Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкально-ритмическая деятельность в младших классахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Музыкально-ритмическую деятельность младших школьников целесообразно планировать следующим образом. В I классе деятельность учителя должна быть направлена вначале на активизацию дошкольного опыта детей, а также освоение движений: а) танцевальных (дробный шаг, на материале русской народной песни «Ах вы, сени» в обр. Н. Метлова; мелкие поскоки на материале «Экосеза» Л. Бетховена; притопы, кружение на месте); б) физкультурных (бодрый шаг, перестроения, мелкий бег). Первоклассники импровизируют движения, например под музыку «Клоунов» Д. Кабалевского, я Затем педагог все больше уделяет внимания выразительности исполнения движений, тому, чтобы дети осознали их связь с музыкой, формированию умений использовать уже знакомые элементы движений в музыкальных играх. Импровизируя, ребята должны чутко реагировать на изменения характера и средств музыкальной выразительности, подчеркивать движением особенности фразировки и т, д. Закрепление представлений об элементах музыкальной речи, средствах выразительности происходит в творческих заданиях, связанных с импровизацией и драматизацией песен, пьес для слушания. Продумывая организацию музыкально-ритмических движений на уроке музыки в I классе, необходимо главное место отводить играм. Они активизируют заинтересованное отношение к музыке, способствуют восприятию музыкальных образов. Во II классе музыкально-ритмическая деятельность учащихся на уроке направлена на закрепление приобретенных ранее навыков выразительного движения и освоение более сложных, на формирование умения творчески использовать знакомые движения в плясках. Опыт, приобретенный ребятами при выполнении маршевых и танцевальных движений, способствует формированию представлений о пульсации сильных и слабых долей в музыке, соотношении двух ритмических единиц, а также освоению нотной записи. Например, ритмический рисунок дробного шага ребята прохлопывают, анализируют и фиксируют в нотной записи. В III классе уже имеющийся у учащихся опыт реагировать сменой движения на изменение частей, музыкальных фраз используется в процессе формирования у них представлений о принципах развития музыки и построения музыкальных форм. Умение выделить характерную ритмическую интонацию танца, песни, марша, расшифровать ее с помощью слоговых обозначений длительностей («ти» и «та» и др.), изобразить в нотной записи помогает усвоению понятия о музыкальной интонации. В IV классе широко используется импровизация и драматизация фольклорно-песенного материала при формировании представлений о характерной особенности народной музыки, в частности ее вариативной основе. Учащиеся IV класса знакомятся с характерными движениями национальных танцев (например, гопака, бульбы, полонеза, мазурки, халлинга и др.). Осознание своеобразия их па, ритмических интонаций помогает осмыслить индивидуальность музыкального языка отдельных национальностей, стилей. Говоря о музыкально-ритмических движениях, важно подчеркнуть, что они не могут рассматриваться вне взаимосвязи со всеми элементами урока, вне его темы. Приводимые примеры работы с песнями «Как на тоненький ледок», «Ой, новое, нешинованное колесо» и музыкальными пьесами «Камаринская», «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Полька» М. Глинки показывают, что в практике между пением, движением, слушанием, игрой на инструментах устанавливаются вариативные связи. Они необходимы для реализации современных требований к уроку. Задания, связанные с использованием движений, направлены на углубленное освоение музыкального материала. В заключение приведем ряд упражнений, направленных на развитие музыкальных способностей учащихся.
Цель и задачи инструментальной деятельности. Характеристика детских музыкальных инструментов. Игра на детских музыкальных, инструментах — один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Ее назначение на уроке — способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт младших школьников, развивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение ребят к музицированию, целенаправленное восприятие и усвоение приемов игры. Включение в урок игры на музыкальных инструментах связано с решением следующих педагогических задач: 1) стимулировать исполнительскую деятельность детей на занятиях, во внеклассной работе и в свободное время (на праздниках, в семье, в часы отдыха); 2) способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов; 3) воспитать интерес к игре в оркестре; различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания; 4) активизировать развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, чувство ритма, музыкальной формы, тембровый, гармонический, мелодический слух); 5) способствовать формированию представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности. При выполнении учебно-воспитательных задач решающее значение принадлежит репертуару, методам работы. Главная особенность музыкального материала — его универсальность. Она проявляется в том, что одни и те же произведения служат основой формирования ряда представлений, умений, навыков, чувств. Кроме того, музыкальный материал должен быть доступным для совместного исполнения учеников и учителя и предназначен для формирования творческих действий учащихся. По его образцу они могут обрабатывать и сочинять свои песенки, пьески. Игра на детских инструментах особенно полезна для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса, кроме того, для всех это — хорошая подготовка к освоению более сложных инструментов. В результате занятий школьники должны: знать названия инструментов и правила их хранения; уметь различать на слух тембры инструментов и осознавать их выразительную сущность; овладеть приемами и способами игры на каждом инструменте; понимать выразительные особенности звуковедения, звукоизвлечения; осознавать выразительность музыкальных средств и овладеть способами их передачи в инструментальном исполнении; овладеть навыками ансамблевого исполнения, подбора по слуху несложных мелодий, уметь корректировать качество исполнения товарищами различных партий в несложных хорошо знакомых произведениях; знать расположение высоких и низких звуков на звуковысотных инструментах, названия нот и их местона нотном стане; уметь ориентироваться в записи несложных партитур к песенным и инструментальным миниатюрам, а также к пьесам для слушания музыки; уметь грамотно прочесть свою партию и предложить свою оркестровку с обоснованием собственного замысла. Результаты работы на уроке во многом зависят от инструментария. Поэтому необходимо учитывать ряд требований к составу оркестра, качеству звучания отдельных инструментов, технике звукоизвлечения. В работе с учащимися начальной школы могут быть использованы, естественно, лишь самые простые инструменты. Это музыкальные инструменты ударной группы как чисто ритмические, не обладающие определенной высотой тона (треугольники, тарелки, бубны, маракасы, барабан, коробочки и т. п.) так и звуковысотные (колокольчики, металлофоны, ксилофоны). Все инструменты должны издавать чистый и приятный звук, привлекать детей своим внешним видом, т. е. быть изящно оформленными, легкими, не требовать от играющих на них решения сложных технических задач. При игре на любом инструменте необходимо следить за свободным положением тела, шеи, головы. Немелодические инструменты: клавес (деревянные палочки), блоки (коробочки), бруски, тамбурин (бубен), барабан, маракасы, треугольники, напалечные парные тарелочки, подвесная тарелка, парные ручные тарелки, грибок. Клавес (деревянные палочки) - две палочки из хорошо звучащего дерева (палисандр). Ими ударяют друг о друга. Лучше держать палочки так, чтобы концы оставались свободными (указательным и большим пальцами). Можно также положить одну палочку в левую ладонь, согнутую в форме тарелки, и стучать по ней другой. Блоки— полая деревянная коробочка с щелью на од. ной из узких сторон. На блоке играют деревянными палочками, но не концами, а серединой. Во время игры блок кладется на прямую ладонь левой руки плоской стороной поверхность, по которой играют, слегка выгнута). В зависимости от места удара (ближе к щели или по противоположной стороне) блок дает звуки разной окраски. Поочередные удары по этим точкам, напоминают цоканье копыт. Можно ударять поочередно по центрам двух блоков (большого и маленького), в этом случае их кладут рядом на ладонь левой руки. Разница в звучании блоков воспринимается как квинта. Бруски— два деревянных бруска, ими легко ударяют друг о друга перед собой на уровне шеи, при этом кисти рук не должны быть зажатыми. Тамбурин (бубен) — деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены тонкие металлические тарелочки. Во время ударов по коже ладонью или пальцами они звучат как сопровождение. На бубне играют, сотрясая его в воздухе, ударяя о колено (последний способ дает громкое созвучие кожи и колокольчиков). Барабан издает звуки высокого регистра неопределенной высоты. Он представляет собой металлический цилиндр, затянутый с обеих сторон кожей. Если барабан не имеет подставки, его нужно установить на высоте колен с наклоном в сторону играющего. Звуки извлекаются колотушками или двумя деревянными палочками. Дети их могут держать обычным способом. Место удара — центр. Маракасы — два пластмассовых шара, в которых перекатываются камешки. Пользоваться ими следует осторожно, так как их звук утомителен, он извлекается встряхиванием кисти или ее мягким, плавным движением из стороны в сторону на уровне чуть ниже груди. Треугольники во время игры подвешивают или держат за один угол левой рукой (за петлю), а правой ударяют 'по ним металлической палочкой. Играть можно, ударяя по горизонтальной или двум другим сторонам. В быстром темпе, играя по двум сторонам внутри треугольника, можно исполнить тремоло. Звук у треугольника «блестящий», нежный, отрывистый. ^ Напалечные тарелочки надевают на большой и средний пальцы и стучат ими один о другой; их можно держать за шнурки (в каждой руке по одной) и ударять при сближении кистей рук, движущихся ритмично в противоположных направлениях вертикально от подбородка до груди (одна идет вверх, а другая вниз). Важно, чтобы соприкосновение тарелочек всегда было коротким, легким. Подвесная тарелка прикрепляется к барабану или держится левой рукой на весу; играть можно двумя деревянными палочками одновременно (тремоло), колотушкой и щеточкой. Звук резкий, звенящий, меняется в зависимости от предмета, которым он извлекается. Грибок — маленькая металлическая шапка, закрепленная на деревянной ножке. Держится левой рукой чуть выше груди. Звук прозрачный, нежный, возникает при легком, мягком ударе по краю шапки металлической палочкой. Мелодические инструменты: металлофон и ксилофон альтовые, металлофон и ксилофон сопрановые (ноты пишутся.на октаву ниже). Колокольчики альтовые (ноты пишутся на октаву ниже). Целесообразно с первых занятий одновременно использовать инструменты обоих типов: ритмические и звуковысотные. Усвоение навыков игры на звуковысотных инструментах идет параллельно с ладовым развитием. Постепенно усваивая лад через его характерные интонации, ученики должны не только их слышать, по возможности чисто интонировать, импровизировать голосом на ступенях, образующих конкретную ладовую ячейку, но и музицировать на них. Для этого необходимы звуковысотные инструменты со съемными пластинками. Давая учащимся творческие задания, педагог оставляет на инструменте только те пластинки, которые соответствуют осваиваемым ступеням лада. Варианты игры на ограниченном количестве ступеней - различны: исполнение несложных мелодий песен, напри-1' мер русской народной песни «Лиса»; музицирование в игровой форме, например в играх «Эхо», «Перекличка птиц». | Игры, сказки, музыкальные истории гармонично вписываются в занятия инструментальной деятельностью. Их правила и содержание служат удобной ориентировкой для ученика в творческих действиях. Ладовые и ритмические представления учащихся развиваются при выполнении разнообразных творческих заданий в работе над песней: сочинение ритмического сопровождения, вступления, выбор соответствующих инструментов, звучание которых наиболее подходит для передачи своеобразия произведения, обоснование своего выбора а и замысла. Задания такого рода могут выполняться с помощью ритмических инструментов, а также с привлечением звуковысотных. Разучивать партитуру следует используя различные приемы: с помощью нотной, ритмической записи; по ручным знакам-символам, заимствованным из системы относительной сольмизации; по слуху или, наконец, зрительно запоминая игру исполнителя. Ускорить процесс запоминания партий ударных инструментов помогает устный анализ общих и различных моментов ритмического рисунка каждой партии. Например, важно разобраться, дублирует ли конкретная партия ритмическое движение мелодии или построена на самостоятельной (возможно — остинатной) ритмической фигуре, передает ли инструмент пульсацию всех долей или подчеркивает только сильную. Благодаря.такому анализу ученики быстрее запоминают партитуру, а в процессе игры на инструментах и закрепляют важные музыкальные представления. Заметим, что, полученные вне инструментальной практики, такие представления осваиваются труднее. Большое значение имеет детское музицирование и как деятельность, активизирующая и углубляющая восприятие музыки. Так, при исполнении простейших ритмических партитур ребята получают и закрепляют представления о средствах музыкальной выразительности, их использовании в соответствии с художественным образом конкретного произведения. Этому способствует самостоятельное или совместное с учителем сочинение сопровождения к пьесам. Таким образом (в игре партитур, предложенных учителем или составленных детьми самостоятельно) школьники приобретают элементарные знания о строении музыкальной формы, принципах развития музыки, Итак, необходимо подчеркнуть, что, обучая игре на инструментах, уже с первых занятий можно давать учащимся художественно-поисковые задания и активно формировать у всех музыкально-творческое мышление. Примитивность детских сочинений не должна настораживать, так как качество их зависит от музыкального опыта школьников и со временем становится более высоким. Для учителя важно то, что в процессе инструментальной деятельности у учащихся активно формируются музыкальные, творческие способности.
Самостійна робота Тема. Види музичної діяльності на уроці музики у загальноосвітній школі. Музично-ритмічні рухи. Завдання для самостійної роботи: законспектувати методичний матеріал з творчими завданнями, де використовуються різні прийоми формування музичного розвитку школярів у музично-ритмічних рухах. План 1. Дати характеристику діяльності музично-ритмічних рухів у початкових класах; 2. розробити план підготовки учнів до музично-ритмічних рухів на уроці; 3. продумати музично-ритмічні рухи, які впливають на формування музичного уявлення про дво-тридольний метр, навести приклади; 4. продумати музично-ритмічні рухи, які впливають на формування уявлень про музичну форму, навести приклади; 5. навести приклади прийомів формування звуковисотнього слуху у музично-ритмічних рухах; 6. навести приклади прийомів активізації почуття ритму у музично-ритмічних рухах; 7. навести приклади прийомів формування уявлень про темп, динаміку, про засіб звуковедіння у музично-ритмічних рухах; 8. розробити план конспект уроку з використанням музично-ритмічних рухів. Література 1. Бекина И., Ломова Т., Соковнина Е. Музыка и движения. – М.: Просвещение, 1984. 2. Бервецький З., Хлєбникова Л. Виховувати музичну культуру // Грані творчості: Кн. для вчителя. – К.: Рад.школа, 1989. 3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989. 4. Ветлугіна Н.О. Музичний розвиток дитини. – К.: Муз. Україна, 1978. 5.Дмитриева Л., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Academ A, 1989. 6. Кадобнова И., Критская Е. Музыка – в движении // Музыка в школе. – 1984.- № 2. 7. Кущ В., Фролкин В. Предмет «Ритмика» в музыкальном воспитании // Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. – Новосибирск, 1989. 8. Метлов Н. А. Музыка-детям. – М.: Просвещение, 1985. 9. Холопова В.Н. Музыкальный ритм. – М.: Музыка, 1980.
Самостійна робота Тема: Види музичної діяльності на уроці музики у загальноосвітній школі. Гра на дитячих музичних інструментах. Завдання для самостійної роботи: законспектувати методичний матеріал з творчими завданнями, де використовуються різні прийоми формування музичного розвитку школярів у грі на дттячих музичних інструментах. План 1. Визначити мету та завдання інструментальної діяльності у початкових класах; 2. дати характеристику дитячим музичним інструментам; 3. розробити творчі завдання, направлені на розвиток почуття ладу в інструментальній діяльності; 4. проаналізувати етапи розвитку почуття ритму на прикладі ігрових ситуацій; 5. показати на прикладах розвиток почуття музичної форми у процесі елементарного музикування; 6. підготувати фрагмент уроку з використанням дитячих музичних інструментів(дитячий оркестр). Література 1. Амлінська Р.С. Музичні інструменти-іграшки. – К.: Рад. школа, 1986. 2. Бервецький З., Хлєбникова Л. Виховувати музичну культуру // Грані творчості: Кн.. для вчителя. – К.: Рад. школа, 1989. 3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989. 4. Ветлугіна Н.О. Музичний розвиток дитини. – К.: Муз. Україна, 1978. 5. Дмитриева Л., Черновиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Academ A, 1998. 6. Кононова Н. Обучение игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990. 7. Хрестоматія. Дитячий музичний оркестр. – К.: Рад. школа, 1985. 8. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. /Ред. Л.Баренбойм – М.: Сов. композитор, 1978. Питання для самоконтролю та самоперевірки.
1. Сприймання музики, її сутність. 2. Методика організації слухання музики. 3. Формування установки на музичне сприймання. 4. Основні етапи знайомства з музичним твором. 5. Особливості музичного сприймання у молодших школярів. 6. Дитячий голос, особливості його розвитку. 7. Методика навчання співу за віковими особливостями. 8. Вокально-хорові навички з урахуванням вікових особливостей. 9. Методика розучування музичного твору. 10. Використання методів у вокально-хоровій роботі. 11. Особливості співочого розвитку учнів молодших класів. 12. Охарактеризувати поняття: співацька дикція. 13. Охарактеризувати поняття: навички звукоутворення. 14. Охарактеризувати поняття: атака звуку, її використання. 15. Музично-ритмічні рухи у молодших класах загальноосвітньої школи. 16. Рухливі вправи на початковому етапі у молодших школярів. 17. Мета та завдання інструментальної діяльності молодших школярів. 18. Охарактеризувати вокально-хорові вправи для учнів молодших класів, навести приклади. 19. Характеристика дитячих музичних інструментів та методика навчання. 20. Методика навчання на дитячих музичних інструментах. 21. Художньо-педагогічний аналіз музичних творів. 22. Музичноа грамоаи у процесі музичного навчання та виховання. 23. Навчання музичної грамоти у молодших класах. 24. Засвоєння музичної грамоти у процесі ладової сольмізації.
ГЛОСАРІЙ (Тлумачний словник педагогічних термінів) Альт – низький жіночий голос. Бас – низький чоловічий голос. Баритон – за своїм тембром належить до групи басів, але відрізняється з-поміж них вищим звуковим об’ємом, у якому є звуки тенорових тембрів. Вид хору – характеристика виконавського колективу чи твору за кількістю самостійних хорових партій. Освіта – це процес і результат засвоєння знань, умінь і навичків, який потрібний особистості для загальнолюдської та професійної діяльності. Навчання – це спільна цілеспрямована діяльність вчителів та учнів, за якої школярі здобувають знання, уміння, навички, формується світогляд, розвиваються пізнавальні та творчі сили. Знання учня – це систематизовані наукові та загальнолюдські факти, які засвоюються на основі свідомості і підтверджуються реальною практичною діяльністю школяра. Вміння – це система набутих навичок на основі виконання дій, які виконуються незалежно від свідомості особистості. Навички – це певна система вправ, дозволяє виконувати фізичну або теоретичну працю на основі певних знань. Виховання – це процес впливу вихователя на учня з метою формування в нього совісті, честі, людяності, правдивості та інших рис характеру, які визначатимуть особистість школяра як майбутнього свідомого громадянина незалежної України. Мелодія – музична думка, яку можна передати тільки голосом – без підголосків. Тип хору – це характеристика складу хору за типами співацьких голосів. Сопрано – найвищий жіночий голос. Співацька установка – це правильне положення голови і корпусу під час співу. Тенор - найвищий чоловічий голос. Мутація – зміна голосу в період статевого дозрівання. Камертон – джерело звука, що слугує еталоном висоти під час настроювання музичних інструментів і співу. Розвиток – це складне динамічне явище, яке спрямоване на збільшення фізичних та інтелектуальних сил особистості, що дозволяють формувати творчі здібності шклляра, його активну громадську позицію. Сприйняття художнє – вид художньої діяльності, спрямований на цілісне осягнення мистецького твору як естетичної цінності, що супроводжується естетичними переживаннями та асоціативними уявленнями. Теситура – це висотне положення звуків мелодії стосовно діапазону голосу. Хорова партія – це група однорідних голосів.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 1081; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.214 (0.011 с.) |