Вопрос 9: политико-деловой цикл как фактор динамики политических процессов. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 9: политико-деловой цикл как фактор динамики политических процессов.



По мнению же немецкого исследователя К. Манхейма, «политическая жизнь» поколения длится около 30 лет. Первые 15 лет оно достигает политического совершеннолетия, борясь с предыдущим поколением за свое место в политической и социальной иерархии, затем еще около 15 лет занимает лидирующее положение в социуме, также находясь в состоянии борьбы, но уже с молодым поколением, стремящимся занять его место1.

Значительный интерес к циклически-волновой теории проявляют представители миросистемного подхода, рассматривающие эволюцию социально-политических систем в более широком контексте мирового развития, среди которых Р. Эмерсон, Ф. Клинберг, А. Шлезингер, Ф. Бродель, И. Валлерстайн, В. Нордхауз.

Одним из первых, кто акцентировал внимание на цикличность американской политики был Р.Эмерсон. В 1841 году он пишет: «Две партии, на которые разделено государство, партия консерватизма и партия обновления, очень стары и оспаривают власть над миром с самого его сотворения… то одна, то другая выходят вперед. И все равно борьба возобновляется, как будто впервые, с участием новых имен и ярких личностей. Обновление все время толкает вперед, консерватизм все время сдерживает. Весной и летом мы за реформы, осенью и зимой мы сторонники старого. Реформаторы утром, консерваторы к ночи»2.

Американский ученый Ф. Клинберг продолжил исследования в этом направлении и проанализировал особенности функционирования и чередования двух фаз в американской внешней политике. Для первой фазы, определенной им как «интровертная», характерна замкнутая политика, ориентированная на консолидацию национальной общности. В период второй, «экстравертной» фазы, акцент переносится на внешнюю политику, активизируется международная деятельность, усиливается политическое, военное и экономическое давление на мировое сообщество. Во время экстравертной фазы в отношениях между президентом и конгрессом доминирует президент, а во время интровертной – конгресс3. Основным механизмом, вызывающим подобную цикличность в политике, по мнению ученого, является смена поколений.

Другой исследователь внешней политики США А. Шлезингер в работе «Циклы американской истории» описал устойчивые ритмы внутриполитического развития США, где фазы «реформирования» политической системы чередуются с фазами «консерватизма», а доминирование «общественной цели» сменяется доминированием «частных интересов». В то же время, как отмечает исследователь, данный тип исторических циклов – «не маятник, качающийся между неподвижными точками, а спираль», допускающая новое в развитии4. Каждый цикл продолжительностью в 30 лет приводил американскую политическую систему в новое состояние, при том что базовые принципы этой системы, зафиксированные в Конституции США, не менялись более 200 лет. Вопреки бытующим представлениям, она не оставалась застывшей, а развивалась, постепенно трансформируясь, путем прохождения определенных эволюционных циклов.

Психологическое обоснование перемен Шлезингер видит в свойствах природы человека. «Корни этого самодовлеющего циклического развития лежат, несомненно, в глубине человеческого естества. Существует циклическая упорядоченность в явлениях природы – в приливах и отливах, в смене времен года, дня и ночи, работе человеческого сердца. Сама психология современности также имеет циклическую основу.

Общественное действие, рассчитанное на долгий период, тем более истощает эмоционально. Способность выполнения нацией политических обязательств, требующих от нее высокого напряжения, ограниченна. Природа требует передышки. Люди неспособны более заставлять себя продолжать героические усилия. Они жаждут погрузиться в свои личные житейские дела. Издерганные постоянными боевыми призывами, истощенные непрерывной общенациональной активностью, разочарованные полученными результатами, они стремятся к освобождению от взятых обетов, передышке для отдыха и восстановления сил. Так сходят на нет публичные акции, страсти, идеализм и реформы»1.

Шлезингер отмечает следующую особенность американской политики: если политический цикл американской политики составляет 12 лет, то 8 лет приходится на время правления консерваторов. Объяснение он находит в том, что обществу после правления либералов необходимо «переварить» новации, восстановить силы.

Политико-деловой цикл

Огромное число научных исследований, посвященных изучению различных, имеющих отношение к политической сфере циклов, дают возможность предвидеть воздействие возможных колебаний в экономической и социальной сферах на политические процессы, в частности, на предвыборную кампанию.

В 1975 году вышла публикация Нордхауза, в которой предложена была модель монетарного политико-делового цикла, а уже в 1978 году Э.Тафтом была опубликована работа в которой эта проблема нашла свое дальнейшее продолжение.

Если избирательные кампании по времени совпадают с социально-экономическим спадом, то шансы на победу у партии власти минимальны. В предвыборные периоды политики манипулируют экономическими инструментами, добиваясь наилучших социально-экономических показателей непосредственно перед голосованием. Пытаясь «купить» голоса избирателей, правящая группа основные экономические и социальные издержки от таких манипуляций сдвигает на послевыборный период. Используя административный ресурс, власть воздействует на экономику, проводя ряд реформ, в том числе и в социальной сфере, и согласовывая их со временем предвыборных кампаний. Так формируется политико-деловой цикл. В соответствии с электоральным циклом конкретной страны период политико-делового цикла составляет 4-5 лет.

Политико-деловой цикл – периодические колебания экономики, вызванные стремлением правящей партии добиться роста экономических показателей в предвыборный период.

Механизм действия политико-делового цикла следующий: первые годы своего правления правительство проводит непопулярные реформы, которые могут снизить реальный уровень жизни населения, накапливает ресурсы (в основном финансовые), с тем, чтобы перед выборами пустить их в дело, добиваясь улучшения хотя бы одного показателя темпов экономического роста (безработицы, инфляции). При этом абсолютное значение данного показателя за весь период нахождения этого правительства у власти может снизиться. Считается, что «избиратели чувствительны не столько к абсолютным размерам экономических показателей, сколько к их изменению. Так, отрицательное воздействие в большей степени производит не относительно устойчивый высокий уровень безработицы, а его увеличение в год перевыборов; не медленные темпы роста, а их торможение, то есть то, что общественное мнение трактует как ухудшение экономической ситуации. Выбрав определенные приоритеты в экономическом урегулировании, правительство широко пропагандирует свои достижения, всячески убеждая электорат в своей способности эффективно управлять экономикой.)1.

Более того, часто правительство использует следующий прием: если нет оснований для надежды на реальное улучшение экономических и социальных показаний, то в начале или, максимум, в середине политико-делового цикла проводятся реформы, резко ухудшающие положение населения, после чего происходит постепенное естественное выравнивание ситуации, воспринимающееся обществом как улучшение, связанное с проводимой политикой.

Теория политико-делового цикла свидетельствует, что в борьбе за власть представители политической элиты нередко пренебрегают общественными интересами. Отечественные и западные ученые делают выводы на основе материала, полученного в Западной Европе, США и отмечают, что снижение налогов и инфляции, ведущее к быстрому росту доходов на душу, приходится на предвыборный год2. Однако экономики развитых стран институционально хорошо отрегулированы, бюджет прозрачен, поэтому возможности использования эффекта политико-делового цикла ограничены. Другое дело страны с переходной экономикой. Здесь использование власти накануне выборов имеет значительную свободу маневра, а использование бюджетных средств крайне непрозрачно, что усиливает политические и социальные риски, связанные с политико-деловым циклом.

Это период естественного выравнивания экономических показателей. Обвал экономических показателей, инициированный властью, впоследствии сменяется естественным выравниванием и приближением к реальным показателям. Однако, правительству тем самым удается добиться психологического эффекта: общественное мнение воспринимает это как результат правильно выбранной стратегии экономических преобразований, проводимых в

Проблема ускорения времени

Бег исторического времени неравномерен по фазам циклов. Он то замедляется во времена кризисов и депрессий, то ускоряется во время революционных перемен. Иногда одного случайного события бывает достаточно, чтобы траектория движения круто изменилась (в рамках веера альтернатив).

Исторический маятник, в отличие от метронома или часов, то замедляет, то ускоряет свое движение. Соответственно, циклическое время может быть то сжатым, спрессованным, то растянутым, тягучим. Установлена закономерность ускорения темпов исторического прогресса, сокращения длительности жизненного цикла каждой последующей цивилизации по сравнению с предыдущей. В истории действует закон ускорения времени.

Этот закон действует в сфере производства информации. Каждый год количество информации удваивается, человек вынужден постоянно анализировать, воспринимать что-то новое и отказываться от уже устоявшихся представлений. Объем информации, событий, обрушивающийся на человека, столь огромен, что требует от него постоянной адаптации к новым условиям проживания.

Время спрессовывается, сжимается, и количество мегабайтов информации увеличивается каждую минуту. Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени, что имеет непосредственное отношение и к циклически-волновой теории. Продолжительность циклов и длина волн постоянно сокращаются, и многие теории требуют своего переосмысления с точки зрения временных параметров. Исследования подтвердили, что сокращаются периоды мирового господства, экономические и технологические циклы.

Уплотнение исторического времени - явление неизбежное в современном мире, и этот процесс будет постоянно усиливаться. Увеличение информационных потоков, активное развитие новых технологий, необходимость новых источников сырья и рынков сбыта способствует активизации процессов очередного передела мирового пространства и экономической модернизации, и чем более интенсифицируются коммуникационные связи и технологические процессы, тем более мощным детонатором политических процессов они выступают. Мировые процессы с каждым годом ускоряются и усложняются, что требует формирования новых приемов и методов анализа, а также моделирования различных сценариев развития.

Известно, что для проведения экономической реформы достаточно нескольких лет, политической реформы – нескольких месяцев, а для изменения общественного сознания требуется смена нескольких поколений. Медленнее всего течет время глубинных социокультурных процессов, связанных с архетипами национального сознания. Стратегия эффективного развития предполагает необходимость учитывая социокультурных факторов, в том числе отношения культуры к новациям и традициям, что зависит от заложенного временного кода. Так, культуры ориентированные на прошлое, не в состоянии адаптироваться к потоку новаций, и вместо ожидаемого эффекта можно получить усиление кризиса, а иногда и распад социума. Учитывание скорости социальных и политических процессов и координация временных потоков является необходимым условием политической деятельности. Поэтому, Задача хронополитики -временная координация политических, социокультурных и экономических процессов.

Хронополитика – направление в политической философии, все в большей степени воздействующее на формирование политических стратегий. Однако она требует как дальнейшего развития и формирования методологических принципов исследования, так и уточнения содержания своего понятийно-категориального аппарата, что позволит ей более эффективно воздействовать на сферу политики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.005 с.)