Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникации в социальном взаимодействии
Коммуникация (от лат. communication: обмен, связь, разговор) – это процесс передачи информации от одной социальной системы к другой. Это акт общения между людьми, обмен информацией с помощью знаков, символов, кодов. Коммуникация – это, во-первых, психологическое общение одного индивида с другим; во-вторых – это социальное взаимодействие индивидов, групп людей, социальных институтов, общества в целом. Здесь коммуникация проявляется как социальная коммуникация – способ связи отдельных частей социальной системы в единое целое через передачу идей, оценок, эмоций, настроений с помощью знаков, символов. Коммуникация включает в себя следующие элементы: коммуникатор – отправитель сообщения, передающий сообщение; информация – сведения, ориентированные на конкретного человека или аудиторию; канал – способ передачи сообщения; адресат – получатель сообщения, на которого ориентировано сообщение; результат переданного сообщения, то есть эффективность переданной информации. Современные информационные средства позволяют разнообразить способы передачи информации от коммуникатора адресату. Виды социальной коммуникации
Названные выше разновидности коммуникации взаимодействуют между собой, оказывая влияние на различные стороны жизни общества: В условиях бурного развития электронных средств массовой информации, особенно системы Интернет, усиливается воздействие всех видов коммуникации на социальные процессы в обществе. Появляются новые, ранее неизвестные средства передачи информации, трансформируются и видоизменяются прежние, традиционные.
Социология молодежи — это отрасль социологии, предметом которой является молодежь как особая социальная группа. В любом обществе существует и проявляется проблема различия между поколениями: люди разного возраста, формировавшиеся как личности в разные исторические периоды, получившие разное воспитание и образование, не всегда способны к взаимопониманию. Суть извечного конфликта поколений сводится к тому, что в условиях социокультурной динамики формируются различные миры «отцов» и «детей», часто не находящие точек соприкосновения. Но «молодежь не хуже и не лучше среднего и старшего поколения, ее культура не лучше и не хуже иных культур... Молодежь — это принципиально иное социальное образование, ни с кем не сравнимое, а всякие сравнения оказываются некорректными». Эти слова характеризуют сущность межпоколенческих противоречий, возникающих в различных обществах и в различные времена. Обычно наиболее активной стороной конфликта поколений выступает молодежь. Молодым часто свойственно острое неприятие того образа окружающего мира, который предлагают им родители, учителя и вообще люди старшего поколения. Это неприятие сопряжено с уверенностью в том, что действительность можно и необходимо переделать. В противоположность молодежи взрослым, имеющим значительный жизненный опыт, доподлинно известно, что мир переделать трудно, и поскольку к зрелому возрасту они добились определенных успехов и заняли те или иные статусные позиции, им более всего хочется сохранить действительность без существенных перемен. Взрослые и молодежь часто затрудняются в поиске общего языка, который дал бы возможность более или менее конструктивного диалога. Взаимное отчуждение находит выражение в повышенно критическом, подчас неоправданно враждебном отношении представителей смежных поколений друг к другу. Молодые склонны винить поколение своих отцов во всех несовершенствах общества и исторических ошибках, а взрослые обвиняют молодежь в легкомыслии и иждивенческом отношении к жизни. Внешним обликом, одеждой, прической, увлечениями, манерой вести себя многие молодые стремятся обозначить свое отличие от «мира взрослых», подчеркнуть свое право на другое видение мира и понимание своего места в нем. Таким образом, в современном обществе молодые люди тяготеют к идентификации себя как членов особой социальной группы, в известной степени противостоящей «миру взрослых». В традиционных обществах не существует молодежи как особой социальной группы. Подростки как мужского, так и женского пола, пройдя ритуал инициации в довольно раннем (по нашим представлениям) возрасте, сразу становятся равными по статусу другим взрослым своего пола. Современное общество в этом смысле организовано совершенно иначе: молодой человек в течение значительного времени, будучи формально равноправным членом общества, далеко не сразу становится таковым реально. Поэтому применительно к современному обществу говорят о молодежи как социальной группе, относительно отличающейся от взрослой части населения. Возрастные границы выступают основным группообразуюшим критерием применительно к молодежи. Различные общества в истории человечества по-разному понимали и понимают социальный возраст индивида. Например, в традиционных обществах молодые индивиды проходили ритуальную инициацию в совершенно детском с нашей точки зрения возрасте — примерно в 12-13 ле г, после чего считались взрослыми мужчинами и женщинами и могли вести соответствующий образ жизни. В современной социологии молодежи среди ученых не выработано единого мнения по поводу возрастных рамок молодежи. Например, в российской действительности приняты границы социальной группы молодежи 15-29 лет. При этом целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи распадается на временные этапы, которым соответствуют такие типы молодежи: подростки — до 18 лет, собственно молодежь — 18-24 лет и молодые взрослые — 25-29 лет.
В социологической классификации молодыми считаются те, кто еще не имеет полного статуса взрослых в общественной или личной сфере, однако и детьми их уже не назовешь, из-за чего их положение является в какой-то степени маргинализованным, неопределенным в обществе, что рождает множество проблем молодежного характера. К. Манхейм очень тонко подметил эту характеристику молодежного возраста, отмечая, что «быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером». На современном этапе развития общества понятие молодости несколько трансформировалось, что связано с учетом некоторых социально-психологических характеристик помимо биологических, вследствие чего в ряде нормативных документов России на законодательном уровне период молодости продлен до 35 лет (например, при определении понятия «молодая семья»). Молодежные проблемы невозможно рассматривать в отрыве от общественных и глобальных мировых процессов, поскольку молодежь не является саморазвивающейся системой и включена во все многообразие структур и отношений общества, будучи его неотъемлемой частью. Современное сложное и дифференцированное общество выдвигает усложнившиеся требования к образованию, знаниям, навыкам и умениям своих членов. Поэтому социальная адаптация и социализация молодого индивида, приобретение им образования и определенного социального капитала занимают длительное время. Специфика молодежи как особой социальной группы в современном обществе заключается в том, что все ее члены в своей жизни находятся в процессе формирования своей социальной личности, раскрытия и реализации своего социального потенциала. Большинство молодых людей, в первую очередь студенты и учащиеся, не имеет собственного социального статуса, и их место в статусной структуре общества определяется социальным положением родителей или своим будущим статусом, связанным с получением профессии. В то же время, если статус взрослого человека всецело определяется его профессиональной востребованностью, объемом накопленного социального капитала и реально занимаемым положением в статусной структуре, то молодой индивид часто помимо основного занятия включен в структуру неформальных отношений, участвуя в молодежных движениях, субкультурных образованиях, политических, религиозных или иных организациях, и этот неформальный статус имеет для него существенное значение.
Наконец, молодежь в силу того, что она находится в процессе становления (социального, психологического, мировоззренческого), в большей степени, чем другие возрастные группы, подвержена различным социально-экономическим, политическим, идейным, культурным влияниям, более непосредственно и активно реагирует на них, что способствует поддержанию высокого уровня неопределенности ее социального поведения, подвижности ценностных ориентаций. Все эти специфические особенности молодежи как социальной группы определяют в целом ее сложный, проблемный характер. В настоящее время социология молодежи — это отдельная частносоциологическая дисциплина, отпочковавшаяся от общей социологии относительно недавно, в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Необходимость конституирования социальной науки о молодежи в отдельную отрасль была осознана мировым научным сообществом в результате потрясения, вызванного массовыми молодежными волнениями конца 1960-х гг. Они определили радикальный пересмотр обществом отношения к молодежи, признание се в качестве отдельной, мощной, трудноуправляемой социальной силы, требующей внимания к своим невыдуманным, объективно существующим, весомым проблемам. Предметная область социологического исследования молодежи достаточно широка: · общие социально-групповые характеристики молодежи — границ и структуры ее как группы, основные тенденции динамики, социально-демографические показатели; · основные качественные параметры существования молодежи в обществе — условия и особенности прохождения процесса социализации; · специфика образа жизни и моделей поведения молодых людей в зависимости от их принадлежности к различным социальным стратам; · реальные статусные позиции и социальные роли молодежи в структуре общества; · характер и направленность социальной мобильности; · особенности и динамика изменений ценностных ориентаций и поведенческих мотиваций молодых, в том числе в контексте межгенерационного взаимодействия; · возможности самореализации молодежи применительно к конкретным социокультурным и политико-экономическим условиям. Среди направлений и концепций, оказавших серьезное влияние на развитие социологии молодежи, можно выделить следующие:
· концепция рассмотрения молодежи как возрастной группы, в рамках которой молодежь сводится к маргинальному слою общества, ожидающему полноценного статуса по достижении взрослого возраста; · концепция, в рамках которой молодежь исследуется с точки зрения охвата определенного жизненного цикла с упором на психофизические свойства молодости, предстающей биологической реальностью и в свою очередь являющейся также результатом социально-исторических и социокультурных процессов; · структурно-функциональный подход к исследованию молодежи (В. Райх, Г. Маркузе), в рамках которого молодежная группа рассматривается как система структурных позиций, заполняемых индивидами, вследствие чего приобретаются социальный статус и соответствующие социальные роли; · культурологический подход, представители которого (П. Бергер, Т. Лукман и др.) стремятся осмыслить мир молодежи в соответствии с конкретными представлениями, целями, поведенческими мотивами реально действующих индивидов, отражающимися в определенных типах культуры; · исследование молодежи в рамках теории общественного воспроизводства (В. И. Чупров), которая акцентирует внимание на функционировании и развитии молодежи как субъекта общественного производства и общественной жизни с ее основными социальными функциями — вопроизводственной, инновационной, трансляционной. · рискологичсский подход (Ю.А. Зубок), который приобретает актуальность в условиях, когда риск становится всеобщим основанием современности; · концепция социального конструирования реальности, основанная на принципах взаимосвязи объектно-субъектных характеристик молодежи и окружающей ее социальной реальности, определяющих групповую специфику молодежи, а также сам процесс конструирования ею социальной реальности; · концепция повседневности (Е. Омельченко, Е.Лукьянова и др.), изучающая разнообразные социальные практики молодежи (труда, досуга, потребления, формирующиеся вне взрослого контроля) как следствия различных значений и смыслов, значимых индивидуальных и групповых стратегий; · социально-воспроизводственный подход, предложенный в конце 1980-х гг., в соответствии с которым социальная сущность молодежи определяется становлением ее субъектности в общественном воспроизводстве и выявляются ее основные социальные функции: воспроизводственная, инновационная, трансляционная. На базе социально-воспроизводственного подхода были разработаны такие известные в отечественной социологии молодежи концепции, как: социальной интеграции молодежи, ее гражданской идентификации, управления конфликтами в молодежной среде, воспроизводства малого предпринимательства в России. В концепции общественного воспроизводства молодежь является основным источником воспроизводства общества и одновременно его отражением во всех проявлениях на экономическом, политическом, культурном уровне. Будучи неотъемлемой частью социума, молодежь испытывает на себе все общественные и глобальные изменения, процессы, воспроизводя интернализированные ценности и образцы поведения в своей социальной деятельности. Поэтому исследование молодежи, ее системы ценностей, социального потенциала и самочувствия, духовного мира необходимо проводить в контексте социального развития и динамики социума в целом. Современная молодежь, реализуя свои основные функции как социальной группы — воспроизводственную и инновационную, становится субъектом общественного производства и общественной жизни, обеспечивая тем самым и собственное развитие, и развитие общества. При этом общество не может быть индифферентно к процессу развития молодежи, определяющему и общественное развитие, так как от характера общественного воспроизводства во многом зависит возникновение альтернатив развития молодежи. Через общественные институты общество может поддерживать одни альтернативы развития молодежи и препятствовать другим, формируя направленность общественного развития молодежи. Таким образом, молодежь, являясь субъектом общественного воспроизводства, в то же время зависит от самого общества, от вектора общественного развития и выбора, который предоставляет данное общество его молодым субъектам. В современном российском обществе, претерпевающем период системной социетальной трансформации, молодежь является одной из наиболее социально незащищенных групп и в первую очередь испытывает на себе как позитивные, так и негативные эффекты происходящих перемен.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.026 с.) |