А. (Альтруизм как врождённое свойство подавления внутривидовой агрессии) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. (Альтруизм как врождённое свойство подавления внутривидовой агрессии)



По мнению этологов, в рамках поведения животных эволюцией выработаны прямые охранительные реакции, предупреждающие чрезмерность внутригрупповой агрессии. У общественных животных таким механизмом является альтруизм. Эксперимент, с крысами который назывался «шок для соседа» давал результаты по крысиному выводку: 60% конформистов, 20% эгоистов и 20% альтруистов, отказавшихся от еды ради того, чтобы привязанный родич не испытывал боли. Нужно отметить что лишь у стадных животных забота о сородичах выходит за пределы «семьи» и распространяется на всю группу.

 

Если обратится к человеческому сообществу, то факты подтверждают, что в ситуациях угрозы жизни всему виду (нации, этносу, государству) уровень альтруизма в поведении индивидов выше, чем в ситуациях, напрямую не связанных с угрозой существования целого.

 

Б. (Ритуализация агрессии и примерения)

В сложноорганизованных сообществах животных (таких, например, как обезьяны) социальное объединение играет очень важную роль и потребность в общении в ряде случаев может быть важнее пищи, в частности потому что негативные отношения между двумя особями зачастую распространяются на всю социальную систему группы увеличивая агрессию. Следовательно, процессы примирения между агрессором и жертвой необходимы не только с точки зрения повышения сплочённости, но и как средство снятия стресса. Эти процессы как правило представляют собой сложное, многоэтапное взаимодействие.

Этологи приходят к выводу что чем сложнее социальная организация и чем она гибче, тем более развиты и разнообразны механизмы примирения.

 

Иногда для разрешения конфликта третья особь может выступать в роли посредника.

 

В некоторых ритуалах примирения присутствует элемент насилия, носящий компенсаторный эффект. Например, жертва кричит и бьёт агрессора без права последнего на защиту, агрессор обязан стерпеть все унижения. Среди людей в качестве примера можно привести ритуалы примирения племён Андаманских островов или Вейнахских народов северного Кавказа.

В первом случае население племени жертвы в большем составе выкрикивают оскорбления членам племени агрессора встряхивают их спереди и сзади, после чего вместе плачут. Во втором случае если произошло убийство, убийца и его родственники приходят к дому родственников жертвы и вымаливают прощение до тех пор, пока вторые не обратят внимание на мольбы. После чего начинаются переговоры о компенсации.

 

В. Переориентированное действие

Группа должна быть не только сплочённой, но и обладать достаточным потенциалом агрессии, для защиты своей территории. Поэтому внутривидовая агрессия не должна падать ниже нормы. В случае отсутствия внешней угрозы внутри группы включаются механизмы поддержания агрессии, например, самка ранее демонстрирующая покорность начинает демонстративно раздражать самца вызывая агрессию к окружающим сородичам. Среди людей в качестве примера вспоминается старый американский комикс про цепочку в виде босса бесящего работника, который в свою очередь орёт на жену, после чего та вымещает стресс на ребёнке, а ребёнок отыгрывается на питомце.

 

В политике метод переориентирования часто используется для формирования образа врага.

Подражание и внушение как механизмы передачи социального опыта.

А. (Подражание)

Процесс обучения крайне важен, экспериментально доказано что животные, росшие в одиночестве, не имеют большинства навыков необходимых для выживания вплоть до нарушений в половом поведении. Подражание старшим сородичам в этом смысле играет важнейшую роль так как не только обучает добычи пищи, но и формирует модель социального поведения.

В стаях резусов существуют «площадки для молодника» где контроль старших особей незначителен, это помогает молодым обезьянам более активно копировать поведение старших.

Подражание может связано с иерархией, когда группе шимпанзе потребовалось решить задачу (изготовить орудие труда для добычи фруктов из специального ящика) и молодая смышлёная особь справилась раньше остальных, её примеру последовали только после того как вожак стаи не научился у неё решению задачи и не продемонстрировал его остальным.

 

Выводы:

 

- Животные подражают более высокоранговому индивиду;

- Успешное обучение возможно только в группе;

- Склонность к повышенному уровню исследовательской деятельности демонстрируют низкоранговые животные.

- Реализовать исследовательские способности низкоранговых животных возможно лишь в эгалитарных и социальных структурах гибкого типа;

- В большинстве социальных групп существуют «площадки для молодника»;

- Группы с низким уровнем внутригрупповой агрессии демонстрируют большую конкурентоспособность в освоении новой среды обитания.

 

Б. (Внушение)

Внушение единственный механизм передачи информации доступный в виду эволюционного разрыва только людям, тем не менее внушение основывается на тех же принципах что и подражание, на что указывают эксперименты Стэнли Милграма целью которых было выяснение воздействия авторитетных приказаний.

Эксперимент с наказанием испытуемым «учителем» (подсадного) «ученика» током с шагом в 15 В. показал, что, не смотря на стоны и крики «ученика» до 450 В. дошли 60% испытуемых (испытуемым говорили, что проводится эксперимент по стимуляции памяти током, за ошибки в заучивании пар слов должно было следовать наказание, по приказу Милграма «учитель» должен был повышать силу удара током). Чем ниже был статус испытуемых по сравнению со статусом экспериментатора, тем более послушными они были. И соответственно, чем ниже был интеллектуальный уровень испытуемых, тем более внушаемы они были.

 

Ещё одно объяснение феномена: свойство подчинятся человеку, который обладает более высоким статусом, связано с возможностью «снятия с себя ответственности за свои поступки. (пример: третий рейх, вермахт).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.005 с.)