Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Легализация и легитимация государственной власти.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Оба термина производны от латинского “закон”, но смысл в эти понятия вкладывается разный. Легализация власти – формальный и социальный аспект закрепления в нормах права юридических актов способа организации государственной власти, структуры и компетенции ее органов, порядка их формирования, сроков полномочий и прекращения полномочий, характера взаимосвязи с населением, его корпорациями и местным органами власти. Легализация предполагает доведение этих норм до населения, находящегося под юрисдикцией данной государственной власти. Легализация неразрывно связана с законностью, которая предполагает соблюдение норм, их общеобязательность, а также юридическую ответственность и государственное принуждение для тех, кто не признает легальность и нарушает нормы. Легитимность государственной власти юридических актов. Базовым элементом существования и функционирования власти и закрепления ее в обществе является легитимность. Легитимность – это признание власти и ее юридических актов, ее пользы для общества, обоснованности и необходимости власти обществом в лице носителей или представителей власти. Для легитимности имеет значение в первую очередь общественное политическое и правовое сознание, а также правосознание отдельных политических партий и движений. Легитимность может проявляться как в добровольном принятии большинством населения конкретной формы правления, власти той или иной группы и ее официального лидера, так и в борьбе за господство определенных политических сил. В демократических системах уровень легитимности определяется степенью активности участия избирателей в выборах. Исторически сформировалось несколько типов легитимности. Немецкий социолог Макс Вебер (автор концепции рационального права и рациональной бюрократии: четкая компетенция органов и должностных лиц, сменяемость, профессионализм, научность, гласность) в 1920 году выделял три типа легитимности: 1. Традиционный тип. Он основан на принятии членам общества существующего порядка власти и отношений как должного, оставшегося в наследство от предшествующего периода развития. Традиционный тип легитимации предполагает такое устройство власти и правопорядка единственно возможным. Для того, что бы лидеру государства с традиционным типом легитимации удержаться у власти, ему нельзя делать резких шагов по реформированию государства и права. 2. Харизматический тип. Харизма – это набор исключительных, приписываемых субъекту власти качественных способностей, наилучшим образом обеспечивающих интересы общества и государства. Харизматическая легитимность в современных условиях обеспечивается менталитетом общества (любят пострадавших от власти, к примеру, Жанна Д’Арк, Ганнибал, Ленин) и имиджем в СМИ (так называемый PR – Public Relationships). 3. Рациональный тип. И власть, и право базируются на разделении большинством населения полезности содержания норм права, решений субъектов власти. Харизматическая легитимность не достаточно долговечна. Наиболее долговечна рациональная легитимность, так как держится на разумном, высокоорганизованном начале. В современной науке выделены и другие типы легитимности, например в России выделяют также: 1. Идеологический тип (вера населения в правильность идеологических ценностей власти). 2. Структурно-полномочный тип (признание правомочности существующих органов власти действовать определенным образом). 3. Тип политической целесообразности (в 1990-1993 годы в России – вера населения в то, что деятельность властей приведет к качественно новому, лучшему состоянию общества). Эти описанные типы легитимности в реальности существуют совместно, проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в государстве. Неспособность государства обеспечить такое участие снижает уровень легитимности власти и права. Для лучшего разграничения легализации и легитимности надо выяснить, почему иногда между ними ставят знак равенства. Это происходит тогда, когда: 1. Понятию легальности придается оценочное значение (это свойственно публицистике, когда авторы определяют существующие властные отношения не с точки зрения официального толкования законов, а с точки зрения своих представлений о них). 2. Когда законность пребывания у власти определенных сил квалифицируется не с точки зрения существующих в данной стране юридических норм, но исходя из норм других государств, претендующих на мировое господство, не редко прикрываемых нормами международного права. Во втором случае отношение населения к государственной власти и правовым нормам подменяется отношением населения иных социальных систем (главным образом из стран “золотого миллиарда”). Абсолютной легитимности не бывает, всегда в обществе есть недовольные властью. Помимо криминальных структур и анархистов в обществе остаются люди, не довольные политическим режимом, их недовольство может быть латентным (скрытым) или ярко выраженным, но в любом случае их мнение нужно учитывать. В нашей стране их мнение долго не учитывалось. А их самих называли диссидентами (с французского “инакомыслящие”). Важнейшими показателями уровня легитимности являются: 1. Соотношение методов убеждения и принуждения, применяемых властями. 2. Степень игнорирования общественного мнения и оппозиции. 3. Наличие попыток свержения власти или призывов к этому. 4. Сила и частота проявления акций гражданского неповиновения: забастовки, шествия. В данном случае очень важно, действуют ли недовольные сообща в пределах всей территории или разрозненны, готовы ли пойти на компромисс. 5. Совокупность оценочных суждений в прессе, электронных носителях, обыденных разговорах о существующей власти, нормах и порядках.
Органы государственной власти, издавая нормативные акты или принимая решения (суды и др.), легализуют (от лат. lex закон), т.е. делают законными или, напротив, нелегальными, те или иные отношения в обществе, допуская или запрещая их. В свою очередь, сама государственная власть тоже нуждается в легализации (узаконении). Легализация государственной власти — это юридическое провозглашение и закрепление правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Во-первых, законным должно быть ее происхождение. Узурпация, захват государственной власти, ее присвоение незаконны. Во-вторых, законной должна быть организация власти. В современном государстве она устанавливается конституцией, другими законами и не может осуществляться без непосредственного участия народа (выборов, референдума и др.), без представительных органов, парламентов и т.д. В-третьих, законной должна быть сфера полномочий государственной власти, круг отношений, который государственная власть вправе и может регулировать. Ее вмешательство, как говорилось, не безгранично, она не вправе ограничивать частную жизнь граждан. Наконец, законными должны быть формы и методы осуществления власти, деятельности государственной власти. Они должны основываться на применении норм права с учетом общечеловеческих ценностей. Массовый террор, преследование инакомыслящих и т.д. лишают государственную власть подлинной легальности. В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется прежде всего конституциями, принятыми демократическим путем (на референдуме, учредительным (конституционным) собранием и др.). Легализация органов государственной власти, порядка их создания, деятельности осуществляется также иными правовыми актами: законами (например, законы о выборах Государственной Думы и Президента РФ), указами президента (например, указами Президента РФ утверждены положения о Министерстве внутренних дел РФ, Министерстве юстиции РФ и т.д.), постановлениями правительства, постановлениями органов конституционного контроля. Легализация государственной власти, обоснование властных полномочий, права управлять государством коренится в юридических актах и может, следовательно, при определенных условиях являться только внешней легализацией, юридически закрепляющей антинародную, антидемократическую, даже террористическую государственную власть. Таковы были правовые акты гитлеровской Германии, провозглашавшие безраздельную власть фюрера, законы ЮАР, установившие в 30х начале 90х годов прошлого века режим апартеида и лишавшие 5/6 населения страны гражданских прав. Поэтому, определяя легальность или нелегальность государственной власти, необходимо учитывать не только внешние признаки (например, принятие конституции референдумом), но и то, насколько правовые акты, легализующие государственную власть, ее органы, соответствуют общечеловеческим ценностям и принципам права, в том числе международного. Ведь путем референдума в обстановке насилия и угроз, обмана избирателей принимались и реакционные конституции (например, в Греции в 60х годах XX в. при режиме «черных полковников»; Гитлер в фашистской Германии тоже использовал референдум). Нарушение принципа легальности (правовых норм) предполагает юридическую ответственность государственных органов и должностных лиц — политическую (отставка правительства, импичмент президенту), уголовную (предание суду за незаконное использование государственной власти при исполнении служебных обязанностей), гражданскую (возмещение ущерба, причиненного государству, юридическим и физическим лицам при незаконном использовании государственной власти). В основе термина «легитимация» лежит корень того же латинского слова, что и термина «легализация», но первому из них придается иное истолкование. Это тоже узаконение, но не только правовое, нередко не имеющее отношения к праву, наконец, иногда противоречащее правовым нормам. Легитимность — это состояние не юридическое, а фактическое, не обязательно формальное, а чаще — неформальное. Легитимация государственной власти — это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающие правильность, оправданность, справедливость, моральную «законность», соответствие ее общечеловеческим ценностям, соответствие й власти, ее деятельности определенным психическим установкам, киданиям общества, людей. Легитимная государственная власть —) власть, соответствующая представлениям народа данной страны о ясной государственной власти. Такие представления связаны прежнего не с юридическими нормами, а с материальными, политически, духовными условиями общественной жизни, с личными запросами каждого человека. В основе легитимации лежит вера, людей в то, блага (материальные и духовные) зависят от сохранения и поддержания такого порядка в обществе, который они считают справедливым их убеждение в том, что такой порядок выражает их интересы. Следствием легитимности является авторитет государственной у населения, признание права управлять и согласие подчиняться. Легитимность повышает эффективность государственной власти. Легитимация государственной власти находит свое выражение в поддержке этой власти населением, о чем могут свидетельствовать результаты голосования на выборах президента, парламента, итоги референдума, массовые демонстрации в поддержку правительства, которому, например, угрожают силы реакции, одобрение проектов решений, предлагаемых органами государственной власти на общегосударственных или местных обсуждениях. Существует несколько форм легитимации государственной власти. Принято различать основные из них — традиционную, харизматическую и рациональную легитимацию. Традиционная легитимация связана с обычаями, иногда с особой ролью религии, с личной, племенной, сословной зависимостью. Наиболее ярким современным свидетельством этого является легитимация полуфеодально-теократической государственной власти в некоторых мусульманских странах Востока. Харизматическая легитимация (харизма — от греч. charisma — божественный дар, божественная милость) обусловлена особыми качествами выдающихся личностей. К числу таких качеств могут относиться природные способности, пророческий дар, сила духа и слова. Этому способствует также создаваемый культ личности вокруг «вождя». Харизмой обладали Чингисхан, Наполеон, Гитлер, И.В. Сталин, Мао Цзэдун и др. Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь собственной оценкой этой власти. Основой рациональной легитимации являются не популистские лозунги и обещания (хотя и они могут дать кратковременный эффект), а практическая деятельность государственной (и иной) власти, работа органов государства на благо населения, открытый и честный диалог власти с населением, умение признать свои ошибки, изменить, хотя бы частично, свою деятельность под влиянием доводов своих оппонентов. Иногда называют другие формы легитимации, в частности, ксеническую (навязывание населению определенных образов, в том числе власти, правительства, руководителя путем постоянного повторения каких-либо постулатов без их обоснования и возможности сомнений), стереотипическую (опора на чувства, коренящиеся в подсознании родство; страх и т.д.) и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.176.228 (0.007 с.) |