Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Поиск

МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

ОБРАЗ И ЛОГИКА

В ИЗЛОЖЕНИИ КУРСА

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ, СИСТЕМЫ

И ТЕХНОЛОГИИ»

(ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ)

 
 

 

МАГНИТОГОРСК – 2000


 

Образ и логика в изложении курса «Педагогические теории, системы и технологии»: Пособие для студентов педвузов / В.А. Беликов – Магнитогорск: МаГУ, 2000. – 67 с.

 

 

Настоящее пособие составлено с учетом содержания базового компонента курса «Педагогические теории, системы и технологии».

Приведенные в пособии рекомендации могут быть исключительно полезны как для студентов очного отделения всех факультетов, так и сту­дентов заочных отделений педагогических институтов.

Кроме того, пособие может быть использовано преподавателями педагогики, психологии и других дисциплин педвузов при подготовке учебных занятий, а также для приготовления плакатов, кодограмм, компьютерных материалов.

 

Составитель - доктор педагогических наук,

профессор В.А. Беликов

 

Рецензент - доктор педагогических наук,

профессор В.П. Ушачев

 

© кафедра педагогики Магнитогорского государственного университета;

профессор В.А. Беликов

Педагогика в наши дни является одним из самых популярных, наряду с по­литикой и экономикой, предмет для обсуждений и споров. Так же как в политике и экономике, в педагогике каждый человек считает себя боль­шим специалистом. А между тем, для многих людей все основные вопросы педагогики, ее проблемы и достижения остаются неизвестными.

К сожалению, основное содержание педагогики как НАУКИ неиз­вестно (а чаще просто забыто) учителям, воспитателям, а также студентам педвузов после сдачи ими экзамена по этому предмету.

Между тем, всякая деятельность человека, в том числе и педагоги­ческая, представляет собой единство ТЕОРИИ и ПРАКТИКИ. Владение пе­дагогической теорией необходимо для выполнения без ошибок практиче­ских образовательных действий.

Напомнить студентам, учителям, воспитателям основы педагогиче­ской теории и ставит своей целью наша работа.

Исходным мотивом ее написания послужила необходимость чтения обзорных лекций по педагогике для выпускников Магнитогорского университета, когда всего за несколько часов необходимо изложить огромный по объему и сложный по содержанию материал. При чтении лекций было отмечено, что в памяти выпускников педагогическая теория остается небольшими, раз­розненными кусками, не имеющими никакого практического значения.

Показать целостность педагогики как науки, ее логику, рассмотреть основные вопросы с помощью граф-схем и таблиц, играющих роль опор­ных сигналов, являлось нашей главной задачей при написании работы. Применение граф-схем и таблиц дал возможность наглядно и кратко изло­жить основные вопросы педагогики. По наиболее трудным граф-схемам и таблицам нами даны разъяснения, которые располагаются рядом с пояс­няемым графом или таблицей.

При составлении пособия были использованы некоторые ма­териалы (графы и таблицы), впервые примененные в учебном процессе преподавателями кафедры педагогики: Т.Е Климовой, М.В. Панасенко, Н.В. Сычковой, Л.И. Савва, Н.Я. Сайгушевым и другими. Также использовался опыт подготовки подобных пособий другими педагогами России (Д.М. Гришин, И.Ф. Исаев, В.Г. Крысько и другие). Кроме того, в пособие включены отдельные графические схемы, составленные студентами факультета информатики Магнитогорского госуниверситета.

Мы в этой работе не претендуем на полное изложение всех вопросов педагогики. И особо обращаем внимание читателей на необходимость изучения литературы, в которой названные нами аспекты решения проблем образования личности рассмотрены более детально и глубоко. Это учебные пособия, монографии, педагогические журналы, сборники научных статей, методические рекомендации.

 

В целом изучению подлежат следующие вопросы курса «Педагогические теории, системы и технологии»:

1. Современные подходы в решении педагогических проблем.

2. Воспитательная (образовательная) система. Дать характеристику одной из них.

3. Предмет, задачи педагогики.

4. Основные категории педагогики. Связь между ними.

5. Понятие и структура личности.

6. Факторы развития личности. Их учет в решении педагогических проблем.

7. Цель и содержание воспитания в различных его аспектах.

8. Процесс воспитания: понятие, структура, этапы, особенности.

9. Закономерности процесса воспитания.

10. Принципы и правила процесса воспитания, их связь с закономерностями.

11. Понятие методов, приемов и средств воспитания.

12. Необходимость и способы классификации методов воспитания.

13. Методы формирования сознания личности. Раскрыть особенности применения одного из них.

14. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Раскрыть особенности применения одного из них.

15. Методы мотивации и стимулирования деятельности, сознания и поведения личности. Раскрыть особенности применения одного из них.

16. Формы организации процесса воспитания.

17. Понятие детского ученического коллектива.

18. Типы и структура коллектива.

19. Особенности воспитательной работы с детским ученическим коллективом. Коллективные творческие дела.

20. Этапы развития детского ученического коллектива.

21. Закономерности, принципы развития детского ученического коллектива.

22. Роль личности в коллективе и влияние коллектива на личность.

23. Основные виды воспитания. Раскрыть особенности духовно-нравственного воспитания.

24. Основные виды воспитания. Раскрыть особенности интеллектуального воспитания.

25. Основные виды воспитания. Раскрыть особенности трудового воспитания.

26. Воспитательные системы школы. Внеклассная и внешкольная работа.

27. Особенности работы классного руководителя.

28. Основы семейного воспитания. Педагогическая помощь семье.

29. Понятие, предмет, задачи дидактики.

30. Основные категории дидактики. Их взаимосвязь.

31. Понятие процесса обучения, его компоненты.

32. Функции процесса обучения.

33. Содержание образования в современной школе. Школьные образовательные стандарты.

34. Закономерности процесса обучения.

35. Принципы и правила процесса обучения.

36. Методы, приемы, средства обучения.

37. Необходимость и способы классификации методов обучения.

38. Характеристика методов обучения (по группам в зависимости от выбранного варианта классификации).

39. Формы организации обучения: признаки и система.

40. Урок как основная форма организации обучения: понятие, типы, структура.

41. Характеристика форм организации обучения: лекция, семинар, практикум и другие (по указанию экзаменатора).

42. Контроль и оценка в процессе обучения.

43. Образование как целостный процесс обучения, воспитания, обеспечивающий развития личности учащихся.

 

Основными учебниками и учебными пособиями по данному курсу являются:

1. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1993

2. Ильина Н.А. Педагогика. - М., 1984

3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого - М., 1996

4. Подласый И.П. Педагогика. - Киев, 1996

5. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1997

6. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Минск, 1999.

 

По окончании изучения курса студенты должны:

· знать основные теории, концепции, законы и закономерности теории воспитания, дидактики, системного, деятельностного, технологического и личностно ориентированного подходов как методологии педагогики, а также методы, проблемы и перспективы ее развития;

· владеть базовыми понятиями по курсу (узнавание терминов, определение понятий, раскрытие содержания понятий, воспроизведение полного объема каждого понятия, установление межпонятийных связей, практическая интерпретация терминов в различных аспектах);

· уметь применять теоретические знания на практике;

· иметь собственные суждения в области теории и практики образования, мыслить творчески, используя теоретические знания;

· уметь правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

ВВЕДЕНИЕ

Структура личности

 
 

 


 

 
 

 


 

Пояснения:

1. Ядро личности – самосознание как осознанное отношение чело­века к своим мотивам, переживаниям и мыслям.

2. Источник активности личности – его потребность, переживае­мая в виде желаний и влечений. Проходя через сознание и само­сознание, потребность становится мотивом его поведения и дея­тельности.

3. Сознание и самосознание – нравственно-психологический, ха­рактерологический стержень личности.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 
 


Развитие

 

 

Формирование

 

 

Социализация

 

 

Воспитание

Пояснения:

Развитие – самое широкое понятие, характеризующее становление личности. Развитие – это процесс количественных и качественных измене­ний наследуемых и приобретаемых свойств индивида.

Уже понятие «формирование». Это процесс развития личности под влиянием внешних и внутренних факторов (целенаправленных и стихий­ных, позитивных и негативных). Еще уже понятие «социализация». Социа­лизация – процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагаю­щий систему общественных отношений и самостоятельное воспроизвод­ство этих отношений. По сравнению с процессом формирования социали­зация хотя и включает в себя как целенаправленные, так и стихийные воз­действия на личность, но ограничивается лишь теми из них, которые носят позитивный характер.

Воспитание – процесс, направленный на усвоение личностью зна­ний и умений, формирование определенных качеств.

 

РАЗВИТИЕ

Пояснения:

На воспитуемого действует множество факторов. Благодаря этим воздействиям человек изменяется, развивается. Развитие – это сложный и противоречивый процесс приобретения человеком новых качеств и их со­вершенствования.

 

 

 


 

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

 

Пояснения:

Ведущим фактором является воспитание, так как оно имеет цель, осуществляется подготовленными людьми и опирается на теорию.

Наследственность – это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей.

Среда – это окружающие человека материальные, духовные, при­родные условия его существования, а также совокупность людей, связан­ных общностью этих условий.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

 

Понятия формирования и развития взаимосвязаны, но не тождественны друг другу.

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качество, состояние объекта – его состава и структуры.

Развитие – процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований особей с момента их зарождения до конца жизни.

Формирование – придание определенной формы.

Употребление понятий формирование и развитие объясняется стремлением подчеркнуть единство внешних и внутренних процессов изменения качеств личности.

 

В психологии термин формирование обоснованно употребляется в отношений таких сторон личности как, например, формирование характера, формирование умений, формирование навыков, формирование отношений личности с окружающими людьми и т.п., то есть тех сторон которые обращены

 

Термин развитие употребляется в отношении способностей, воли, внимания и т.д.

Психолог Роберт Семенович Немов вполне осознанно пишет о формировании и развитии памяти личности (в кн. Психология. Т.1. 1994. – с.207).

В педагогике речь однозначно ведется о формировании и развитии коллектива.

 

Определяя процесс формирования и развития личности, мы стремимся подчеркнуть единство внешних и внутренних изменений, происходящих с личностью в результате личностно ориентированной воспитательной деятельности.

 

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИКИ

 

так как есть:

 

 

Пояснения:

Можно ли считать педагогику наукой? Ответ будет утвердительным, если будут названы:

- ее предмет;

- специфические, характерные только для педагогики категории;

- объективные законы (закономерности);

- специфические методы исследований.

Все это в педагогике названо. Следовательно, педагогика является наукой. Но возникает вопрос – на каком этапе развития она находится?

И. Марев выделяет этапы развития педагогики:

1 этап – этап накопления фактов (с древних времен до 1632 г.)

2 этап – этап объяснения и обобщения фактов (от Я.А. Коменского до середины 20 века);

3 этап – этап математизации педагогики (с 1948 г. до настоящего времени).

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

Пояснения

Воспитание – это взаимодействие, сотрудничество, где решающий фактор – сам ребенок (воспитуемый). Воспитатель пробуждает, поддерживает, стимулирует интерес личности ребенка к жизни, к себе, к людям. Воспитатель помогает ориентироваться в жизни, предупреждает об ошибках, вводит в круг общения и различные виды деятельности.

ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ

(пример)

 
 

 

 


старайтесь предвидеть конечную цель работы     побуждайте школьников к самовоспитанию  
     
формируйте качества личности в их взаимосвязи согласовывайте свою работу с другими воспитателями  
     
каждое воспитательное делоготовьте как звено общего процесса воспитания добивайтесь единства требований к воспитуемому со стороны школы, семьи и общественности  
     
каждый раз выделяйте главные задачи воспитывая – обучайте, обучая -воспитывайте  
   
…и другие правила  

 

Проблема:

Какие существуют принципы вопситания?

Пояснения:

Воспитание зависит от совокупности объективных и субъективных факторов. Эта закономерность будет реализована, если будут выполнены определенные требования. Примеры двух требований приведены на граф-схеме.

Реализация принципа комплексного подхода имеет несколоко аспектов. Наиболее важен методологический аспект. Суть его в следующем. Всякое общество имеет в своей основе материальные блага, создаваемые трудом своих членов, проводит определенную политику, которая подчинена господствующей идеологии, и существует благодаря выполнению своими членами определенных нравственных требований, закрепленных в нормах морали. Отсюда вытекает объективная необходимость взаимосвязанного осуществления трудового, политического и нравственного воспитания.

ЗАКОН – 1

 

ПРИНЦИПЫ – 1 требует

 

На граф-схеме представлены и три других аспекта реализации данного принципа.

ЗАКОН – 2

 
 

 

 


ПРИНЦИПЫ – 2 требует

 

 

Пояснения:

Эффективность воспитания зависит от того, насколько целесообразно организована деятельность воспитуемых, насколько разумно их общение между собой и с воспитателями.

 

ЗАКОН –3

 
 

 


ПРИНЦИП –3 требует

 

 

Пояснения:

Уровень развития личности зависит от процесса воспитания. В то же время, содержание воспитания, его цели и методы определяются с учетом уровня развития воспитуемого.

ЗАКОН – 4

 
 

 

 


ПРИНЦИПЫ – 4 требует

подчинения воспитания поставленным целям
разнообразия применяемых методов

Пояснения:

Результаты воспитания, его эффективность определяются характером, целесообразностью мер (воздействий).

Проблема:

Предложенная система закономерностей и принципов воспитания далека от совершенства, необходима дальнейшая разработка этой системы.

 

 

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

 
 


Проблема: каким способом

Сформировать?

 

 


Пояснения:

Перед воспитателем стоит проблема – каким (какими) способом (способами) сформировать у воспитанников общественно и личностно значимые качества, учитывая при этом закономерности воспитания и соблюдая принципы (требования).

Ответ на этот вопрос дает категория педагогики – МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ.

Формирование личности воспитуемого может быть осуществлено через формирование его сознания, через включение его в активную деятельность, через опору на его мотивы (интересы и потребности).

Способы осуществления процесса воспитания называют методами воспитания.

Методы воспитания – это упорядоченные способы совместной деятельности воспитателя и воспитуемого по достижению воспитательных целей.

Все существующие методы воспитания для удобства разработки и использования классифицированны, то есть по определенному признаку объеденены в группы подобия. Например, Г.И. Щукина:

 

 


Любой метод на практике реализуется в виде ПРИЕМА или группы приемов и с помощью тех или иных СРЕДСТВ воспиатния.

Прием воспитания – это отдельная операция по реализации какого-либо метода в конкретной педагогической ситуации.

Средства воспитания – это виды деятельности, объекты материальной и духовной культуры, используемые в процесс воспитания для достижения поставленных целей.

1 ГРУППА МЕТОДОВ

 

 

 

ГРУППА МЕТОДОВ

 


 

 

ГРУППА МЕТОДОВ

 
 

 

 


 

 

Существуют и другие варианты классификации методов воспитания.

Проблема:

Каким путем происходит формирование общественно и личностно значимых качеств? Вариант решения этой проблемы:

 
 

 


Пояснения:

Основой сознания личности являются знания, которые усваиваются под руководством учителя-предметника. На их основе формируются убеждения (взгляды, суждения, оценки, мировоззрения). Наибольшую роль в их формировании играет воспитатель. Поступки совершает воспитуемый, руководствуясь своими знаниями и убеждениями.

Деление на эти этапы формирования личности условно.

Если знания, убеждения, поступки связаны между собой, то:

 
 


 

 

Пояснения:

Эти связи могут означать, что методы, входящие в одну из групп, могут быть использованы в составе другой группы.

Проблема:

1) нельзя ли считать вышеназванные связи закономерностями процесса воспитания?

2) как на практике разрабатываются отдельные методы воспитания?

 

Вариант решения этой прблемы:

 

 

ВЫВОД ПО ТЕМЕ

 
 

 


Предлагаем самостоятельно разобраться в граф-схеме вывода по теме “Методы воспитания”.

Педагогика раасматриваетличность во взаимосвязи с коллективом.

 

ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Проблемы:

1) Что такое коллектив и каковы его признаки?

2) В чем особенности воспитательной работы в коллективе?

3) Какие существуют типы и какова структура коллектива?

4) Какова роль личности в коллективе?

5) Как коллектив влияет на личность?

6) Как идет процесс развития коллектива – каике этапы проходит и по каким законам (принципам) развивается?

Вариант решения проблем (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.):

Признаки коллектива

 

Пояснения:

Детский коллектив – это группа детей, имеющая определенные признаки. В граф-схеме перечислены лишь основные признаки коллектива.

 

Структура коллектива

Формальная (задается извне) Неформальная (складывается стихийно)  
1 - первичный коллектив 2 - органы управления 3 - система социальных ролей 4 - система отноошений 1 - микрогруппа 2 - система отношений  

Пояснения:

Структура (строение) коллектива определяется в зависимости от его типа. В таблице приведены наиболее общие элементы этой структуры. Их содержание меняется в зависимости от типа. От того, какая структура сложилась в коллективе, зависит характер воспитательной работы, ее содержание.

Роль личности в коллективе

Л1

 

 

Л2 К Л3

 

 

Лn

Пояснения

Отдельные люди (в нашем случае – дети) входят в состав коллек­тива и вносят в него свои качества, свои особенности:

1 - уровень развития коллектива определяется уровнем развития каждой личности в отдельности;

2 - климат в коллективе определяется характером взаимоотношений между отдельными членами коллектива;

3 - возможности коллектива определяются и реализуются благодаря возможностям его членов;

4 - общественное мнение в коллективе формируется на основе взглядов каждой отдельной личности;

5 - …

Пояснения

Коллектив формируется во имя развития личности. Именно в коллективе происходит формирование и реализация социальных потребностей ребенка.

Этапы развития коллектива

Этапы Характер этапов Движущие силы развития (ДСК) Особенности воспит. работы в коллективе Соотноше-ние личного (Ли) и кол. (Ки) интереса Налич. общественного мнения (ОМ)
  Формальное объединение ДСК=Р Осуществляется управление группой Ли>>Ки нет
  Выявление лидеров ДСК=Р+Л К осуществлению отд. видов работ привлекаются лидеры Ли>Ки зачатки ОМ
  Формирование актива ДСК=Р+ Л+А В осуществлении всех видов работ помогает актив Ли»Ки основы ОМ
  Полная сформированность ДСК=К+ А+Л+Р На первое место выходит самоуправление и воля коллектива Ли=Ки есть
                                                           

В таблице: Р – руководитель; А – актив; Л – лидеры; К – коллектив.

Пояснение:

Деление на этапы достаточно условно. Выделенные этапы не имеют четких границ. При переходе с этапа на этап меняются цели воспитания, меняются подходы к выбору методов, форм и средств работы. В коллективе меняются отношения между членами, между членами и руководителем.

Развитие коллектива ведет к усложнению воспитательной работы, к повышению ответственности воспитателя-руководителя за жизнь и деятельность всех его членов, за судьбу коллектива.

Развитие коллектива не заканчивается четвертым этапом.

Проблема:

Как развивается коллектив, достигнув четвертого этапа?

Вывод-проблема по теме

Какой путь выбрать:

а) воспитание -----------------личность;

б) воспитание -----------------коллектив-----------------личность?

Т.е. возможны два пути формирования личности:

- непосредственное воспитание личности;

- воспитание личности через коллектив.

ОБЩИЙ МОМЕНТ – воспитание осуществляется в системе.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Исходная идея современных воспитательных систем (ВС) – отказ от работы по направлениям, по видам воспитания.

Признаки ВС:

1. Организация всей воспитательной работы, исходя из единой авторской педагогической концепции.

2. Опора на самоуправление в коллективе.

3. Широкое и научно обоснованное внедрение инноваций.

4. Реализация принципа дифференциации образования.

5. Высокая эмоциональная насыщенность жизни коллектива.

6. Педагогическая целесообразность всех воспитательных актов («обычное право»).

 

Главный способ и форма организации ВС – коллективные творческие дела (КТД).

 

Этапы развития ВС:

1 этап – зарождение и становление системы;

2 этап – отработка структуры ВС и содержания деятельности;

3 этап – оформление системы.

Примеры ВС:

№ п/п Авторы Методологическая идея Признаки  
  В.А. Караковский интеграция всех воспитательных воздействий, творчества и научного поиска - концентрация процесса во времени и пространстве в несколько ярких событий; - коммунарские сборы; - коллективные творческие дела; - единство урочной и внеурочной воспитательной работы и т.д.  
  Г.П. Поспелова ориентация на раннее выявление и развитие природных задатков и способностей ребенка - профильное образование; - клубные объединения; - педагогический консилиум и т.д.  
  А.Н. Тубельский личность имеет право на свободное самоопределение - в центре работы лежат интересы ребенка; - школа является центром образовательной и культурной работы в районе; - открытость системы для инноваций; - объединение учащихся по направлениям работы и т.д..  

 

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ

(ДИДАКТИКА)

Дидактика – это один из разделов педагогики, разрабатывающий теорию обучения и образования.

Категории дидактики: образование, содержание образования, обучение, преподавание, учение, цель обучения, законы, принципы, методы, организационные формы обучения и др.

Предмет дидактики – обучение, как средство образования и воспитания личности.

 

ПРЕДМЕТ ДИДАКТИКИ

 
 

 


КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ

 

 

 


ОСНОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ


 

 

               
 
 
       

 

 


 

 

Обобщенной целью обучения является усвоение учащимися социального опыта, отраженного в содержании образования. Цель реализуется через задачи:

- вооружить учащегося системой знаний о природе и обществе;

- сформировать умения и навыки;

- раскрыть и развить способности, творческое мышление;

- развить психические свойства личности (интерес, мотивы, память, волю и т.п.) и др.

Пояснения:

Сущность, содержание, цели и задачи обучения в школе определяются рядом документов, составители которых руководствуются потребностями (требованиями) общества.

В последнее время учителям предоставлено право самостоятельно определять содержание основных вопросов учебного предмета, последовательность их изучения, количество часов, затрачиваемое на изучение. Это требует от учителя хорошей методической и теоретической подготовки, большой ответственности.

 

СУЩНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Раскрыть сущность категории «обучение» - это значит:

а) дать определение категории, назвав основные признаки; б) раскрыть содержание признаков обучения. Определение категории «обучение» приведено в граф-схеме на странице. Признаки категории «обучение» - целенаправленность; прецессуальность; системность; двусторонность.

Содержание признаков может быть раскрыто через компоненты процесса обучения.

 

Целевой компонент   УЧИТЕЛЬ   Формулирует цель  
Кц     УЧЕНИК   Осознает цель  
             
Мотивоционный компонент   УЧИТЕЛЬ   Формирует мотивы  
Км     УЧЕНИК   Реализует мотивы  
             
Содержательный компонент   УЧИТЕЛЬ   Отбирает материал  
Кс     УЧЕНИК   Усваивает материал  
             
Операционный компонент   УЧИТЕЛЬ   Организует деятельность  
Ко     УЧЕНИК   Активно выполняет ее  
             
Контрольно-коррекцион. ком-т   УЧИТЕЛЬ   Осуществляет контроль, корр.  
Кк     УЧЕНИК   Осуществляет самокоррекцию  
             
Результативный компонент   УЧИТЕЛЬ   Анализирует результат  
Кр     УЧЕНИК   Осуществляет самоананализ рез.  

 

Пояснения:

Обучение является процессом, так как реализуется путем выполнения в определенной последовательности отдельных компонентов:

Кц + Км + Кс + Ко + Кк + Кр

Обучение является целенаправленным процессом, так как начинается с формулировки и осознания цели. Выполнение всех компонентов подчинено поставленной цели.

Обучение является системным процессом, так как состоит из отдельных элементов, связанных в единое целое. Это целое и есть обучение. Исключение любого компонента приведет к развалу процесса.

Обучение является двусторонним процессом, так как в реализации каждого компонента и всего процесса участвуют две стороны - учитель (преподавание) и ученик (учение).

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

 
 

 


В процессе обучения ученики должны усвоить содержание образования, которое включает в себя ряд компонентов.

Содержание образования может быть усвоено на уровне общего образования, на уровне политехнического и на уровне профессионального образования. При этом все уровни взаимосвязаны, так как общие элементы системы знаний умений и навыков: научные факты, понятия, законы, теори, методы научных исследований.

 
 

 

 


ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Подход к определению понятий «закономерности обучения» и «принципы обучения» тот же, что и в теории воспитания. Определения этих понятий можно дать самостоятельно.

Осуществление каждого компонента процесса обучения подчиняется определенным закономерностям. На основе этих закономерностей формулируется положения, играющие роль требований, предъявляемых к каждому компоненту. Это и есть принципы обучения.

 

Система закономерностей и принципов

(по Ю.К. Бабанскому)

№ п/п Компоненты обучения Закономерности обучения Принципы обучения  
  Цель и задачи Процесс обучения обусловлен потребностями общес


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.1 (0.019 с.)