Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение политической и гос властиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Гос-ая власть – это политическое руководство общ-ом осуществляемое при помощи органов гос-ва и др. гос-ых учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо соц-ых групп. Гос власть это политическая власть основная её разновидность (носит политический характер и выступает политической). Часто приобретает классовый характер. Нередко гос власть отождествляют с политической властью, ставят знак равенства. Их не следует отождествлять. Т.к политической является не только гос власть но и власть др. полит-их орг-ий, например власть полит-их партий. Гос власть это лишь основная главная разновидность полит-ой власти. Легитимность и легальность гос власти Легализация государственной власти - как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон. Легитимация государственной власти - это принятие власти населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определённые социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Плюрализм в понимании государства Многие ученые характеризовали Г как организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение. Это один из признаков данного феномена. Знаменитый государствовед Л Дюги выделяет 4 элемента Г: 1 совокупность человеческих индивидов; 2 определенную территорию; 3 суверенную власть; 4 правительство. Крупный правовед Н Коркунов утверждал, что ''Г есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам Г''. В современной учебной литературе Г обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки Г и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь Г и общества. Из этого следует такая формулировка: Г – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством гос механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободу граждан, законность и правопорядок. Данное определение отражает общее понятие Г, но больше подходит современному Г. Сущность Г: методологические подходы в анализе прошлой и современной государственности Сущность государства - смысл, главное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным в государстве является власть. Вопрос о сущности Г - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах. В понимание сущности Г существуют два основных подхода: классовый и надклассовый. Классовый подход в понимании сущности Г выражен в основном в марксистко-лениской теории гос-ва. Согласно марксистко-лениской теории, Г есть классовое явление. Оно всегда носит классовый характер, возникает в результате раскола общества на классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть. Г в марксистко-лениской теории выступает как орудие классового господства, как машина для подавления одних классов эксплуатируемых др. эксплуататорами. Другой подход – надклассовый, выр-ся в различных не марксистских теориях гос-ва: теория правового гос-ва, теория плюралистической демократии, теория гос-ва благоденствия, теория элит, технократическая теория. Теории по разному раскрывают сущность гос-ва, но не одна из этих теорий не рассматривает гос-во как орудие классового господства. В совр. отеч. ТГП вопрос о сущности гос-ва решается по разному. Многие исследователи исходят из того, что сущность гос-ва не следует рассматривать только с классовых или только с надклассовых позиций. По их мнению сущность гос-ва имеет две стороны: классовую и общесоциальную(общечеловеческую) сущность гос-ва – двуединая сущность. В те или иные периоды истории на первый план выходит либо классовая либо общесоц-ая сторона сущности гос-ва. Согласно др. точке зрения Г носило классовый характер в прошлом. Совр-ое Г классовый характер утратило и из орудия классового господства превратилось в орудие соц-ых компромиссов. Сущ-ют и др. взгляды. Небезынтересным представляется подход в характеристики сущности Г, акцентирующий внимание на управленческую деятельность гос-ва. Согласно этому: сущность гос-ва выр-ся в том что гос-во есть орг-ия осущ-ая руководство и управление обществом. Это управление может выр-ся в разл-ых формах в том числе и в подавлении одних классов другими. Эволюция сущности и социального назначения Г??
Классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности Г Общесоциальная и классовая сущность государства. Сущность Г состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации. Т.е. в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия – народовластие, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение Г – гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов. Существование и сила власти в Г-ве, опирающейся на аппарат принуждения, оправданы постольку, поскольку на ее основе осуществляются управленческо-обеспечительная и охранительная функции государства. Вместе с тем власть в государстве может быть использована и как самостоятельная, самодовлеющая сила, в том числе для реализации групповых, узкоклассовых, клановых, личных и иных интересов, не совпадающих с потребностями общества, а также для решения религиозных или иных идеологических задач, например, для воплощения коммунистической утопии. В такой обстановке Г теряет свое общественное предназначение, во многом становится групповым – классовым, националистическим – образованием, орудием политической борьбы, достижения узкоклассовых или националистических целей и отсюда негативной силой в обществе. Не получает развития весь комплекс институтов государства, и само оно – несмотря на обширность, громозкость, усложненность и даже отработанность аппарата власти – остается неразвитым, авторитарным или тоталитарным. Из марксистской теории (власть принадлежит господствующему классу, который осуществляет её в своих интересах) вытекает классовая сущность Г, и это верно, поскольку классовая сущность - основное начало любого Г, которая явно доминирует в недемократических Г-х, хотя даже и в таком случае, господствующий класс действует и в интересах угнетённых, поскольку стремится сохранить стабильность и порядок в Г. В демократических Г классовая сущность отступает на второй план, Г выступает гарантом общественного компромисса, и на первое место, таким образом, выходит общесоциальная сторона, то есть общесоциальная сущность. В результате можно сделать вывод, что сущность Г складывается из классовой и социальной сущности. Классовая сторона присутствует всегда, просто если "у руля" находится средний класс, то и Г действует в интересах среднего класса, то есть в интересах практически всех. Понятие типа Г В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество Г. Исторический тип гос-ва – это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во на определенном этапе его развития. Тип Г - это вид Г. Вид который характеризуется наиболее существенными признаками присущими различным гос-ам. Понятие «тип Г» очень емко выражает исторически изменяющуюся социальную природу Г, позволяет достаточно точно определить характер Г самых разнообразных эпох истории. Тип Г представляет собой строгую систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой. Типология – способ научного познания, заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных явлений. Типология - разновидность классификации. По средством типологии различные Г подразделяются на определенные типы. Формационный подход:С точки зрения марксизма, под историческим типом Г понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же экономич формации, к одному и тому же экономич базису. Согласно данной типологии четырем типам общественно-экономич формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем типам экономич базиса соответствуют 4 типа Г – рабовладельч, феодальное, буржуазное, социалистическое, - каждое со своим набором признаков. Смена одного историч типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип Г должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Виды Г в зависимости от политического режима: Тоталитарные ''запрещено все, кроме разрешенного законом''; Авторитарное присутствуют элементы демократизма и законности; Либеральное Г формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, ''разрешено все, что не запрещено законом''; Демократическое создаются условия для реального участия граждан в решении гос и общественных дел, все важнейшие органы Г выборны и подконтрольны народу. Г служит обществу и личности. Данная классификация имеет несомненное научное и практическое значение. Английский историк А Тойнби предложил цивилизационный подход классиф-ии Г, который учитывает не только социально-экономич условияб но и религиозные, психологические, культурные основы жизни общества. Вся мировая история насчитывает 26 цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др. Значение типологии Г Типология – способ научного познания, заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных явлений. Типология - разновидность классификации. По средством типологии различные гос-ва подразделяются на определенные типы. Типология Г-в более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности Г. Она позволяет проследить закономерности их развития, сущность происходящих в них структурных изменений. Факторы, определяющие тип Г Вопрос 9
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.245.179 (0.011 с.) |