ТОП 10:

Политические идеологии современности



1. Либерально – капиталистическая Исторически первой политической идеологией стала идеология либерализма, основателями которой были Дж. Локк, Т. Гоббс и А. Смит. Либерализм обосновал процесс обособления и становления самостоятельного индивида – представителя зарождавшейся буржуазии.

Либерально – капиталистическая идеология господствует в большинстве развитых европейских стран. Ее название обусловлено тем, что начинает она с лозунга свободы, еще наполненного гуманистическим содержанием эпохи Возрождения, затем переходит к пониманию свободы как свободы предпринимательства и формальных прав личности и собственности, а заканчивает проповедью потребительства. Либерализм основан на экономическом видении человеческого поведения, когда экономика понимается как приоритетная сфера по сравнению с политикой.

Помимо либерализма, в рамках либерально – капиталистической идеологии выделяют консерватизм. Основными ценностями консервативной идеологии являются: стабильность, порядок, традиционализм. Эти ценности – следствие социально – политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считают сторонники идеологии либерализма.

Принимая принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства, консерваторы трактуют их как результат развития некоего естественного жизненного начала. Большая жизнестойкость либерально – капиталистической идеологии состоит в том, что она не берется открыто противопоставлять себя достижениям других отраслей культуры, прежде всего науке, а также искусству, философии, религии, как делают другие идеологии.

Социалистическая идеология – идеология равенства. Она возникла во времена Великой французской революции, но обоснована в полной мере Марксом в 19в. В рамках социалистической идеологии сформировался коммунизм, который базируется на марксизме. Марксизм возник в Европе в середине 19 века. Он представляет собой учение о построении справедливого общества, в котором будет, наконец, раз и навсегда покончено с эксплуатацией человека человеком. В нем будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим.

Национализм рассматривает нацию как высшую внеисторическую форму общности людей. Имея конкретно – исторические, экономические и социальные корни, национализм выполняет определенную социальную роль в зависимости от исторического этапа развития общества.

Степень выражения национализма зависит от состояния противоборствующих сил и межнациональных отношений. Например, в период формирования наций, в Западной Европе и США национализм служил средством борьбы против феодализма и национального гнета. В тот период он имел определенное преходящее прогрессивное содержание. Затем национализм, особенно в условиях империализма, становится носителем идей колониального гнета и сближается с расизмом (фашизмом). В странах, борющихся за политическую и экономическую независимость, в национализме выражается также идея национального освобождения.

Фашизм – одна из разновидностей национализма. В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, ориентирующихся на интересы конкретных социальных классов и групп, фашизм опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности и обеспечивает интеграцию населения вокруг целей национального возрождения. В противоположность либерально – капиталистической идеологии фашизм, как писал Б. Муссолини, «подчеркивает права Государства как выразителя настоящей сущности индивида… Фашистская концепция государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей… таким образом фашизм тоталитарен…фашизм противоположен социализму, которому неизвестно единство внутри государства, сливающего классы в единую экономическую и этическую реальность… реальные потребности заняли.

 

Политическая культура

Политическая культура состоит из трех элементов: культура политического сознания, культура политического поведения, культура функционирования государственных и политических институтов.

Культура политического сознания состоит из идеологических (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления) и психологических (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации настроения) компонентов и раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом уровне, где он выстраивает представления о политике и свою индивидуальную картину мировосприятия.

Её характеризуют следующие основные черты: степень интереса субъекта к политике; отношение к существующей политической системе в целом, её отдельным политическим институтам, их символам и представляющим их лицам; отношение к другим участникам политического процесса; готовность принять участие в тех или иных политических акциях и связанные с этим ожидания; представления о «правилах политической игры», о границах дозволенного и недозволенного в политике; отношение к закону правовым и нравственным нормам;

В культуре политического поведения проявляется гражданский уровень ценностной ориентации человека. Её характеризуют следующие основные черты: формы и степень участия в политической жизни общества; формы и уровень взаимодействия с государственными институтами, с институтами гражданского общества, с другими субъектами политического процесса; тип электорального поведения.

Культура функционирования государственных и политических институтов раскрывает ценностные представления личности на политическом уровне, и формирует отношения к конкретным формам правления, степени совершенства политической системы общества, политическим союзникам и политическим оппонентам и т.д. На этом уровне её характеризуют: методы управления политической системой, принятия и осуществления политических решений, взаимодействия с другими политическими системами и институтами, регулирования социально-­политических конфликтов; тип электорального процесса; способы защиты государственных и иных интересов.

Важнейший компонент любой политической культуры - это ценности. Ценности - это мотивационный базис политической культуры, а их деградация или истощение оборачивается ее разрушением. Политическая культура в таком случае перестает быть авторитетной инстанцией, способной регулировать поведение людей, начинается интенсивный поиск иной системы ценностей и политических ориентаций. Важнейшую роль в определении характера политической культуры, господствующей в обществе играют две пары ценностей:

1. Порядок (ориентирует субъект на поддержание стабильности социальной системы, обеспечение сохранности условий ее функционирования) и развитие (направляет его усилия, прежде всего на обеспечение социальных изменений).

2. Равенство (когда наиболее важным качеством социальной системы признается ее способность предоставить каждому индивиду одинаковые условия или, в другом варианте, возможности для существования) и свобода (когда важнейшим назначением политики или общества в целом считается снятие внешних ограничений деятельности индивида).

Важными элементами политической культуры являются политические символы, способствующие сплочению больших масс людей, четкой ориентации их политического поведения. Политический символ - это условный образ важнейших политических идеалов, важнейшее средство их пропаганды, зримое выражение приверженности их носителя к определенной позиции в политике. Именно такую смысловую нагрузку несут на себе гербы государств, эмблемы политических партий, цвета национальных флагов, ордена и многое другое.

В процессе формирования политической культуры личности выделяют несколько этапов. Первый эта начинается в самом раннем возрасте, когда ребенок через средства массовой информации, семью, ближайшее окружение, приобретает первые сведения о политике. Второй этап связан со школой и юностью, в это время происходит накопление знаний о политике, вырабатывается отношение к ней. Третий этап продолжается в течение всей остальной жизни человека по мере вхождения его в те или иные социальные слои, классы, группы приобретения опыта в реальном потоке политических событий.

При этом основными субъектами формирования политической культуры являются: государство, общественно-политические организации, церковь, средства массовой информации, бизнес, наука, образовательные учреждения, семья, трудовой коллектив, клубы и организации по интересам.

Политическая культура выполняет социальные и политические функции:

1) ценностно-нормативную - создание общих «правил игры» в политической сфере;

2) идентификации и интеграции - понимание общей принадлежности к определенной социальной группе или обществу в целом;

3) нормативно-регулятивную - выработка определенных норм и стилей политического поведения, способы защиты гражданами своих интересов и осуществления контроля за властью;

4) мотивационную - способность выбора определенных мотивов своей политической активности (пассивности);

5) социализации - усвоение основных элементов политической культуры, приобретение социальных и политических качеств, дающих индивиду возможность свободно ориентироваться и функционировать в политической сфере;

6) коммуникативную - обеспечение взаимодействия всех субъектов и участников политического процесса на базе общих норм, ценностей, символов, образцов смыслового восприятия политических явлений. Таким образом, политическая культура играет в становлении личности одну из основополагающих ролей и представляет собой органическую составную национальной культуры каждой страны.

Типы политической культуры.

В ходе своего исторического развития разнообразные сообщества выработали множество типов политической культуры, каждый из которых отражает преобладание в стиле поведения людей определенных ценностей, норм и стереотипов, форм властвования и взаимоотношений с правителями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием особых географических, духовных, экономических и прочих факторов.

В основание типологии политических культур могут быть различные факторы: специфика разнообразных политических систем (Гарри Экстайн); своеобразие стран и регионов (Алмонд, Верба); виды ориентации граждан в политической игре, в частности нравственно-этические, индивидуальные, традиционные (Дэниел Элейзер); идеологические различия (Ежи Вятр); ощекультурные поведенческие особенности человека (Дуглас); отличия в деятельности элитарных и неэлитарных слоев и Т.Д.

Широкую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Алмондом и Вербой в одном из важнейших трудов мировой политологии «Гражданская культура» (1963). Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры:

1. «Патриархальная политическая культура». На примере африканских племен или местных автономных общин авторы показьшают, что в них не существует специализированных политических ролей, политическая ориентация на племенных вождей не отделена от религиозных, социально­экономических и иных ориентаций. Представлений относительно политической системы (которой нет) и, соответственно, установок в отношении к ней просто не существует. Для этого типа характерно отсутствие интереса у людей к политике.

2. «Подданническая политическая культура». Специализированные политические институты уже существуют, и на них ориентируются члены общества, проявляя при этом различные чувства: гордость, неприязнь, воспринимая их как законные или как незаконные. Но отношение к политической системе носит пассивный характер без стремления изменить что-либо своими силами или участвовать в процессе принятия политических решений, влиять на них. Этот тип культуры характеризуется низкой политической активностью граждан.

3. «Активистская политическая культура», или «политическая культура участия». Члены общества не только формируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом.

Американские авторы отмечают, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде не существуют. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа смешанных политических культур: патриархально- подданническая, подданнически - активистская, патриархально-активистская.

К пассивным типам относятся уже известные политические культуры из типологии Алмонда и Верба (приходская и подчинения), а также новая подгруппа типов, названная «культурой наблюдателей». Последняя отличается от первых двух более высоким уровнем интереса к политическим явлениям. Общей характерной чертой всей группы этого типа является политическая апатия.

К активным типам политической культуры относятся следующие культуры: протестная, характеризующаяся низким уровнем политических интересов и доверия власти; клиентисткая, отличающаяся низким уровнем политических интересов, но высоким доверием к власти; автономная, определяющаяся средним уровнем политических интересов и низким уровнем политического доверия; гражданская, характеризующаяся средним уровнем политических интересов и высоким уровнем доверия к власти; партиципативная (участия), отличающаяся высоким уровнем политических интересов и высоким уровнем политического доверия; гражданская

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.1.126 (0.008 с.)