По спецкурсу «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По спецкурсу «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



По спецкурсу «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Природа социальной власти.

Социальная власть возникает вместе с человеческим обще­ством как его неотъемлемый и необходимый элемент. Причины ее появления коренятся: в потребности самосохранения социума, не­обходимости продолжения рода человеческого, объективной не­однородности социальной структуры любого общества, коллектив­ном (общественном) характере труда, персональных преимуще­ствах людей в определенной сфере жизни. Важное значение име­ет психологический фактор, суть которого состоит в том, что неко­торые люди по своей природе склонны к доминированию над дру­гими людьми. В то же время есть люди, которые чувствуют себя более комфортно и спокойно, когда ими руководят.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными сло­вами, это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отно­шения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь лю­дей делается организованной и упорядоченной.

Большой вклад в развитие теории социальной власти внес М. Вебер, который понимал власть как способность субъекта ут­верждать в сфере социальных отношений собственную волю, не­смотря на сопротивление. Суть власти и заключается в способно­сти навязывать другим свою волю и соответствующее этой воле поведение.

Социальная власть весьма сложна по своей структуре. Прежде всего следует различать два ее основных вида: политическую и неполитическую. Первая охватывает государственную (законода­тельную, исполнительную и судебную), партийную, власть обще­ственно-политических организаций и движений. Вторая включает в себя личную, семейную, общественных организаций, власть не­формальных лидеров, объединении, групп.

Социальная власть предопределяется экономическими отно­шениями, базисом общества. Однако она не может функциониро­вать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший эле­мент любой социальной власти, без учета которой невозможно понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть в действии означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой — подчинение подвластных этой воле. Воля прочно со­единяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социаль­ной общности или личности (группе лиц), воля которой в ней воп­лощена. Бессубъектной, т. е. никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие "властвующий субъект" — первоисточник, пер- воноситель власти.

Власть невозможна без объектов воздействия — индивидов, их объединений, групп, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают (непосредственно общественная власть), но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различают­ся и занимают различное положение в обществе.

Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять значение и других ее струк­турных элементов, в частности силы. Речь идет не о физической силе, хотя власть способна проявлять себя и таким образом, а о силе в социальном смысле ("сила закона", "сила привычки"). Социальная власть может быть слабой, но лишенная силы, она превращается в фикцию, так как неспособна претворить властную волю в жизнь.

Власть бывает сильна поддержкой, доверием широких масс, т. е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу иде­ологического воздействия, в том числе обман и популистские обе­щания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно- материальные источники силы — органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Социальная власть непрерывно воздействует на обществен­ные процессы и сама выражается в особом виде отношений — властеотношениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли вла­ствующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Властеотношения отличаются ярко выраженной целенап­равленностью и организованностью.

Таким образом, представляется возможным дать определе­ние власти с двух позиций. В субъективном планевласть — это способность и реальная возможность субъекта осуществлять, а в необходимых случаях — навязывать свою волю другим людям. В объективном значениивласть — это система отно­шений подчинения одних субъектов (подвластных) воле дру­гих (властвующих) при помощи силы авторитета, закона, при­нуждения. Определяющая черта власти — способность властву­ющих субъектов навязывать окружающим свою волю, господство­вать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, вы­ражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольно­го ее использования.

Вебер различал следующие легитимные (одобряемые) осно­вания господства властвующих субъектов: традиционное; хариз­матическое; легальное.

Традиционное господство опирается на священность издрев­ле сложившегося порядка, на силу вековой привычки. Господство харизматическое легитимируется не привязанностью к традиции, т. е. к тому, что давно устоялось и стало обычным, а, напротив, "авторитетом виеобычного личного дара" (харизмой). Однако при всем различии традиционного и харизматического видов господ­ства их все же объединяет личный характер отношений между властвующим и подчиненными субъектами. Только мотивом лич­ной преданности харизматику (государю, вождю, лидеру) являет­ся не традиция, а яркое эмоциональное чувство, вера в его необыч­ный дар, желание не расставаться с подобным чувством.

Легальное господство предполагает подчинение не личнос­тям, а общим правилам (нормам), установленным законом, перед которым все без исключения равны. По мысли М. Вебера, легаль­ное (рациональное) господство не имеет ценностной (традиция, харизма) опоры, поэтому оно не столь мощно легитимируется, как первые два вида. И все же легальное господство более надежно и менее подвержено субъективизму.

Некоторые политологи основой легитимности власти счита­ют ее сакральность, т. е. таинственность, мистичность.

 

Сущность функций социального управления

Функции социального управления - это прежде всего та многозначительная роль которую оно выполняет относительно потребности общественной системы, составляющих ее классов, социальных групп, индивидов. Характер и содержание функции непосредственно определяются сущностными особенностями социального управления и его объекта. Социальное управление обеспечивает единство, согласованность, взаимосвязь деятельности людей в интересах общества и личности человека, сохранение целостности и гармоничного развития. Решение этой задачи проявляется двуединая природа функций социального управления, которое функционирует в следующих сферах гражданского общества.

Экономическая сфера - это экономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности. Политическая сфера - это отношения, возникающие в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путём участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, ассоциациях. Духовная сфера - это отражение процессов функционирования и развития гражданского общества в общественном и индивидуальном сознании, выражающихся на предложенном уровне в виде научных теорий, концепций на уровне общественной психологии в форме обыденного сознания, житейского опыта, традиций и т.д.

Власть и социальные нормы.

Власть в современном обществе играет очень большую и решающую роль. Власть – это возможность или способность одного индивида либо целой группы влиять на других помимо их воли и желания.

Власть – это обязательно форма социальных отношений между двумя или большим числом индивидов. Она понимается также как способность или возможность влиять и определять действия других людей. Исходит от позиции (должности) или от самой личности. В первом случае речь идет о формальной власти руководителя, а во втором – неформально авторитете лидера. Власть означает также способность манипулировать (пользоваться выгодами своего положения) или контролировать поведение других людей в собственных целях.

Норма(лат. norma — правило, образец, стандарт) указывает границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Социальные нормы — общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.

Социальные нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых перечислены ниже:

обычаи и традиции — правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение;

моральные нормы — оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести;

нормы этикета — совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.;

правовые нормы — требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением;

эстетические нормы — оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам;

политические нормы — регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах;

религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях;

корпоративные нормы — правила поведения, установленные в крупных организациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций.

Для того чтобы социальные нормы оказывали реальное влияние на поведение человека, ему необходимо: знать нормы, желать следовать им, выполнять предписанные ими действия.

Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в обществе. В этом отношении социальные нормы так же важны, как правила дорожного движения для организации передвижения транспорта. Если водители не будут соблюдать основные правила, например будут ехать по встречной полосе или сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения, то движение по дорогам станет невозможным или чрезвычайно опасным.

Социальные нормы характеризуются неперсонифицированностью адресатов (относятся к тем, кого это касается), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества, и сферой их действия являются общественные отношения. Определяя должное либо возможное повеление человека, они создаются коллективами людей.

Следовательно, социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность создаваемых ими организаций в отношениях друг с другом.

Социальные нормы характеризуются тем, что они являются:

правилами повеления людей, указывая на то, какими должны быть их поступки;

правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил);

не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.

Благодаря названным свойствах социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения и сознание их участников.

Виды социальных норм

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются но двум основным критериям:

способу их формирования (создания);

способу обеспечения их действия (охраны, защиты).

В соответствии с этими критериями различают следующие виды социальных норм.

Нормы морали (нравственности, этики) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Нормы обычаев- правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения в течение исторически длительного периода времени и вошедшие в привычку людей; они охраняются от нарушения естественной внутренней потребностью людей и силой общественного мнения.

Религиозные нормы- правила поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — правила поведения, которые устанавливаются такими организациями и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.

Нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

Отличительными чертами права как социального регулятора являются его формальный характер, т. е. его внешнее выражение в нормативных правовых актах, системность или четкая взаимосвязь правовых норм, общеобязательность предписаний, обеспеченность государственным принуждением в случае посягательства на нормы нрава.

Деление социальных норм возможно и по содержанию. По этому признаку выделяются экономические, политические, экологические, трудовые, семейные и иные нормы. Социальные нормы в их совокупности называютсяправилами человеческого общежития.

 

Органы социальной власти.

Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Власть - одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти). Любое общество нуждается в управлении, согласовании деятельности разных людей и социальных групп ради достижения общих целей. Власть - одна из основных форм управления, которая отличается от других тем, что осуществляется путем подчинения одних людей другими. Подчинение связано с возможностью применения к управляемым принуждения как необходимого признака власти. В зависимости от уровня организованности можно выделить: простые, естественные формы власти, которые осуществляются непосредственно субъектом власти, без специального аппарата управления (власть родителей над детьми, старших над младшими, власть неформального лидера в коллективе и др.); сложные, организованные формы власти, которые реализуются через специально создаваемые для этого органы, наделенные атрибутами субъекта власти (власть общественных объединений, в том числе политических партий, церковная власть, государственная власть). Властное управление присуще обществу с момента его зарождения и используется им для организации совместной деятельности людей в наиболее важных сферах жизни. На определенном этапе развития общества в нем возникает и приобретает особую роль государственная власть.

 

Методы социальной власти.

Социальным назначением государства является урегулирование любых противоречий в обществе, реакция на все происходящие в нем изменения, например, путем принятия новых законов. Если попытаться дать определение общества, то его можно было бы определить так: общество - это продукт взаимодействия людей, определенный порядок их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (культурных, правовых и иных) связях между людьми, их объединениями и общностями. Общество обладает социальной властью, часть которой делегирует созданному им государству. Социальная власть - это способность той или иной группы общества подчинять своей воле людей, используя при этом различные методы.

Существует два метода социальной власти:

1. Неполитическая;

2. Политическая (государственная).

Отличие государственной власти от неполитической власти заключается в том, что государственная власть общеобязательна и распространяется на весь круг индивидов в государстве, неполитическая (общественная) власть распространяется, как правило, лишь на тех индивидов, которые состоят в той или иной общественной группе.

Социальная власть - необходимый признак общества и государства, ее наличие позволяет им активно воздействовать на индивидов, направляя их в нужном направлении.

Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

 

по спецкурсу «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Природа социальной власти.

Социальная власть возникает вместе с человеческим обще­ством как его неотъемлемый и необходимый элемент. Причины ее появления коренятся: в потребности самосохранения социума, не­обходимости продолжения рода человеческого, объективной не­однородности социальной структуры любого общества, коллектив­ном (общественном) характере труда, персональных преимуще­ствах людей в определенной сфере жизни. Важное значение име­ет психологический фактор, суть которого состоит в том, что неко­торые люди по своей природе склонны к доминированию над дру­гими людьми. В то же время есть люди, которые чувствуют себя более комфортно и спокойно, когда ими руководят.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными сло­вами, это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отно­шения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь лю­дей делается организованной и упорядоченной.

Большой вклад в развитие теории социальной власти внес М. Вебер, который понимал власть как способность субъекта ут­верждать в сфере социальных отношений собственную волю, не­смотря на сопротивление. Суть власти и заключается в способно­сти навязывать другим свою волю и соответствующее этой воле поведение.

Социальная власть весьма сложна по своей структуре. Прежде всего следует различать два ее основных вида: политическую и неполитическую. Первая охватывает государственную (законода­тельную, исполнительную и судебную), партийную, власть обще­ственно-политических организаций и движений. Вторая включает в себя личную, семейную, общественных организаций, власть не­формальных лидеров, объединении, групп.

Социальная власть предопределяется экономическими отно­шениями, базисом общества. Однако она не может функциониро­вать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший эле­мент любой социальной власти, без учета которой невозможно понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть в действии означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой — подчинение подвластных этой воле. Воля прочно со­единяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социаль­ной общности или личности (группе лиц), воля которой в ней воп­лощена. Бессубъектной, т. е. никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие "властвующий субъект" — первоисточник, пер- воноситель власти.

Власть невозможна без объектов воздействия — индивидов, их объединений, групп, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают (непосредственно общественная власть), но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различают­ся и занимают различное положение в обществе.

Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять значение и других ее струк­турных элементов, в частности силы. Речь идет не о физической силе, хотя власть способна проявлять себя и таким образом, а о силе в социальном смысле ("сила закона", "сила привычки"). Социальная власть может быть слабой, но лишенная силы, она превращается в фикцию, так как неспособна претворить властную волю в жизнь.

Власть бывает сильна поддержкой, доверием широких масс, т. е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу иде­ологического воздействия, в том числе обман и популистские обе­щания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно- материальные источники силы — органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Социальная власть непрерывно воздействует на обществен­ные процессы и сама выражается в особом виде отношений — властеотношениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли вла­ствующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Властеотношения отличаются ярко выраженной целенап­равленностью и организованностью.

Таким образом, представляется возможным дать определе­ние власти с двух позиций. В субъективном планевласть — это способность и реальная возможность субъекта осуществлять, а в необходимых случаях — навязывать свою волю другим людям. В объективном значениивласть — это система отно­шений подчинения одних субъектов (подвластных) воле дру­гих (властвующих) при помощи силы авторитета, закона, при­нуждения. Определяющая черта власти — способность властву­ющих субъектов навязывать окружающим свою волю, господство­вать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, вы­ражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольно­го ее использования.

Вебер различал следующие легитимные (одобряемые) осно­вания господства властвующих субъектов: традиционное; хариз­матическое; легальное.

Традиционное господство опирается на священность издрев­ле сложившегося порядка, на силу вековой привычки. Господство харизматическое легитимируется не привязанностью к традиции, т. е. к тому, что давно устоялось и стало обычным, а, напротив, "авторитетом виеобычного личного дара" (харизмой). Однако при всем различии традиционного и харизматического видов господ­ства их все же объединяет личный характер отношений между властвующим и подчиненными субъектами. Только мотивом лич­ной преданности харизматику (государю, вождю, лидеру) являет­ся не традиция, а яркое эмоциональное чувство, вера в его необыч­ный дар, желание не расставаться с подобным чувством.

Легальное господство предполагает подчинение не личнос­тям, а общим правилам (нормам), установленным законом, перед которым все без исключения равны. По мысли М. Вебера, легаль­ное (рациональное) господство не имеет ценностной (традиция, харизма) опоры, поэтому оно не столь мощно легитимируется, как первые два вида. И все же легальное господство более надежно и менее подвержено субъективизму.

Некоторые политологи основой легитимности власти счита­ют ее сакральность, т. е. таинственность, мистичность.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.012 с.)