акушерской школе, А.-М. ввёл новые наглядные методы преподавания, а также внедрил в практику применение акушерских щипцов. Составил руководство по акушерству «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» (1784‒86) ‒ лучший труд 18 в. в этой области. А.-М. получил наименование «отца русского акушерства». Издал в Петербурге (1795) первую русскую ботанику ‒ «Ботаники начальные основы».

ЗАГОРСКИИЙ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ (9 авг. 1764 — 20 марта 1846) рус. анатом и физиолог, акад. (с 1807). Окончил Петербург. медико-хирургич. училище (1786); с 1797 — адъюнкт анатомии и физиологии сначала Моск., а затем Петербург. училища. С 1799 работал в Медико-хирургич. академии, где читал курс лекций по анатомии и физиологии и ввел обязательные для студентов занятия на трупах. В 1802 издал первое оригинальное руководство на рус. языке "Сокращенная анатомия или Руководство к познанию строения человеческого тела" (2 тт.), в к-ром изложил основы анатомии, дал рус. анатомич. терминологию взамен латинской и зарекомендовал себя сторонником опытного исследования природы. З. создал классификацию уродств, отметил влияние механич. фактора, вызывающего их развитие, поставил ряд практич. вопросов хирургии в этой области; высказывал мнение о том, что функция, к-рую выполняет орган, определяет его строение и изменение функции зависит от изменения в строении органа. В работе "О жидких частях человеческого тела" (1819) З. выступил против виталистич. понятий "жизненная сила", "существенная сила" в физиологии. Во взглядах на происхождение человека был близок к основателям теории эволюции. В анатомии ему принадлежит приоритет открытия узла подъязычного нерва и добавочной отводящей прямой мышцы глаза. З. является основоположником первой рус. анатомич. школы.

 

БУШ ИВАН ФЕДОРОВИЧ (20 февраля 1771, Нарва — 24 октября 1843) — основатель петербургской хирургической школы, профессор Санкт-петербургской медико-хирургической академии. известный в свое время хирург и профессор петербургской медико-хирургической академии; род. 20 февраля 1771 г. в Нарве, в бедной немецкой семье; в 1785—88 гг. учился в петербургском клиническом хирургическом институте; по окончании курса поступил на службу во флот, с 1791 г. служил в кронштадском госпитале, в 1797 г. сделался в хирургическом институте профессором анатомии и хирургии, а в 1800 г. занял кафедру хирургии в только что открытой медико-хирургической академии. В 1835 г. он отказался от кафедры, но сохранил звание члена конференции академии до 1839 г., когда был произведен в почетные члены ее. В 1839 г. праздновали 50-летний юбилей его службы и была учреждена в честь его хирургическая премия. † 24 октября 1843 г. Заслуги Б. относятся к области преподавания и упрочения в России медицинского образования. Ему принадлежит "Руководство к преподаванию хирургии" (3 ч.; СПб., 1807; 5 изд., 3 ч., СПб., 1831); статьи его напечатаны во "Врачебном журнале" и в "Трудах СПб. Врачебного Общества.

БУЯЛЬСКИЙ ИЛЬЯ ВАСИЛЬЕВИЧ (* 26 июля 1789— † 1866) — русский анатом и хирург, академик Императорской Академии художеств. С 1829 занимал должность управляющего Хирургическим инструментальным заводом и много сделал для создания хирургического инструментария отечественного производства. В частности, им предложен хирургический инструмент для оттеснения тканей без их повреждения, представляющий собой слегка изогнутую неширокую лопаточку овальной формы с гладкой поверхностью и тупыми краями, снабжённую плоской ручкой (лопатка Буяльского).

Им внедрено дренирование околопузырного пространства при мочевых затёках или для их предупреждения, осуществляемое через запирательное отверстие.

Совместно со скульптором П. К. Клодтом и художником А. П. Сапожниковым, применив метод замораживания трупа, создал анатомическую мышечную фигуру «Лежащее тело», отлитую в бронзе и посланную в лондонскую и парижскую академии.

По изобретенному им способу, Буяльский бальзамировал в Санкт-Петербурге тела Высочайших особ: в 1814 г. - герцогини де-Тарант, кузины Людовика XVI, и герцогини Вюртембергской, тетки императора Александра I-го; в 1828 г. - императрицы Марии Феодоровны; в 1831 г. - княгини Иоанны Лович, супруги цесаревича Константина Павловича, и в 1843 г. - принцессы Ольденбургской.

Буяльскому принадлежит одно из первых в отечественной литературе руководств по судебной медицине. Наиболее значительное произведение Буяльского — Анатомико-хирургические таблицы, вышедшие в трёх частях (1828, 1835, 1852), — первый в России оригинальный атлас по оперативной хирургии. Общее количество работ Буяльского достигает 100, среди них анатомические атласы и руководства.

В течение 33 лет (с 1831 по 1864) вёл большую хирургическую работу в Мариинской больнице. Был одним из первых русских хирургов, вводивших общее обезболивание (эфир, хлороформ).

Представляют интерес также философские высказывания Буяльского, его мысли о единстве и бесконечности мира.

МУХИН ЕФРЕМ ОСИПОВИЧ (26 янв. 1766 — январь 1850) рус. врач и анатом. Проф. Моск. отделения Медико-хирургич. академии (1808—18) и Моск. ун-та (1813—35). Автор первого в России руководства по хирургии ("Первые начала костоправной науки", 1806) и одного из первых руководств по анатомии ("Курс анатомии", 7 чч., 1813—15), в к-ром был включен раздел о слизистых сумках человеческого тела, названных им "мокротными сумочками". М. способствовал внедрению в мед. практику физич. методов лечения (массаж, минеральные ванны, электролизация, гальванизация и др.). Ввел (начиная с 1801) в Москве противооспенную вакцинацию и пропагандировал всеобщее оспопрививание в России; принимал активное участие по борьбе с холерой во время эпидемии в Москве (1830). Известны также его работы по диететике, токсикологии, дезинфекции, гигиене и др.

 

ХОТОВИЦКИЙ СТЕПАН ФОМИЧ [1796 (по др. сведениям — 1794), с. Красилов Староконстантиновского уезда Волынской губернии, — 30.3 (11.4).1885, Петербург], русский врач, один из основоположников педиатрии в России. В 1817 окончил петербургскую Медико-хирургическую академию, где с 1822 преподавал акушерство, судебную медицину и т. н. медицинскую полицию (с 1830 профессор). В 1832 возглавил самостоятельную кафедру акушерства, женских и детских болезней. Первым среди русских учёных с 1836 читал полный курс детских болезней в Медико-хирургической академии. Фундаментальный труд Х. "Педиятрика" (1847) — первое в России руководство по педиатрии. Х. — автор "Врачебно-народного наставления для духовных училищ" (1844), своеобразного пособия по школьной гигиене, а также трудов "О сибирской язве" (1831), "О холере" (1832).

 

ПАШУТИН ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ (16 янв. 1845 — 20 янв. 1901) рус. патофизиолог, один из создателей патофизиологич. школы в России и патофизиологии как самостоятельной экспериментальной дисциплины. Ученик И. М. Сеченова и С. П. Боткина. В 1868 окончил Медико-хирургич. академию. В 1874—79 — проф. Казан. ун-та, а с 1879 — Медико-хирургич. академии в Петербурге. Труды посвящены изучению функциональных изменений при голодании организма. П. и его учениками получен обширный сравнительно-патологич. материал у животных различных видов и возрастов при состоянии полного и неполного голодания. Одним из первых обратил внимание на находящиеся в пище особые вещества (названные позже витаминами), играющие существенную роль в жизнедеятельности организма, и указал на их значение в этиологии ряда заболеваний (напр., цинги). Исследовал обмен веществ, теплообмен и газообмен при различных формах голодания, а также при лихорадке, кровопотерях и др. патологич. состояниях организма. Разработал методику калориметрич. исследований и определения газового обмена у человека и животных; сконструировал (1890) первый калориметр для наблюдения над организмом человека. Впервые отметил патологич. отложения гликогена в тканях и ввел понятие углеводного перерождения. Автор первых рус. руководств по патологич. физиологии. Его труды имели большое значение в создании учения об обмене веществ.

ГААЗ ФЕДОР ПЕТРОВИЧ (Фридрих-Иосиф, нем. Friedrich-Joseph Haass; 24 августа (4 сентября) 1780, Бад-Мюнстерайфель — 16 августа 1853, Москва) — русский врач немецкого происхождения, филантроп, известный под именем «святой доктор», католик. Гааз изучал германистику, философию и медицину в Йенском и Гёттингенском университетах. С 1806 года состоял в качестве врача на русской службе. За свою деятельность он был представлен московским губернатором Д. С. Ланским к ордену Святого Владимира 4-й степени; этот знак отличия Гааз очень ценил и неизменно носил его до смерти на своем поношенном, но всегда опрятном фраке. В 1809 и 1810 годах совершил путешествия по Кавказу для изучения минеральных источников (ныне Кавказские Минеральные Воды). Исследовал источники в Кисловодске, открыл источники Железноводска, первым сообщил об источниках в Ессентуки (хотя и не придал им важного значения). С 1813 года, после кратковременной поездки на родину, жил и работал в Москве. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.,

 

ЗАДАНИЕ № 3. Сделайте выводы, ответив на вопросы:

 

- Назовите основные этапы становления государственной медицины в России с XVI по XIX в.?

 

Начало государственной медицины в России положено во второй половине ХVI века. В 1581 году указом царя Ивана IУ (Грозного) создан Аптекарский приказ. Первоначально приказ предназначался для обеспечения лечебной помощью царского двора. К середине ХVII века он превратился в крупное государственное учреждение. В его функции входило руководство аптеками, аптекарскими огородами, создание медицинской службы армии, организация временных госпиталей, подготовка врачей, приглашение на службу иностранных врачей, борьба с эпидемиями и пр. В ХVШ в России произошли многие преобразования в медицине. Часть из них инициирована Петром I. Россия в то время являлась единственной страной, в которой существовал единый орган управления медицинским делом. Преемницей Аптекарского приказа стала Медицинская канцелярия (1721г.). Ее возглавлял архиятр. Эту должность занимали врачи.

Какие формы подготовки медицинских кадров складывались в России, начиная с XVI в. В 1775 г. в России по указу императрицы Екатерины II произошла реформа гражданского управления. Были созданы приказы общественного призрения. В стране появилась так называемая приказная медицина.

 

- Назовите прогрессивные черты медицины в России XIX века?

 

Произощла дифференцировка медицинских дисциплин, образование в качестве самостоятельных не только базисных медико-биологических наук. Был указан путь их разваития в интересах практики и теории медицины в новейшие периоды истории – в XXв.

 

 


Семинар 13

 

РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНА в конце XIX – XX вв.

 

ПЛАН:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.122.95 (0.011 с.)