I. Историко-теоретическая проблематика курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Историко-теоретическая проблематика курса



I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА КУРСА

 

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Введение в литературу Серебряного века.

Конец XIX – начало ХХ века как переходный период в истории общественной и художественной жизни России. Периодизация литературного процесса конца XIX – начала ХХ века. Споры о понятии «серебряный век», его составе и границах. Современные дискуссии по проблемам изучения литературы серебряного века. Типология литературных направлений. Понятие о модернизме. Преобразование реализма начала ХХ века.

Понятие о неореализме. Взаимодействие модернизма и реализма. Проблема импрессионизма в русской литературе конца

XIX – начала ХХ века. Русский авангард. Поэтика и теория русского имажинизма. Жанровое своеобразие литературы. Проблема художественного синтеза. Литература и музыка, литература и живопись. Взаимоотношения поэзии и прозы. Поэтическое в прозе. Изменения в метрике, ритмике, фонике, строфике, композиции. Прозаизация поэзии. Русский стих начала ХХ века. Изменения в поэтическом языке. Роль метафоры. Циклизация в лирике и прозе. Поэтическая книга. Сборник. Цикл.

Судьбы жанра романа. Споры о кризисе жанра романа. Модернистский роман и его типы.

Малые жанры в Серебряном веке: рассказ, новелла, очерк, литературная сказка. Драматические жанры (лирическая драма, философская драма).

Стилизации в литературе. Расцвет пародии. Проблема активизации личности. Концепции «естественного человека» в русской литературе начала ХХ века. Экзистенциальная традиция в литературе начала XX века. Концепция одиночества, ее экзистенциальные «версии» в творчестве русских писателей. Проблема жизнетворчества. «Ощущение» истории в произведениях русских писателей рубежа веков. Историософская проблематика в литературе. Модификация жанра исторического романа.

Городской текст в литературе начала ХХ в. «Петербургский текст», «московский текст» в литературе. Зарождение «городской» поэзии. Пространство провинции в прозе начала ХХ в.

Новые черты литературного быта начала ХХ века. Расширение круга массовых читателей. Русская литература конца XIX – начала ХХ века как единый текст (целостность, диффузное состояние литературы).

 

2. ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Литература 1890-х годов. Ситуация «конца века» в русской культуре периода. Эсхатологизм и апокалиптика как свойства исторического видения в искусстве и литературе 1890-х годов. «Новое» и «старое» в общественном и художественном сознании. Литературные журналы. Их место и роль. Завершение эпохи великого реализма. Произведения 1890-х годов А.М.Горького, И.А.Бунина, А.И.Куприна, Л.Н.Андреева, В.В.Вересаева, А.С.Серафимовича. Идейно-эстетические особенности русского реализма рубежа веков, его отход от классических канонов. Московский кружок Н.Д. Телешова «Среда» и издательское товарищество «Знание» – центр притяжения писателей реалистического направления и демократических убеждений.

Социальный критицизм и положительные начала в их творчестве. Жанры и поэтика.

Поэзия и философия В.С.Соловьева. Их воздействие на общественную и художественную мысль. Предтечи русского символизма: К.К.Случевский, К.М. Фофанов. Журнал «Северный вестник» и деятельность А.Л.Волынского. Журнал «Мир искусства». Оформление русского символизма. Первые манифесты символистов. Философско-религиозные основания. Эстетика. Поэзия И.Коневского, А.М.Добролюбова, Н.М.Минского, Д.С.Мережковского, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсова. Поэзия и проза Ф.К.Сологуба. Первые книги К.Д.Бальмонта. Импрессионистская поэтика лирики К.Д. Бальмонта, музыкальность его стиха. Своеобразие лирического героя. Бальмонт как один из первых создателей книг стихов в Серебряном веке. В.Я. Брюсов как организатор символистского движения в России. Программный характер первых сборников поэта. И.Анненский и символизм. «Психологический» символизм и особенности его появления в поэтическом мире Анненского. Символизм и декадентство – сближения и отталкивания. Общественное восприятие произведений «старших» символистов.

Начало творческого пути М. Горького. Романтическое начало в ранних рассказах. Феномен успеха Горького в литературе.

 

Литература 1900-х годов.

Социально-историческое содержание времени. Категории времени и пространства в художественной идеологии. Ситуация «начала века», журналы, газеты, литературные кружки, салоны. Русско-японская война и литература (Андреев, Вересаев). Литература и первая русская революция. Позиции крупнейших писателей. Усиление социально-обличительных мотивов в литературных произведениях.

Новые черты в реализме 1900-х годов. Темы, жанры, поэтика нового поколения русских реалистов (А.И. Куприн, В.В. Вересаев, Л.Н. Андреев, Е.Н. Чириков, И.А. Бунин, М. Горький). Сборники издательства «Знание», их популярность.

Творчество М.Горького в 1900-е гг. Социально-философские драмы Горького («Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары»). Новые герои прозы Горького. Романы Горького и традиции русского романа. Полемика с Толстым и Достоевским.

Творческий путь А.И. Куприна. Традиции русского реализма XIX века в его прозе. Социально-психологическая повесть «Молох». Проблема «естественного человека» в повести «Олеся». Критика царской армии, утверждение высоких нравственных идеалов в повести «Поединок». Утопические иллюзии автора о путях переустройства мира. Концепция любви в творчестве писателя («Суламифь», «Гранатовый браслет», «Яма»).

Творческий путь И.А.Бунина. Родовые и культурные традиции семьи. Тенденции элегического романтизма и классического реализма в ранней поэзии и прозе. Лирическая проза. Русская деревня в изображении И.А.Бунина (рассказы о нищающем крестьянстве и разоряющемся мелкопоместном дворянстве). Судьбы России и народа в повестях «Деревня» и «Суходол». Мастерство Бунина-прозаика.

 

Л.Н.Андреев и его место в литературе начала ХХ века. Утверждение идеи трагического одиночества человека в мире. Художественное осмысление бунта в его творчестве. Особенности стиля рассказов и их символики (схематизация, гиперболизм, исключение индивидуализации характеров). Специфика философской драматургии Андреева. Евангельский текст и его художественное переосмысление в повести «Иуда Искариот». Эстетика младосимволизма. Понятие символа. Теория действенного искусства. Проблемы русской истории и современности в творчестве младших символистов. Эволюция символизма 1900-х годов. Споры о кризисе символизма. Эволюция творчества В. Брюсова, К. Бальмонта. Урбанистическая поэзия В. Брюсова. Солнечная мифология К. Бальмонта. Сборники К. Бальмонта «Горящие здания», «Будем как Солнце», «Только любовь».

 

Ф. Сологуб. Конкретно-историческая и философская проблематика романа «Мелкий бес». Осмысление и трансформация классических традиций в романе (Пушкин, Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин и другие). Основные этапы творческой эволюции А.Блока. Период «тезы». Книга «Стихов о Прекрасной Даме». Период «антитезы». Лирические драмы Блока («Балаганчик», «Король на площади» и др.). Урбанистические мотивы поэзии Блока. Возникновение блоковской концепции отношений народа и интеллигенции. Усиление общественных мотивов. Тема исторических судеб России, связей ее настоящего с прошлыми будущим (цикл «Родина»). А. Белый и его место в символизме 1900-х годов. Символика, стилевые особенности сборников «Золото в лазури», «Пепел», «Урна». Роман «Серебряный голубь»: тема Востока и Запада и ее осмысление в романе, гоголевские традиции в романе.

 

Литература 1910-х годов.

Историческое содержание периода. Поражение революции. Разочарование интеллигенции в возможностях социального прогресса. Итоги революции, их осмысление и отображение в литературных произведениях. Ситуация «исторического тупика». Сборник «Вехи». Полемика о роли русской интеллигенции в исторических судьбах народа. Ницше в России и его влияние на литературу.

Сочинения В. Розанова («Уединенное», «Опавшие листья»). Кристаллизация в них новых качеств повествования и философствования. Жанрово - родовой синтез в творчестве В.В. Розанова.

Кризис символизма (основные дискуссии).

Роман А. Белого «Петербург» как итоговый роман о «петербургском» периоде русской истории. Художественное новаторство А. Белого-романиста.

Творчество А.Блока 1910-х годов. Создание концепции лирической трилогии. Поэма «Соловьиный сад». Творчество Блока после 1917 года.

Социально-политическая и общественно-литературная ситуация накануне первой мировой войны. Поляризация общественного сознания. «Убыстрение истории» как знамение времени. Первая мировая война и литература. Писатель на войне. Изображение войны в произведениях Блока, Брюсова, Гумилева, Хлебникова, Бунина, Маяковского, А. Толстого, Ахматовой. Февральская революция и литература. Позиции писателей. Катастрофичность мироощущений в художественной среде. Литературные кафе («Бродячая собака», «Привал комедиантов»). «Карнавализация» художественного быта. Иронически-игровое, пародийное восприятие культуры. Стилизация и стилизаторство как способ художественного выражения. Темы и образы «масок», «двойничества» в литературе и искусстве предреволюционных лет.

Социальная и философская проблематика рассказов И.А. Бунина 1910-х годов. Творчество и деятельность М.Горького. «Сказки об Италии». Сборник рассказов «По Руси». Повести «Детство», «В людях». Особенности художественного мира. Журнал «Летопись». Выступления писателя в газете «Новая жизнь». Воззрения на грядущую революцию. Жесткая полемика с большевиками.

Проявления неореализма в творчестве Б. Зайцева, А.Ремизова.

Появление акмеизма. Основные манифесты акмеистов (статьи Н. Гумилева, С. Городецкого, О. Мандельштама). Вещность и ясность, предметность и живописная пластичность стихового пространства. Этапы развития акмеизма. Философия слова и концепция творчества. Вопрос о природе слова как один из центральных в системе акмеизма. Особенности эволюции творчества Н. Гумилева. Стихи книги «Огненный столп» как итог творческих исканий Гумилева. Трагизм поздней поэзии Гумилева. Философское содержание книги. Гумилев и оккультизм.

Книги стихов «Вечер», «Четки», «Белая стая» А. Ахматовой. Характер «вещной» символики, роль детали. Нарастание гражданского и национального самосознания Ахматовой.

Книга стихов О. Мандельштама «Камень». Поэзия Мандельштама и культурные традиции мировой культуры. Русский футуризм как одно из течений русского авангарда. Специфика русского футуризма. Основные группы футуристов. Проблема синтеза искусств. Эстетическая теория футуристов. Теория «заумного языка» А. Крученых. Словесное экспериментаторство футуристов. Жанры футуристической поэзии. Искусство книги футуристов. Футуристы в годы первой мировой войны. Основные этапы творческого пути В. Маяковского. Трагедийно-протестующая тональность поэзии раннего Маяковского. Поэмы Маяковского. Языковое новаторство.

Поэтический мир В.Хлебникова. Космизм натурфилософской поэзии Хлебникова. «Новокрестьянские поэты». Лирика С.А. Есенина. Формирование поэтического мира. «Маленькие поэмы». Стихии русской души в творчестве Есенина. Диалог как основа творчества Есенина.

Крестьянский космос в поэзии Н.А.Клюева.

Поэты и прозаики «Сатирикона» и «Нового Сатирикона»: А. Аверченко,

Тэффи, П.Потемкин, Саша Черный, Дон-Аминадо.

Поэзия Марины Цветаевой. Первые книги «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь». «Поэтика усвоения» в лирике Цветаевой. Особенности образного строя и синтаксиса.

Поэзия М.Волошина. Влияние символизма в первом сборнике стихотворений. Тема памяти и прапамяти, первая мировая война и революция в поэзии М. Волошина.

Пролетарская литература. Представители (Г.Кржижановский, Д.Бедный, П.Арский, А. Гастев).

Русская литература и Октябрьская революция. Позиции и отношения к событиям писателей. Первые художественные отклики: Гиппиус, Брюсов, Блок, Есенин, Клюев, Маяковский, Хлебников, Мандельштам. Исторические перспективы русской литературы перед лицом революции.

 

Основными источниками при освоении курса являются художественные тексты. Но литературная жизнь любого периода складывается из тесного взаимодействия собственно художественных произведений, литературно-критических программ, манифестов, критических, публицистических выступлений писателей. Для литературы начала века это имело особое значение. Поэтому в список текстов для обязательного изучения включены не только тексты поэзии, прозы, драматургии, но и некоторые наиболее важные индивидуальные и коллективные манифесты, критические статьи писателей.

Все тексты можно подразделить на несколько групп:

во-первых, обязательные для прочтения, те, что наиболее полно воплощают творческую индивидуальность писателя;

во-вторых, из предложенного «набора» названий студенту предоставляется возможность выбора – например, студент самостоятельно определяет круг текстов для прочтения (это касается «малых» жанров, таких как рассказы А.Т.Аверченко 1910-х годов);

в-третьих, тексты факультативные (к ним относятся слишком специфические либо усложненные произведения, например, «Симфонии» А. Белого и т.д.). Причем текстуальное изучение произведений целесообразно проводить по наиболее авторитетным изданиям: по собраниям сочинений, книгам серий «Библиотека поэта», «Литературные памятники», «Из литературного наследия» и других.

 

В 1990-е годы в нашей стране вышли прежде не издававшиеся произведения Н. Гумилева, В.Ходасевича, З. Гиппиус, Д. Мережковского, Вл. Нарбута и других. Вышли собрания сочинений А.Белого, В.Розанова, Б.Зайцева, Г.Иванова, М. Цветаевой, С. Черного, В. Ходасевича, А. Ахматовой, З. Гиппиус, В.Хлебникова, Тэффи, А.Аверченко, С.Есенина, А.Блока и других.

Для наиболее полного восприятия личности и творчества писателей, понимания «живой жизни» эпохи рекомендуется обращение к мемуарной литературе, а также к популярной ныне культурологической литературе, посвященной повседневной жизни. В список рекомендуемой литературы включены наиболее известные воспоминания.

История научно-критического изучения Серебряного века началась практически в начале ХХ столетия. Символисты были первыми, кто стал писать собственную историю своего направления. Поэтому мы считаем необходимым рекомендовать к изучению и текущую литературную критику этого времени. Статьи И. Анненского, В. Брюсова, М. Волошина, Н.Гумилева, Д.Мережковского, К.Чуковского и других могут служить ценнейшим источником для изучения литературы начала века. Но при этом всегда следует учитывать специфику задач критики, ее связь с современностью, ее программность, субъективные факторы.

Освоение курса невозможно без обращения к научной литературе – монографиям, статьям в научных журналах и массовой периодике.

 

Освоение литературы Серебряного века имеет ряд особенностей, обусловленных уровнем издания писательских текстов. Ни одно из изданий русских писателей начала ХХ века не может считаться полным. Преобладают собрания сочинений и научно-популярные издания, не претендующие на звание академических.

 

3. ЛИТЕРАТУРА

 

3.1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ, МАНИФЕСТЫ, ПУБЛИЦИСТИКА

 

Андреев Л.Н.

Рассказы: Баргамот и Гараська. Большой шлем. Рассказ о Сергее Петровиче. Бездна. Мысль. Красный смех. Призраки. Рассказ о семи повешенных. Губернатор.

Повести: Жизнь Василия Фивейского. Иуда Искариот. Дневник Сатаны.

Пьеса: Жизнь Человека.

 

Аверченко А.Т. Рассказы 1910-х годов (3-4 по выбору).

 

Анненский И.Ф. Книги стихов: Тихие песни. Кипарисовый ларец.

 

Ахматова А.А. Сборники: Вечер. Четки. Белая стая.

 

Бальмонт К.Д. Стихи из сб.: Под северным небом. В безбрежности. Тишина. Горящие здания. Будем как солнце. Только любовь (один изучить полностью).

 

Белый А. Стихи из сб.: Золото в лазури. Сб. Пепел (полностью). Роман: Петербург. Статья: Символизм как миропонимание.

 

Брюсов В.Я. Стихи из ранних сборников 1890-х годов (по выбору). Сб.: Tertia Vigilia (циклы «Любимцы веков», «В стенах»). Сб.: Urbi et Orbi («Вступление», «Песни», «Картины»). Поэма: Конь блед. Роман: Огненный ангел. Статьи: Ключи тайн. Священная жертва.

 

Блок А.А. Стихи о Прекрасной Даме. Город. Родина. Страшный мир. Ямбы. Возмездие. Незнакомка. Пьесы: Балаганчик. Песня судьбы*. Роза и Крест.* Поэмы: Возмездие*. Соловьиный сад. Двенадцать. Статьи: О современном состоянии русского символизма. Стихия и культура. Народ и интеллигенция. Интеллигенция и революция.

Бунин И.А. Рассказы 1890 – 1900-х годов: Поздней ночью. Антоновские яблоки. Туман. У истока дней. Рассказы 1910-х годов: Захар Воробьев. Худая трава. Грамматика любви. Господин из Сан-Франциско. Братья. Легкое дыхание. Сны Чанга. Повести: Деревня. Суходол. Окаянные дни* [1]. Лирика 1890 – 1918 годов (по выбору).

Вересаев В. Записки врача. К жизни.

 

Волошин М.А. Стихи 1900 – 1910-х годов: В вагоне. Старые письма. Обманите меня. На дне преисподней. Поэма: Россия.

 

Гиппиус З.Н. Стихи 1890 – 1910-х годов: Песня. Посвящение. Любовь – одна. Надпись на книге. Все кругом. Страшное. Веселье. Рассказы: Закон. На веревках. Нет возврата. Лунные муравьи.

Горький М. Рассказы: В степи. Челкаш. Макар Чудра. Двадцать шесть и одна. Старуха Изергиль. Бывшие люди. На плотах. Цикл рассказов «По Руси». Повести: Фома Гордеев. Мать. Городок Окуров. Детство. В людях. Исповедь. Пьесы: Мещане. На дне. Статьи: Несвоевременные мысли*.

Гумилев Н.С. Стихи: Капитаны. Жираф. Я вежлив с жизнью современной. Открытие Америки. Сб.: Огненный столп. Статья: Наследие символизма и акмеизм.

 

Кузмин М.А. Стихи из сб.: Сети. Озера. Нездешние вечера (по выбору). Статья: О прекрасной ясности.

 

Куприн А.И. Рассказы: Дознание. В цирке. Река жизни. Гамбринус. Штабс-капитан Рыбников. Листригоны. Повести: Молох. Олеся. Поединок. Яма*. Гранатовый браслет. Звезда Соломона*.

 

Мандельштам О.Э. Стихи: Дано мне тело – что мне делать с ним. Я вздрагиваю от холода. Петербургские строфы. Адмиралтейство. Золотистого мёда струя из бутылки текла.

 

Маяковский В.В. Стихотворения 1910-х годов: Ночь. Утро. Голод. Нате. Вам. А вы могли бы? Адище города. Лиличка. Поэмы: Облако в штанах. Война и мир. Флейта-позвоночник. Человек.

 

Мережковский Д.С. Один роман из трилогии «Христос и Антихрист». Статья: О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Стихи: Парки. Дети ночи. Леонардо да Винчи. Бог. Поэма: Вера.

 

Ремизов А.М. Сказки из сб.: Посолонь. Роман: Пруд.

 

Розанов В.В. Опавшие листья. Апокалипсис нашего времени*. Уединённое.

 

Северянин И. Стихи из сб.: Громокипящий кубок (по выбору).

 

Сологуб Ф.К. Стихи: Я – бог таинственного мира. Живы дети, только дети. Чертовы качели. Роман: Мелкий бес. Рассказы: Маленький человек. В толпе.

 

Тэффи (Н.Лохвицкая). Рассказы из дореволюционных сборников (3-4 по выбору).

 

Хлебников В.В. Стихотворения: Кузнечик. Бобэоби – пелись губы. Заклятие смехом. Сегодня я пойду. Город будущего. Одна из поэм (по выбору).

 

Цветаева М.И. Стихи из сб.: Вечерний альбом. Волшебный фонарь (по выбору).

 

Чёрный С. Стихотворения из книг: Сатиры. Сатиры и лирика. Жажда.


3.2. УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ

 

История русской литературы конца XIX – начала ХХ века: учебное пособие. Для студ. высш. учеб. завед.: в 2 т. Т. 1 / под ред. В.А. Келдыша. – М.: Академия, 2007. – 288 с.; Т. 2. – 352 с.

 

Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Кн. 1. ИМЛИ РАН. – М.: Наследие, 2000. – 960 с.

Русская литература рубежа веков (1890-е-начало 1920-х годов). Кн. 2. ИМЛИ РАН. – М.: Наследие, 2001. – 768 с.

Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX – начала ХХ века: учебник. – М.: Лаком-книга, 2001. – 400 с.

Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала ХХ века: учебник. – Изд. 4- е, доп. и перераб. – М.: Высшая школа, Издат. центр «Академия», 1999. – 432 с.

История русской литературы: ХХ век: Серебряный век. – М.: Прогресс; Литера, 1995. 704 с.

Басинский П.В. Русская литература конца XIX – начала ХХ века и первой эмиграции / П.В. Басинский, С.Р. Федякин. – М.: Издат. центр «Академия», 1998. – 528 с.

Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы / В.Н. Альфонсов, В.Е. Васильев, А.А. Кобринский и др. – СПб.: Logos; Высшая школа, 2002. – 586 с.

История русской литературы: в 4 т. / под ред. К.Д.Муратовой. – Л.: Наука, 1983. – Т.4. – 783 с.

Русская литература ХХ (1890 - 1910): в 2 кн. / под ред. проф. С.А. Венгерова.– М.: Изд. дом «XXI век - Согласие», 2000. – Кн. 1. – 512 с.; - Кн. 2. – 472 с.

Святополк-Мирский Д.С. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год; пер. с англ. Р. Зерновой / Д.С. Святополк-Мирский. – Новосибирск, 2005. – 964 с.

 

3.3. ХРЕСТОМАТИИ, АНТОЛОГИИ

Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период / Сост. И.Т. Крук. – Л.: Просвещение, 1991. – 511 с.

Русская поэзия Серебряного века, 1890 – 1917 гг.: Антология. – М.: Наука, 1993. – 784 с.

Ежов И.С., Шамурин Е.И. Антология русской лирики первой четверти ХХ века / И.С. Ежов, Е.И. Шамурин. – М.: Амирус, 1991. – 671 с.

Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М.: XXI век – Согласие, 2000. – 608 с.

Хрестоматия критических материалов: Русская литература рубежа XIX – ХХ веков.– М.: Рольф – Айрис-пресс, 1999. – 496 с.

 

3.4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ, СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

 

История русской литературы XIX – начала ХХ века. Библиографический указатель / Под ред. К.Д. Муратовой. – СПб.: Наука, 1993. – 495 с.

Бавин С. Судьбы поэтов Серебряного века: Библиографические очерки / С. Бавин, И. Семибратова. – М.: Книжная палата, 1993. – 480 с.

Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века / В. Казак. – М.: РИК «Культура», 1996. – 493 с.

Русские писатели 20 века: Библиографический словарь / Гл. ред. П.А. Николаев. – М.: Большая Российская энциклопедия – М., 2000. – 808 с.

Русские писатели. 1800 – 1917: Биографический словарь / Гл. ред. П.А. Николаев. – Т. 1. – М.: Советская энциклопедия; 1989; Т. 2. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1992; Т. 3. – Там же, 1994; Т. 4. – Там же, 1999; Т.5.-Там же, 2007.

Шруба М. Литературные объединения Москвы и Петербурга 1890 – 1917 годов: Словарь / М. Шруба. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 448 с.

Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Ж. Кассу, П. Брюнель, Ф. Клодонидр. – М.: Республика, 1998. – 429 с.

 

3.5. ВОСПОМИНАНИЯ О СЕРЕБРЯНОМ ВЕКЕ. ДНЕВНИКИ.

ПЕРЕПИСКА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ЛЕТОПИСЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ СОБЫТИЙ

«А сердце рвется к выстрелу…» / Сост. А.А. Кобринского. – М.: Эллис Лак, 2000, 2003. – 576 с.

Амфитеатров А.В. Собрание сочинений в 10 т. Т.10. Кн.1. Мемуары. Властители дум. Литературные портреты и впечатления. Кн. 2 Мемуары. Горестные заметы. – М.: НПК «Интелвак»; ОО «РНТВО», 2003.-752 с.; 816 с.

Андреева-Бальмонт Е.А. Воспоминания / Е.А. Андреева-Бальмонт. – М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1997.-560 с.

Андрей Белый и Александр Блок. Переписка. 1903 – 1919. – М.: Прогресс-Плеяда, 2001. – 608 с.

Бекетова М.А. Воспоминания о Блоке / М.А. Бекетова. – М.: Правда, 1990.-672с.

Белый А. На рубеже двух столетий / Белый А. – М.: Худ. лит., 1989.-543 с.

Белый А. Начало века / А. Белый. – М.: Художественная литература, 1990.-687с.

Бенуа А. Мои воспоминания. В 5 книгах / А. Бенуа. – М.: Наука, 1993.

Богданович Т. Повесть моей жизни. Воспоминания.1880-1909 / Т.Богданович. – Новосибирск, 2007. –364 с.

Брюсов В.Я. Из моей жизни: Автобиографическая и мемуарная проза / Сост., подг. текста, послесл. и коммент. В.Я. Молодякова. – М.: ТЕРРА.1994.-268 с.

Брюсов В.Я. Дневники. Автобиографическая проза. Письма / В.Я.Брюсов. – М.: Олма- Пресс, 2002. – 415 с.

Бунин и Кузнецова. Искусство невозможного. Дневники / Сост. О. Михайлов. – М.: Грифон, 2006. – 464 с.

Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни / О.Б.Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. – 640 с.

Валентинов Н. Два года с символистами / Н. Валентинов. – М.: XXI век – Согласие, 2000. – 384 с.

Вересаев В.В. Литературные портреты / В.В. Вересаев. – М.: Республика, 2000. – 526 с.

Волошина М. (Сабашникова М.В.) Зеленая змея. История одной жизни / М.В.Сабашникова, М. Волошина. – М.: Энигма, 1993.-413с.

Воспоминания о Серебряном веке / Сост. В. Крейд. – М.: Республика, 1993.-559с.

Воспоминания об Андрее Белом / Сост. В.М.Пискунов – М.: Республика, 1995.-591с.

Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т. 6. Живые лица. Воспоминания / З.Н. Гиппиус. – М.: Русская книга, 2002. - 704с.

Гиппиус З. (А.Крайний). Литературный дневник / З. Гиппиус. - М.: Аграф, 2000. – 320 с.

Глезеров С. Петербург Серебряного века: Быт и нравы / С. Глезеров. – М.: Центрполиграф; СПб.: Мим-Дельта, 2007. – 360 с.

Голлербах Э. Встречи и впечатления / Э. Голлербах. - СПб.: Инапресс, 1998. – 568 с.

Дитц В.Ф. Есенин в Петрограде-Ленинграде / В.Ф. Дитц. – Л.: Лениздат,1990. – 269 с.

Есенин глазами женщин: Антология / Сост. П. Фокин. – СПб.: Амфора, 2006. – 429 с.

Засосов Д.А. Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX – ХХ веков; Записки очевидцев / Д.А. Засосов, В.И. Пызин. – М.: Молодая гвардия, 2003. – 467 с.

Зоркая Н.М. На рубеже столетий (У истоков массового искусства в России 1900 – 1910 гг.) / Н.М. Зоркая. – М.: Наука, 1976. – 303 с.

Ивнев Р. Богема / Р. Ивнев. – М.: Вагриус, 2005. – 512 с.

Крученых А.Е. К истории русского футуризма: Воспоминания и документы / А.Е. Крученых. – М.: Гилея, 2006. – 458 с.

Летопись литературных событий в России конца XIX – начала ХХ в. (1891 – октябрь 1917). Вып. 1 (1891 - 1900). – М.: ИМЛИ РАН, 2002. – 528 с.

Летопись литературных событий в России конца XIX – начала ХХ в. (1891 – октябрь 1917). Вып. 3 (1911 – октябрь 1917). – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – 672 с.

Лившиц Б. Полутораглазый стрелец / Б. Лившиц. – Л.: Советский писатель, 1989.-720 с.

Литературное наследство. Т.89. Александр Блок. Письма к жене. – М.: Наука, 1978. – 414 с.

Локс К. Повесть об одном десятилетии (1907-1917) / Публ. Е.В.Пастернак, К.М. Поливанов // Минувшее: Исторический альманах.15. – М.; СПб.: Atheneum: Феникс,1993. С.7-162.

Маковский С.К. На Парнасе Серебряного века / С.К. Маковский. – М.: XXI век – Согласие, 2000. – 560 с.

Могильнер М. Мифология «подпольного человека»: радикальный микрокосм в России начала ХХ века как предмет семиотического анализа / М. Могильнер. – М.: Новое литературное обозрение, 1999. – 208 с.

Московский Парнас: Кружки, салоны, журфиксы Серебряного века (1890 - 1922) / Сост., примеч., указатель Т.Ф. Прокопова. – М.: Интелвак, 2006. – 768 с.

Обатнина Е.Р. Царь Асыка и его подданные. Обезьянья Великая и Вольная Палата А.М. Ремизова в лицах и документах / Е.Р. Обатнина. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. – 384 с.

Одоевцева И. На берегах Невы / И. Одоевцева. – М.: Художественная литература, 1988. 334 с.

Перцов П.П. Литературные воспоминания. 1890 – 1902 гг. / П.П. Перцов. – М.: Новое литературное обозрение, 2002. – 496 с.

Пяст В. Встречи / Сост. Р. Тименчик. – М.: Новое литературное обозрение, 1997. – 416 с.

Серебряный век. Мемуары. – М.: Известия, 1990. – 672 с.

Смерть Сергея Есенина. Документы. Факты. Версии. Материалы Комиссии Всероссийского писательского Есенинского комитета по выяснению обстоятельств смерти поэта. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – 414 с.

Степун Ф. Россия накануне 1914 года / Ф. Степун // Вопросы философии. – 1992. - № 9. – С. 85-120.

Телешов Н. Записки писателя / Н. Телешов. – М.: Московский рабочий, 1980.-320с.

Тихвинская Л.И. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века: Кабаре и театры миниатюр в России. 1908 – 1917 / Л.И. Тихвинская. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 527 с.

Томпсон Патриция. Маяковский на Манхэттене. История любви с отрывками из мемуаров Элли Джонс. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – 142 с.

Тэффи. Смешное в печальном / Тэффи. - М.: Советский писатель, 1992. – 512 с.

Ходасевич В.Ф. Некрополь / В.Ф. Ходасевич. – М.: Советский писатель, 1991.-192 с.

Чириков Е.Н. На путях жизни и творчества. Отрывки из воспоминаний / Е.Н. Чириков // Лица: Биографический альманах. 3. – М.; СПб.: Феникс: Atheneum, 1993.-С.281-416.

Чуковский К.И. Дневник (1901 - 1929) / К.И. Чуковский. – М.: Сов. писатель, 1991. – 544 с.

Чулков Г. Годы странствий / Вст. ст., сост., подг. текста, коммент. М.В. Михайловой. -М.: Эллис Лак,1999.- 864 с.

Эренбург И.Г. Люди, годы, жизнь: Воспоминания: том 1 / И.Г.Эренбург. - М.: Сов. писатель, 1990. – 640 с.

 


3.6. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

 

Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей / Ю.М. Айхенвальд. – М.: Республика, 1994. – 591 с.

Анненский И.Ф. Книги отражений / И.Ф. Анненский. – М.: Наука, 1979. – 679 с.

Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х томах / А. Белый. – М.: Искусство, 1994.

Белый А. Символизм как миропонимание / А. Белый. – М.: Республика, 1994. – 528 с.

Блок А.А. О литературе / А.А. Блок. – М.: Худ. лит., 1989. – 479 с.

Брюсов В.Я. Среди стихов: 1824 – 1924: Манифесты, статьи, рецензии / В.Я. Брюсов. М.: Сов. писатель, 1990. – 720 с.

Волошин М.А. Лики творчества / М.А. Волошин. – Л.: Наука, 1988. – 848 с.

Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии / Н.С. Гумилев. – М.: Современник, 1990. – 383 с.

Критика начала ХХ века / Сост. Е.В. Иванова. – М.: Олимп; АСТ, 2002. – 425 с.

Критика русского символизма: В 2-х т. Т. 1. – М.: Олимп; АСТ, 2002. – 396 с.; Т. 2. – 441 с.

Мережковский Д.С. В тихом омуте / Д.С. Мережковский. – М.: Сов. писатель, 1991. – 496 с.

Розанов В.В. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Литературные очерки / В.В. Розанов. – М.: Республика, 1996. – 702 с.

Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 6: Литературная критика (1901 - 1907) / Пред. и комм. Е. Ивановой / К.И. Чуковский. – М.: Терра – Книжный клуб, 2002. – 624 с.

Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 7: Литературная критика. 1908 – 1915 / К.И. Чуковский. – М.: Терра – Книжный двор, 2003. – 736 с.

Эллис (Кобылинский Л.Л.). Русские символисты / Эллис (Л.Л. Кобылинский). – Томск: Водолей, 1996. – 288 с.

 

3.7. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ

3.7.1. Общие работы

 

Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века. Авториз. пер. с англ. / Х. Баран. – М.: «Прогресс» - «Универс», 1993. – 368 с.

Брызгалова Е.Н. Русская сатира и юмористика начала ХХ века / Е.Н. Брызгалова. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2002. – 203 с.

Васильев И.Е. Русский поэтический авангард / И.Е. Васильев. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. – 320 с.

Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х –1925-го годов в комментариях: Учебное пособие для вузов / М.Л. Гаспаров. – М.: Высшая школа, 1993. – 272 с.

Гинзбург Л.Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург. – М.: Интрада, 1997. – 414 с.

Гречнев В.Я. Рассказ в системе жанров на рубеже XIX – ХХ веков (к вопросу о причинах смены жанров) / В.Я. Гречнев // Русская литература. – 1987. - № 1. – С. 131-144.

Долгополов Л.К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX – начала ХХ века / Л.К. Долгополов. – Л.: Советский писатель, 1984. – 352 с.

Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма / Е.В. Ермилова. – М.: Наука, 1989. – 176 с.

Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика / В.М. Жирмунский. – СПб.: Аксиома, Новатор, 1996. – 232 с.

Заманская В.В. Русская литература первой трети ХХ века: проблема экзистенциального сознания / В.В. Заманская. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та; Магнитогорск, 1996. – 409 с.

Ильев С.П. Русский символистский роман: Аспекты поэтики / С.П. Ильев. – Киев: Лыбидь, 171 с.

Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века / В.А. Келдыш. – М.: Наука, 1975. – 279 с.

Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика / Л.Г. Кихней. – М.: МАКСПРЕСС, 2001. – 184 с.

Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века / Кожевникова Н.А. – М.: Наука, 1986. – 254 с.

Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX – ХХ вв. / Л.А.Колобаева. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 336 с.

Культура русского модернизма. Статьи, эссе и публикации. – М.: Наука – издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 408 с.

Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы / О.А. Лекманов. – Томск: Водолей, 2000. – 704 с.

Марков В.Ф. История русского футуризма / В.Ф. Марков. – СПб.: Алетейя, 2000. – 509 с.

Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века: Поэтика символизма / И.Г. Минералова. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 272 с.

Минц З.Г. Поэтика русского символизма / З.Г. Минц. – СПб: Искусство - СПб, 2004. – 480 с.

Пайман А. История русского символизма. Авториз. пер. с англ. / А. Пайман – М.: Республика, 1998. – 415 с.

Поляков В.В. Книги русского кубофутуризма. Изд. 2-е, испр. и дополн. / В.В.Поляков. – М.: Гилея, 2007.-551с.

Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел / О. Ронен. – М.: ОГИ, 2000. – 152 с.

Русский имажинизм: история, теория, практика. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – 520 с.

Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания. – М.: Наследие, 1999. – 480 с.

Серебряный век в России. Избранные страницы. – М.: Радикс, 1993. – 340 с.

Спиридонова А.А. (Евстигнеева). Русская сатирическая литература начала ХХ века / А.А. Спиридонова (Евстигнеева). – М.: Наука, 1977. – 302 с.

Тагер Е.Б. Избранные работы по литературе / Е.Б. Тагер. – М.: Советский писатель, 1988. – 512 с.

Тарановский К. О поэзии и поэтике / Сост. М.Л. Гаспаров / К. Тарановский. – М.: Языки русской культуры, 2000. – 432 с.

Хольтхузен И. Модели мира в литературе русского авангарда / И. Хольтхузен // Вопросы литературы. – 1992. - № 3. – С. 150-160.

Эткинд А.М. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века / А.М. Эткинд. – М.: ИЦ – Гарант, 1996. – 413 с.

Эткинд А.М. Хлыст (Секты, литература, революция) / А.М.Эткинд. – М.: Новое литературное обозрение, 1998. – 688 с.

Эткинд А.М. Эрос невозможного / А.М. Эткинд. – М.: Гнозис, 1994. – 376 с.

Эткинд Е.Г. Единство Серебряного века // Психопоэтика / Е.Г. Эткинд. – СПб.: Искусство, 2005. – С. 506-521.

 

3.7.2. Монографии, статьи об отдельных авторах

 

Авраменко А.П. Блок и русские поэты XIX века / А.П. Авраменко. – М.: МГУ, 1990. – 248 с.

Ашукин Н.С. Брюсов / Н.С. Ашукин, Р.Л. Щербаков. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 689 с. («Жизнь замечательных людей»)

Басинский П. Трагедия революции. «Музыка революции» и судьба интеллигенции в творчестве Блока / П. Басинский. – Вопросы литературы. – 1990. - № 6. – С. 104-126.

Басинский П.В. Горький / П.В. Басинский. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 451 с. («Жизнь замечательных людей»)

Баскер М. Ранний Гумилев: путь к акмеизму / М. Баскер. – СПб.: РХГИ, 2000. – 160 с.

Белый А. Проблемы творчества / А. Белый. – М.: Советский писатель, 1988. – 832 с.

Берд Р. Был ли виновен Бальмонт? / Р. Берд, Е. Иванова // Русская литература. – 2004. - № 3. – С. 56-85.

Богомолов Н.А. Михаил Кузмин: искусство, жизнь, эпоха / Н.А. Богомолов. – М.: Новое литературное обозрение, 1996. – 318 с.

Богомолов Н.А. Михаил Кузмин: Статьи и материалы / Н.А. Богомолов. – М.: Новое литературное обозрение, 1995. – 367 с.

Бронгулеев В.А. Посредине странствия земного: Документальная повесть о жизни и творчестве Н. Гумилева: Годы 1886 – 1913 / В.А. Бронгулеев. – М.: Мысль, 1995. – 351 с.

Бабореко А.К. Бунин: Жизнеописание / А.К. Бабореко. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 457 с. («Жизнь замечательных людей»)

Быстров В.Н. Идея обновления мира у русских символистов: Д.С.Мережковский и А.Белый / В.Н. Быстров // Русская литература.- 2003. - №3-4.

Вайскопф М. Во весь логос. Религия Маяковского / М. Вайскопф. - М.: Иерусалим: Саламандра, 1997. – 175 с.

Вантенков И.П. Бунин-повествователь (рассказы 1890-1916гг.) / И.П. Вантенков. - Минск: Изд-во БГУ, 1974. – 159 с.

Громов П.П. А. Блок, его предшественники и современники / П.П. Громов. – Л.: Советский писатель, 1986.

Гумилев Н. Исследования и материалы / Н. Гумилев. – СПб.: Наука, 1994. – 679 с.

Дефье О.В. Д. Мережковский: преодоление декаданса (раздумья над романом о Леонардо да Винчи) / О.В. Дефье. – М.: Метатрон, 1999. – 125 с.

Долгополов Л.К. А. Белый и его роман «Петербург» / Л.К. Долгополов. – Л.: Наука, 1988. – 416 с.

З.Н. Гиппиус. Новые материалы. Исследования. – М.: ИМЛИ РАН, 2002. – 384 с.

И.А. Бунин: pro et contra / Сост. Б.В. Аверин, Д. Риникер, К.В. Степанов. - СПб.: РХГИ, 2001. – 1016 с.

Карпенко Г.Ю. Творчество И.А.Бунина и религиозно-философская культура рубежа веков / Г.Ю.Карпенко. – Самара: изд-во Самарск. гуман. акад.,1998.- 114 с.

Карпов И.П. Проза Ивана Бунина / И.П. Карпов. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 336 с.

Клинг О.А. Поэтический стиль М. Цветаевой и приемы символизма: притяжение и отталкивание / О.А. Клинг // Вопросы литературы. – 1992. – Вып. 3. – С. 74-94.

Клинг О.А. Стилевое становление акмеизма: Н. Гумилев и символизм / О.А. Клинг // Вопросы литературы. – 1995. – Вып. 5. – С. 101-125.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.213 с.)