Принципы развития коллектива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы развития коллектива



Пояснения:

Принципы вытекают из объективных закономерностей процесса воспитания и реализуются в комплексе. На граф-схеме названы лишь несколько принципов. Изучая работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других педагогов, определите самостоятельно, какие другие принципы воспитания коллектива ими были реализованы?

Вывод-проблема по теме

Какой путь выбрать:

а) воспитание -----------------личность;

б) воспитание -----------------коллектив-----------------личность?

Т.е. возможны два пути формирования личности:

- непосредственное воспитание личности;

- воспитание личности через коллектив.

ОБЩИЙ МОМЕНТ – воспитание осуществляется в системе.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Исходная идея современных воспитательных систем (ВС) – отказ от работы по направлениям, по видам воспитания.

Признаки ВС:

1. Организация всей воспитательной работы, исходя из единой авторской педагогической концепции.

2. Опора на самоуправление в коллективе.

3. Широкое и научно обоснованное внедрение инноваций.

4. Реализация принципа дифференциации образования.

5. Высокая эмоциональная насыщенность жизни коллектива.

6. Педагогическая целесообразность всех воспитательных актов («обычное право»).

 

Главный способ и форма организации ВС – коллективные творческие дела (КТД).

 

Этапы развития ВС:

1 этап – зарождение и становление системы;

2 этап – отработка структуры ВС и содержания деятельности;

3 этап – оформление системы.

Примеры ВС:

№ п/п Авторы Методологическая идея Признаки  
  В.А. Караковский интеграция всех воспитательных воздействий, творчества и научного поиска - концентрация процесса во времени и пространстве в несколько ярких событий; - коммунарские сборы; - коллективные творческие дела; - единство урочной и внеурочной воспитательной работы и т.д.  
  Г.П. Поспелова ориентация на раннее выявление и развитие природных задатков и способностей ребенка - профильное образование; - клубные объединения; - педагогический консилиум и т.д.  
  А.Н. Тубельский личность имеет право на свободное самоопределение - в центре работы лежат интересы ребенка; - школа является центром образовательной и культурной работы в районе; - открытость системы для инноваций; - объединение учащихся по направлениям работы и т.д..  

 

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ

(ДИДАКТИКА)

Дидактика – это один из разделов педагогики, разрабатывающий теорию обучения и образования.

Категории дидактики: образование, содержание образования, обучение, преподавание, учение, цель обучения, законы, принципы, методы, организационные формы обучения и др.

Предмет дидактики – обучение, как средство образования и воспитания личности.

 

ПРЕДМЕТ ДИДАКТИКИ

 
 

 


КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ

 

 

 


ОСНОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ


 

 

               
 
 
       

 

 


 

 

Обобщенной целью обучения является усвоение учащимися социального опыта, отраженного в содержании образования. Цель реализуется через задачи:

- вооружить учащегося системой знаний о природе и обществе;

- сформировать умения и навыки;

- раскрыть и развить способности, творческое мышление;

- развить психические свойства личности (интерес, мотивы, память, волю и т.п.) и др.

Пояснения:

Сущность, содержание, цели и задачи обучения в школе определяются рядом документов, составители которых руководствуются потребностями (требованиями) общества.

В последнее время учителям предоставлено право самостоятельно определять содержание основных вопросов учебного предмета, последовательность их изучения, количество часов, затрачиваемое на изучение. Это требует от учителя хорошей методической и теоретической подготовки, большой ответственности.

 

СУЩНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Раскрыть сущность категории «обучение» - это значит:

а) дать определение категории, назвав основные признаки; б) раскрыть содержание признаков обучения. Определение категории «обучение» приведено в граф-схеме на странице. Признаки категории «обучение» - целенаправленность; прецессуальность; системность; двусторонность.

Содержание признаков может быть раскрыто через компоненты процесса обучения.

 

Целевой компонент   УЧИТЕЛЬ   Формулирует цель  
Кц     УЧЕНИК   Осознает цель  
             
Мотивоционный компонент   УЧИТЕЛЬ   Формирует мотивы  
Км     УЧЕНИК   Реализует мотивы  
             
Содержательный компонент   УЧИТЕЛЬ   Отбирает материал  
Кс     УЧЕНИК   Усваивает материал  
             
Операционный компонент   УЧИТЕЛЬ   Организует деятельность  
Ко     УЧЕНИК   Активно выполняет ее  
             
Контрольно-коррекцион. ком-т   УЧИТЕЛЬ   Осуществляет контроль, корр.  
Кк     УЧЕНИК   Осуществляет самокоррекцию  
             
Результативный компонент   УЧИТЕЛЬ   Анализирует результат  
Кр     УЧЕНИК   Осуществляет самоананализ рез.  

 

Пояснения:

Обучение является процессом, так как реализуется путем выполнения в определенной последовательности отдельных компонентов:

Кц + Км + Кс + Ко + Кк + Кр

Обучение является целенаправленным процессом, так как начинается с формулировки и осознания цели. Выполнение всех компонентов подчинено поставленной цели.

Обучение является системным процессом, так как состоит из отдельных элементов, связанных в единое целое. Это целое и есть обучение. Исключение любого компонента приведет к развалу процесса.

Обучение является двусторонним процессом, так как в реализации каждого компонента и всего процесса участвуют две стороны - учитель (преподавание) и ученик (учение).

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

 
 

 


В процессе обучения ученики должны усвоить содержание образования, которое включает в себя ряд компонентов.

Содержание образования может быть усвоено на уровне общего образования, на уровне политехнического и на уровне профессионального образования. При этом все уровни взаимосвязаны, так как общие элементы системы знаний умений и навыков: научные факты, понятия, законы, теори, методы научных исследований.

 
 

 

 


ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Подход к определению понятий «закономерности обучения» и «принципы обучения» тот же, что и в теории воспитания. Определения этих понятий можно дать самостоятельно.

Осуществление каждого компонента процесса обучения подчиняется определенным закономерностям. На основе этих закономерностей формулируется положения, играющие роль требований, предъявляемых к каждому компоненту. Это и есть принципы обучения.

 

Система закономерностей и принципов

(по Ю.К. Бабанскому)

№ п/п Компоненты обучения Закономерности обучения Принципы обучения  
  Цель и задачи Процесс обучения обусловлен потребностями общества Принцип связи обучения с жизнью, с практикой  
  Мотивы Эффективность обучения определяется характером мотивов учения школьников Принцип учета интересов и потребностей школьников  
  Содержание Содержание обучения зависит от его целей и задач Научность, систематичность, последовательность, доступность  
  Методы и средства Методы и средства организации, стимулирования и контроля взаимосвязаны и зависят от задач и содержания обучения Наглядность, сознательность и активность, сочетания различных методов и средств обучения  
  Контроль, корректировка Обратная связь в обучении определяется уровнем организации контроля и корректировки Объективность, сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля  
  Результат Взаимосвязь компонентов обучения при необходимых усовиях обеспечивает прочные, осознанные и действенные знания, умения, навыки Прочность, осознанность и действенность результатов обучения  

 

Одной из распространенных систем принципов обучения является:

Пояснения:

На схеме представлены классические принципы обучения. Однако эта категория является исторической. По мере развития науки и совершенствования практики выявляются новые законы процесса обучения и формулируются на их основе новые принципы обучения. Например, следующие принципы.

Принципы обучения по Л.В. Занкову:

n принцип обучения быстрым темпом;

n принцип обучения на высоком уровне трудности;

n принцип ведущей роли теоретических знаний;

n принцип осознания школьниками процесса обучения;

n принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.

 

Принципы обучения по В.Ф. Шаталову:

n принцип крупноблочного введения знаний;

n принцип усвоения знаний на основе их многократного вариативного повторения;

n принцип гармонического развития репродуктивного и продуктивного мышления;

n принцип гуманизма и др.

 

Проблема:

 


В дидактике разрабатывается каждый из этих элементов, зачастую в отрыве от других. Каким образом могут быть реализованы связи между ними?

Пояснения

На основе закономерностей должны быть определены принципы, реализуемые путем выполнения определенных правил. Способы передачи и усвоения содержания материала должны подчиняться этим правилам.

Вариант решения проблемы может быть представлен в виде схемы разработки принципов обучения:

Принцип обучения

1 - название принципы;

2 - компонент обучения, характеризуемый этим принципом;

3 - закономерности, лежащие в основе принципа;

4 - сущность принципа;

5 - правила, вытекающие из данного принципа;

6 - возможные способы выполнения правил.

 

 
 

 


Пояснения

Через какие правила выполняются принципы?

 


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения - это упорядоченные способы осуществления совместной деятельности учителя и учащихся по передаче и усвоению системы научных знаний, умений и навыков, обеспечивающие развитие личности школьника.

Прием - это отдельная операция в процессе реализации метода обучения. Поэтому метод - это сумма взаимосвязанных и взаимозависимых приемов деятельности. Материализация методических приемов на практике достигается через средства обучения: слово, образ, деятельность.

Методы обучения могут быть классифицированы. Классификация производится по выбранному основанию. Учителю важно знать не одну, а ряд наиболее употребимых классификаций, ибо каждая из них имеет как положительные, так и отрицательные стороны, которые могут проявлять себя в большей или меньшей степени в зависимости от конкретных условий. В настоящее время различают три наиболее употребимые классификации, основанием для классификации которых служат:

n источник передачи знаний, умений и навыков;

n характер учебно-познавательной деятельности учащихся;

n тип взаимодействия учителя и учащихся.

 

1) Методы обучения, выделяемые в зависимости от источника знаний

 
 

 


2) Методы обучения, выделяемые в зависимости от характера учебно-познавательной деятельности (ХУПД) школьников.

 

 


3) Методы обучения, выделяемые в зависимости от типа взаимодействия учителя и учащихся

Тип взаимодействия Метод обучения Варианты метода  
Интеллектуальное взаимодействие учителя и учащихся Монолог Рассказ, объяснение, лекция, инструктирование  
Интеллектуально-речевое взаимодействие Диалог Групповая дискуссия, «круглый аквариум», панель-дискуссия, форум, круглый стол, деловая беседа (типа интервью)  
Поисковое взаимодействие Решение задач Эвристическая беседа, теоретические задачи, игровые задачи, практические задачи  
Эмоциональное взаимодействие Сочувствование Художественное чтение, слушание музыки, импровизация, драматизация, просмотр произведений искусств  
Репродуктивное взаимодействие Тренинг Работа с книгой, игровые упражнения, письменные упражнения, репродуктивная беседа  

Проблема:

1) Возможны ли другие варианты выделения групп методов обучения? Почему возможно существование многих вариантов классификации методов обучения?

2) В чем сходство и отличие методов воспитания и методов обучения?

3) Какой метод обучения может быть назван главным? Есть ли такой метод?

Существующие общие черты в методах обучения и воспитания дают возможность применить для разработки методов обучения схему разработки методов воспитания.

Общими и для воспитания и обучения являются многие средства формирования личности:

 

 


 

8. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

 

 

Проблема:

 
 

 


Как эти переходы внешне выражаются?

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Форма организации обучения - это способ внешнего выражения совместной деятельности учителя и учащихся по передаче и усвоению знаний, умений и навыков, определяющий порядок и режим ее протекания.

Одна форма обучения отличается от другой по определенным признакам. Выделяют внешние и внутренние признаки форм обучения.

 
 

 


Все существующие формы обучения выделяются с учетом признаков и в зависимости от какого-либо признака могут быть отнесены к одной из следующих групп форм организации обучения:

n формы организации обучения в зависимости от числа участников;

n формы обучения в зависимости от дидактических целей (ДЦ);

n формы обучения, зависящие от комплекса признаков.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.056 с.)