ТОП 10:

Тема 1.1. Объект, предмет функции социологии



Тема 1.1. Объект, предмет функции социологии

Объект и предмет социологии

Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки уточним общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Объектом социологического познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Чело­веческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно яв­ляется объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой предмет.

Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования.

Выделение предмета исследования у такого крупного и сложного объекта изучения, как человеческое общество, стало основой для выделения и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человек изучаются несколькими группами наук, имеющими сходный предмет исследования. Так, предметом изучения экономических наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления; политические науки имеют своим предметом крупные общественные процессы, связанные с управлением и функционированием института государства, образованием правительств, распределением власти между различными общественными группами. Предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих в различных временных промежутках, и проблем, связанных с происхождением отдельных социальных групп или обществ. Поведенческие науки: психология и социальная психология выделяют в объекте и изучают различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека и его социального окружения.

Объектом социологии, как и многих перечисленных выше наук, является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Наиболее близкими к социологии науками обычно считают антропологию и социальную психологию, что соответствует действительности.

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из, определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Опыт изучения структурно упорядоченных систем в естественных и общественных науках показывает, что главное в таком изучении - определить систему связей между отдельными частями структуры.

Каждый индивид в обществе занимает строго определенную позицию или имеет определенный социальный статус. Например, он может иметь статус директора, рабочего, президента, спортсмена и др. В соответствии с этим каждый индивид состоит в социальных отношениях с другими индивидами (т.е. находится в сложных системах взаимодействий и взаимозависимостей). Изменение этих отношений, а также положения индивида в обществе неизбежно влечет за собой изменение связей и положения других индивидов. Люди со сходными социальными статусами занимают в обществе близкие друг к другу места и образуют социальные общности (категории, группы, слои и т.д.), в которых существуют наиболее прочные и устойчивые связи. Кроме того, в ходе совместной деятельности они бывают связаны с индивидами из других групп. Следует сказать, что совокупность связей и взаиморасположение отдельных частей структуры в социальном пространстве определяют поведение людей, любой социальной единицы, входящей в социальную структуру. Позиции людей в социальном пространстве различаются в зависимости от обладания такими ресурсами, как власть, материальные средства, престиж, объем знаний и др. Поэтому говорить о социальной структуре - значит говорить о социальных различиях и неравенстве между людьми. Степень социальных различий и место каждого индивида в структуре определяются двумя основными параметрами: социальной дистанцией между статусами и числом индивидов, имеющих тот или иной статус.

Личность всегда занимает в обществе не одну, а несколько социальных позиций, в связи с чем исследователи социальных структур утверждают, что, видимо, невозможно говорить о социальной структуре в единственном числе. Каждый член общества должен иметь профессию, образовательный уровень, экономический статус, место проживания и т.д. Даже примитивные племена имеют возрастную структуру, структуру родства, структуру власти. При этом место каждого индивида в любой из социальных структур выглядит как точка на двухмерной плоскости. Что касается структуры сложного индустриального общества, то ей присуще множество измерений.

Следующим моментом, играющим важную роль в определении предмета социологии, является то обстоятельство, что при изучении социальных структур нужно иметь ввиду, что их составляют люди, активно действующие индивиды, способные в результате совместных действий изменять положение отдельных частей структуры относительно друг друга, уровень ограничений поведения и степень свободы каждой части, а также характер взаимоотношений отдельных структурных элементов. Для того чтобы социальные структуры сохранялись в том же виде и не распадались, людям приходится совершать множество совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим социальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии также должна учитываться при проведении социологических исследований и построении социологических теорий.

Итак, социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.

В понятие социальной структуры входит не только взаимное расположение индивидов и групп в обществе, но и их взаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации.

Условиями существования социальных структур являются, прежде всего, физическая окружающая среда, культура, включающая в себя нормы, ценности и средства их передачи (например, язык). Если говорить о социальных процессах, то они представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие. Такой подход к изучению сложного общества, называемый структурным анализом, дает возможность для всестороннего изучения структурных единиц общества: классов, слоев, групп, ассоциаций, личностей. Социальных связей между такими единицами (контактов, действий, взаимодействий, социальных отношений, социальных институтов), а также динамики социальных структур (социальных изменений, процессов).

Основные функции социологии

Как и всякая другая наука, социология выполняет познавательную функцию. Она на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, “прирост“ нового знания о различных сферах общественной жизни, раскрывает закономерности перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования.

Для социологии характерной чертой является единство теории и практики. Познавая объективные законы существования, функционирования и развития общества, социология осуществляет вместе с другими науками об обществе сбор, систематизацию и накопление информации, которая используется при принятии управленческих решений, передается от поколения к поколению. В этом проявляется информационная функциясоциологии.

Систематизация и накопление информации осуществляется в форме описания процессов и явлений общественной жизни в виде книг, учебников, научных отчетов и т.п. Социологии, как и любой другой науке, свойственна также описательная функция.

Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических задач. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, в рамках которой проявляется ряд других ее функций. В отдельную отрасль научного знания, например, выделился менеджмент как социологическая теория управления производственными коллективами. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает вероятность проявления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве “процветающих” стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов и явлений в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такие прогнозы в переходный период развития общества, который переживает Россия в настоящий момент. В этом плане социология способна:

-определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе;

-представить альтернативные сценарии развития будущих социальных явлений и процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

-рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т.д.

В любом виде деятельности, любой отрасли научного знания есть система господствующих взглядов и теорий, норм общественной жизни и поведения, предпочтительных действий. Социология не является исключением. Несмотря на личные установки ученых-социологов, она выполняла, выполняет и будет выполнять идеологическую функцию.

Наука может выполнять средства преобразования окружающего мира: биология - мира животных, социология - мира общественных отношений личности и социальной системы и.д. В этом проявляется преобразовательная функциясоциологии. С помощью социологических знаний можно оптимизировать человеческие отношения с целью сохранения мира, а можно и разрушить систему отношений, доведя их до состояния войны.

Результаты социологических исследований могут использоваться в интересах всего общества, а также в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных (как положительно направленных, так и отрицательно) социальных целей. Социологическое знание зачастую может служить средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т.д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, общности, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений.

Диагностика состояния общества, изучение проблем, возникающих по мере его развития - это одна из важнейших задач социологии. Социологическая составляющая присутствует не только в работе специалистов-социологов, но и во многих других современных профессиях. Например, маркетинг. Прежде чем начать большую рекламную компанию, крупные фирмы проводят маркетинговые исследования рынка спроса и предложения товара, который они хотят продвинуть. Для этого они, используя прикладные социологические технологии, проводят опросы, выявляя потенциальных потребителей, круг их предпочтений. Полученные результаты используют в целях продвижения товара. Современная политическая борьба немыслима без изучения мнения, установок, предпочтений электората, поэтому политология широко использует приемы и методы социологического анализа.

Современный этап развития гуманитарных наук характеризуется возрастанием роли социологии в обществе. Она занимает в системе общественных наук все более ведущую роль. Это диктуется рядом факторов.

Во-первых, социология дает другим общественным наукам обоснованную теорию общества, его структурных элементов, обеспечивает понимание их взаимодействия.

Во-вторых, представляет им технику и методику изучения личности и ее деятельности, изучения социальных систем различных уровней; методы социального измерения, разрабатываемые социологией, активно используются другими общественными науками.

В-третьих, социология проводит так называемые “социальные” исследования, то есть междисциплинарные исследования: социально-экономические, социально-политические, социально-демографические, социально-психологические и т.д.

Чикагская школа

Чикагская школа возникла на базе первого в США департамента социологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго. Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского университета был Албион Смолл (1854–1926 гг.). Другим «отцом» американской социологии стал Уильям Грэм Самнер (1840–1910 гг.).

Значительное внимание Смолл и Самнер уделяли исследованию обычаев, традиций и нравов народов. До сих пор сохранили свое значение идеи Самнера о механизмах формирования обычаев, их роли в развитии общества и укреплении связи между поколениями; разработке понятий «мы – группа» и «они – группа», «этноцентризм» как основ межгруппового взаимодействия.

Лидерами второго поколения чикагской школы были Парк и Берджесс. Главной темой исследования этих ученых стали проблемы урбанизации, семьи, социальной дезорганизации. Парком в научный оборот был введен новый термин «социальная дистанция».

Социальная дистанция– это показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп. Другим достижением этих исследований стала разработка концепции маргинальности.

Отличием американской социологии от европейской является ее связь с социальной психологией. Вместо философской субстанции американцы делали акцент на поведении и действии. Их не интересовало то, что скрыто внутри разума и что не поддается точному измерению. Их привлекало то, что проявляется вовне в так называемом открытом поведении. Так появился бихевиоризм(от англ. behavior – поведение), подчинивший себе в первой половине все социальные науки (экономику, психологию, социологию, политологию).

Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точности социологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм исследования и количественных методов анализа ведет к упрощенному взгляду на общественную жизнь.

На границе социологии и социальной психологии была создана концепция потребностей Абрахама Маслоу. Ученый разделил все человеческие потребности на базисные (в пище, воспроизводстве, безопасности, одежде, жилище и т. д.) и производные(в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни).

Маслоу создал иерархию потребностей от низших физиологических до высших духовных. Потребности каждого нового уровня становятся актуальными, т. е. насущными, требующими удовлетворения лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Голод движет человеком до тех пор, пока он не удовлетворен. После того, как он удовлетворен, в качестве мотивов поведения вступают в действие другие потребности.

Типологии обществ

Первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.

На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности.

В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные, демократические и авторитарные общества.

В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:

- первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;

- азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;

- рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;

- феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

- буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;

- коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.

Согласно типологии Д.Бела , которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.

Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлера и др. исследователей.

В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты: развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации; механизация и автоматизация производства и управления; массовое производство товаров на широкий рынок; высокая развитость средств коммуникации и транспорта; рост урбанизации и социальной мобильности; увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления; формирование гражданского общества.

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас. Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры;

2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;

3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;

4) расширение демократии, децентрализация общества.

Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двух классового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.

Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ.

В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.

Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.

Социология семьи и брака

В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов - там нет правителей разного уровня, формальных законов, священников (как организации), нет специализированных профессий; семья заполняет всю жизнь этих людей. Семья, таким образом, является единственным и достаточным институтом для распределения экономических продуктов для примитивных охотников и земледельцев.

При переходе к более сложным культурам все большее значение тут и начинают приобретать другие институциональные структуры. Что, например, происходит, когда примитивные племена начинают развивать торговлю с соседями и ближними племенами? Обширная межплеменная торговля порождает появление торговцев, грузчиков товара, моряков и других специальностей, чья деятельность выходит за рамки института семьи. Чуть позднее появляются специализированные мастера и ремесленники, производящие продукты для торговли, что является основой для дальнейшей профессиональной дифференциации. Возникающие экономические институты осуществляют, таким образом, функцию специализации деятельности, действуя вне семейных ролей и функций.

В примитивных обществах порядок обычно поддерживается без участия формальных законов, полицейских органов, суда. Единственный авторитет там - это авторитет семьи: выбранные члены семьи являются авторитетом по отношению к другим членам семьи. С увеличением размеров племен возрастает сложность культуры, появляется необходимость в формальной политической организации. Главы семей начинают объединяться в племенные советы, племена - в конфедерации, что в конце концов приводит к появлению и развитию бюрократии. Таким образом, как в примитивных, так и в современных обществах только наличие политической организации может способствовать мобилизации неорганизованной толпы в сообщество людей, совершающих совместные скоординированные политические или военные действия. По сходному сценарию начинают развиваться религиозные и образовательные институты, когда в силу профессионального разделения труда появляются узаконенные роли священников и учителей. Такая практика также отходит от семейных традиций, согласно которым люди занимаются этим от случая к случаю.

Мы видим, что семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.

Структура семьи. Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В данном случае она определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности. Семейные функции в большинстве обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. И если кто-то попытается описать все возможны формы семейной жизни, то он увидит, что каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.

Когда речь заходит о семье, мы прежде всего представляем ceбе мужа, жену и их детей. Такая форма организации семьи называете супружеской, или нуклеарной, семьей. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Кроме нуклеарной семьи в нашем обществе (как и во многих других) распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с супругами и детьми. Значение этих двух форм семей для общества неодинаково. Так, хотя в нашем обществе существует родственная семья для семейных сборов, торжеств и других церемониальных целей, важнейшие социальные функции выполняются нуклеарной семьей. Это выражается во многих элементах культуры, например когда законы и нравственные нормы требуют, чтобы родители поддерживали своих детей, но ничего не говорят об обязанностях по отношению к братьям или сестрам, дядям или тетям.

Если нуклеарная семья имеет в основе супружескую пару, то основой родственной семьи являются братья и сестры в окружении их мужей, жен и детей. В большинстве родственных семей женатый мужчина (или замужняя женщина) в первую очередь остается привязанным к родительской семье и наполовину входит в семью жены (или мужа). Это имеет важные последствия. Человек в основном связан обязательствами и ответственностью с той семьей, в которой он родился, но не с той, с которой он связан узами брака. Так, женщина может не зависеть от своего мужа, но полностью быть в зависимости от своих братьев и сестер в деле защиты и воспитания детей.

В таких семьях ответственность и забота распределяются среди достаточно большого числа членов семьи. Создается ситуация, когда ребенок тесно связан не только с родителями, но и со своими дядями и тетями. Он окружен взрослыми, которые в некоторых случаях готовы взять на себя обязанности родителей. Таким образом, у ребенка в родственной семье появляется большая возможность для общения и социализации к большему числу ролей Такая семья хорошо защищает ребенка от любых жизненных невзгод. В случае смерти матери или ухода ее из семьи ее роль в известной степени могут играть родственники.

В реальной жизни родственная семья далеко не всегда возможна. Это связано, например, с тем, что место рождения и место вступления в брак могут быть значительно удалены друг от друга. Кроме того, родственники могут быть фактически или социально отдалены от супружеской пары, и в этом случае семья остается в чистом виде нуклеарной. Современное общество характерно ослаблением многих родственных связей и, следовательно, преобладанием нуклеарной семьи над родственной.

Формы брака. Почти во всех обществах начальная стадия возникновения супружеской пары связана с помехами, различными испытаниями и подготовительными мероприятиями, в ходе которых будущие супруги проверяют правильность выбора партнера. Тщательная подготовка к будущему браку обусловлена его важностью: ведь он скрепляет желание людей вести совместное хозяйство и воспитывать детей. Брак можно определить как социально одобренные образцы поведения, с помощью которых два или более людей составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. При этом каждое общество развивает собственную систему образцов поведения в семье, и эти образцы исторически обусловлены и имеют ярко выраженную экономическую основу.

Как показывает опыт, образцы брачных связей более этноцентричны, чем все другие культурные образцы общества. Нам, например, может казаться противоестественным практикуемое в некоторых современных обществах заключение брака по сговору, когда будущие супруги практически заранее не встречаются. Как они могут знать, нравятся ли они друг другу или нет? Почему никто не интересуется их чувствами и симпатиями? Однако наша реакция, когда мы считаем, что люди с другой культурой думают и чувствуют как и мы, является обычной ошибкой этноцентризма. В нашем обществе рассматривают начальную стадию создания супружеской пары как романтическое приключение, через которое люди приходят к любви. Однако девушка в классическом Китае или современной Японии, например, считает странным выходить замуж за человека, не выбранного ее родителями. Стоя на позициях этноцентризма, мы жалеем молодых людей в других обществах потому, что при выборе партнера они не имеют свободы, а они жалеют наших молодых людей, лишенных родительской опеки. Но и те, и другие молодые люди не чувствуют себя нуждающимися в жалости.

Экзогамия и эндогамия. Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется для избежания кровосмесительных связей. Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.

На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, Такой культурный образец называется эндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространен расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом вид характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость.

Моногамия и полигамия. Для россиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованной формы супружества - моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамия т.е. формы брака, при которых существует более одного партнер в супружестве. Теоретически возможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях. Еще сравнительно недавно эта форма брака была широко распространена, она существует и сейчас, например, на Маркизских островах. Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когда женщина имеет несколько мужей. Одним из таких редких примеров служат некоторые общества Южной Индии и Тибета. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе. Полиандрия в семьях Южной Индии стала понятной, когда в результате анализа демографической ситуации выяснилось, что в этих регионах мужское население значительно превосходит по своей численности женское.

Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство. Мнение представителей современной Европы и Северной Америки о многоженстве также в значительно степени этноцентрично. Многие в нашем обществе, например, считают, что культивирование такой формы брака ведет к деградации женщины, к превращению ее в рабыню. Это считается неслыханной жестокостью и вызывает возмущение (возможно, это чувство навеяно некоторыми фильмами о восточных владыках). Однако факты говорят об обратном. Трудно сказать, в каком обществе женщина имеет более высокий статус - в обществе с полигамной или моногамной формой брака. Во-первых, даже в обществах, где широко распространена полигамная семья, браки обычно являются моногамными. Только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. Во-вторых, обязанности между женами четко распределены, а первая жена очень часто оказывает решающее влияние на поведение мужа. Жизнь всех жен в достаточной степени обеспечена, и они, как правило, не желают для себя другой доли.

Развод. Что делать в том случае, когда супруги не могут по разным причинам нормально существовать совместно? Сменить партнера по браку мешает совместная собственность, общие дети. Кроме того, обществу невыгодна любая нестабильность института семьи. Поэтому практически в каждом обществе существуют определенные правила и законы, затрудняющие развод или дающие привилегии одной из сторон. Есть, правда, отдельные общества, где в случае затруднений в совместной жизни муж просто собирается и уходит, а жена через определенное время выставляет его вещи за дверь. Однако это редкое исключение; большинство же обществ стремится сделать развод весьма болезненной операцией. Особенно это касается тех обществ, где партнер по браку выбирается родителями. Очень часто в тех обществах, где большое значение имеет родственная семья, воспитание ребенка в случае развода частично берут на себя братья, сестры, дяди или тети. В нашем обществе с сильным акцентом на индивидуальную любовь при выборе партнера и при ярко выраженном приоритете нуклеарной семьи развод чаще всего влечет за собой трагические последствия как для детей, так и для взрослых.

Функции семьи. Семья во всех обществах развивается как институциональная структура, целью которой является решение определенных социальных задач. Какие же задачи решает семья? Каковы ее функции как основного социального института?

1. Функция сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении добрачного сексуального опыта молодых людей. Во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи - служащими подготовкой к браку. С другой стороны, в так называемых патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин).

2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.

3. Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе безусло







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.254.115 (0.02 с.)