Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Особенности реализма в конце XIX – начале ХХ веков (на основе анализа повести А. И. Куприна «поединок»).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Вспомнить основные особенности русского реализма XIX века (обратиться к указанным в списке литературы работам Ю.М. Лотмана, Л.Я. Гинзбург). 2. Обновление концепции «человек - среда» в литературе начала ХХ века. Возобновление коллизии «лишнего человека» (обратиться к монографии В.А. Келдыша «Русский реализм начала ХХ века»). 3. Анализ повести Куприна: а) Сюжетно-тематический план произведения. Изображение быта и нравов армейской среды. Какие традиции классического реализма XIX века узнаваемы в повести в изображении армии военных? Как изображена в повести солдатская масса? Почему фигура солдата Хлебникова становится символичной? б) Мастерство писателя в создании образа Ромашова. Контраст и аналогии в системе образов: Ромашов и солдат Хлебников, Ромашов и Назанский, Ромашов и Шурочка Николаева. Соотнести изображение Ромашова с типами «лишних людей» в литературе XIX века. На каком основании можно причислить Ромашова к «лишним людям»? 4. Сделать вывод об основных чертах реализма в повести «Поединок». Литература Бабичева Ю.В. А.И.Куприн / Ю.В. Бабичева // История русской литературы: в 4 т. Т. 4. – Л.: Наука, 1983. – С. 373-394. Волков А.А. Творчество А.И. Куприна / А.А. Волков. – Изд. 2-е. – М.: Худ. лит., 1981.– 360 с. Гинзбург Л.Я. Логика реализма // О литературном герое / Л.Я. Гинзбург. – Л., 1979. – С. 57-88. Дружников Ю. Куприн в дегте и патоке / Ю.Дружников // http://www.Kuprin.de/ rupdf/nauka/druzhnikov.pdf Дьякова Е.А. Александр Куприн / Е.А. Дьякова // Русская литература рубежа веков. Кн. 1. – М.: Наследие, 2000. – С. 586-625. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века / В.А. Келдыш. – М.: Наука, 1975. – С. 35- 43; 91-99. Колтоновская Е. Куприн как выразитель эпохи / Е. Колтоновская // Образование. – 1907. - № 4. – С. 49-68. Кранихфельд В. Поэт радостной случайности (А.И. Куприн) / В. Кранихфельд // Современный мир. – 1908. - № 4. – С. 52-74. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна / Ф.И. Кулешов. – Минск: Изд-во «Университетское», 1987. – 319 с. Куприна К.А. Куприн – мой отец / К.А.Куприна. – Изд. 2-е. – М.: Художественная литература, 1979. – 287 с. Лотман Ю.М. Основные этапы русского реализма XIX в. / Ю.М. Лотман, Б.Ф. Егоров, З.Г. Минц // Ученые записки Тартуского ун-та. – Вып. 68. – Тарту, 1960. – С. 3-23. Ошарова Т. Куприн в работе над финалом «Поединка» / Т. Ошарова // Русская литература. – 1966. - № 3.
Тема 7. Драма М. Горького «На дне» как пьеса-дискуссия 1. История замысла и создания пьесы. Прочитать рассказ Горького «Бывшие люди». Какие нити связывают рассказ и пьесу? Литературная критика начала ХХ века о пьесе. 2. Соотношение внешнего и внутреннего конфликта в пьесе. 3. Споры о правде и лжи в пьесе. Основные позиции оппонентов (Сатин, Бубнов, Лука). Как связываются в спорах понятия «человек» и «правда»? «Голоса» Ницше и Соловьева в пьесе. 4. В чем смысл финала пьесы (смерть Актера)? 5. Как выражается в пьесе авторская позиция?
Литература Анненский И.Ф. Драма на дне / И.Ф. Анненский // Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX – начала ХХ вв.: Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 316-324. Белова Т.Д. Драматургия М. Горького 1900-х годов: Проблемы жанрового анализа / Т.Д.Белова. – Саратов: Изд-во Саратовского пед. ин-та, 2000. – 104 с. Бялик Б.А. М. Горький – драматург / Б.А. Бялик. – Изд. 2-е, перераб. и доп.– М.: Советский писатель, 1977. – 639 с. Гачев Г.Д. Логика вещей и человек: Прения о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне» / Г.Д. Гачев. – М.: Высшая школа, 1992. – 94 с. Каплан И. Афоризмы Бубнова. К изучению пьесы «На дне» / И. Каплан // Литература. Первое сентября. – 2001. - № 29. Режим доступа- http://lit.1september.ru Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе конца XIX – начала ХХ вв. / Л.А.Колобаева. – М.: Изд-во МГУ,1990 (Глава «Героическая концепция личности в художественном мире М. Горького»). Максим Горький: pro et contra / Сост.Ю.В. Зобнин. - СПб.: РХГИ,1997.-896с. Попова Е. «Человек все может» (перечитывая драму Горького «На дне») / Е.Попова // Литературная учеба. – 1987. - № 12. Свердлов М. Правда и ложь в пьесе Максима Горького «На дне» / М.Свердлов // Литература. 1 сентября. – 2005. - № 23. Режим доступа- http://lit.1september.ru Фрумкин К.О ложном гуманизме и настоящей магии. Взгляд на пьесу М.Горького «На дне» после прочтения Густава Майринка / К.Фрумкин // http://magazines.russ. ru / neva /2006 /9 / fr.14 Ходасевич В.Ф. Горький // Некрополь / В.Ф. Ходасевич. – М.: Сов. писатель. Олимп, 1991. – С. 155-187. Чуковский К.И. Две души Горького // Чуковский К.И. Сочинения: в 2 т. Т. 2. – М.: Правда, 1990. – С. 335-389.
Тема 8. Жанровое своеобразие и структура книги В. Розанова «Уединенное» 1. Замысел и история создания книги. Обратиться к книге «Опавшие листья» (начало «Короба второго»). Розанов о замысле «Уединенного». 2. Жанровые особенности. Отличие книги Розанова от мемуаров, дневника, исповеди. Авторское определение жанра. 3. Смысл борьбы Розанова с «литературностью». 4. Изменение отношений с читателем. Игровой принцип. 5. Фрагментарность как ведущий композиционный принцип книги. Способы оформления фрагментов. Что дают Розанову указания на место, время и ситуацию рождения той или иной записи? 6. Роль «чужого слова» в тексте книги.
Литература Кулишкина О.Н. Физика и метафизика русского афоризма. В.Розанов: афоризм как форма преодоления формы / О.Н. Кулишкина // Русская литература. – 2004.- № 4.- С.3-22. В.В. Розанов: pro et contra. Кн. 1-2 / Сост. В.А.Фатеев. - СПб.: РХГИ, 1995. – 512 с.; 576 с. Николина Н.А. «Уединенное» В.В. Розанова: структура текста // Филологический анализ текста / Н.А. Николина. – М.: Академия, 2003. – С. 65-74. Николюкин А.Н. Розанов / А.Н. Николюкин. – М.: Молодая гвардия, 2001. – 511 с. («Жизнь замечательных людей»). Синявский А.Д. «Опавшие листья» Василия Васильевича Розанова / А.Д. Синявский. – М.: Захаров, 1999. – 317 с. Синявский А.Д. Преодоление литературы / А.Д. Синявский // Наше наследие. – 1989. - № 1. – С. 84-94. Шкловский В.Б. Розанов / Гамбургский счет / В.Б. Шкловский. – М.: Советский писатель,1990. – С. 120-138.
Тема 9. Городской текст в поэзии русского модернизма
1. Понятие «городской текст». 2. У истоков городской темы. Поэзия В.Брюсова (книга «Urbi et Orbi»). Многообразие образа города в стихотворениях Брюсова. Авторское отношение к городской стихии. Трагедия человека в большом городе: демонический город. Предвосхищение блоковской темы трагедии человека в «страшном мире» («Замкнутые», 1901). 3. Символическое осмысление темы города в творчестве А.Блока. Цикл «Город» (1904-1908). Углубление демонических мотивов. Апокалиптические мотивы в стихотворении «Последний день». Развитие у Блока «петербургского мифа» (стихотворение «Петр»). Урбанистические мотивы в цикле «Страшный мир». 4. Цикл А. Белого «Город» (в книге «Пепел»). «Маскарадная» трактовка городской темы (стихотворение «Арлекинада»). Традиции Гоголя. 5. Городской текст в поэзии акмеизма: а) акмеистическая ориентация на освоение мировой культуры в стихотворениях Н.Гумилева («Рим», «Венеция», «Неаполь», «Пиза», «Флоренция», «Генуя»); б) образы городской архитектуры («Notre Dame», «Адмиралтейство», «На площадь выбежав, свободен…»), городские жанровые сценки («Лютеранин», «Казино») в книге О.Мандельштама «Камень». «Петербургские строфы»: «диалог» с городским мифом Пушкина, Гоголя, Достоевского.
6. Город в поэзии футуристов: а) амбивалентность образа города в поэзии В. Маяковского; б) город будущего в поэзии В. Хлебникова. Литература Аверинцев С.С. Ранний Мандельштам / С.С.Аверинцев // Знамя. – 1990. - № 4. – С. 207-213. Анциферов Н.П. «Непостижимый город…» Душа Петербурга. Петербург Достоевского / Н.П. Анциферов. – СПб.: Лениздат, 1991. – 335 с. В.В. Маяковский: pro et contra / Cост. В.Н. Дядичев. - СПб.: РХГА, 2006. – 1072 с. Вейдле В. Петербургская поэтика / В. Вейдле // Вопросы литературы. – 1990. - № 6. – С. 108-125. Вилор Н.А. Тема города в творчестве Достоевского и Блока: Традиция Достоевского в городской лирике Блока. Цикл «Город», 1904 – 1908 / Н.А. Вилор // Проблемы русской литературы. – Омск, 1974. – С. 13-25 (Ученые записки Омского пед. ин-та, вып. 82). Вязова Е.С. Город в искусстве кубофутуристов / Е.С. Вязова. Автореф.дисс.канд. искусствоведения. – М., 1999. – 23 с. Гурин С.П. Образ города в культуре: метафизические и мифические аспекты // http://www.comk.ru/HTML/gurin.doc.htm ДерманА. Об А. Блоке / А. Дерман // Русская мысль. – 1913. - № 7. – С. 57-91. Дронов В. Книга В. Брюсова «Urbi et Orbi» / В. Дронов // Брюсовский сборник. – Ставрополь: СПИ, 1975. – С. 63-131. Карпов И.П. Ранний Маяковский / И.П. Карпов // Открытый урок по литературе. – М., 2001. – С. 308-324. Колобаева Л.А. Русский символизм / Л.А. Колобаева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 296 с. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // История и типология русской культуры / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство-СПб., 2002. – С. 208-221. Топорков А.Л. Из мифологии русского символизма: Городское освещение / А.Л. Топорков // Ученые записки Тартуского ун-та. – Вып. 657. – Тарту, 1985. – С. 101-112. Топоров В.Н. Петербург и петербургский текст русской культуры: (Введение в тему) / В.Н. Топоров // Труды по знаковым системам. 18. Семиотика города и городской культуры. – Тарту, 1984.-Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 664. – С. 4-29. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды / В.Н. Топоров. – СПб.: Искусство-СПб., 2003. – 616 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.114 (0.007 с.) |