Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативность, обязательность, формальная определенность, системность, волевой характер П

Поиск

Объективные свойства, которые объективно присущи П: 1. Нормативность: П обладает нормативностью поскольку состоит из норм правил общего характера, благодаря этому св-ву П способно охватить и урегулировать неопределенное число жизненных ситуаций и поведение неопределенного числа лиц. 2. П - общеобязательный регулятор общ-ых отношений, благодаря этому свойству (обязательность), П способно урегулировать поведение всех без исключения членов общ-ва. 3. Системность: П - это система норм, это единая система в масштабах всего Г, благодаря этому св-ву П способно урегулировать единообразно поведение людей в масштабах всей страны. 4. формальная определенность - это св-во появляется у П благодаря его письменной форме. Подавляющее большинство правовых норм закрепляется письменно, в определенных официальных документах называемых НПА-ми. В этой связи нормы П приобретают четкость, определенность своего содержания. Благодаря этому св-ву П четко определяет круг регулируемых отношений, участников этих отношений, их юр-ие права и обязанности, меры ответственности и т.д. 5. Волевой характер: Принудительность (обеспеченность) – это св-во возникает у П благодаря тому что П обеспечивается принудительной силой Г. Благодаря этому св-ву П способно утвердить в общ-ве тот порядок который необходим общ-ву или Г.

П как государственный регулятор общественных отношений?

Без права Г существовать не может. Право юридически оформляет Г и гос власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Г осуществляет свои функции в правовых формах. П вводит функционирование Г и гос власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности Г-ва праву и формируется демократическое правовое Г.

ценность права выр-ся и в его полезности для в целом для Г. Соц-ая ценность права обычно рассматривается с двух позиций: с точки зрения инструментально ценности и с точки зрения собственной ценности (самоценности). Инструментальная ценность права выр-ся в полезности П как регулятора общ-ых отношений. П полезно для отдельного индивида как важнейший инструмент соц-го регулирования. Собственная ценность права выр-ся в полезности права как регулятора общ-ых отношений. Право полезно для Г, для общ-ва и даже для отдельного индивида как важнейший инструмент соц-го регулирования.

6 Классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности П?

В период рабовладельческого и феодадьного строя право было традиционным (обычным) – исключение – древнеримское частное П. Неразвитость традиционного П состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы соц-го регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи.

Сущность права. Основные подходы в понимании сущности права. Сущ-ет классовый и надклассовый подход. Классовый подход позитивного права наиболее ярко выражен в марксиско –ленинском учении о позитивном праве. Он наиболее выражен в советской ТГП. С этой точки зрения П как и Г является классовое (Маркс и Ленин связывали с расколом общ-ва на классы). Существование права связывалось только с классовым общ-ом. В коммунистическом т.е. безклассовом общ-ве отмирает не только Г но и П. По сути дела она рассматривала П как и Г в качестве орудия классового господства, классовая характеристика сущности права была выражена в следующем определении выработанном в марксиско-ленинской теории: «Право есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса». Основана на высказывании Маркса и Энгельса в манифесте коммунистической партии. Обращаясь к буржуазиям Маркс и Энгельс в манифесте писали: ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса. Воля содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса. Надклассовый (общесоциальный, общечеловеческий) подход в понимании сущности выражен в различных немарксиских теориях права: теория естественного права, юр-го позитивизма, теория нормативизма, психологическая теория, социологическая и др. Все эти теории объединяет одно: не рассматривают право с классовых позиций. В совр. отеч. ТГП нет единого понимания сущности права. Одни исследователи полагают, что сущность П как и сущность Г имеет две стороны классовую и общесоциальную. Общесоциальная сущность П конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице Г стоит на страже этой свободы. Таким образом П не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. В различных исторически условиях, в праве проявляет себя либо классовая либо общесоциальная сторона. По мнению др. исследователей (Р.З. Лившиц) П в прошлом носило классовый характер и являлось орудием классового господства, современное же право в основном утратило классовый характер и превратилось в орудие соц-ых компромиссов. Кроме этих двух позиций широко распространена точка зрения о том, что право с точки зрения его сущности есть мера свободы формального равенства и справедливости. Сущность позитивного права необходимо рассматривать в конкретных исторических условиях. Нет позитивного права вообще, оно носит конкретный исторический характер и оно меняется с развитием общ-ва. С изменением условий и сущности Г меняется сущность права.

 

7 Основные концепции правопонимания: естественно-правовая, историческая, марксистская, нормативистская, психологическая, социологическая

В разных частях света, в группах Г или в отд. взятой стране истор-ки склад. своя с-ма права. Сущ. разные концепции правопонимания: 1) Нормативистская – отношение к праву как средству поддержания законнности и стабильности. Право = совокупность охраняемых Г норм. Позволение гражданам и др. исполнителям правовых предписаний знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов и соотвенно сознательно избирать вариант своего поведения. 2) Социологическая - сформировалась во 2 пол. 19 в. в рамках школы “свободного права”. “Право надо искать не в нормах. а в самой жизни” (справедливость). Недоверие к закону и законности. Отриц. моменты: а) отсутств. прочной юр. основы предпринимаемых действий и уверенность в конечных их результатах. б) Решение юр. дел в пользу экономически и полит. сильного, в ущерб слабым в)опасность некомпетентного решения и произвола со стороны должн. лиц. 3) Психологическая - наряду с нормами и прав. отношениями включать правовое сознание. Советск. прав. теория отвергала эту концепцию за ее приверженность к субъективтивному идеализму. Однако, в первые годы Сов. власти даже в декретах признано обращение судей к правовому сознанию, если законы не давали возможности решения вопроса в интересах пролетарск. Г. А практика (в т.ч. расстрел на месте) основывалась на социологич. правовом сознании. 4) Естественно-правовая (философская) - как утверждение свободы и справедливости в практике правового Г. Получила развитие у Гегеля. Право по Гегелю - осуществление свободы своб. воли или “наличное бытие свободы”. Основной постулат философского подхода - вывод о сущности высших, доминирующих, независимых от Г норм и принципов, олицетворяет разум, справедл-ть, Объективный порядок ценносттей, мудрость Бога, не только является директивами для законодателя, но и д-щих напрямую. Теология призывает обратиться к Богу, светский вариант ориентирует на природу вообще, природу человека, вещей. 4) Интегративное (общее) опр-е права: Право - это совок-ть признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении др. с другом. 5) Марксистская см. Вопрос 6 6) Историческая

 

 

Экономика, политика, П

Право и политика. Право и экономика. Г непосредственно связано с П и проводит через него свои установления. П не существует без Г, оно является его непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, порождается не ей, а Гв процессе особой гос деятельности – правотворчества.

П осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и выполняет по отношению к Г роль организующего фактора, закрепляя структуру органов Г, их компетенцию, ответственность. Конечно, право ни в коем случае не является универсальным средством организации гос власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой Г.

Политика – это принципиальное направление деятельности Г относительно существующих слоев общества, есть участие в делах Г, направление Г, определение форм, задач, содержания его деятельности. Общим для Г политики и права является то, что они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием, складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических сил, находящихся у власти. Следовательно, П является инструментом политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования общественных отношений, которые соответствуют политике государства, реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначными масштабы воздействия на общественные отношения политики и П. Политика охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В организаторской, идеологической и воспитательной работе используются как правовые, так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание, организация. Это разнообразие придает политике способность воздействовать на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же напротив относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать вывод, что политика является основой права, определяет его главное содержание, опосредует влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важнейших средств реализации политики, отражает экономические интересы политических сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства. Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как это спеццифическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только ему.

П придает политике гос аппарата четкую нормативную конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить государство.

На современном этапе развития российского общества совершенствование правовой основы гос и общественной жизни – одно из направлений его демократизации, что означает возрастание организующей роли П в отношении Г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.14 (0.009 с.)