Тема 10. Русский футуризм (семинар) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Русский футуризм (семинар)



 

1. Манифесты футуристов.

2. Поэт и его роль в понимании футуристов.

3. Искусство книги у футуристов.

4. Словотворчество В. Хлебникова.

5. Философия мира, времени, творчества В. Хлебникова.

6. Богоборческие мотивы в поэмах В. Маяковского.

7. В. Маяковский и А. Белый.

8. Живописное в творчестве кубофутуристов.

9. Открытия В. Маяковского в области стиха.

10. Эгофутуризм И. Северянина: лицо и маска.

11. Футуристическая книга В. Каменского «Танго с коровами».

 

Литература к докладам подбирается студентами самостоятельно.

 

5. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

1. Проблема бунта в прозе Л. Андреева.

2. Тема человеческого одиночества в рассказах Л.Андреева.

3. Приемы комизма в рассказах А.Т. Аверченко.

4. Современные дискуссии о личности и творчестве М.Горького.

5. Образы маргинальных героев («босяков») в раннем творчестве Горького.

6. «Философия» любви в рассказах И. Бунина.

7. Тема народа в повести И. Бунина «Деревня».

8. Жанровое своеобразие книг В.Розанова «Уединенное», «Опавшие листья».

9. Блоковская концепция народа и интеллигенции (по страницам его публицистики).

10.Образ России в поэтических циклах А.Блока «Родина» и А.Белого «Россия».

11. Символика поэмы А. Блока «Соловьиный сад».

12. Поэтический стиль ранней М. Цветаевой.

13. М. Волошин о России и революции (поэзия и публицистика).

14. Своеобразие поэтического стиля ранней А. Ахматовой.

15. Литературный быт Серебряного века (по воспоминаниям современников).

16. Трагедийный мир современного города (по произведениям Брюсова, Блока, Маяковского).

17. Футуристы о поэтическом языке (по страницам футуристических манифестов).

18. Роль детали в рассказах И.Бунина.

19. Изображение молодого современника в повести И.Куприна «Поединок».

20. Картины времени в автобиографической трилогии М.Горького «Детство. В людях. Мои университеты».

21. Проблемы культуры в эссеистике символистов (А.Блок, А.Белый, В.Иванов – по выбору)

 

6. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Серебряный век как культурная и историческая целостность.

2. Периодизация истории русской литературы конца XIX – начала ХХ веков.

3. Реформа поэтического стиля в начале ХХ века.

4. Особенности развития реализма начала ХХ века.

5. Символистский роман: жанровое своеобразие.

6. Драматические жанры в литературе Серебряного века.

7. Жанры рассказа и новеллы в прозе русского символизма.

8. Типология литературных направлений и течений конца XIX – начала ХХ веков.

9. Понятие о модернизме.

10. Декадентские мотивы в русской поэзии 1890-х годов.

11. Психологический символизм И. Анненского.

12. Городской текст в русской поэзии конца XIX – начала ХХ веков.

13. Образы русской провинции в русской литературе конца XIX – начала ХХ веков (Ф.Сологуб, М.Горький, А.Ремизов).

14. Концепция личности в русской литературе Серебряного века (на примере автора по выбору).

15. Циклизация в русской поэзии конца XIX – начала ХХ веков. Типология циклов. Анализ цикла (по выбору).

16. Поиски «естественного человека» в русской литературе начала ХХ века.

17. Художественное отражение революции в русской литературе начала ХХ века.

18. Тема войны в русской поэзии 1914–1917 годов (по выбору).

19. Становление символизма как литературного явления. Анализ манифестов.

20. Ранний символизм 1890-х годов. Лирика З.Гиппиус, Д.Мережковского, Ф.Сологуба.

21. Эстетические принципы «младших символистов».

22. Лирика К.Д. Бальмонта. Особенности поэтики, эволюция.

23. Поэзия В.Я. Брюсова: эволюция лирического героя, мотивы, стилистика.

24. Ф. Сологуб. «Мелкий бес»: реальное и мифологическое в романе.

25. Основные этапы творческой эволюции А.А. Блока.

26. «Стихи о Прекрасной Даме». Принципы построения. Символика книги.

27. Творчество А. Блока периода «антитезы».

28. Творчество А. Блока периода «синтеза». Циклы «Родина» и «Ямбы» как произведения завершающего этапа эволюции Блока.

29. Поэма А. Блока «Двенадцать». «Спектр» различных интерпретаций поэмы.

30. Роман А. Белого «Петербург» как символистский тип романа.

31. Символистская лирика А. Белого (анализ цикла по выбору).

32. Акмеизм как постсимволистское направление в литературе в 1910-х годах. Эстетические принципы.

33. Творческая эволюция Н. Гумилева.

34. Психологизм ранней лирики А. Ахматовой.

35. Человек и мир в ранней поэзии О. Мандельштама.

36. Футуризм как одно из течений авангарда: эстетическая программа, школы.

37. Особенности стиля ранней поэзии В. Маяковского.

38. Поэмы В. Маяковского.

39. Поэзия В. Хлебникова.

40. Художественное своеобразие символистских исторических романов.

41. Изображение истории и исторических деятелей в прозе Д.Мережковского (на примере одного из романов).

42. Темы и образы юмористики и сатиры 1900 – 1910-х годов (А. Аверченко, С. Черный, Н. Тэффи).

43. Творческая эволюция М. Горького до 1917 года.

44. Социальное «дно» на страницах ранней прозы М. Горького.

45. Проза М. Горького 1890-хгодов: проблематика и стиль.

46. Горький-романист. Полемика о романе «Мать».

47. Специфика драматургии М. Горького.

48. Новаторство Горького-драматурга в пьесе «На дне».

49. Русский национальный характер в автобиографических произведениях М. Горького («Детство», «В людях», «По Руси»).

50. Проблема «естественного человека» в творчестве А.И. Куприна.

51. Повесть А.И. Куприна «Поединок» как образец психологического реализма начала ХХ века.

52. Особенности воплощения темы любви в творчестве А.И. Куприна

(«Олеся», «Гранатовый браслет»).

53. Стиль ранней прозы И. Бунина: поэтическое начало.

54. Русская деревня в изображении И. Бунина.

55. Бунинская концепция русского национального характера («Деревня», «Суходол»).

56. Тема любви и смерти в рассказах И. Бунина.

57. Социальная и философская проблематика рассказов И.Бунина 1910-х годов.

58. Творческий путь Л.Н. Андреева.

59. Злободневное и вечное в «Рассказе о семи повешенных» Л.Н.Андреева.

60. Проблематика и художественные особенности повестей Л.Н.Андреева «Мысль» и «Жизнь Василия Фивейского».

61. Повесть Л.Н. Андреева «Иуда Искариот»: проблематика и художественное своеобразие.

62. Драматургия и театральные концепции Л.Н.Андреева.

63. Сюжет и деталь в прозе Л.Н. Андреева.

64. Фантастика, гротеск, мифотворчество в прозе А. Ремизова.

65. Жанровое и стилевое новаторство В. Розанова («Уединенное», «Опавшие листья»).

66. Лирический характер в поэзии М. Цветаевой.

67. «Новокрестьянская» поэзия начала ХХ века.

68. Ранняя лирика С. Есенина.

69. Пролетарская поэзия на рубеже XIX – ХХ веков.

70. Стиховедческий анализ одного из стихотворных произведений конца XIX – начала ХХ веков (ритмика, метрика, фоника, строфика).

 


7. ЛЕКЦИЯ «ВВЕДЕНИЕ В РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

 

«В России в начале века был настоящий культурный ренессанс. Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души. Россия пережила расцвет поэзии и философии, пережила напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения…».[2] Так писал об этой эпохе выдающийся философ, современник Серебряного века Н.А. Бердяев. Николай Оцуп, Сергей Маковский, Владимир Вейдле, а также Николай Бердяев были первыми, кто вводил во всеобщий оборот по отношению к поэзии начала ХХ века понятие «Серебряный век»[3].

Это понятие возникло по аналогии с понятием «золотой век» (пушкинский период русской поэзии), хотя традиция употребления так называемых «металлургических» тропов в применении к векам идет из Древней Греции. Это метафорическое определение несет, как отмечал американский

славист Вадим Крейд, двойной смысл.[4] С одной стороны, «серебряный» противостоит «золотому» как отражение кризисности эпохи, ухода от пушкинской гармонии к разладу; с другой – и «золотой», и «серебряный» отличает изысканная духовная культура, утонченность духовных поисков.

Первоначально понятие «Серебряный век» противопоставлялось в литературе так называемому реализму, традиционному искусству. Однако со временем понятие это стало приобретать более широкий историко-литературный контекст вне зависимости от сосуществовавших в тот период различных литературно-художественных течений и групп, т.е. стало обозначением эпохи, в которую жили и творили не только символисты, акмеисты, футуристы, но и Л.Толстой, А.Чехов, М.Горький, И. Бунин и др.

Значение периода конца XIX – начала ХХ веков определяется его переходным характером – от эпохи классической русской литературы к литературе постклассического состояния. Почему возник Серебряный век? Так как литература является частью культуры, то ответы нужно искать, прежде всего, в общекультурных закономерностях. В истории русской культуры можно выделить несколько переходных эпох, характеризующихся неустойчивостью, хаотичностью. В.Н.Топоров говорит о своеобразных «узлах», «стыках» в истории культуры, выделяя три «узла» (применительно к литературе): «стык» XVII – XVIII веков – рубеж, отделяющий древнерусскую литературу от новой литературы; «стык» XVIII – XIX веков; «стык» XIX – ХХ веков. В последний период происходит «осознание исчерпанности основных линий, определивших развитие русской литературы в XIX веке»[5], четко обозначаются кризисные явления, быстрая смена вкусов, мод выдвигает на первый план писателей совсем иного круга. На рубеже XIX – ХХ веков особенно обострились внутренние противоречия в культуре, главное из которых сегодняшние исследователи видят в противостоянии «горизонтали» и «вертикали», в демократической тенденции, стремящейся тиражировать культурные ценности, в элитарной тенденции, ориентирующейся на отдельные творческие личности.[6]

На первый план в культуре стали выдвигаться задачи переосмысления прежних традиций– по отношению к предшествующей литературе (к классическому реализму), русской революционно-демократической тенденции (отрицание наследства 1860 – 1870-х годов), к традиционным религиозным канонам православия (возникновение «нового религиозного сознания», мистико-религиозные искания) и т.д. Серебряный век – очень противоречивый период: в нем соединяются вера в искусство, в силу слова, понимание нераздельности жизни и творчества (культ жизнетворчества), игра, вседозволенность, экспериментирование, высшие достижения, провалы. Эта противоречивость Серебряного века послужила сегодня основанием для обвинения его в разрушении традиционной системы ценностей и в подготовке к появлению тоталитарного искусства ХХ века. Здесь не место обсуждать эту сложную проблему, но несомненно одно: искусство Серебряного века стало выражением внутреннего хаоса, «адовой суматохи» (М. Горький) конца XIX – начала ХХ веков.

Существуют различные точки зрения о временных границах этого периода. Хронологические границы периода обычно определяются как отрезок времени с 1890-х годов по 1917 год. «Нижняя» граница связана со временем возникновения новых веяний в литературе (появление новых манифестов, первые «шаги» символизма). «Верхнюю» границу, видимо, не следует жестко связывать с политической датой. Серебряный век еще продолжается примерно до 1921 – 1922 годов. 1921-й – год смерти А.Блока, расстрела Н.Гумилева. Нина Берберова в книге «Курсив мой» вспоминала, что в день похорон Блока (10 августа) многие осознали: «…кончается период, завершается круг российских судеб, останавливается эпоха, чтобы повернуть и помчаться к иным срокам».[7]1922-й – год массовой высылки интеллигенции за границу. События мировой войны, революции, перешедшей в гражданскую войну, не позволили Серебряному веку реализовать до конца свой потенциал. Традиции Серебряного века развивались в литературе русской эмиграции, а в нашей стране – в «подпольной» литературе.

 

Попытаемся контурно выделить некоторые типологические черты русской литературы конца XIX – начала ХХ веков.

1. Необычайная интенсивность, насыщенность процессов литературного обновления. Происходит модернизация всей литературы. Характерно одновременное существование различных литературных направлений, течений, школ.

2. Общим для литературы становится изживание позитивистских влияний. Происходит переоценка натуралистической концепции человек – среда в пользу активной личности, которая восстает против «фатальной» среды. Актуален приоритет «вечных» ценностей над «временными», стремление осмыслить жизнь с точки зрения универсальных начал бытия.

3. Приоритет личностного начала получил отражение и в стилевых процессах. Нарастает субъективированность и одновременно обобщенность формы. Происходит перемещение основного акцента с «изобразительности» на «выразительность». Это отразилось и в жанровых трансформациях – непосредственное воздействие лирического начала на другие формы, экспансия словесной образности, концентрированность обобщений и т.д. Все прочие литературные формы проникаются лирическим началом (и драматургия, и проза, и даже литературная критика).

4. Основная оппозиция эпохи связана с взаимодействием двух художественных центров: модернизм – реализм. Модернизм и реализм на рубеже XIX – ХХ веков находились в активном взаимодействии. Кризис русского реализма преодолевался через претворение эстетики символизма в границах реалистического метода. В прозе, подтверждавшей свою принадлежность к школе русского классического реализма, распространился образ, включающий в себя совокупность смыслов, порождаемых символистским принципом соответствий; в ней разрабатывались приемы символизации сюжетно-образной структуры, Хронотоп приобретал признаки безграничности, а в стилевом отношении активизировался подтекст.

5. Литература Серебряного века – это и период «возврата» к первоистокам, к общекультурным основаниям. Особенно значимо обращение к античной мифологии, к древнерусской литературе, к русской литературе XIX века. В этот период устанавливается широкий взаимообмен русской и европейской культур.

6. Меняется литературный быт. Появляются журналы иного типа, чем привычные «толстые журналы» XIX века – такие, как элитарные «Мир искусств», «Весы», «Золотое руно», «Аполлон». Появляется новый тип писателя – разностороннего уровня: писатель-философ, писатель-филолог, писатель-критик. Претерпевает изменения статус писателя в России начала века. Революция 1905 года привела к отмене предварительной цензуры, вследствие чего в России резко возросло количество печатных изданий, и они по числу названий вышли на одно из первых мест в мире. В начале века писатель становится настоящим профессионалом.

7. Важнейшие художественные достижения Серебряного века связаны с модернизмом как «стилем ХХ века» (А. Генис). В отечественном литературоведении в течение довольно длительного времени модернизм представал в отрицательном свете – как выражение кризиса и деградации искусства в буржуазном обществе; подчеркивались его антинародный характер, элитарность, его разрыв с художественной правдой. Ныне литературоведы отошли от этого подхода, признав, что на самом деле модернисты сознательно стремились к обновлению художественных средств для того, чтобы выразить новое умонастроение, новое мировосприятие человека кризисной эпохи. Модернизм утверждал себя как альтернатива реалистическому искусству, отталкиваясь от ведущих принципов реализма 19 в. (жизнеподобие, конкретно-историческое воссоздание реальной действительности, социально-критический пафос и т.д.). Поэтому и принципы сюжетосложения, способы изображения персонажа, пространственно-временная организация, ритмическая структура стиха – все это подвергалось ревизии и переоценке. Модернисты проникают в сферу иррациональных глубин человека, в слой подсознания. В их произведениях обогащается система изобразительно-выразительных средств – появляются приемы «потока сознания», ассоциативного монтажа, пересечения памяти с сиюминутными переживаниями, сновидения, фантастика. Характерен индетерминизм, то есть отрицание всеобщей закономерности и причинной зависимости явлений в природе и обществе. Недоверие к детерминизму вело к смещению сюжета как цепи событий на второй план, на первый план выдвигался стиль (то есть более важным становилось не то, что рассказано, а то, как это рассказано). При этом автор активно вступает в диалог с читателем. Именно в модернизме происходит переход от силлабо-тонической системы стихосложения (привычных пяти размеров, которыми написана вся классическая поэзия XIX века) к новым – чисто тоническим размерам (дольник, тактовик, акцентный стих) и свободному стиху (верлибр). Модернизм стремился не описать, не воссоздать существующую реальность, как реализм, а смоделировать свою реальность, которая была бы мало связана с настоящей действительностью или даже противопоставлена ей. По словам А.Белого, «начиная с высших форм искусства и кончая музыкой, мы присутствуем при медленном, но верном ослаблении образов действительности». В этом доминанта модернистской эстетики.

8. Художественные открытия писателей этого времени послужили основой нового художественного мышления ХХ века – таких его признаков, как неомифологизм, интертекстуальность, орнаментальность и т.д. По выражению исследователя В.А. Келдыша, это была «творческая лаборатория, в которой «нарабатывалось» будущее».[8]


8. ГЛОССАРИЙ ПО КУРСУ

АВАНГАРДИЗМ (от франц. avant-garde – передовой отряд) – направление в искусстве первых десятилетий XX в., объединяющее течения, единые в своем эстетическом радикализме; ориентирован на демонстративный разрыв с классическими традициями, связан с модернизмом, но абсолютизирует и доводит до крайностей его стремление к художественной новизне. В эпоху серебряного века представлен футуризмом 1910-х гг.

 

АКМЕИЗМ (от греч. Akme – высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие) – модернистское направление в русской поэзии. Возник в 1910-е годы в среде поэтов, которых объединяла оппозиционность к символизму, стремление преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий. С акмеизмом связаны Н.Гумилев, А.Ахматова, С.Городецкий, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут, Г.Иванов.

ДЕКАДЕНТСТВО (от греч. decadence < от лат. decadentia – упадок) – определенное умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости, рафинированной утонченности. Декадентские настроения затронули почти всех символистов, но в наибольшей степени были характерны для 1890-х годов.

 

ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО – стратегия жизненного поведения художника, имеющая истоком романтическую традицию эстетизации повседневной жизни, синтез жизни и искусства. Ее суть в том, что не судьба, не жизненные обстоятельства формируют образ лирического героя поэта, а вымышленный им лирический герой обусловливает образ, который художник создает в своей повседневной жизни.

 

ИМПРЕССИОНИЗМ (от фр. Impressionisme <от лат. impression – впечатление) – одно из модернистских художественных течений, возникшее во французской живописи последней трети XIX века. В русской литературе импрессионизм не сложился в самостоятельное литературное течение, проявившись главным образом в области стиля. Основные признаки импрессионистического стиля – композиционная фрагментарность, ассоциативность образных связей, обилие мимолетных характеристик воспроизводимых явлений.

 

МАНИФЕСТ – письменное изложение художественных принципов какого-либо направления или группы, а также отдельных авторов, нередко выступающих от имени той или иной группы. Наиболее известные манифесты Серебряного века – «Ключи тайн» В.Брюсова, «Наследие символизма и акмеизм» Н.Гумилева, «О прекрасной ясности» М.Кузмина и др.

 

МИСТИФИКАЦИЯ – одна из форм жизнетворчества, предполагающая мифологизацию жизни творца, сознательное введение в обман публики. Одна из самых известных мистификаций Серебряного века – Черубина де Габриак – литературная маска, под которой скрывалась поэтесса Е.И. Васильева (Дмитриева).

 

МОДЕРН – стиль, объединяющий различные виды пространственных искусств. Он стал попыткой практического воплощения в жизнь старой романтической идеи о преобразующей силе искусства. Стилистика модерна проявляется в декоративных изделиях, украшениях, виньетках, витражах, мебели, светильниках; господствует вкус к рафинированной изысканности: изогнутые, вьющиеся формы, сложная узорность. Известен в разных странах под названиями «арнуво», «югендстиль», «сецессион», «либерти».

 

МОДЕРНИЗМ (от фр. moderne – новейший, современный) – суммарное обозначение для совокупности нереалистических направлений и течений конца XIX – начала XX века модернизм противоположен реализму и развивает традиции романтизма: отказ от жесткой связи характеров и обстоятельств, самоценность человеческой личности, трансформация сюжетно-композиционной структуры.

СИМВОЛ (от греч. symbolon – знак) – многозначный художественный образ, в котором вторичные (переносные) значения слиты с основным (номинативным), но нетождественны ему. Символ отличается от аллегории тем, что его смысл нельзя ни «разъяснить», определив однозначной логической формулой, ни отделить от предметного образа. Символ – центральная эстетическая категория символизма.

 

СИМВОЛИЗМ – первое и самое значительное из модернистских направлений в конце XIX – начале XX века символисты использовали ассоциативные возможности слова, подключали к восприятию мотивы и образы разных культур, широко пользовались явными и скрытыми цитатами. Они не только заимствовали готовые мифологические сюжеты, но и творили собственные мифы. В символизме расширились ритмические возможности русского стиха, поэтической фонетики ит.д.

 

СИНТЕЗ ИСКУССТВ – в широком смысле: сочетание различных родов и видов искусства с целью многостороннего эстетического воздействия (театральный спектакль как синтез режиссуры, сценического, танцевального искусства, музыки, литературы, изобразительного искусства и др.). Идея синтеза искусств особенно популярна в эпоху модернизма, в том числе в культуре Серебряного века, обнаруживая себя в культивировании многосторонней одаренности (М.Волошин – поэт и живописец, М. Кузмин – поэт и композитор), в создании синтетических художественных форм (построенные по законам музыкальной композиции прозаические «Симфонии» А. Белого, участие ведущих живописцев в оформлении книги создании декораций, театрализация бытовых отношений и многое другое), в жанровом синтезе (лирическая проза И.Бунина, три тома лирики как «роман в стихах» А.Блока и др.).

 

СЛОВОТВОРЧЕСТВО – известное еще с древнейших времен стремление художников слова, преодолевая ограниченность существующего лексикона, создавать новые, еще небывалые слова (окказионализмы), способные нести в себе новые смыслы или их оттенки. Активно к словотворчеству, созданию «самовитых» слов прибегали футуристы, различавшие «произвольные» («заумь» - «еуы» А. Крученых, «бобэоби» В.Хлебникова) и «производные» слова (образованные по законам языка, главным образом, из существующих частей слова – морфем: «любеночек» В. Маяковского, «ветропросвист» И. Северянина).

 

СУГГЕСТИВНОСТЬ (от лат. Suggestio – внушение, намек) – активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя через отдаленные тематические, образные, звуковые ассоциации, внушение определенного переживания или эмоционального состояния.

УРБАНИЗМ (от лат. urba – город) – обращение в искусстве к городской тематике: городские пейзажи, культурологическое осмысление города как квинтэссенции развития цивилизации.

 

ФУТУРИЗМ (от лат. futurum – будущее) – авангардистское течение начала ХХ века. В качестве художественной программы выдвинул утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Главный принцип их поэтики – принцип «сдвига», канон «сдвинутых конструкций», проявляющийся в депоэтизации лексики, введении стилистически «неуместных» слов, вульгаризмов, технических терминов, нарушении лексической сочетаемости слов и т.д.

 

ЦИКЛ (от греч. kyklos – круг, колесо) – группа относительно самостоятельных произведений, составленная и объединенная самим автором и представляющая собой художественное целое. Циклы наиболее распространены в лирике. Расцвет цикла приходится на конец ХIХ – начало ХХ века.

ЭПАТАЖ – поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила, часть творческой стратегии многих художников как средство привлечения к себе внимания, скорой популярности. Примером эпатажа может служить скандально известное однострочное стихотворение В.Брюсова «О, закрой свои бледные ноги», опубликованное им в первом сборнике «Русские символисты» (1895). Немалую роль эпатаж играл и в бытовом поведении художников Серебряного века (брюсовский «демонизм», «вампирический эротизм» З.Гиппиус, крестьянская одежда Н. Клюева ит.п.).


[1] Факультативное чтение. В дальнейшем факультативные тексты отмечены *.

[2] О России и русской философской культуре. – М.: Наука, 1990. – С. 327.

[3] История термина «Серебряный век» изложена в прекрасной книге Омри Ронена «Серебряный век как умысел и вымысел» (2000), где показано, что это «обида», нанесенная русской поэзии начала ХХ века. О. Ронен доказывает, что в первоначальном конкретном смысле этот термин подразумевает определенную вторичность художественных явлений (по приблизительной аналогии с отношением «серебряного века» римской литературы к ее «золотому веку»). По отношению к этой же эпохе с ее поразительной новизной он используется неверно (здесь означаемое и означающее не совпадают). Это был такой рассвет поэзии, какого не было даже во времена Пушкина. О необходимости применения понятия «Русский ренессанс» к эпохе рубежа XIX-XX вв. см. статью В.И. Мильдона «Русский Ренессанс, или Фальшь «серебряного века» (Вопросы философии, 2005, №1, с.40-51).

[4] Воспоминания о Серебряном веке. – М.: Республика, 1993. – С. 5-16.

 

[5] Топоров В.Н. К вопросу о циклах в истории русской литературы / В.Н. Топоров // Литературный процесс и развитие русской культуры XVIII – ХХ вв. – Таллин, 1985. – С. 8.

[6] Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры / И.В. Кондаков. – М.: Аспект Пресс, 1997. – С. 349-361.

[7] Берберова Н.Н. Курсив мой: Автобиография / Н.Н. Берберова. – М.: Согласие, 1996. – С. 167.

[8] Освобождение от догм. История русской литературы: Состояние и пути изучения. Том 2. – М.: Наследие, 1997. – С. 22.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.049 с.)