ТОП 10:

Легитимность и эффективность власти



Под легитимностью власти понимают признание обществом ее законно­сти и правомерности, готовность ей подчиняться. Здесь речь идет об общест­венном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывает ей народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответст­вующих государственных документах. Таким образом, следует различать леги­тимность власти (т.е. общественное признание ее законности) и легальность власти (т.е. правовое, формальное ее закрепление). В политологии выделяют различные типы легитимности, которые имеют разные основания.

Так, традиционная легитимность основана на вере в святость и незыбле­мость традиций и обычаев занятия властных должностей. Эта легитимность ха­рактерна для монархической формы правления.

Харизматическая легитимность опирается на веру в сверхъестественные качества и способности руководителя, лидера. Становление такой власти свя­зано, как правило, с периодами глубоких общественных перемен и крупных со­циальных реформ.

Легальная или рационально-правовая легитимность в качестве основы имеет веру народа в закон и целесообразность порядка формирования властных структур.

Легитимность тесно связана с эффективностью власти, т.е. с тем, насколь­ко власть реализует ожидания населения. Эффективность – важнейший фактор стабильной власти, увеличения ее легитимности. При низкой эффективности легитимность власти падает. Признаками падения легитимности являются сле­дующие: рост степени принуждения; ограничение прав и свобод; сужение ра­мок гласности, запрещение независимой прессы; рост коррумпированности ин­ститутов власти; низкая экономическая эффективность.

На практике идеальной и абсолютной легитимности достичь не удается. Типы легитимности могут быть причудливо перемешаны, а недостатки в работе отдельных институтов власти порождают недоверие к ним граждан, хотя в це­лом политическая система остается легитимной и эффективной.

Проблема определения идеологии

Вовлеченность масс в политическую и культурную жизнь потребовала создания особого способа организации масс, получившего название идеологии, а также особого способа обслуживания масс – массовой культуры. Идеология сама выступает культурой масс и культурой для масс и стимулирует развитие массовой культуры, которая не может не опираться на ту или иную идеологию, поскольку идеология ближе всех отраслей культуры к материальным потребностям, а массы живут в основном ими.

Управлять массами эффективнее рассчитанной на воздействие на них идеологией, чем элитарной по сути наукой, которую массы не способны понять. С выходом на историческую арену масс идеология получила преимущество перед наукой в борьбе за господство. Идеология имеет дело с массами, подстраивается под их интересы и запросы, что принижает культуру и ведет к ее кризису. Идеология означает переход от разума и религиозной веры к материальным интересам толпы.

Термин «идеология» был введен в научный обиход французским исследователем Антуаном Дестют де Траси в конце 18 века и означал «науку об идеях», предпочтения определенных социальных групп в конкретно – исторических условиях. «Идеологии как политико – социальное мировоззрение являются специфическим феноменом, содержание которого составляет область ценностных суждений, имеющих силу веры. Исходным пунктом идеологии является идея, развивающаяся в определенной интеллектуальной среде, воздействующая на общественное сознание и порождающая массовые политические движения. Будучи политическим мировоззрением, идеология обладает способностью наделять смыслом действия индивидов, социальных групп в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывать к жизни определенную практику».

Современная наука под идеологией понимает утверждения относительно ценностей и фактов, актуальные для конкретной социальной группы, индивида и выражающие ее интересы. Можно сказать, что политические идеологии являются мотивацией политического поведения и выступают в качестве мировоззренческой основы политики. Идеологии наделяют смыслом и значениями политическую деятельность индивидов, групп, партий в пределах актуально значимых для них идеалов и ценностей.

На сегодняшний день, идеология – мощная сила. Она постоянно стремится что - то преувеличить или затушевать – то общечеловеческие ценности, то национальные, то классовые. Идеология исходит из крайностей, например, двух противоположных классов – капиталистов и пролетариата, двух противоположных взглядов на человека – демократического и тоталитарного.

Этапы развития идеологии

В своем развитии идеология проходит три этапа: 1) диалектический; 2) демагогический; 3) догматический.

Первый этап иногда называют философским, поскольку в процессе формирования идеологии философская составляющая играет важную роль. На данном этапе идеология проявляет непримиримость ко всем остальным идеологическим течениям, но сохраняет тесную связь с наукой, искусством, другими отраслями культуры. На данном этапе проводниками идеологии выступают только ее создатели и некоторые группирующиеся вокруг них фанаты. Если идеологическая система оказывается жизнестойкой и ей удается подавить конкурентов, особенно из числа смежных идеологий, то она стремится занять господствующее положение.

Второй этап – распространение идеологии, который называют демагогическим. Идеология может распространяться подобно эпидемиологическим заболеваниям – как некая идеологическая инфекция, действующая на духовно ослабленный организм, не имеющий стойких убеждений в качестве иммунитета.

Третий этап – от господства идеологии до упадка – называют догматическим. Идеи превращаются в непререкаемые догмы и теряют жизненную силу»•. Таким образом, на первом этапе идеология формируется в лоне культуры. Затем она утверждается и пытается подчинить культуру.

Идеология стимулирует политическую деятельность индивидов, способствует распределению целей по их значимости для субъекта на основе имеющихся у него представлений, ценностей, верований, идеалов.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.33.158 (0.007 с.)