Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные педагогические понятия

Поиск

Категория -основное, наиболее общее понятие науки.

Педагогический процесс - целенаправленная взаимосвязанная деятельность педагогов и воспитанников, направленная на разностороннее развитие личности.

Воспитание -целенаправленный систематически организованный процесс взаимодействия педагогов и воспитуемых, направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение -целенаправленный систематически организованный процесс взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на передачу и усвоение системы знаний, умений, навыков, а также развитие личности учащегося.

Образование:

- процесс и результат овладения учащимися обобщенным общественно-историческим опытом;

- целостный процесс обучения и воспитания личности, обеспечивающий ее разностороннее развитие.

Предмет педагогики -воспитание, обучение, образование в целом, организуемые в образовательных учреждениях различных типов.

Педагогическая методология:

- учение о педагогическом знании, процессе его добывания и практического использования, разрабатываемое на основе всеобщей методологи;

- система теоретических положений, на основе которых может быть обеспечено решение педагогических проблем.

Метод исследования:

- схема, модель исследовательских действий, служащих доказательству и проверке гипотезы, достижению поставленной цели;

- упорядоченный способ решения поставленной исследовательской задачи.

Методика исследования -целенаправленная система методов, приемов, средств и форм работы, обеспечивающая достаточно полное и надежное решение проблемы.

Личность -человек как общественное существо, носитель сознания.

Развитие - противоречивый процесс количественных и качественных изменений, наследуемых и приобретаемых свойств индивида.

Формирование:

- процесс развития личности под влиянием внешних и внутренних факторов;

- создание внешней формы того или иного педагогического объекта.

Наследственность -генетическая программа биологических признаков, получаемых ребенком при рождении от родителей и служащая одним из источников развития личности.

Среда -окружающие человека общественные, материально-бытовые, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Педагогическая цель -идеальный, мысленно предвосхищаемый педагогом результат его учебно-воспитательной деятельности.

Всесторонность воспитания -полноценное развитие всех сторон личности.

Гармоничность развития -пропорциональное, согласованное развитие качеств с учетом индивидуальных особенностей личности.

Движущие силы педагогического процесса -внутренние противоречия между обновляющимися потребностями воспитанника и регулируемыми педагогом возможностями их удовлетворения, разрешение которых через активность школьника ведет к его развитию.

Педагогический закон -объективная, существенная, устойчивая связь между педагогическими явлениями, процессами, объектами, обусловливающая их состояние, функционирование и развитие.

Педагогическая закономерность:

- проявление действия того или иного закона;

- определенный уровень познания закона педагогики;

- совокупность законов, в полной мере определяющих данное явление, процесс, объект.

Нравственное воспитание -целенаправленный процесс овладения личностью под руководством воспитателя правилами и нормами поведения, формирования у них моральных взглядов и убеждений, выработка этических умений и навыков.

Трудовое воспитание -целенаправленный процесс ознакомления учащихся под руководством воспитателя с основами производства, формирование трудовых умений и навыков, ответственного отношения к своему труду, уважительного отношения к людям труда, побуждение к сознательному выбору профессии.

Самовоспитание -сознательная и целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своей личности.

Форма организации обучения – упорядоченный способ внешнего выражения процесса обучения, определяющий его порядок и режим.

Система образования -совокупность исторически сложившихся и связанных между собой всех типов учебно-воспитательных учреждений, осуществляющих основные принципы политики государства в области просвещения.

Учение -система познавательных и практических действий школьника, обеспечивающая усвоение им содержания образования и его развитие.

Принципы воспитания (обучения) - исходные основные положения о способах достижения воспитательных (учебных) целей и задач, формулируемые с учетом законов и закономерностей педагогического процесса, выполняющие роль требований к деятельности воспитателя (учителя) и воспитуемых (учащихся).

Средства воспитания (обучения) -объекты материальной и духовной культуры, служащие процессу развития и формирования личности.

Метод воспитания (обучения) - упорядоченный способ реализации совместной деятельности педагога и воспитуемого по достижению поставленных целей.

Прием воспитания (обучения):

- отдельная операция (составная часть) метода;

- проявление метода в конкретной педагогической ситуации.

Ученический коллектив - объединение учащихся, сплоченных единой целью, общественно и личностно-значимой деятельностью, способных к самоуправлению и сотрудничеству, между которыми существуют отношения ответственной зависимости.

Умственное воспитание - целенаправленная и планомерная деятельность воспитателя и воспитуемого, направленная на вооружение школьников системой научных знаний, развитие их умственных сил и способностей, привитие культуры умственного труда.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ      
Человек, индивид, личность, индивидуальность    
Развитие, формирование, воспитание и Со­циализация личности    
Развитие    
Факторы развития личности    
Формирование и развитие    
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ      
Предмет, задачи и структура педагогики    
Методы научно-педагогических исследований    
Основные категории педагогики    
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ      
Цель, задачи, структура и виды воспитания    
Закономерности и принципы воспитания    
Методы воспитания    
Детский коллектив    
Воспитательные системы    
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)    
Предмет дидактики    
Категории дидактики    
Основания обучения    
Сущность обучения    
Содержание обучения    
Закономерности и принципы обучения    
Методы обучения    
Формы организации обучения    
Учет и контроль в процессе обучения    
Педагогический мониторинг (пм)    
Проблемное обучение    
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ (ШКОЛОЙ)    

 

ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ      
Деятельностный подход    
Личностно-ориентированный подход    
Системный подход    
Технологический подход    
Ценностно-ориентированный подход    
ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ    

Образ и логика в изложении курса

«Педагогические теории, системы и технологии»: Пособие для студентов педвузов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.198 (0.007 с.)