М.Н. Бурмистрова, Т.В. Осокина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М.Н. Бурмистрова, Т.В. Осокина



М.Н. Бурмистрова, Т.В. Осокина

ИСТОРИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

материалы к курсу лекций
для студентов заочного отделения

Учебное пособие

Чебоксары


УДК378.388.3(082)

ББК 74.60я44

Б 65

 

Б 65 История образования и педагогики: материалы к курсу лекций для студентов заочного отделения: у чебное пособие / Сост. М. Н. Бурмистрова, Т.В. Осокина – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2008. – 80 с.

ISBN 5-986-00964-5

 

В учебном пособии кратко изложен теоретический материал курса «История образования и педагогики» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Предлагаемое пособие поможет студентам в короткие сроки повторить и систематизировать материал учебной дисциплины. В пособие также включены тестовые материалы для самопроверки, вопросы к экзамену, примерная тематика рефератов и список литературы по курсу.

Данное пособие адресовано студентам вузов, обучающимся по педагогическим специальностям, а также всем интересующимся проблемами образования.

 

 

 

 

УДК378.388.3(082)

ББК 74.60я44

 

ISBN 5-986-00964-5

© М. Н. Бурмистрова, Т. В. Осокина составление, 2008


ПРЕДИСЛОВИЕ

История образования и педагогической мысли является важнейшей дисциплиной в системе подготовки специалистов педагогической профессии.

Изучение истории образования и педагогики необходимо студенту для более глубокого понимания современных проблем педагогики. Освоение богатейшего содержания этой науки в ее историческом развитии, классических образцах, трудах выдающихся педагогов-теоретиков и практиков – одно из необходимых условий формирования современного педагогического мышления и профессиональной культуры. Курс истории образования и педагогической мысли включает важнейшие сведения о возникновении, развитии теории и практики воспитания и обучения с древности и до нашего времени, акцентирует внимание на возрастании научных знаний о ребенке как предмете и субъекте воспитания.

Изучение истории воспитания и обучения, опыта становления и развития образовательных учреждений, выявление зависимости содержания, форм и методов воспитания, используемых в них, от определенной эпохи расширяют научно-педагогический кругозор, способствует формированию профессиональных качеств будущего педагога.

Историко-педагогический материал построен на цивилизационном подходе, позволяющем раскрывать закономерный процесс развития педагогической мысли и школьного образования в разных цивилизациях в различные исторические периоды.

Такое построение не противоречит общепринятой в науке периодизации, при которой обращение к истории начинается характеристикой воспитания в первобытном обществе, у древних цивилизаций, в Древней Греции и Риме, в Средневековье и, наконец, в условиях Нового времени.

При оценке концепций отдельных педагогов, философов, психологов, деятелей просвещения внимание акцентируется на том новом, что вносил каждый из них в понимание природы ребенка, возрастных закономерностей его развития и в конечном счете в совершенствование воспитания общественного и семейного.

Традиционно курс истории образования и педагогической мысли состоит из двух блоков: 1) история зарубежного образования и педагогической мысли; 2) история образования и педагогической мысли в России. Это позволяет последовательно, систематически излагать зарубежный материал, тем самым, подготавливая возможность использования методов сопоставления, сравнения, синхронизации при изучении истории отечественного образования и наследия русских мыслителей и педагогов.

История образования подводит к осмыслению взаимодействия общества и школы, осознанию значимости семейного и общественного воспитания и обучения, роли педагогики и школьного дела в культурной и общественной эволюции. Изучение данного курса помогает освоить и осмыслить современную педагогическую науку, вскрыть истоки современных инновационных процессов в практике школьного образования.

 

Часть 1. История образования и педагогической мысли за рубежом

Школа грамматиста

 
 


Мусическая школа (школа кифариста)

  Чтение, письмо, счет.   Литературно-эстетическое образование: изучение произведений древнегреческих поэтов и философов, мелодекламация, пение, игра на струнных инструментах. Нравственное воспитание.  
    13-16 лет Палестра – гимнастическая школа/школа борьбы Цель – развитие культуры тела. Физическое воспитание: бег, прыжки, борьба, метание диска, копья, плавание, фехтование.  
    16-18 лет Гимнасия – общественное учреждение повышенного уровня образования · Академия · Ликей · Киносарг     Философия, политика, литература, гимнастика
    18-20 лет Эфебия –общественное учреждение высшего уровня образования Физическое (верховая езда, стрельба из лука и катапульты и др.), военное (строительство укреплений, несение службы в городских гарнизонах и т.п.) и политическое воспитание.  

Для девочек афинская традиция предусматривала исключительно домашнее воспитание. Женское воспитание заключалось в подготовке к ведению домашнего хозяйства. В семье они также получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку.

Древнегреческая цивилизация дала миру немало философов, в трудах которых были сделаны первые педагогические обобщения: Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ТЕОРИИ
В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Сократ (470-399 г.г. до н.э.)

· высказал идею о важности самопознания;

· внедрил в практику метод эвристической беседы;

· считал, что главной целью воспитания человека должно быть нравственное самосовершенствование.

 

 
 

 

 


Демокрит (460-370 г.г. до н.э.)

· выдвинул идею природосообразности «каждый человек – микрокосмос»;

· обосновал значимость трудового и нравственного воспитания;

· подчеркивал важность и ответственность родительского воспитания;

· раскрыл значимость процесса воспитания – «тяжкий, но благородный труд учителя/воспитателя»;

· впервые систематизировал и изложил рекомендации учителю по воспитанию ребенка

 
 


Платон (427-347 г.г. до н.э.)

· подчеркивал важность воспитания – это «есть важнейший фундамент всей жизни человека»;

· предостерегал о влиянии разных факторов на воспитание (воспитание есть могучий, но не всесильный способ формирования личности, т.к. окружающий мир противоречив (добро — зло, свет — тень))

· необходима тесная духовная связь между наставником и учеником (= «платоническая любовь»);

· создал свою идею всестороннего образования;

· провозгласил принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения;

· высказал идею игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения.

В ДРЕВНЕРИМСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Семь рыцарских добродетелей

 

 

 

 


В рыцарском воспитании были заложены идеи жертвенности, послушания и одновременно личной свободы, а также превосходства над остальными сословиями. В воспитании будущий рыцарь должен был усвоить «основные начала любви, войны и религии».

Постепенно рыцарское сословие приходит в упадок, а некоторые традиции рыцарского воспитания вошли в идейную основу гуманистической педагогики эпохи Возрождения.

В эпоху Средневековья расширение системы образования связывают с развитием церковной культуры, т.к. в руках церкви находились практически все школы. В раннесредневековой Западной Европе сложились два главных типа учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы.

 

Система церковного воспитания и обучения
Монастырские школы § внутренние (для служителей церкви) § внешние (для мирян) Кафедральные (епископальные) школы Приходские школы

Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. Учиться там могли только мальчики, чей возраст был различным. Срок обучения и возраст в церковных школах не устанавливался.

Содержание обучения в элементарной школе включало:

§ чтение и заучивание молитв (Псалтырь, Абецедарий);

§ письмо;

§ церковное пение (псалмов).

Содержание обучения в школе повышенного образования строилось по программе «семи свободных искусств»:

§ тривиум – грамматика (+ лит-ра), риторика, диалектика;

§ квадривиум – арифметика, география (+ геометрия), астрономия (+ физика), музыка.

Распространенными методами обучения были зубрежка, слушание наставлений, комментариев к тексту, многократное переписывание текстов – «Сколько напишут букв на пергаменте школяры, столько ударов они нанесут дьяволу».

Основной формой воспитательного воздействия была церковная проповедь.

В полном пренебрежении было физическое воспитание. В школах царили жестокие наказания.

В XII – XV вв. в крупных городах Европы (Лондоне, Париже, Милане, Любеке, Гамбурге и др.) появляются городские школы. Они рождались как из системы ученичества, гильдейских и цеховых школ, так и путем видоизменения приходских школ. Программа городских школ носила прикладной характер. Кроме латыни, там изучались арифметика, элементы делопроизводства, география, техника, естественные науки.

Постепенно городские школы разделились на:

· школы счета (программа элементарного образования);

· латинские школы (программа повышенного образования).

Преподавание во всех учебных заведениях велось на латинском языке.

В XII – XIII вв. в Западной Европе крепнут элементы светской культуры. Религиозные догмы, которые раньше принимались на веру, теперь подвергаются сомнению. Задачу примирения религии и науки берет на себя схоластика (chola – школа, школьное учение) – религиозная философия, особый тип интеллектуальной жизни, воспитания и образования. Она оживляла застывшую религиозно-философскую мысль, развивала формально-логическое мышление. Однако в дальнейшем схоластика изжила себя, превратившись в «формальную бессодержательную философию», перестала играть прогрессивную роль, и, напротив, стала тормозом дальнейшего поступательного развития.

Важным этапом в развитии образования стало открытие университетов (universitas – целостность, совокупность, общность) – союз людей интересующихся наукой – профессоров и студентов. Сегодня это учебно-научные учреждения, готовящие специалистов и ведущие исследования по различным направлениям научного знания.

Первые университеты появились в XI – XII вв. в Италии, а затем во Франции и Англии (Болонский, Парижский, Оксфордский).

Первые университеты включали 4 факультета (facultas – способность, возможность): подготовительный (артистический), богословский, юридический и медицинский факультеты.

Студенты, обучающиеся на подготовительном факультете получали степень бакалавра, а при его успешном окончании – магистра. Затем студент мог перейти на специальный курс (факультет), по окончании которого ему присуждалась степень доктора наук.

Важной чертой университетов являлся их межнациональный, демократический характер.

Структура университета

           
     
 
 
 


Богословский Медицинский Юридический
Артистический (подготовительный и общеобразовательный)

Срок обучения: 5-7 лет

Содержание образования: программа «семи свободных искусств».

Методы обучения: лекции (ординарные и повторительные), проблемные лекции (квестия), диспуты.

Сеть университетов в Европе очень быстро росла: если в XII в. их насчитывалось около 10, то в XIII в. ≈ 19, а XIV в. – более 40, в XV в. – 80, в XVI в. – уже около 180.

☺Это интересно!!!


Появление университетов способствовало оживлению общественной жизни, торговли и др. История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок развитию культуры, науки и просвещения (Р. Бэкон, Я. Гус, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперник, Ф. Петрарка).

GОсновные черты средневекового образования:

X-XII в.в.

§ переплетение языческой, античной и христианской традиций;

§ сословный характер;

§ развитие церковного обучения и воспитания;

§ появление первых университетов.

XII- XIII в.в.

§ расширение светского образования;

§ открытие городских школ (цеховые + гильдейские) на средства магистратуры;

§ развитие университетов.

Конец XIV – нач. XVII в.в.

 

Значительные изменения претерпевает педагогика в эпоху Возрождения (конец XIV – начало XVII вв.). Название эпохи означает возрождение античной культуры, которая на первое место выдвигала всестороннее развитие личности как величайшей ценности. Особенностью гуманистического воспитания этого периода является классический характер образования, в основе которого лежат не только латынь, но и греческий язык, античная литература. Однако главной чертой образовательной политики этого времени является новая, по сравнению со средневековым мировоззрением, оценка человека, его возможностей, способностей и направления развития. Мировоззрение педагогики эпохи Возрождения базируется на принципах гуманизма.

GОсновные черты педагогики Возрождения:

§ выдвижение на первое место культа человека = гуманизация;

§ уважение личности ребенка;

§ отрицание схоластического обучения и суровой дисциплины;

§ обучение на родном языке;

§ основная цель – формирование нравственно и физически здоровой личности = всестороннее развитие личности ребенка;

§ понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного для ребенка.

Крупный вклад в развитие педагогической мысли внесли гуманисты Витторино де Фельтре, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Томас Мор, Томмазо Кампанелла.

Гуманистов эпохи Возрождения объединяет вера в безграничные возможности человека, отношение к нему как свободной, самодеятельной личности, творцу своей судьбы и самого себя,

Томазо Кампанелла (1568 – 1639) в произведении «Город солнца» нарисовал государство экономического и политического равенства, во главе которого стоит самый образованный гражданин. Жители города (солярии) свободны от пороков. Их Бог – Солнце, природа. В городе поощряется изучение науки, искусства, прививается любовь ко всему прекрасному, признается естественная красота человеческого тела. Девочки и мальчики учатся вместе различным наукам, ремеслам, труду. Кампанелла отстаивает принцип общественного воспитания, связывает обучение с жизнью, выступает за энциклопедизм образования, возврат к природе. В обучении Кампанелла выдвинул принципы наглядности и соревновательности как обязательных условий эффективного образования.

Франсуа Рабле (ок 1494 – 1553) в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» остро обличал пороки средневекового воспитания и рисовал идеал гуманистического воспитания как гармоничное телесное и духовное развитие личности. В романе Рабле представил программу воспитания «свободного и благонравного человека» путем развития заложенных в нем природой задатков.

Мишель Монтень (1533 – 1582) в знаменитом произведении «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность, он верит в огромные возможности человеческой природы и скептически оценивает идею божественного провидения. Он считает, что ребенок есть природная индивидуальность, которая от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом портит неправильное общество. Ребенок превращается в личность по мере развития способности к критическому мышлению, считал Монтень, поэтому, обучение должно быть таким, чтобы «больше говорил ученик и больше слушал учитель».

Томас Мор (1478 – 1533) в своем произведении «Утопия» разоблачал схоластическое, жестокое и грубое средневековое воспитание. Он высоко оценивал роль образования для человека, считая, что только образованный человек может добиться счастья. Идеалом и целью воспитания признавал гармонически развитую личность. В человеке он особенно выделял общественно значимые качества личности – скромность, добродетельность, трудолюбие, доброту. Мужчины и женщины должны получать равное образование. Школьное образование должно опираться на практический опыт, а также предполагает обязательное участие всех в физическом труде.

В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви..

Реформация (reformatio – преобразование, исправление) – это широкое религиозное, социокультурное и общественно-политическое движение, направленное на обновление христианства и переустройство всей жизни в соответствии с новыми ценностями и идеалами. Реформация выдвинула свое понимание природы и путей воспитания человека. По сути, это новое движение смыкалось с Возрождением в стремлениях переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщать подрастающее поколение к национальной культуре, языку, литературе, поощрять светскую образованность.

Лидеры этого движения (Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, М. Лютер, Ф. Меланхтон) провозглашали принцип индивидуальности «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом.

Развитие западноевропейской школы в XV – начале XVII века тесным образом связано с происходившими экономическими, политическими, социальными и педагогическими процессами.

В этот период четко оформились 3 типа учебных заведений.

I ступеньэлементарного образования – школы начального обучения (низшие городские школы).

Именно эти школы приняли на себя весь удар борьбы нового со старым. Лютер, Кальвин и др. провозгласили идею всеобщего элементарного обучения детей горожан Катехизису на родном языке. Число таких школ в рассматриваемый период заметно возросло, они учреждались властями и общинами – малые школы (Франция), угловые школы (Германия).

Воспитание в этих школах по-прежнему проходило в рамках религиозных догматов, царило наличие системы жестоких наказаний, преобладал словесный метод обучения, отказ от физического воспитания. Полное начальное образование было доступно только верхушке общества.

II ступеньповышенного общего образования – городские (латинские) школы.

Учебные заведения повышенного уровня образования были тесно связаны с предшествующими городскими и церковными школами. Они имелись во всех крупных городах Западной Европы. Городские школы носили более светский характер по сравнению с прежними учебными заведениями, постепенно выходя из-под церковного управления и подчиняясь местным, городским властям.

Кроме городских школ в этот период были созданы другие учебные заведения повышенного общего образования – гимназии (Германия), грамматические и публичные школы (Англия), коллежи (Франция), школы иеронимитов (Германия, Нидерланды, Франция и др.), дворянские школы (Мейссен, Верона, Флоренция, Падуя, Венеция), школы иезуитов (Вена, Рим, Париж и др.).

III ступеньвысшего образования – университеты.

Особенностью развития высшего образования можно считать существенный рост числа университетов в этот период, в XVI в. их количество увеличилось более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим веком.

Высшее образование также оказалось на стыке борьбы старого с новым. Создание новых и реорганизацию уже имеющихся университетов брали на себя католическая церковь и деятели Возрождения. Так, в германских государствах в XVI – XVII вв.действовало 7 университетов, подчинявшихся Ватикану, они опирались на схоластическое образование.

Центрами университетской реформации и гуманистического образования стали Вюртембергский университет, Страсбургский, Кембриджский, Оксфордский, Парижский университеты.

Таким образом, на смену схоластической системе воспитания раннего Средневековья пришла прогрессивная педагогическая система, в центре которой был поставлен человек, его интересы и возможности. Педагогическая мысль Возрождения ратовала за духовное и физическое развитие человека, приучение к самостоятельному мышлению, формирование высоких нравственных качеств в духе гуманистической морали. Основой для развития человека служили науки – латинский, греческие языки, художественная античная литература, мифология, математика, история, естествознание.

 

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
ЗА РУБЕЖОМ В НОВОЕ ВРЕМЯ

Новое время – период становления и развития капиталистических общественных отношений. Потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношение людей к познанию окружающего мира, науке, образованию.

В преддверии Нового времени (XVII начало XVIII в.) в общественной сфере постепенно осуществляется переход богословско-религиозных взглядов к светским. Как писал Ф. Энгельс, «место догмы, божественного права заняло право человека». Знания теперь рассматривались как полезнейшие инструменты созидания и преобразования мира. «Знание – это сила» утверждал Френсис Бэкон. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования.

Соответственно в этот период актуальными становятся проблемы воспитания и образования, что получило отражение в педагогической мысли.

Начиная с конца XVI в. наметились предпосылки для выделения педагогики в самостоятельную науку. В этот период появляется значительное количество философско-педагогических трудов, трактатов, руководств, в которых авторы высказывают мысли о воспитании современного человека, пытаются выявить закономерности этого процесса, предлагают концепции воспитания, пытаются приблизить школу и педагогику к меняющимся условиям, разрабатывают прикладные аспекты образовательных методик.

Именно в этот период (XVII – конец XIX вв.) появляется плеяда блестящих мыслителей, заложивших фундамент развития педагогики как самостоятельной отрасли знания: Я.А. Коменский, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, И.Г. Песталоцци, И.Ф Гербарт, Ф.А.В. Дистервег.

Особое место среди теоретиков педагогики Нового времени занимает Ян Амос Коменский (1592 – 1670). Его по праву называют отцом современной педагогики.

В основе всей педагогической системы Я.А. Коменского, в том числе и дидактической концепции, лежат следующие принципы.

1. Принцип пансофии – приобщение человека к всеобщей мудрости, подлинному знанию. Идея пансофии – это сведение всех добытых человечеством научных знаний воедино, энциклопедичность сведений о реальном мире, в сочетании с христианским учением. Но это не просто сумма знаний, а знания о сущности вещей.

2. Принцип гуманизма – признание самоценности личности человека, его огромных творческих сил и способностей, которые могут и должны быть развиты в процессе воспитания и обучения. «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение» – утверждает мыслитель, а «дети как сокровища». Разумно воспитанный человек, по мнению Я.А. Коменского, должен сознательно использовать свои силы и способности на пользу не только себе, но и других людей.

3. Принцип природосообразности означает:

· признание природного равенства людей, в т.ч. равенства на образование;

· учет возрастных особенностей детства (детство, отрочество, юность, возмужалость);

· построение системы воспитания и образования на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

· руководство в обучении естественным методом образования, основанном на единстве законов природы и образования (через чувства, личное наблюдение, личное чтение, личный опыт);

· построение обучения с учетом природной склонности детей к деятельности.

Коменский Я.А. одним из первых попытался обобщить и привести в систему прогрессивные достижения человечества в области образования, привести в систему объективные закономерности обучения и воспитания.

Свою теорию всеобщего универсального образования он изложил в многотомном труде – «Великая дидактика», в котором частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания.

Он разработал:

· теорию соответствия ступеней образования возрасту детей (материнская школа, школа родного языка, латинская школа, академия);

· систему планомерной организации школьного дела (ввел понятие урока, учебного года, четверти, каникул и т.п.);

· стройную систему классно-урочного обучения;

· обосновал структуру урока (опрос, объяснение, закрепление);

· правила обучения: 1) наглядность – «золотое правило дидактики», 2) сознательность, 3) систематичность, 4) последовательность, 5) прочность, 6) посильность;

· ряд учебных пособий для учащихся («Открытая дверь языков и всех наук» – учебник латинского языка, «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках» и др., а также изложил требования к учебникам;

· выдвинул требования к личности учителя, который должен быть широкообразованным человеком («живой библиотекой»), честным, религиозным, высоконравственным, обладать способностью обучать, психологической проницательностью, уметь устанавливать контакт с учащимся, учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, иметь высокий уровень культуры, грамотную и правильную речь.

G Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, использовались во многих странах, в том числе и России и являлись лучшими учебными книгами в течении 150 лет. Многое о чем мечтал великий педагог опередило время и вошло в практику школы только два столетия спустя.

XVIII в. вошел в историю образования как эпоха Просвещения.

Педагогическая мысль становится одним из приоритетов научных исследований. Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями. В Северной Америке прогрессивные педагогические идеи пропагандировали крупнейшие законодатели Т. Джеферсон, Дж. Вашингтон, Б. Франклин, видевшие в просвещении общества путь к его преобразованию. Б. Франклину принадлежали планы регулярного посещения школ неграми, создания нового типа учебного заведения, где бы нашли выражение связи обучения с потребностями науки и культуры, и другие инициативы. В Англии Дж. Мильтон, Т. Пейн и другие мыслители отстаивали идеи ликвидации сословной школы и создания демократической системы образования.

Заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения сыграл английский философ и педагог Дж. Локк (1632 –1704). Он предложил систему воспитания, отвечающую потребностям нового буржуазного общества. В произведении «Мысли о воспитании» автор отрицает наличие врожденных качеств, уподобляя ребенка «чистой доске» (tabula rasa), указывая тем самым на большую роль воспитания. Педагогическая система Дж. Локка сочетает в себе три аспекта: физическое воспитание, воспитание души (нравственное воспитание) и образование. Основу нравственного воспитания он видел в формировании правильного представления о добродетели. Стремился придать обучению практический характер, разработал эмпирическую теорию познания.

Группа немецких ученых выступила с рядом проектов. Теоретики неогуманизма (Ф.А. Вольф, В. Гумбольдт) и филантропизма (И.Б. Базедов, К.Г. Зальцман, И.Г. Кампе) требовали создания единой светской школы, независимой от государства; общественно-полезного обучения граждан; связи школьного обучения с жизнью; поощрения соперничества между учебными заведениями.

Главным центром распространения идей Просвещения стала Франция. Шарль Луи Монтескье в «Духе законов» выдвинул следующую программу: формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятии деспотии абсолютной монархии; замена сословной школы системой демократического образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям.

Французское Просвещение дало миру «Энциклопедию» – своеобразный свод знаний эпохи. Общая идея энциклопедистов – заменить догматическое, оторванное от жизни образование воспитанием нового человека.

В ряду великих педагогов эпохи Просвещения выделяется Ж.Ж. Руссо.

В основе педагогической теории Руссо лежит принцип естественного воспитания, т.е. воспитания в соответствии с требованиями природы ребенка.

В своих произведениях («Юлия, или Новая Элоиза», «Об общественном договоре», «Эмиль, или О воспитании») Руссо формулирует следующие требования к процессу воспитания и обучения:

1. Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он, – писал Руссо, –достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам».

2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики – недопустимы и губительны.

3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

Эпоха Просвещения предложила программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласила всеобщее право на обучение, заявила о необходимости формирования человека, полезного обществу. Эти идеи подхватили деятели Французской революции. В «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.) провозглашалась задача организации бесплатного общественного образования, доступного всем гражданам. Выдвигались проекты и предложения по организации системы народного образования.

Проект Талейрана предусматривал создание четырех ступеней школы: бесплатные начальные учебные заведения, платные семилетние учебные заведения в центральных городах, специальные учебные заведения (медицинские, военные, юридические, богословские) в главных городах департаментов, институты. Некоторые пункты этого проекта были консервативными (например, ограничение женского образования первой ступенью, немногочисленность школ второй ступени, обязательность религиозного обучения). Проект принят не был.

Проект Кондорсе предусматривал для детей из народа две ступени элементарного обучения: начальную и повышенную. Четырехлетние начальные школы предполагалось организовать в населенных пунктах численностью не менее 400 жителей. Элементарные школы второй ступени предназначались для города или округа с 45-тыс. населением. Система среднего образования была представлена лицеями, высшего - институтами. Учебные заведения всех типов должны были быть бесплатными. Однако образование не являлось обязательным. Исключалось религиозное обучение, провозглашалось равенство мужчин и женщин в получении образования, намечалась преемственность между всеми ступенями школы

Хотя проект не был поддержан, идеи Кондорсе нашли отражение в проектах Лепелетье (создание общедоступной школы в виде интернатов - «домов национального воспитания») и Ромма (организация преемственной системы образования.

Комитет образования поддержал доклад Годена, в котором предлагались меры по ликвидации конфессионального обучения. В соответствии с этим докладом Законодательное собрание приняло декрет о закрытии школ религиозных конгрегаций. Конец планам демократизации школы положило поражение Революции.

 

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В XIX в.

В XIX в. в развитии школы и педагогики России наступает важный этап. Формируется национальная секуляризированная система образования и педагогическая мысль, отражающая прогрессивные настроения общества и отвечающая новым экономическим и духовным запросам гражданского общества.

Во многом государственная политика в области просвещения отражала уровень образованности, культурного развития и систему общественных взглядов правителя и приближенных к ним государственных деятелей.

 

Ступень

  Гимназия  
классическая реальная или современная
       

Средняя

Ступень

Начальная школа
государственная земская церковно-приходская воскресная

Низшая

Ступень

Цель: дать образование, «приспособленное к практическим потребностям и к занятиям различными отраслями промышленности и торговли».

§ увеличен срок обучения в классических гимназиях до 8 лет;

§ упразднено преподавание естествознания;

§ увеличено количество часов по древним языкам;

§ введена строгая регламентация программ и методов преподавания;

§ введение института классных наставников и их помощников – надзирателей;

§ издание правил поведения учащихся в гимназии и вне её;

§ разработан специальный кодекс наказаний.

Þ издание «Положения о начальных народных училищах», по которомузначительно усилился правительственный надзор за земской школой и учительством со стороны инспекторов Министерства просвещения.

Статистика: в конце 60-х гг. доля неграмотных в Петербурге составила 44%; в Москве по переписи 1871г. - 55%; в губернских городах - 60-70%; в уездных — 70-80%; в деревне грамотность была редким явлением.

Реформы образования Александра III (1881 – 1894)

Þ 1884 – издание нового университетского устава

§ ликвидирована автономия;

§ управление университетами передано Министерству просвещения;

§ введен строгий отбор ректора, деканов, профессоров;

§ усилен надзор за студентами, введена форма для студентов,

§ приняты «Правила для студентов»;

§ значительно повышена плата за обучение;

§ снижено ф



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.66.87 (0.162 с.)