ТОП 10:

Политическое лидерство: природа, функции, типы и стили



Наряду с элитами важнейшими субъектами политического процесса являются политические лидеры. Лидер – это личность, способная оказывать постоянное и решающее влияние на государство, общество, организацию, большую или малую группу. Лидерство проявляется во всех сферах общественной жизни, включая политику. Поскольку политический лидер это всегда живой человек со своими чувствами и эмоциями, при объяснении феномена политического лидерства обязательно учитываются психологические факторы.

В политической науке существует несколько теоретических концепций, объясняющих этот феномен. Исторически первой была теория черт. Суть ее заключается в предположении о том, что лидер обязательно обладает качествами, отличающими его от других людей, причем эти качества могут передаваться по наследству. В русле этой концепции проводились исследования различных правящих династий, анализировались браки в среде правителей. Но никаких значимых результатов эти исследования не принесли. Это привело к разочарованию в теории черт и появлению новой, ситуативной концепции лидерства, сторонники которой полагали, что появление лидера возможно при совпадении места, времени и обстоятельств.

Противоречия между двумя вышеназванными подходами попыталась устранить личностно-ситуационная теория. Представители этой теории Г. Герт и С. Милз выделили четыре фактора, которые необходимо учитывать при анализе феномена лидерства:

1) черты и мотивы лидера как человека;

2) образы лидера и мотивы следовать за ним, существующие у его последователей;

3) характеристики роли лидера;

4) институциональный контекст, т.е. те официальные рамки и правовые поля, в которых функционирует лидер и в которых он взаимодействует со своими сторонниками.

Р. Стогдилл и К. Шатл предложили изучать лидерство с точки зрения статуса, взаимодействия, восприятия и поведения индивидов по отношению к другим членам группы. Следовательно, лидерство рассматривалось теперь не как характеристика отдельного индивида, а как отношения между людьми.

Еще одной психологической концепцией лидерства стала теория "ожидания – взаимодействия". В ней внимание сконцентрировано на создании операциональной модели лидера. Представитель этого направления Ф. Фидлер предложил модель эффективного лидерства, определяющую желательный для каждой ситуации стиль лидерства. По мнению исследователя, это может быть либо ориентация на задачу (инструментальное лидерство), либо ориентация на межличностные отношения (эмоциональное лидерство).

Широкое распространение в политологии и политической психологии получила мотивационная теория лидерства. Среди ее представителей можно назвать С. Митчела и С. Эванса. Данная теория связывает эффективность лидерства с воздействием лидера на мотивацию его последователей. Поведение лидера можно считать мотивирующим в той степени, в которой он увеличивает вероятность достижения сторонниками их целей и разъясняет способы достижения целей. Мотивационная теория предлагает следующие основные типы поведения лидера:

1) поддерживающее лидерство (отличающееся дружеским отношением к последователям, проявлением интереса к их потребностям);

2) директивное лидерство (регламентирующее и контролирующее действия последователей);

3) разделенное лидерство (консультирование с последователями);

4) лидерство, ориентированное на достижение качественного результата.

Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г. Саймон и другие ученые, разрабатывающие теории обмена и транзактного анализа, рассматривают лидера как человека, чувствующего потребности и желания своих сторонников и предлагающего им способы их осуществления. При этом важнейшее значение имеет сам процесс взаимодействия между лидером и его окружением.

Можно констатировать, что для более правильного понимания такого сложного феномена, как политическое лидерство, необходимо учитывать различные подходы к его исследованию, имеющиеся не только в политической науке, но и в смежных научных дисциплинах – политической социологии и политической психологии. Особо следует выделять такие параметры: личность самого лидера; характеристики его сторонников; отношения между лидером и его окружением; социальный контекст политического лидерства; результаты взаимодействия между лидером и сторонниками в определенных ситуациях.

Современная политическая наука предполагает наличие таких основных мотивов, детерминирующих поведение политических лидеров:

а) потребность во власти;

б) потребность в контроле над событиями и людьми;

в) потребность в достижениях;

г) потребность в аффилиации, то есть в принадлежности к какой-либо группе и получении одобрения.

Основными функциями, которые выполняет лидер в политическом процессе, могут быть следующие:

1. интегративная – интеграция групп или общества в целом;

2. инструментальная – функция принятия решений;

3. коммуникативная – передача информации и поддержание связи между народом и властью;

4. мобилизационная – мобилизация масс на реализацию задач, стоящих перед группой или обществом;

5. функции социального арбитража и патронажа – разрешение споров между группами и отдельными индивидами, а также защита интересов своих сторонников;

6. функции легитимации политической системы и отдельных институтов.

В политологии существует несколько подходов типологии политического лидерства. Пожалуй, наиболее известен подход Макса Вебера, о котором уже шла речь при анализе проблем власти. В соответствии с ним лидеров делят на традиционных (вожди племен, монархи), поскольку основой их авторитета является традиция, обычай, рутинных, пришедших к власти демократическим путем на основе формально-правовых процедур и харизматических, в той или иной степени обладающих харизмой, особыми личными качествами.

Широко распространено деление лидеров на демократических и авторитарных. Для первых характерен учет интересов и мнений широкого круга своих последователей, вторые отличаются единоличным направляющим воздействием под угрозой санкций и применения силы. Психологическая природа авторитарного лидерства стала известна благодаря работам Т. Адорно и его коллег.

Современный американский политолог М. Херманн предложила свою типологию политических лидеров, в основу которой положено такое понятие, как имидж. Первый собирательный образ лидера – лидер-знаменосец, его отличает собственный взгляд на мир, наличие привлекательного для масс идеала. Второй собирательный образ лидера – лидер-служитель. Такой лидер стремится выступать в роли выразителя интересов своих сторонников и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Третий образ – лидер-торговец, его задача – наиболее привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе и в итоге заставить избирателей их "купить", то есть поверить в данного лидера и оказать ему поддержку. И, наконец, четвертый тип – лидер-пожарный. Лидер такого типа старается откликнуться на все происходящие события. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на складывающуюся ситуацию.

В последние годы в политико-психологических исследованиях получает распространение классификация лидеров по стилю поведения. Выделяют пять таких стилей: параноидальный, демонстративный, компульсивный, депрессивный, шизоидальный. Параноидальному стилю поведения соответствует тип политического лидера, которому свойственны недоверие к окружающим, подозрительность, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти и контроля над другими людьми. Такой лидер видит мир в черно-белых тонах, а людей подразделяет на "друзей" и "врагов".

Демонстративный стиль характерен для политических лидеров, которых условно можно назвать "артистами". Они любят внешние эффекты, хотят нравиться публике, привлекать к себе внимание.

Компульсивный стиль поведения политического лидера отличается стремлением делать все наилучшим образом независимо от обстоятельств. Такой лидер постоянно озабочен, мелочен, чересчур пунктуален, педантично соблюдает все инструкции и правила. Лидер такого типа в чем-то похож на школьного отличника.

Политический лидер, для которого свойственен депрессивный тип поведения, не способен самостоятельно играть ведущую роль и поэтому пытается примкнуть к тому, кто реально может "делать политику".

Шизоидальный стиль лидерства, напротив, предполагает лидера-одиночку. Он предпочитает не присоединяться ни к какому политическому движению и остается сторонним наблюдателем, не связанным с какой-либо политической ответственностью. Однако подобный стиль лидерства не может не носить временного характера, поскольку противоречит самой природе этого явления. Лидер-одиночка, если он действительно окажется вовлеченным в реальную политическую жизнь, будет вынужден трансформировать свой стиль в сторону одного из вышеперечисленных.

Еще М. Вебер отмечал, что политика во все большей степени будет сферой профессиональной деятельности. Это предвидение полностью подтверждается. Для того, чтобы сегодня быть успешным политиком, необходимо обладать разнообразными знаниями из области политологии, социологии, конфликтологии, экономики и юриспруденции, а также умениями и навыками в области общественных коммуникаций. Для людей, занимающихся политической деятельностью, она становится основным источником получения дохода независимо от их профессионального образования. При этом сферами приложения "политического труда" являются отнюдь не только структуры исполнительной власти, но и парламенты, политические партии и общественные движения, органы местного управления, средства массовой информации и т.д. Объективная тенденция профессионализации политического лидерства требует специальных усилий по отбору и подготовке политических кадров.

Выборные технологии – это одна из сфер манипуляции общественным мнением, когда при помощи мощной финансовой и государственной поддержки, рекламы, подкупа и жульничества на избирательных участках достигается планируемый заранее результат на выборах. В результате грамотно проведённой выборной технологии побеждает нужное власти лицо, партия или блок.
Основная причина в появлении необходимости применения выборных технологий заключается в том, что явка электората (избирателей) на избирательные участки очень редко перешагивает установленную планку, при которой выборы можно считать состоявшимися. Это болезнь всех демократических государств, так как при всём разнообразии кандидатов народ не видит альтернатив тому, кто должен пройти во власть. В связи с этим возникла необходимость массового привлечения избирателей путём усиленного использования административного ресурса, а также в подтасовке результатов так, чтобы был преодолён барьер явки.
Другая область применения выборных технологий находится в неограниченных ресурсах для подтасовки результатов при подсчёте голосов. Данная ситуация стала возможна при внедрении в постоянную эксплуатацию в России государственной автоматизированной системы «Выборы», которая по словам разработчиков позволяет получить результаты через несколько часов после проведения выборов. Не является секретом, что в руках устроителей выборов такая система является мощнейшим механизмом для проведения в жизнь любых выборных технологий.
Несмотря на то, что использование автоматизированной системы для подсчёта голосов на выборах само по себе является скорее положительным моментом, так как в условиях истинной демократии это могло бы сделать сами выборы более открытыми для избирателей, в Российской Федерации бюрократический аппарат взял ГАС «Выборы» на вооружение, скорее, для целей манипуляции общественным мнением и подтасовки результатов голосования.

Другой аспект использования выборных технологий в Российской Федерации связан с большой территорией государства, его разделённость на множество часовых поясов.
Цель данной работы – проанализировать виды технологий применяемые в предвыборной «гонке».

1. Роль политической рекламы в предвыборной кампании.

Политическая реклама в предвыборной кампании на первый взгляд отличается от торговой рекламы только тем, что предлагает потребителю не бессловесный товар, а идею или человека. Но, Предвыборной пропаганде, как правило, противопоставлена контрпропаганда конкурентов. Если в торговой рекламе никто не пытается опровергать информацию о "неповторимом устойчивом вкусе", то в предвыборной борьбе опровергаются и неповторимость, и устойчивость, и даже то, что вообще имеется вкус. Политическая реклама более многоходовая, гибка, эмоциональна. Она просто вынуждена применять стратегию и тактику, манипулировать самыми глубинными основами человеческого мышления.

2. Технологии "политического маркетинга".
Популярной во всем мире политической технологией является такой ее вид как политический маркетинг. Он появился в США немногим белее полувека назад когда, Д. Эйзенхауэр первым из лидеров прибег к услугам рекламного агентства, для организации предвыборной компании.

Политический маркетинг – это не совсем агитация с ее бессистемным, научно не проработанным воздействием одинаковыми средствами на все социальные группы. И уж совсем не реклама предполагающая приукрашивание качеств претендентов, а то и наделение их несуществующими добродетелями.

Политический маркетинг – это прежде всего грамотное, корректное и целенаправленное выявление и подчеркивание различным социальным и национальным группам именно тех реальных качеств и достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес. Особый анализ показывает, что не только к качествам лидера, но и к средствам агитации за него у народа разная реакция. Студенты, например, проявляют особый интерес к листовкам; на пенсионеров производит впечатление лично адресованные им обращения (поздравления) кандидатов. На всех без исключения действует гипноз телевидения. Политический маркетинг определяет кому, что и как говорить (разумеется, в рамках своих убеждений), посредством каких форм общаться с избирателями.

В странах с развитыми демократическими традициями на политический маркетинг тратят ежегодно миллиарды долларов. Считается что без маркетинга любой лидер обречен. В соответствии с этим подходом команда поддержки начинает работу с поиска ответов на следующие вопросы:
- Каковы цели и характер выборной кампании Кандидата?
- Каковы ключевые задачи Кандидата?
- Кто главный конкурент?
- Какой фактический и желательный имидж Кандидата?
- Каковы группы (слои) избирателей и каковы их интересы?
- Какое представление Кандидата об этих интересах?
Результаты обсуждения командой этих и других вопросов, как правило, используются для заполнения рабочих таблиц, что делает их легко обозримыми, упрощает корректировку и организацию новых обсуждений. Ведет табличную документацию специалист по организации коллективного проектирования. Он же составляет сводные таблицы, оформляет другой графический материал, информирует специалистов, привлеченных для разовых консультаций.
В программу политического маркетинга входит анализ типовых проколов своих и чужих (конкурентов полезно знать, ведь их можно использовать как готовые ресурсы для наступления). Кроме того, ведение информационной базы тактических проколов позволяет не только предохранить Кандидата от подобных ошибок, но вовремя заметить и соответственно отреагировать на них.
3. PR технологии. PR-проекты - создание, раскрутка и продвижение партий; формирование у населения или целевой аудитории желаемого позитивного имиджа личности лидера и кандидата, общественно-политической организации, партии.

Дезинформация – простой способ, предлагающий прямой обман тех, кого информируют. Она приводит к целенаправленному искажению действительности в соответствии с целями тех, кто информирует.

Манипулирование общественным сознанием – более изощрённые технологии, когда те, на кого направлено манипулирование, самостоятельно изменяют свои взгляды, настроения и предпочтения в соответствии с целями тех, кто организует это воздействие. Дезинформация при этом может выступать составной частью технологии манипулирования, как особого вида информационного воздействия, направленного на сокрытие тех, кто готовит и передает информацию в собственных целях, но при этом возбуждающим у того, кто получает информацию таких мотивов и настроений, которые совпадали не с его интересами, а интересами первых. Таким образом, манипулирование – это тип скрытого и неявного информирования, программирование намерений получателя информации, которые построены на игнорировании роли получателя информации и на отношении к нему, как к средству достижения собственных целей.

От целей, выбираются и соответствующие приемы, которые можно классифицировать на следующие виды:

1. Выборочное и отрывочное информирование, когда о событиях и явлениях информируют не в полном объеме, а отдельными кусочками из контекста с заранее разработанной программой искажения действительности (например, информация о Чернобыльской катастрофе);

2. «Вал информация», когда в предельно сжатые по времени сроки в очень быстром темпе дается информация о многих событиях в разных странах с единственной целью, чтобы человек не смог отличить существенное от несущественного, чтобы у него перепутались ориентиры сознания, чтобы он был растерян и не смог самостоятельно принять решение, сделать вывод о действительности (программа «Вести»);

3. Клиширование информации, т.е. использование готовых образов и стереотипов, которые не требуют никакой работы мышления и сознания, а поэтому реакция на них может быть заранее просчитана и запрограммирована (образ США как цитадели демократии, Жириновский – кричащий политик);

4. Навешивание ярлыков, т.е. присвоение отдельным лицам и их действиям однозначно положительных или отрицательных оценок (Путин – положительный, Хусейн – воплощение зла и т.п.);

5. Использование двойных стандартов при оценке действий союзников и противников (И.Каримов довел страну до нищеты, но он союзник);

6. Ложная аналогия, когда сравниваются две по сути разных, но внешне чем- то похожих явления, которые отождествляются между собой (Коммунизм – фашизм, бюрократия – чиновничий произвол);

7. Игра с цифрами – манипулирование статистикой, которая предполагает такое комбинирование статистических данных, которые позволили бы обосновать выводы, соответствующие интересам тех, кто это делает, но в противовес реальности (Уровень инфляции и пр.);

8. Игра на болевых точках населения, когда выявляются основные комплексы населения, их страхи пред чем-то, потом все это целенаправленно разжигается (Угроза Чеченского терроризма, межнациональные конфликты)

9. Информационная война. Данный вид технологии манипулирования неразрывно связан с провоцированием политических скандалов, психологическим давлением на обывателя, чтобы нанести непоправимый ущерб конкуренту в глазах обывателя.
PR технологии – система информационно – технических действий, принципом которой является обеспечение реализации политических целей на основе более или менее уважительного отношения к гражданам, как к потребителям информации.

В рамках PR технологии могут использоваться способы, характерные для агитации и пропаганды, тогда это называется "чёрный" PR. Но в целом эти технологии связаны с отказом от прямой фальсификации фактов. Они нацелены на всестороннее разъяснение гражданам существующих проблем и на обеспечение благоприятной и доброжелательной общественной атмосферы для реализации заранее просчитанных действий со стороны информирующих - "белый" PR.

"Серый" PR представляет собой утечку информации из «компетентных источников», которая осуществляется для того, чтобы «прощупать» настроение и мнение общества, выяснить реакцию общества на дальнейшие действия, для того чтобы скорректировать их в соответствии с выделенной реакцией. Особенностью является то, что адресат не имеет точных выходных данных, а поэтому в рамках таких утечек может распространяться дезинформация, а может быть специальная провокация против кого-либо.
К основным принципам белого PR относят следующие:

1. Открытость информации

2. Взаимная выгода тех, кто информирует и тех, кто получает информацию.

3. Уважительное отношение к общественности и опора на общественное мнение.
В силу этих преимуществ все субъекты, которые действуют в рамках белого PR, не жалеют времени на выяснение позиций общественности, постоянно ведут анализ её активности и корректируют свои действия с её реальными интересами. Эти технологии впервые были разработаны для крупного транснационального бизнеса, а уже после начали распространяться в сфере действия общественных организаций, благотворительных фондов, но в политике не прижились.

4. Технологии создания имиджа.
Создание имиджа представляет собой сознательное конструирование тех или иных свойств и качеств субъекта, которые делают его привлекательным для общественности и позволяют решить конкретные политические задачи, связанные с его участием.

Имидж представляет собой важнейший структурный компонент в политической сфере, при помощи которого властные структуры поддерживают связи с населением и пытаются оказать на него целенаправленное воздействие.Имидж формируется в течение всей политической деятельности тог или иного политика (или партии), и несостоятельно мнение о том, что имидж можно сформировать и рекламировать за короткий отрезок времени, например, относительно избирательной компании. Имидж складывается если не годами, то достаточно длительный период времени, и политические консультанты должны работать постоянно и организовывать для них специальные языковые и психологические требования.

5. Возможности НЛП. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - это научная модель управления психо- информационными процессами в человеческом мозгу и тщательно отобранный список приемов, помогающих выявить стереотипы поведения (“программы”), которые закладывает в людей способ существования и мышления.

Сегодня НЛП – весьма распространенный инструмент для управления как индивидуальным, так и массовым сознанием. Родившись в 1975 году как методология эффективного общения психотерапевта с пациентом, нейролингвистическое программирование быстро доказало свою практическую ценность в других областях. Начиная с 1984 года его приемы открыто используются в мире рекламы и в предвыборных кампаниях самого высокого уровня.
Искусство НЛП заключается в донесении необходимой оратору информации до аудитории.
В НЛП, как, впрочем, и везде, для успешного применения даже готовых рецептов требуется мастер, умеющий свободно прибавлять, вычитать и делить ингредиенты для приготовления нужного "блюда" - имиджа Кандидата.

Несомненно, присутствие в команде поддержки НЛП-аналитика и НЛП имиджмейкера, значительно усилило бы Кандидата, однако есть несколько проблем. Во-первых, реальное положение дел таково, что эффективный НЛП-мастер пока редок и, соответственно, дорог. В то же время обилие популярной литературы плюс несложные, описанные в тех же книгах приемы персональной манипуляции позволяют "НЛП истам понаслышке" неплохо продавать свои книжные знания.Во-вторых, если же кандидат сумел привлечь в свою команду действительно мастера НЛП, и тот участвует в текущих обсуждениях, то, скорее всего, о технологии политического маркетинга (ПМ) вы можете забыть, так НЛП и ПМ используются совершенно разные понятия стратегии. Кроме того, настоящий НЛПист по-хорошему настроен на манипулятивную игру - "Здесь и Сейчас".
Что касается НЛП-имиджмейкера, то качество его работы легко проверяется в сравнении. Как правило, примерно половине Кандидатов и их доверенным лицам, действительно требуется несколько погружений-тренингов в проблему усиления своего имиджа. Но это может сделать и сам Кандидат в краткой командировке, например, в Московском институте НЛП и Эриксонианского гипноза или на экзотическом семинаре по формированию "Харизмы".

6. 36 китайских стратагем. Стратагемность была серьезным оружием китайских политиков, военных, дипломатов. Благодаря устной традиции, историческим хроникам и художественным произведениям эффективность применения стратагем была очевидной и для широкой публики. За три тысячелетия прагматичный китайский ум классифицировал стратагемы по видам, разработал методику применения той или иной стратагемы в зависимости от конкретной ситуации, создал своеобразный "банк данных" - "Трактат о 36 стратагемах" (стратагема – это план, в котором для противника заключена какая-либо ловушка или хитрость – определение В. Даля). Но эта информация должна была тщательно скрываться от иностранцев. Хотя хитрость и ловушку организуют многие из элементов тактики и стратегии, у стратагемы есть важное отличие – многоходовость. Таким образом, стратагема – это система нескольких согласованных тактических приемов, результатом уместного применения которых является нейтрализация разрушительных планов противника и увеличение вероятности реализации собственных планов.

Специалисты по логике утверждают, что данные 36 стратагем исчерпывают список возможных тактико-стратегических связок и что в любой военной (политической) хитрости можно найти аналоги одной или нескольких классических стратагем.

7. Особенности искусства вовлечения. Вовлечение – естественное явление. Все мы когда-то кого-то во что-то вовлекали – партнера в будущую работу, будущую жену, будущего мужа, у всех нас это было. Вовлекая, мы получаем удовольствие от своих действий, ощущение изменения реальности.

Вовлечение – передача ощущения свободы, импровизация, экстаз некой человеческой общности. Конечно, это чисто бытовые впечатления, но психологи и специалисты по организации совместной деятельности обратили внимание на парадоксальную эффективность использования приемов вовлечения при формировании результативной команды.

Уклонение от вовлечения обычно проявляется как рассуждения из области "здравого смысла". Отказ в доверии – как скептицизм. Здесь и начинается граница раздела между технологией вовлечения и технологиями манипуляции и гипноза. Вот почему, крайне желательно, чтобы постоянные участники обсуждений целей, тактики и стратегии проведения успешной выборной кампании были людьми вовлеченными, ответственными, лично заинтересованными в совместном проектировании и реализации будущего, сформулированного лидером.

8. Отношения с конкурентами. Проблемы лидерства обострились в связи с общей политизацией жизни, нынешним усилением политического соперничества и политической борьбы. Необузданные политические амбиции, притязания, популизм могут приносить существенный урон. Все большее значение в наше время приобретают проблемы формирования "команды" лидера и вовлечение в активную деятельность молодых лидеров.
Тема 2.4.Мировой политический процесс

Мировая политика – сфера отношений между государствами, международными политическими организациями и союзами государств, процесс выработки, принятия и реализации политических решений, затрагивающих интересы мирового сообщества.

Современный мир представляет собой гигантскую систему систем или макросистему, в которой функционируют в противоречивом единстве и взаимодействии основные политические субъекты: народы, национальные государства, группы государств, международные государственные и негосударственные организации, общественные движения и организации, политические и общественные лидеры.

Международные отношения - совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических и других связей и взаимоотношений между народами, между государствами и объединениями государств.
Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов.

Международная (мировая) политика - это термин в политологии не разработан, но, видимо, под международной политикой можно понимать сферу деятельности субъектов международных отношений, а также приемы и средства международных отношений и внешней политики.

Международные отношения, как система, включают в себя следующие основные элементы: Межгосударственные отношения. Отношения между региональными межгосударственными объединениям. Всемирные правительственные и неправительственные организации.

Принципы международных и политических отношений:

Признание сверенного равенства государств; Нерушимость установленных границ, признание территориальной целостности государств; Мирное урегулирование споров; Невмешательство во внутренние дела других государств; Уважение прав и свобод человека; Равноправие; Развитие сотрудничества.

Характерные черты современных международных политических отношений: Противоречивость перехода к многополюсному миру; Глобализация политических и экономических отношений; Противоречивость и низкие темпы социально-политических и экономических преобразований на постсоветском пространстве; Неустойчивость тенденций к демократизации и гуманизации мировой политики.

В основе международного сотрудничества, как уровня международных отношений, лежат 5 принципов мирного сосуществования, впервые провозглашенных в индийско-китайском соглашении 1954 года: Уважение территориальной целостности и суверенитета. Ненападение. Невмешательство во внутренние дела друг друга. Равенство и взаимная выгода. Мирное сосуществование.

Основные тенденции в развитии международных отношений. 1)демократизация международных отношений и международной политики. 2) гуманизация международных отношений, 3)демилитаризация международных отношений.

Формами внешнеполитической деятельности государства являются:

-установление дипломатических отношений с другими государствами (а также снижение и уровня, приостановка, разрыв и даже объявление войны);

-открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство в них;

-сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями, о щественными организациями и движениями;

-осуществление и поддержание контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений, но в диалоге с которыми заинтересовано по тем или иным причинам.

В своей внешнеполитической деятельности государства используют следующие основные средства и методы: обмен информацией; обмен визитами на различных уровнях; совместная работа в международных организациях; подготовка и заключение двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов; подготовка и осуществление частичной или полной блокады; подготовка к войне и обеспечение благоприятной международной обстановки для ведения войны.

Для осуществления внешнеполитической деятельности в государственных структурах создаются специализированные органы: Парламентские комитеты по вопросам внешней политики. Министерства иностранных дел (внешних сношений). Посольства и правительства. Консульства. Научные и культурные центры за рубежом. Официальные и полуофициальные миссии. В международных отношениях важную роль играют международные организации. В настоящее время насчитывается более 3 тыс. международных организаций. Россия, как правопродолжательница СССР, участвует в работе более 500 организаций.

Классифицировать международные организации можно следующим образом. Всемирные и региональные правительственные организации: Всемирные и региональные неправительственные организации: Военно-политические организации: Экономические и финансовые организации: Неправительственные группы и клубы.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.186.116 (0.023 с.)