Эволюция сакрализации власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция сакрализации власти



Американский психолог А. Джордж на основании результатов многочисленных исследований выделил следующие виды чувств, возникающих у человека при обретении власти:

  • чувство собственной незначительности компенсируется чувством уникальности;
  • чувство моральной неполноценности у политического лидера компенсируется чувством превосходства;
  • чувство слабости компенсируется чувством обладания высшей силой;
  • чувство посредственности у политического лидера компенсируется чувством обладания высшими способностями;
  • чувство интеллектуальной неадекватности компенсируется чувством интеллектуального превосходства и компетенции.

Анализ генезиса общественного сознания свидетельствует, что архетипические, мифологические, мистические характеристики коллективного мышления связаны не только с онтологией первобытных сообществ; они присущи, в той или иной форме, природе человеческого сознания в целом, в том числе и современным сообществам.

Особенность магического сознания — в целостности восприятия мира: природа воздействует на человека, но и он посредством определенных магических действий также может оказывать на нее влияние. Попытка человека изменять окружающий мир посредством этих действий в принципе и есть магия, при помощи которой люди не только общались с потусторонним миром, но и пытались влиять на него.

Для выявления истоков сакрализации власти необходимо рассмотреть значение магии в древних сообществах. Дж. Фрэзер отмечает, что в этот исторический период активно развиваются различные виды магии: охотничья, рыболовная, военная, любовная, лечебная. Б. Малиновский, акцентируя внимание на таких ее свойствах, как помощь, защита, уничтожение или нейтрализация врага, отмечал, что магия сопровождает человека на протяжении всей его жизни, и особенно в те моменты, когда ему необходима уверенность в помощи и покровительстве сакральных сил: «Мы находим магию повсюду, где достигают широких масштабов элементы удачи и случайности и эмоциональная комбинация надежды и страха, там где присутствует элемент опасности. Магия также выполняет еще и другую, причем крайне важную, социальную функцию: она является действенным элементом в организации труда и его систематическом упорядочении».

Трудно переоценить значение в жизни ранних народов и такого фактора, как погода. Зачастую именно погода определяла возможность выживания племени, поэтому человек, управляющий погодой — «делатель дождя» — всегда пользовался беспрекословным авторитетом. Дж. Фрэзер, опираясь на антропологические исследования по поводу связи между должностями вождя и делателя дождя в Южной Африке, приходит к выводу, что способность вызывать дождь в некоторых регионах мира и стало началом появления института вождей, т.е. человек, занимающийся общественной магией, часто превращался в правителя. Можно предположить, что в этом выдвижении сыграли роль как беспредельный страх, который маг внушает к себе, так и значительное состояние, которое он накапливает при исполнении своих профессиональных обязанностей. Б. Малиновский также отмечал, что колдуны и знахари, окутанные ореолом таинственности и атмосферой страха, пользовались огромным влиянием и авторитетом.

Анализ древних культур свидетельствует о глубоко укорененных представлениях о том, что верховный правитель происходит от древнего мага или знахаря. Была распространена вера в то, что властители обладают магическими или сверхъестественными способностями, с помощью которых они могут оплодотворять землю и одаривать своих подданных различными благодеяниями. На Маркизских островах существовала группа людей, которые обожествлялись при жизни. Считалось, что они обладают сверхъестественной властью над природными стихиями: могут ниспосылать обильные урожаи и поражать землю бесплодием; насылать болезнь или смерть. Чтобы отвратить гнев таких людей, им приносились человеческие жертвы. Таких боголюдей приходилось на каждый остров не более одного-двух.

Позже соединение царского титула с отправлением жреческих обязанностей стало обычным делом. Цари были и жрецами. Божественность, окутывающая царя, была не пустой фразой, а выражением твердой веры. Во многих случаях царей почитали не просто как посредников между человеком и богом, но и как богов, способных воздействовать на природу и лечить людей, насылать любовные чары и порчу, определять ход природных явлений. Царь, обладающий магическими способностями, воспринимался как продолжение божества и был окружен беспредельной любовью и почитанием. Однако обладание властью предполагает ответственность: так как власть царя над природой, как и власть над подданными и рабами, осуществляется посредством его волевых актов, то если имеют место засухи, голод, эпидемии, бури, народ приписывает эти напасти небрежности или преступному поведению своего властителя. За это его наказывают розгами и заковывают в кандалы, а если он продолжает упорствовать, его либо свергают, либо убивают.

Магическое сознание наделяет представителя власти не только свойством осуществлять связь с потусторонним миром, но и свойством воздействовать на него. Это немаловажный фактор в понимании сущности магического сознания и сакральности власти. И если в силу каких-то обстоятельств царь (маг, вождь) не хочет или не способен заставить потусторонние силы помогать (а это одна из его важнейших функций), то общество имеет полное право изгнать его. Однако подданные должны позаботиться о том, чтобы их повелитель обладал этими способностями, что означает необходимость, во-первых, как минимум выбрать достойного, во-вторых, определить как он должен себя вести, чтобы его способности были использованы на благо подданных.

Так, во многих культурах считается, что физические или психические недостатки служат признаком того, что предполагаемый наследник не пользуется божественным расположением и поэтому он не может стать правителем.

Поскольку священная природа монарха не позволяла ему жить в качестве частного лица или править только благодаря терпимости и милосердию своих подданных, он должен был убить себя сам. Так, мвами в Руанде, не имея права умереть от старости, должен был прибегать к самоубийству; у хима в Анколе, когда силы правителя шли на убыль, маг давал ему яд.

Всегда существовала опасность потери божественного дара, и если, по несчастью, божественный дар убывает, монарх не может сохранить власть. Для того чтобы избежать этой опасности и угрозы, нависшей над persona sacrosacta, а значит, и над всем народом, необходимо было жестко ритуализировать всю жизнь правителя.

Одним из факторов, в значительной степени повлиявших на отношение к власти как объекту, вызывающему священный ужас и трепет, стал запрет, табу. В известных нам древних обществах запреты были основным индикатором социально-политической иерархии. По мере того как индивид или группа переходили из одного социального статуса в другой, с них снимались одни запреты и накладывались другие. Таким образом, получалось, что табу, регулировавшие поведение индивида или групп с более низким социальным статусом, для высших социальных слоев запретами не являлись. Иными словами, имело место несовпадение поведения в зависимости от социального положения индивида или группы. Так формировались «психологическая иерархия и психология управляемых, включавшая в себя эмоции страха и почтения по отношению к управляющим, которыми являлись высшие социальные категории».

Религия окончательно закрепляет сакральность власти. Божественное происхождение или покровительство божественных сил становятся необходимым атрибутом генеалогического древа императоров, царей и королей. Формируется особый тип общественного мировоззрения, связывающий правителя и государство как единое целое, освященное Богом.

Сакрализация власти — это не единовременный акт, это длительный эволюционирующий процесс, который вначале распространялся только на непосредственных носителей власти — шаманов, колдунов, вождей, власть которых в большой степени опиралась на традиции.

Политический язык. Содержание, структура, функции

Особенность политического языка заключается в многообразии его форм: от повседневного разговорного языка массы, отражающего отношение к власти, властным структурам и политическим процессам, до языка исследователя; от языка философии до языка публичных выступлений.

Многообразие различных форм политического языка вызывает необходимость их классификации. Условно можно представить следующие составляющие политического языка:

– язык политических научных теорий и методологии исследования;

– язык политической публицистики;

– язык политической мифологии;

– язык политических символов и ритуалов;

– язык административных документов и нормативов;

– язык дипломатических отношений;

– язык политических действий.

Возможно выделить следующие функции политического языка:

· познавательная,

· коммуникативная,

· функция передачи опыта

· суггестивная.

Рассмотрим составляющие политического языка. Значительную роль в его функционировании играет рациональная составляющая – научные теории и методология исследования политического, посредством которых происходит не только передача накопленного и научно осмысленного политического опыта, но и разработка инструментального аппарата изучения, прогнозирования и моделирования политического.

Политический язык, познавая и отражая политическое, является важнейшим средством общения и передачи политического опыта, а также воздействует на политическое сознание, формируя политические установки и ценности. Однако, политические ценности и установки только тогда приобретают силу, когда коррелируются с глубинными архетипами, представляющими собой политическое бессознательное. Механизмом, осуществляющим диалектическое взаимодействие языковых форм и политического бессознательного, является политическая мифология, формирующая и активизирующая архетипы.

Рассматривая современную политическую мифологию, можно выделить следующие ее черты: политический миф носит искусственный характер и для своего поддержания нуждается в постоянных дополнительных усилиях (например, тиражирование СМИ); политический миф всегда живет в конкретном историческом времени и связан с конкретными историческими событиями – он идеологичен; политический миф часто имеет конкретных авторов, преследующих вполне определенные цели (например, победить в избирательной кампании); политический миф – средство суггестивного (внушающего) воздействия на массовое сознание. Суггестивные особенности современной политической мифологии можно представить как арсенал средств и приемов направленного психологического воздействия на политические установки личности.

Среди социальных символов, регулировавших поведение индивидов в группе на ранних стадиях развития общества, особо следует выделить ритуал. Система ритуалов внедрена в самые глубинные пласты человеческой психики и будучи символической моделью, ритуал не регламентируется юридическими нормами. Но ритуал как обычай, по Тернеру, – это нечто большее, чем собственно символ. Ритуал можно рассматривать как средство перевода символики в некое состояние, когда она могла бы активно воздействовать на социум. Иначе говоря, символы и традиции воспроизводятся и поддерживаются именно благодаря ритуалам.

В связи с этим при создании политического мифа важно обеспечить наличие соответствующих символов. Отметим некоторые конкретные виды политической символики:

– языковая символика – слова политической речи, которые могут обладать определенным символическим значением;

– графическая символика – некоторые визуальные символы, знаки или образные конструкции, насыщенные разнообразными смысловыми оттенками, яркие и выразительные, часто очень древние;

– художественно-изобразительная символика представлена символами изобразительного искусства: плакат, картина с политическим содержанием, карикатура;

– символика знаков и отличий – это система смыслоразличительных знаков власти, рангов политической иерархии, достоинства государства, государственной принадлежности (флаг, герб, значок);

– географическая символика – ставшие символами названия определенных географических пунктов (например, Уолл-стрит входит в символику Америки, а Красная площадь – России), а также города, улицы, площади и другие географические объекты, названные именами героев политических событий, носителей власти, политической идеи;

– архитектурная символика – некоторые скульптурные и мемориальные сооружения, выступающие как символ политической власти (памятники, монументы);

– музыкальная символика – музыкальные произведения, связанные с какими-либо историческими или политическими событиями (гимн государства, революционные песни, песни военных лет).

Каждый новый символ должен обладать информацией, соответствующей тому историческому моменту, в который он рожден. Но одновременно с этим смысл, заложенный в новом символе, должен эмоционально воздействовать на чувства каждого человека и порождать общественно полезные ассоциации, только тогда соблюдается, по выражению Д. Лихачева, «экология культуры» как сохранение старого от забвения.

Старые символы, несущие в себе отфильтрованные столетиями подлинно гуманистические ценности, должны служить новым мифологическим системам. При этом претендующий на историческую перспективу новый символ обязан отражать потребности не отдельно взятой личности, а поколения. Символы как часть языка могут быть восприняты при условии, что они понятны широким кругам населения.

Важной составляющей политического языка является – язык административных документов и нормативов. Существуют определенные требования, предъявляемые к административному языку, и среди них – точность и однозначность в прочтении терминов. Нормативные документы, которыми руководствуются административные и управленческие структуры, не допускают свободного прочтения, ибо это чревато серьезными последствиями.

Еще одно составляющей политического языка, обеспечивающей способы взаимосвязи государства с внешним миром является язык дипломатических отношений.

Следующей составляющей является язык политических действий. Политический процесс это совокупность политических действий, которое представляет собой поведение индивида, социальной группы, класса в рамках политической системы. Видами политических действий является война, революция, реформа, восстание, бунт, мятеж, путч. Другими видами политических действий является политическая кампания – действия ориентированные на достижение определенных целей – перераспределение политических полномочий, формирование органов власти и т.д.; митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шествия и т.д. Следующими видами политических действий являются выборы и проведение избирательных кампаний, референдумы, официальные визиты государственных лидеров и т.д.

Политический язык постоянно развивается, отражая социально-политические реалии и воздействуя на них. В нем проявляются не только историческая эпоха и национальные особенности, но и социально-классовая принадлежность и идеологические предпочтения. Дальнейшее исследование политического языка позволит более полно и объективно представить не только политическое бытие в целом, но и его восприятие различными социальными группами и политическими субъектами.

24. Особенности политической этики

Этика гражданственности тесно связана с такими феноменами социальной жизни, как политическая этика и политическая культура, носящими ярко выраженный идеологический характер. Вместе с тем отношения между ними сложны и неоднозначны.

Дело в том, что в развитом гражданском обществе, характеризующемся законодательно закрепленными демократическими правами и свободами, политическая культура граждан может быть и не востребованной и не входить в «набор» гражданственных моральных ценностей, поскольку интересы граждан относятся, как уже отмечалось, к сфере частной жизни, а политические отношения регулируются «автоматически» правовыми нормами. Не нужна, а иногда опасна и вредна (для гражданина) политическая культура в обществах и государствах с тоталитарными и авторитарными режимами, которые не заинтересованы в гражданской активности и компетентности своих подданных;

Политическая этика – это прежде всего нравственно-нормативный подход к политике. В этическую проблематику политики входят вопросы морального обоснования системы базовых идеологических ценностей общества, формирования социального порядка, отвечающего этим ценностным представлениям, эти­ческие вопросы взаимоотношений социальных групп и движе­ний, отношений общества и личности и т. п. Являясь важным элементом этики гражданственности, политическая этика направлена на создание механизма общественного доверия, обеспечивающего стабильное функционирование социальной системы и препятствующего возникновению противоречий, способных разрушать систему изнутри.

Политическая этика ориентирована на:

- ограждение человека от государственного деспотизма и произвола;

- соблюдение принципа предварительного доверия к каждому чле­ну общества (в противоположность подозрительности);

-ограничение карательного насилия;

- защиту свободы мысли;

- поддержку только той.власти, которая признает верховенство закона.

Политическая этика должна базироваться на ряде принципов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.027 с.)