Политическая власть: формы и процедуры легитимации политической власти в современной России.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая власть: формы и процедуры легитимации политической власти в современной России.



Власть - возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деят-ть и поведение др. людей даже вопреки сопротивлению.

Политич. власть - способность реализации общих интересов и общих целей, как средство регулирования общественных отношений, как важнейший фактор упр-я об-вом. ПВ - способность определённой соц. группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деят-ть др. соц-ных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политич. власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфич. средства. Наиболее сильным элементом политич. власти является гос-во и система гос. органов, реализующих гос. власть.

Одним из видов политич. власти является гос. власть, которая реализует наиболее общие интересы определенного территориального сообщества (об-ва страны) и служит цели развития данного политич. сообщества (гос-ва) как единой системы. Гос. власть имеет свои особенности: суверенна, т.к. является «высшей» властью на территории гос-ва, самостоятельна и независима от чьего-либо вмешательства, и универсальна, т.к. регулирует все сферы жизнедеят-ти об-ва.

Легитимность - согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Легитимация политич. власти представляет собой взаи­мообусловленный процесс, с одной стороны, «самооправдания» и ра­ционального обоснования собственной власти со стороны «управляю­щих», с другой - «оправдания» и признания этой власти со стороны «управляемых». Легитимация - достижение легитимности, обоснование права политич. власти на принятие политич. решений и осуществление политич. поступков и действий, в том числе опирающихся на насилие (аппарат принуждения). Легитимацией наз. юр. обоснование этих действий существующими в гос-ве законами (легальность), а также достижение признания общественным сознанием уместности таких действий в смысле их соответствия духу существующей правовой системы (легитимность).

В об-ве всегда есть соц-ные груп­пы, не согласные с действующей властью, поэтому легитимность гос. власти не может носить всеоб­щего хар-тера. Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. хар-тер и степень поддержки политич. власти, поэтому мож­но говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается та­кое падение реальной поддержки ОГВ или правящего режима в целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и ф-ций. Причины делегитимации: невозможность органов власти осуществлять свои ф-ции или присутствие в политич. пространстве нелегитимного насилия; наличие военных конфликтов и гражданских войн; невозможность правительства адаптироваться к изменяющим­ся условиям; разрушение конституционного порядка.

В большей мере легитимность политич. власти в современ­ной России приобретена благодаря легальному способу формирова­ния властных институтов. Таковыми стали президентские выборы, выборы в Госдуму, в ходе которых в известной мере произошло дистанцирование должности от ее носителя. Другое направление легитимации связано не столько с постанов­кой и обоснованием «великих целей», сколько с поиском эффектив­ных способов решения насущных проблем рос. общества. Предпринятые политич. властью меры, связанные с реализацией нац-ных проектов, преодолением бедности, борьбой с коррупцией чиновников, повышением эффективности работы гос. аппарата, способствуют восстановлению ее легитимности.

Негос-ная и гос-ная политич. власть имеют разные формы и механизмы своего осуществления. Политич. власть народа, его политич. воля проявляются, напр., при осуществлении различных форм непосредственной демократии (выборы, референдум). Гос. власть формализована, реализуется специализированным гос-ным аппаратом (парламент, правительство, суды). Она использует в качестве своих важнейших инструментов правовое регулирование и возможность легального и легитимного принуждения.

Одно из основных специфич. свойств политич. власти - легитимность (форма поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо гос-вом в целом, либо его отдельными структурами и институтами).

Легитимность и законность не являются синонимами. Т.к. политич. власть не всегда основывается на праве и з-нах, но всегда пользуется той или иной поддержкой хотя бы части населения, легитимность, хар-зующая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юр-ком, законодат-но обоснованном типе правления, т.е. о признании его правомочности всем населением в целом.

В кач-ве основных источников легитимности, как правило, рассматриваются 3 субъекта: население, правит-во и внешнеполитич. структуры.

Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения, является самой заветной целью всех политич. режимов. Именно она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти. Положительное отношение населения к политике властей и признание им правомочности правящей элиты формируются по любым проблемам, оказывающимся в фокусе общественного мнения. Одобрение и поддержка населением властей связаны с разнообразными политич. и гражданскими традициями, механизмами распространения идеологий, процессами формирования авторитета разделяемых «верхами» и «низами» ценностей, определенной орг-цией гос-ва и об-ва.

4х элемента, обеспечивающих легитимность гос. власти:
- установление и осуществление власти народом через референдумы, путем выборов депутатов и т.д.;
- систему согласованных и распределяемых в об-ве и в гос-ве властей;
- правовые способы регулирования соц-ных конфликтов;
- постоянное проведение социологич. исследований, опросов общественного мнения, результаты которых обязательно учитываются в процессе осуществления власти.

В зависимости от того, какой из перечисленных мотивов поддержки населением политич. нормативного порядка преобладает в об-ве, принято выделять следующие формы легитимности (Вебер):

- традиционная - основана на вере в священный хар-тер норм, обычаев, традиций, кот. рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой упр-я и послушания в об-ве, ибо так принято. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные об-ва статичны, они могут существовать веками без существенных изменений. Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. Была хар-на для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай) для средневековой Европы. Как считал Вебер, полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет гос-ва многовековыми традициями почитания власти.

- легальная (рационально-правовая) - основывается на признании юр. норм, конституции, которые регулируют отношения упр-я и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные з-ном процедуры. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодат-ву, кот. предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политич. сил, действующих в рамках з-на, ограничение сферы деят-ти гос-ва. Хар-на для демократич. государств. Предполагает строгое соблюдение з-нов всеми структурами об-ва, в том числе и гос. органами, доступ к политич. институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству гос-ва, а не к отдельным лидерам, подчинение з-нам, а не личности руководителя. Этот тип предполагает высокую политич. культуру населения, определенное дистанцирование гос-ва от об-ва.

- харизматическая - в модернизирующемся об-ве, еще не освоившем демократич. тип упр-я, распространен харизматич. тип властвования. Харизма - особый дар, призвание, кот. обладает лидер.Элементы харизмы были у Ленина, Сталина, Гитлера. Исторически харизматич. власть существовала в разных политич. системах: Рим. имп. при Ю.Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна. Этот тип развивается в условиях, где нет свободы, в революцион. условиях. Харизматич. авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые кач-ва вождя, от их преклонения перед ним. Эта власть является относительно нестабильной по сравнению с традиц. и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность. Разновидностью этого типа является вождизм, хар-ный для нединамич., авторит. и тоталит. обществ. Формируются представления об особом назначении режима, особой миссии, необходимости прорыва в экономич. и соц. развитии.

Признаки падения легитимности власти: Рост степени принуждения; Огранич. прав и свобод; Запрещение политич. партий и независимой прессы; Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами; Низкая экономич. эф-ть власти (понижение ур. жизни различных групп населения).

Процедуры:
- выборы и референдум - главная и основная процедура в современном мире;
- конституция, конституционный акт, закон.
- власть легитимизируется посредством революций (большевики), успешных реформ (Екатерина 2).

Выборы – демократич. процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (гос-ва, орг-ции). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого). 2 вида избират. систем: мажоритарная (избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Мажоритарная система с двумя турами голосования используется в России на выборах Президента) и пропорциональная (места в парламенте распределяются между политич. партиями в соответствии с кол-вом набранных голосов; не проходят партии, набравшие менее определённого % голосов. В России 7 %).

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.01 с.)