Тема 6. Особенности реализма в конце XIX – начале ХХ веков (на основе анализа повести А.И. Куприна «Поединок»).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Особенности реализма в конце XIX – начале ХХ веков (на основе анализа повести А.И. Куприна «Поединок»).



 

1. Вспомнить основные особенности русского реализма XIX века (обратиться к указанным в списке литературы работам Ю.М. Лотмана, Л.Я. Гинзбург).

2. Обновление концепции «человек - среда» в литературе начала ХХ века. Возобновление коллизии «лишнего человека» (обратиться к монографии В.А. Келдыша «Русский реализм начала ХХ века»).

3. Анализ повести Куприна:

а) Сюжетно-тематический план произведения. Изображение быта и нравов армейской среды. Какие традиции классического реализма XIX века узнаваемы в повести в изображении армии военных? Как изображена в повести солдатская масса? Почему фигура солдата Хлебникова становится символичной?

б) Мастерство писателя в создании образа Ромашова. Контраст и аналогии в системе образов: Ромашов и солдат Хлебников, Ромашов и Назанский, Ромашов и Шурочка Николаева. Соотнести изображение Ромашова с типами «лишних людей» в литературе XIX века. На каком основании можно причислить Ромашова к «лишним людям»?

4. Сделать вывод об основных чертах реализма в повести «Поединок».

Литература

Бабичева Ю.В. А.И.Куприн / Ю.В. Бабичева // История русской литературы: в 4 т. Т. 4. – Л.: Наука, 1983. – С. 373-394.

Волков А.А. Творчество А.И. Куприна / А.А. Волков. – Изд. 2-е. – М.: Худ. лит., 1981.– 360 с.

Гинзбург Л.Я. Логика реализма // О литературном герое / Л.Я. Гинзбург. – Л., 1979. – С. 57-88.

Дружников Ю. Куприн в дегте и патоке / Ю.Дружников // http://www.Kuprin.de/ rupdf/nauka/druzhnikov.pdf

Дьякова Е.А. Александр Куприн / Е.А. Дьякова // Русская литература рубежа веков. Кн. 1. – М.: Наследие, 2000. – С. 586-625.

Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века / В.А. Келдыш. – М.: Наука, 1975. – С. 35- 43; 91-99.

Колтоновская Е. Куприн как выразитель эпохи / Е. Колтоновская // Образование. – 1907. - № 4. – С. 49-68.

Кранихфельд В. Поэт радостной случайности (А.И. Куприн) / В. Кранихфельд // Современный мир. – 1908. - № 4. – С. 52-74.

Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна / Ф.И. Кулешов. – Минск: Изд-во «Университетское», 1987. – 319 с.

Куприна К.А. Куприн – мой отец / К.А.Куприна. – Изд. 2-е. – М.: Художественная литература, 1979. – 287 с.

Лотман Ю.М. Основные этапы русского реализма XIX в. / Ю.М. Лотман, Б.Ф. Егоров, З.Г. Минц // Ученые записки Тартуского ун-та. – Вып. 68. – Тарту, 1960. – С. 3-23.

Ошарова Т. Куприн в работе над финалом «Поединка» / Т. Ошарова // Русская литература. – 1966. - № 3.

 

Тема 7. Драма М. Горького «На дне» как пьеса-дискуссия

1. История замысла и создания пьесы. Прочитать рассказ Горького «Бывшие люди». Какие нити связывают рассказ и пьесу? Литературная критика начала ХХ века о пьесе.

2. Соотношение внешнего и внутреннего конфликта в пьесе.

3. Споры о правде и лжи в пьесе. Основные позиции оппонентов (Сатин, Бубнов, Лука). Как связываются в спорах понятия «человек» и «правда»? «Голоса» Ницше и Соловьева в пьесе.

4. В чем смысл финала пьесы (смерть Актера)?

5. Как выражается в пьесе авторская позиция?

 

Литература

Анненский И.Ф. Драма на дне / И.Ф. Анненский // Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX – начала ХХ вв.: Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 316-324.

Белова Т.Д. Драматургия М. Горького 1900-х годов: Проблемы жанрового анализа / Т.Д.Белова. – Саратов: Изд-во Саратовского пед. ин-та, 2000. – 104 с.

Бялик Б.А. М. Горький – драматург / Б.А. Бялик. – Изд. 2-е, перераб. и доп.– М.: Советский писатель, 1977. – 639 с.

Гачев Г.Д. Логика вещей и человек: Прения о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне» / Г.Д. Гачев. – М.: Высшая школа, 1992. – 94 с.

Каплан И. Афоризмы Бубнова. К изучению пьесы «На дне» / И. Каплан // Литература. Первое сентября. – 2001. - № 29. Режим доступа- http://lit.1september.ru

Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе конца XIX – начала ХХ вв. / Л.А.Колобаева. – М.: Изд-во МГУ,1990 (Глава «Героическая концепция личности в художественном мире М. Горького»).

Максим Горький: pro et contra / Сост.Ю.В. Зобнин. - СПб.: РХГИ,1997.-896с.

Попова Е. «Человек все может» (перечитывая драму Горького «На дне») / Е.Попова // Литературная учеба. – 1987. - № 12.

Свердлов М. Правда и ложь в пьесе Максима Горького «На дне» / М.Свердлов // Литература. 1 сентября. – 2005. - № 23. Режим доступа- http://lit.1september.ru

Фрумкин К.О ложном гуманизме и настоящей магии. Взгляд на пьесу М.Горького «На дне» после прочтения Густава Майринка / К.Фрумкин // http://magazines.russ. ru / neva /2006 /9 / fr.14

Ходасевич В.Ф. Горький // Некрополь / В.Ф. Ходасевич. – М.: Сов. писатель. Олимп, 1991. – С. 155-187.

Чуковский К.И. Две души Горького // Чуковский К.И. Сочинения: в 2 т. Т. 2. – М.: Правда, 1990. – С. 335-389.

 

Тема 8. Жанровое своеобразие и структура книги В. Розанова «Уединенное»

1. Замысел и история создания книги. Обратиться к книге «Опавшие листья» (начало «Короба второго»). Розанов о замысле «Уединенного».

2. Жанровые особенности. Отличие книги Розанова от мемуаров, дневника, исповеди. Авторское определение жанра.

3. Смысл борьбы Розанова с «литературностью».

4. Изменение отношений с читателем. Игровой принцип.

5. Фрагментарность как ведущий композиционный принцип книги. Способы оформления фрагментов. Что дают Розанову указания на место, время и ситуацию рождения той или иной записи?

6. Роль «чужого слова» в тексте книги.

 

Литература

Кулишкина О.Н. Физика и метафизика русского афоризма. В.Розанов: афоризм как форма преодоления формы / О.Н. Кулишкина // Русская литература . – 2004 .- № 4.- С.3-22.

В.В. Розанов: pro et contra. Кн. 1-2 / Сост. В.А.Фатеев. - СПб.: РХГИ, 1995. – 512 с.; 576 с.

Николина Н.А. «Уединенное» В.В. Розанова: структура текста // Филологический анализ текста / Н.А. Николина. – М.: Академия, 2003. – С. 65-74.

Николюкин А.Н. Розанов / А.Н. Николюкин. – М.: Молодая гвардия, 2001. – 511 с.

(«Жизнь замечательных людей»).

Синявский А.Д. «Опавшие листья» Василия Васильевича Розанова / А.Д. Синявский. – М.: Захаров, 1999. – 317 с.

Синявский А.Д. Преодоление литературы / А.Д. Синявский // Наше наследие. – 1989. - № 1. – С. 84-94.

Шкловский В.Б. Розанов / Гамбургский счет / В.Б. Шкловский. – М.: Советский писатель,1990. – С. 120-138.

 

Тема 9. Городской текст в поэзии русского модернизма

 

1. Понятие «городской текст».

2. У истоков городской темы. Поэзия В.Брюсова (книга «Urbi et Orbi»). Многообразие образа города в стихотворениях Брюсова. Авторское отношение к городской стихии. Трагедия человека в большом городе: демонический город. Предвосхищение блоковской темы трагедии человека в «страшном мире» («Замкнутые», 1901).

3. Символическое осмысление темы города в творчестве А.Блока. Цикл «Город» (1904-1908). Углубление демонических мотивов. Апокалиптические мотивы в стихотворении «Последний день». Развитие у Блока «петербургского мифа» (стихотворение «Петр»). Урбанистические мотивы в цикле «Страшный мир».

4. Цикл А. Белого «Город» (в книге «Пепел»). «Маскарадная» трактовка городской темы (стихотворение «Арлекинада»). Традиции Гоголя.

5. Городской текст в поэзии акмеизма:

а) акмеистическая ориентация на освоение мировой культуры в стихотворениях Н.Гумилева («Рим», «Венеция», «Неаполь», «Пиза», «Флоренция», «Генуя»);

б) образы городской архитектуры («Notre Dame», «Адмиралтейство», «На площадь выбежав, свободен…»), городские жанровые сценки («Лютеранин», «Казино») в книге О.Мандельштама «Камень». «Петербургские строфы»: «диалог» с городским мифом Пушкина, Гоголя, Достоевского.

 

6. Город в поэзии футуристов:

а) амбивалентность образа города в поэзии В. Маяковского;

б) город будущего в поэзии В. Хлебникова.

Литература

Аверинцев С.С. Ранний Мандельштам / С.С.Аверинцев // Знамя. – 1990. - № 4. – С. 207-213.

Анциферов Н.П. «Непостижимый город…» Душа Петербурга. Петербург Достоевского / Н.П. Анциферов. – СПб.: Лениздат, 1991. – 335 с.

В.В. Маяковский: pro et contra / Cост. В.Н. Дядичев. - СПб.: РХГА, 2006. – 1072 с.

Вейдле В. Петербургская поэтика / В. Вейдле // Вопросы литературы. – 1990. - № 6. – С. 108-125.

Вилор Н.А. Тема города в творчестве Достоевского и Блока: Традиция Достоевского в городской лирике Блока. Цикл «Город», 1904 – 1908 / Н.А. Вилор // Проблемы русской литературы. – Омск, 1974. – С. 13-25 (Ученые записки Омского пед. ин-та, вып. 82).

Вязова Е.С. Город в искусстве кубофутуристов / Е.С. Вязова. Автореф.дисс.канд. искусствоведения. – М., 1999. – 23 с.

Гурин С.П. Образ города в культуре: метафизические и мифические аспекты // http://www.comk.ru/HTML/gurin.doc.htm

ДерманА. Об А. Блоке / А. Дерман // Русская мысль. – 1913. - № 7. – С. 57-91.

Дронов В. Книга В. Брюсова «Urbi et Orbi» / В. Дронов // Брюсовский сборник. –

Ставрополь: СПИ, 1975. – С. 63-131.

Карпов И.П. Ранний Маяковский / И.П. Карпов // Открытый урок по литературе. – М., 2001. – С. 308-324.

Колобаева Л.А. Русский символизм / Л.А. Колобаева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 296 с.

Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // История и типология русской культуры / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство-СПб., 2002. – С. 208-221.

Топорков А.Л. Из мифологии русского символизма: Городское освещение / А.Л. Топорков // Ученые записки Тартуского ун-та. – Вып. 657. – Тарту, 1985. – С. 101-112.

Топоров В.Н. Петербург и петербургский текст русской культуры: (Введение в тему) / В.Н. Топоров // Труды по знаковым системам. 18. Семиотика города и городской культуры. – Тарту, 1984.-Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 664. – С. 4-29.

Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды / В.Н. Топоров. – СПб.: Искусство-СПб., 2003. – 616 с.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.014 с.)