Политическое сознание. Основные политические идеологии современности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое сознание. Основные политические идеологии современности.



Наиболее общей категорией, отра­жающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений че­л-ка, которые опосредуют его отношения с политич. структурами, явл. политич. сознание (ПС). ПС отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения чел-ка, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему ф-ций. ПС отражает все неинституциональные компоненты политич. сферы общественной жизни. ПС - «внутреннее» политич. поведение, влияющее на «внешнее» поведение чел-­ка, на его активность и деят-ть.

2 ос­новные группы составных частей этого явления: познавательные (относят знания о политике, инте­рес к политич. явлениям и убеждения) и мотивационные (по­требности, ценности, чувства и установки).

Ф-ции ПС: когнитивная (ф-ция отражения потребности об-ва в по­стоянном обновлении знаний для выполнения и модификации ф-ций политич. субъектов); коммуникативная (ф-ция обес­печения осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти); идейная (ф-ция осознания заинтересо­ванности субъектов в обретении и популяризации собственного ви­дения политич. мира).

Формирование ПС осуществляется в сложном процессе критического осмысления людьми соц-ной действительности, обобщения и по­степенной рационализации чувственных представлений; осознания целей партийного или другого политич. движения, присоеди­нения к уже сформированным оценкам и нормам политич. про­цесса; эмоционального приобщения к вере в справедливость тех или иных политич. идеалов.

С т.з. субъекта в мировой политологии выделяются:

- массовое ПС: массовое сознание об-ва по вопросам, имеющим актуал. политич. содержание и чреватым опред-ыми политич. последствиями. Включ. статичные (ценности, общие ориентации) и динамичные (массовые настроения) компоненты. Это ур. ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политич. систему в целях реализации имеющихся ожиданий; соц-но-политич. ценности, лежащие в основе идеологич. выбора (справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок); быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущ. положения, правит-ва, лидеров, конкретных политич. акций. Это ПС определяет тип и ур. политич. культуры об-ва и обусловливает наиболее типичные, масс. варианты политич. поведения. Наиб. распростр. способ выявл. этого ПС - опросы обществен. мнения по политич. вопросам.

- групповое ПС: обобщенное сознание конкретных - больших (соц. классы, нац-но-этнич. образования, группы и слои населения) и малых (политич. элита, правящая партия, лоббистские образования, группы давления) групп, связанных с политикой. Это совок-ть представлений, опред-ющих содержание, направленность и интенсивность политич. активности группы. Особое внимание - политич. позициям и идеологич. предпочтениям, доминирующим в групповом ПС. Способ выявл. - анализ док-тов политич. хар-тера, исходящих от интересующих групп.

- индивидуальное ПС: свойство и кач-во личности, способной воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политич. плане. Наиб. интерес представляют субъективно-психологич. особенности, типовые хар-ки и структурные компоненты сознания и поведения чел-ка в политике как особой сфере деят-ти, и изучение процессов политич. социализации личности, способов, используемых индивидом для овладения масс. и групп. ПС, а также для выработки собственного ПС на индивид. ур. 2 блока компонентов: мотивационные (политич. потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения). Способ выявл. - личностно-психологич. исслед-ие, и выделение соц-но-политич. типов личности в отношении ПС.

Политич. идеология (ПИ) - систематизированная совок-ть идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам использования власти. ПИ - это доктрина, обосновывающая притязания какой-либо группы на власть или ее использование и предусматривающая поэтому ту или иную стратегию политич. действий.

Идеологич. пространство всегда плюралистично.

Либерально - капиталистическая ПИ

Либерализм явл. одним из самых распростр. идеологич. течений. Сформировался на рубеже 17-18 вв. как идеология буржуазии на базе идей эпохи Просвещения. В основе принцип свободы личности, ее ответственности перед самим собой, так и перед об-вом, признание прав на индивидуал. свободу, самореализацию всех людей. Гармонично сочетал в своей идеологии принципы индивидуализма и гуманизма. В общественной жизни принцип свободы трактуется ими как свобода от ограничений, регулирования со стороны гос-ва.

Современный либерализм (неолиберализм) исходит из того, что механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономич. деят-ти, регулирования соц-ных и экономич. процессов. Роль гос-ва в рамках либерализма ограничивается обеспечением нормальных условий функционирования рынка и конкуренции, соблюдением правопорядка, обереганием жизни и достоинства личности. Идеи необходимости участия масс в политич. процессе.

Господствует в большинстве развитых Европ. стран. Название обусловлено тем, что начинает она с лозунга свободы, еще наполненного гуманистич. содержанием эпохи Возрожд., затем переходит к пониманию свободы как свободы предпринимат-ва и формал. прав личности и собственности, а заканчивает проповедью потребительства.

Консерватизм

Основные ценности: стабильность, порядок, традиционализм. Они следствие соц-но – политич. парадигмы, согласно которой об-во и гос-во явл. результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан. Важный принцип этой идеологии - нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравствен. идеалы и ценности личности должны формироваться всеми способами общественного и гос. воздействия и обуздывать греховную природу чел-ка. Политика тоже не может быть свободной от морали.

Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства людей перед богом. Равенство существует в области морали и добродетели. Но все формы консерват. идеологии не приемлют соц-ного равенства. Никакое об-во немыслимо без иерархии и, следоват., неравенства. Приняв со временем политич. демократию, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократич. механизм дает возможность формировать проф-ную политич. элиту и выдвигает к власти достойных.

Неоконсерватизм - приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Соц. порядок реализуется, прежде всего, через общественную иерархию, кот. возникает органически, естественным путем. Защищая идею свободы и прав чел-ка, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях чел-ка перед самим собой и перед об-вом. Предоставлять соц. блага бесплатно следует тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в кот. они имеют необходимость, и которыми они пользуются, но получать их в том виде и такого кач-ва, которого они желают и которое позволяет их материал. достаток. Признает необходимость гос. вмешат-ва в экономику, но отводит значит. роль рыночным механизмам регул-я.

Социалистическая ПИ

Идеология равенства. Возникла во времена Велик. франц. рев., но обоснована в полной мере Марксом в 19в. Соц. сфера занимает большее место, чем в либерально – капиталистич., но экономика остается превалирующей над политикой, особенно коммунистич., марксистской разновидностью, где политика рассматривается как надстройка над экономикой. Марксизм - учение о построении справедливого об-ва, в кот. будет раз и навсегда покончено с эксплуатацией чел-ка чел-ком. Схема историч. прогресса: общественные изменения обусловливаются хар-тером и ур. развития материал. производства, прежде всего производит. сил, а также влиянием культурных, психологич., историч. и др. факторов. Поэтому историч. прогресс – последоват. смена общественно – экономич. формаций. Антагонич. формации (рабовладельч., феодал., капиталистич.) зарождаются на базе ч\с, а коммунизм (и его первая фаза - социализм) формируется на принципиально иной экономич. основе - общественной собственности.

Коммунистич. об-во хар-зуется наличием нов. чел-ка, ориентированного на морал. стимулы к труду, которые можно описать формулой: труд на общее благо есть одновременно труд на благо собственное и потомков.

Социализм – коллективистская идеология. Сформировалась как интернационал. идеология трудящихся в их борьбе с буржуазией за большую долю производимого нац-ного продукта.

Националистическая ПИ

Национализм - идеология и политика, заключающиеся в проповеди нац-ной обособленности и исключит-ти, недоверия к др. нациям, в разжигании межнац-ной вражды. Национализм, в конечном итоге, неизбежно перерождается в сепаратизм, терроризм, фашизм. Политич. силы могут выдвигать требования защиты культурной самобытности, увеличения геополитич. пространства или защита собственных территорий и суверенитета от внешних посягательств. Нация - высшая внеисторическая форма общности людей. В отлич. от либ., конс. и коммунизма, ориентирующихся на интересы конкретных соц. классов и групп, фашизм опирается на идею расового превосходства, нац. идентичности и обеспечивает интеграцию населения вокруг целей нац. возрождения.

 

Региональная политика РФ.

Под регионал. политикой в РФ понимается система целей и задач ОГВ по упр-нию политич., экономич. и соц-ным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Под регионом понимается часть тер. РФ, обладающая общностью природных, соц-но-экономич., нац-но-культ. и иных условий.

Яв-ся составной частью политики гос-ва, напр. на орг-цию нац. пространства в соотв-ии с избранной стратегией развития. Основными объектами явл.: адм-но-территориальные деления (области, края); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации.

Основные цели регионал. политики РФ - по законодат-ву РФ -

- обеспечение экономич., соц., правов. и орг-ционных основ федерализма в РФ, создание единого экономич. пространства;

- обеспечение единых минимал. соц. стандартов и равной соц. защиты, гарантирование соц. прав граждан, установленных К. РФ;

- выравнивание условий соц-но-экономич. развития регионов;

- предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологич. защита регионов;

- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегич. значение;

- максимальное использование природно-климатич. особенностей регионов;

- становление и обеспечение гарантий МСУ.

Методы проведения регионал. политики:

— выделение «нуждающихся» районов, по отношению к которым гос-во должно проводить регионал. политику;

— «реанимация» депрессивных районов;

— «стимулирующая» политика;

— «компенсирующая» политика.

Меры регионал. политики в депрес. и нуждающ. районах страны предусматривают:

— прямую финансовая помощь;

— займы на выгодных условиях и налоговые льготы;

— создание за счет гос-ва производственной и соц. инфраструктуры;

— размещение гос. заказов;

— политику направления в необходимое русло миграционных потоков населения.

Базовой целью РП в РФ явл. обеспечение сбалансированного соц-но-экономич. развития субъектов РФ. Это предполагает, с одной стороны, сокращение различий в уровне соц-но-экономич. развития субъектов РФ. С др. стороны - обеспечение баланса между наращиванием экономич. потенциала субъектов РФ и обеспечением комфортной среды обитания для населения, созданием равных возможностей для граждан РФ независимо от места проживания в реализации своих соц-ных и экономич. прав и удовлетворении потребностей.

Действующее законодат-во: Указ Президента РФ от 03.06.1996 N 803 "Об Основных положениях регионал. политики в РФ"

- Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ.

- Сохранение и укрепление единства и правового пространства Рос. гос-ва во многом зависит от успешного формирования федеративных отношений, орг-ции взаимод-я фед. ОГВ, ОГВ субъектов РФ и органов МСУ.

Задачи:

- защиту и обеспечение интересов РФ в целом, сохранение единства и территориальной целостности Рос. гос-ва;

- децентрализацию власти, расширение полномочий ОГВ субъектов РФ и повышение степени их ответственности перед населением;

- выравнивание реальных прав и компетенции субъектов РФ;

- осуществление мер экономич., адм-ного и правов. хар-тера, обеспечивающих самостоятельность регионов, сочетание гос. поддержки отдельных регионов с гос. стимулированием экономич. активности на всей территории России;

- реальное обеспечение действия прав и свобод чел-ка и гражданина на всей тер. гос-ва;

- четкое определение круга полномочий фед. ОГВ, которые обеспечивают защиту интересов РФ в целом и в то же время не ограничивают самостоятельности субъектов РФ в решении вопросов, отнесенных к их ведению.

Одними из важнейших положений регионал. политики в РФ явл.:

- децентрализация власти путем закрепления за субъектами РФ возможно большего числа полномочий в сферах совместного ведения, а также усиление влияния населения на принятие решений фед. ОГВ. Эти меры будут способствовать повышению эффективности взаимодействия фед. ОГВ и ОГВ субъектов РФ, обеспечению стабильности развития и укреплению единства Рос. гос-ва;

- обеспечение действия принципа равноправия субъектов РФ между собой и в их отношениях с фед. ОГВ с учетом специфики каждого из них путем достижения реального конституционно-правового равенства субъектов РФ, соблюдения прав и интересов субъектов РФ в ходе подготовки и принятия правовых актов фед. ОГВ.

- Чрезвычайно важно обеспечить соответствие норм конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и фед-ным законам. В этих целях необходимо определить порядок приведения действующих и вновь принимаемых актов в соответствие с Конституцией РФ.

- Механизмом такого приведения должна стать функционирующая независимая судебная власть, способная оперативно и непредвзято рассматривать споры между фед. ОГВ и ОГВ субъектов РФ. Особая роль здесь принадлежит Конституционному Суду РФ, для повышения эффективности работы которого следует законодательно определить порядок реализации его решений.

- Важную роль в регионал. политике призвано играть МСУ. Основной задачей органов МСУ является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политич. и соц. стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий ОГВ субъектов РФ и органов МСУ.

- Определение компетенции МСУ должно исходить из принципа дополнительности, предусматривающего возложение субъектом РФ и РФ на органы МСУ такого кол-ва полномочий, которое они в состоянии выполнить.

Цели и задачи регионал. экономич. политики

- Главная цель предстоящего десятилетия - стабилизация производства, возобновление экономич. роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технич. предпосылок укрепления позиций РФ в мире.

- развитие межрегионал. инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики);

- стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-технич. потенциалом и могущих стать "локомотивами" и "точками роста" экономики субъектов РФ;

- оказание гос. поддержки районам экологич. бедствия, регионам с высоким ур. безработицы, демографич. и миграцион. проблемами; разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специал. методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы);

- обеспечение условий для привлечения ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию и эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, а также к развитию производств, в продукции которых заинтересована рос. экономика;

- обеспечение гос. регул-ия цен на продукцию естественных монополий, прежде всего в сфере транспорта и энергетики, выравнивающего условия хоз-ной деят-ти в различных районах страны.

- Методы и формы реализации регионал. экономич. политики: прогнозирование и программирование.

- В проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ должны быть отражены вопросы совершенствования регионал. экономич. политики, в том числе возможные изменения экономич. механизма федеративных отношений (межбюджетные отношения, распределение полномочий по налоговой системе, вопросы упр-я собственностью и использ-я природных ресурсов).

- создание условий для формирования свободных экономич. зон в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;

- содействие малому и среднему бизнесу.

- Ведущим в области совершенствования фин. и налоговых отношений между РФ и ее субъектами, а также между ОГВ и органами МСУ должен стать курс на последовательное повышение ур. бюджетного самообеспечения субъектов РФ и МО. С этой целью необходимо закрепить за субъектами РФ постоянные и достаточные фин., и прежде всего налоговые, источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов.

- Развитие культурного сотрудничества и гуманитарных связей на регионал. уровне, расширение контактов и поддержка соотечественников за рубежом;

Задачи регионал. соц. политики

- Большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хоз-ва, соц-но-бытового обслуживания населения и ряд др. должны решаться на ур. ОГВ субъектов РФ и органов МСУ.

- В решении крупномасштабных и острых соц. проблем требуется участие фед. ОГВ, в том числе в проведении активной гос. политики.

- Основным элементом соц. политики является поэтапное повышение ур. минимальных гос. гарантий – мин. заработной платы, мин. пенсий и пособий, их регулярная индексация в соотв-ии с ростом потребительских цен.

- В регионах с высоким ур. соц. напряженности необходимо контролировать процесс банкротства убыточных орг-ций, прибегая в случае необходимости к их целевой поддержке путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату мин. заработной платы. Особое внимание следует уделять орг-циям, являющимся основой жизнедеят-ти населения малых и средних городов.

г. Санкт-Петербург

Целевая программа СПб "Молодежи - доступное жилье"

Цел. программа СПб "Развитие долгосрочного жилищного кредитования"

Программа "Безвозмездные субсидии для строительства или приобретения жилья"

Целевая программа СПб "жилищные сертификаты"

Ленинградская область

Регионал. целевая программа "О поддержке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования"

Региональная целевая программа "Жилье для молодежи Лен. области"

Краевые целевые программы Алтайского края:

«Социальное развитие села до 2012 года»

«Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае»

«Переподготовка и повышение квалификации медицинских работников»

«Демографическое развитие Алтайского края»

83 субъекта РФ: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.9.186 (0.04 с.)