Подходы к решению педагогических проблем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к решению педагогических проблем



ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Деятельностный подход представляет собой теорию, основным положением которой является положение о ведущей роли деятельности в процессе образования личности.

Понятие деятельности

Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры

Сущность деятельности:

§ всякая деятельность представляет собой процесс реализации отношений человека к окружающей действительности;

§ любая деятельность есть не односторонний процесс воздействия человека на природу, а обоюдный процесс, то есть взаимодействие.

Признаки деятельности

 

§ предметность ( какая-либо часть окружающей действительности).;

§ целенаправленность;

§ преобразующий характер;

§ структурность.

Цель деятельности – это мысленно представляемый результат деятельности, получение которого обеспечит удовлетворение потребностей, интересов личности.

Виды деятельности

- материальная и духовная,

- репродуктивная и творческая деятельность.

- познавательную, общественную, спортивную, художественную, техническую и другие (например, учебно-познавательная деятельность учащихся).

Уровни овладения деятельностью:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- эвристический (поисковый);

- креативный (творческий, созидающий)

Общие виды деятельности человека – игра, учение, труд, общение.

Структура деятельности:

 

 


ОПЕРАЦИИ

 
 

 

 


Требования деятельностного подхода

1. Образование (воспитание, обучение и развитие) личности может быть обеспечено только путем овладение деятельностью.

2. Овладение деятельностью является условием (основанием) формирования творческой личности.

3. Эффективный характер деятельности может быть обеспечен только при наличии признаков – предметность, целенаправленность, преобразующий характер, структурность.

4. Овладение деятельностью на любом уровне происходит поэтапно путем перехода из внешнего (предметного) плана во внутренний (теоретический) план.

5. Деятельность может быть эффективно реализована, если она имеет следующую структуру – предмет (мотив), виды деятельности, цель, действия, условия, операции.

6. Направленность любой деятельности определяется ее предметом, который исполняет роль мотива деятельности.

 

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Личностный подход заключается в ориентации в процессе образования на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

Основные идеи личностно ориентированного образования:

 

§ обеспечение развития личности через организацию ее деятельности;

§ единство взаимосвязи и взаимоперехода личностной и предметной сторон деятельности;

§ учет и подчинение образования на каждом уровне развития личности ее интересам, способностям;

§ формирование представления о деятельности как личностно значимой.

 

Проявление личностно-ориентированного подхода:

а) в деятельности (учебно-познавательная деятельность)

б) в общении

в) в профессиональной подготовке.

 

Реализация личностно-ориентированную модель образования:

1. Разработать и принять концепцию образования как процесса, обеспечивающего развитие индивидуальности, становления способностей. При этом процессы обучения и воспитания образуют целостное единство.

2. Выявить характер взаимоотношений всех участников образовательного процесса. Обеспечить установление отношений по типу равноправного взаимодействия.

3. Определить критерии эффективности инноваций, осуществляемых в образовательном процессе. Разработать технологию их отслеживания.

 

Требования личностно-ориентированного подхода

- основу деятельности участников образовательного процесса составляют: уважение к личности, доверие к ней, целостный взгляд на ученика и учителя, концентрации внимания на развитии их личности, создание ситуаций успеха для участников образовательного процесса;

- придание управлению процессом образования координирующего и мотивационного характера в целом;

- изменение взгляда руководителей школы, учителей, учащихся и их родителей на свою роль и место в процессе образования и управления им.

 

 

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

 

Система – совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам.

Признаки понятия системы:

1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов;

2) система образует особое единство со средой – является подсистемой системы более высокого порядка;

3) система является системой более высокого порядка по отношению к составляющим ее элементам (подсистемам) (Блауберг И.В., Садовский В.Н. и др.).

Структура – внутренняя упорядоченность, организация связей и отношений между элементами системы.

Структура есть вся совокупность связей и отношений между элементами (Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. и др.).

 

Целостность есть совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие новых качеств системы, несвойственных образующим ее частям. Такие качества называют интегративными.

 

Элементы системы, связи и отношения, благодаря которым обеспечивается существование, функционирование и развитие системы, называются системообразующими.

Требования системного подхода

- определять объект или предмет исследования как системный;

- исследовать каждый компонент системы в целях определения и обеспечения полноты ее состава;

- определять всю совокупность структурных связей, и в случае необходимости изменять, делать структуру более совершенной;

- разобраться в механизме функционирования отдельных звеньев системы целостной организации, управлять этим механизмом на научной основе;

- определять тенденции и предвидеть уровни развития системы как важнейшее условие совершенствования процесса образования.

 

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ПРОБЛЕМ

             
   
 
   
 
   
Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности.
 
   
Структура педагогической системы
 
 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

 

Педагогическая технология – систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая технология – это естественный набор различных приемов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога в контексте современной культуры, на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания разворачивающейся ситуации.

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

 

Классификация технологий образования

§ по исполнителям действий (ученики, студенты, преподавателя…);

§ по целям образования;

§ по предметной среде (гуманитарные, естественные, технические…);

§ по применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, компьютерные…);

§ по организации учебного процесса (индивидуальные, групповые, коллективные, смешанные);

§ по методической задаче (технологии одного предмета, специальности, метода, средства …).

 

Новые образовательные технологии

Формирование новых технологий осуществляется в следующей последовательности:

§ определение возможностей с помощью фундаментальных исследований;

§ определение эффективности с помощью прикладных исследований;

§ анализ потребностей и спроса участников образовательного процесса;

§ разработка документации, программных и методических средств; подготовка преподавателей;

§ тиражирование и распространение программных средств.

 

 

Основные тенденции развития образовательных технологий:

§ интеграция профессиональной и социокультурной подготовки студентов, способствующая развития личностных качеств;

§ переход к блочному построению учебных планов с большим выбором элективных курсов, рейтинговой системой оценки знаний, широким спектром возможностей для самостоятельной углубленной профессиональной специализации;

§ внедрение в образовательный процесс открытых систем обучения и воспитания, позволяющих организовать персональное образование по индивидуальным программам.

 

Принципы разработки новых образовательных технологий:

- целостности технологии как системы;

- воспроизводимости технологии в конкретной среде для достижения поставленных педагогических целей;

- нелинейности педагогических структур и приоритетности тех факторов, которые оказывают непосредственное влияние на реализуемые процессы;

- адаптации образовательного процесса к личности студента и его познавательным способностям

- потенциальной избыточности учебной информации, создающей оптимальные условия для формирования обобщенных знаний и умений.

 

Требования технологического подхода

 

1. Четкая формулировка цели решения проблемы.

2. Разработка исходной концепции решения проблемы.

3. Разработка программы решения проблемы.

4. Разработка комплекса диагностических мероприятий в ходе решения проблемы.

5. Выполнение комплекса коррекционных мероприятий по ходу реализации программы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.028 с.)