Основные проблемы политической этики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы политической этики.



1. Этика политических целей. Этической целью политики является общее благо. Политика динамически осуществляет исторический оптимум общего блага, которое не всегда выступает результатом единства интересов и консенсуса, но является предметом дискуссии.

2. Этика власти обсуждает проблему нравственной сущности власти, ее нравственного статуса. Поскольку власть есть осуществление своей воли с помощью нравственного авторитета, права или силы, то нравственно авторитетная власть более эффективна. Этика власти содержит запрет на ущемление достоинства других лиц, т.е. политическая власть не тождественна личному господству. Нравственная легитимация власти предполагает наличие у политика необходимых нравственных качеств. Этика власти также обосновывает институты контроля власти: разделение властей, независимое судопроизводство, власть общественного мненияе.

3. Проблема политического насилия. Легитимация государственного насилия может происходить, если оно направлено на общее благо, является легитимным (государственно-правовым), польза от него превышает наносимый вред. Сторонники этики ненасилия не приемлют этих аргументов.

4. Этика политического конфликта. Поскольку политика – это сфера конфликта, то этически правильно: предотвращать конфликты; выявлять конфликты и проявлять волю к их разрешению, а не консервации; при разрешении возникшего конфликта проявлять не соглашательство, а выбирать наилучший на данный момент вариант развития событий.

5. Этика политического сопротивления вырабатывает критерии допустимости, границ и способов сопротивления, которое может быть активным и пассивным, индивидуальным и коллективным. Коллективное активное политическое сопротивление – это гражданское неповиновение: ненасильственное, обусловленное совестью противозаконное действие, направленное на изменение закона или политики в целом, но не угрожающее конституционному порядку.

25. Этика политических институтов как составляющая политической этики

Институты представляют собой нечто большее, чем отдельные нормы (конвенции, законы), – они являются культурно-социальными структурами, имеющими целью длительно регулировать и нормировать определенные социальные и политические отношения, повторяющиеся в качестве основных процессов социальной жизни и требующие определенной стабилизации (институт брака и семьи, институт школы, институт партии). Институты выдвигают нормативные требования по отношению к отдельным лицам и группам, представляющим этот институт, устанавливают ориентацию действий и тем самым ограничивают индивидуальную свободу. Именно этика институтов позволит обрести рычаги контроля над поведением политиков, поступки которых не всегда подлежат правовой оценке, но могут регулироваться принципами этики политических институтов.

Институты не могут заменить индивидуальную мораль, но могут компенсировать дефицит морали, который является следствием изменения личностных установок политика, неизбежно появляющегося в процессе политической деятельности. Задача институтов – улавливать и регулировать неправильное моральное поведение. Однако о моральной стороне деятельности можно будет говорить тогда, когда будет объективное представление о той специфической зоне, в которой действует и принимает решения политик. Более того, политики различаются стоящими перед ними задачами, степенью ответственности за решение этих задач, уровнем профессионализма и нравственной оценкой своих действий, что усиливает необходимость регуляции деятельности политика этикой политических институтов.

В современном российском обществе разработка этики институтов имеет особый смысл. Глубочайший социальный раскол, усиливающиеся этнические и конфессиональные конфликты, неравномерность развития регионов страны – все это продуцирует напряженность, конфликтность и агрессивность, которые ярко проявляются и в культуре российских политиков. Общество особенно болезненно воспринимает нарушение этических норм чиновниками и политиками, девальвирующее значимость самих государственных и политических институтов.

Социологи отмечают растущее недовольство общества деятельностью ключевых политических институтов.

Поведение политика должно определяться не его нравственными представлениями, оно должно соответствовать нравственным принципам и нормам тех политических институтов, который он представляет. Задача политической этики как этики политических институтов – разрабатывать нравственные основания деятельности того или института в соответствии с его целями и полномочиями. В этой связи имеет смысл говорить об этике института парламентаризма, этике института президентства, этике института губернаторства и т.д.

Деятельность институтов должна быть оценена, исходя из показателей национального интереса как базового. В то же время в этику института входит и должностная этика, и профессиональный этикет.

Что может быть основанием этики политических институтов? Если обратиться к международной этике, то необходимо отметить, что эффективность международной этики обеспечивается международным правом: нравственно то, что не противоречит законам международного права. Этика политических институтов должна, как и международная этика, опираться на нормативно-правовую базу, что обеспечит ее требованиям устойчивый характер безличностного долженствования, обращенного ко всем, кто представляет или будет представлять тот или иной политический институт.

Политическая этика призвана снять конфликтное противостояние между политической наукой, рассматривающей политику как область, где реализуются интересы государств, классов, партий, групп, партийных деятелей, и этикой, представляющей нравственные ценности как основание и цель политической деятельности. Если считать политику «игрой интересов», «игрой эгоизмов», где нет места морали, то утрачивается смысл политики и ее общественных функций, регулирующих жизнедеятельность государства. Но если не учитывать особый характер политики, то попытки привнести нравственные ценности в политические взаимоотношения также потерпят полный провал.

Моральное и политическое находятся в состоянии диалектического взаимодействия и противостояния. Не менее важным аспектом политической этики являются проблемы нравственной оценки легитимного наказания и сопротивления власти. Легитимное наказание консолидирует общество, создает ощущение справедливости власти. Но история полна драматических моментов, когда власть превышает свои полномочия. Необоснованное превышение властью законных полномочий является нарушением установленной договоренности и рассматривается обществом как произвол, дающий право на сопротивление. Право на сопротивление в этическом смысле является правом, которое полагается выше любого государственного законодательства и позволяет противостоять несправедливым действиям государственной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.005 с.)