Всеобщее Управление качеством на различных этапах жизненного цикла продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всеобщее Управление качеством на различных этапах жизненного цикла продукции



 

Качество продукта зависит от качества выполнения предыдущих этапов его жизненного цикла (рис. 1).И чем раньше будут скорректированы закла­дываемые в продукт параметры качества, тем меньше времени и средств потре­буется для получения конечного продукта с заданными параметрами качества.

Рисунок 1 – Петля качества

 

Как показывает практика, затраты на корректировку при переходе от од­ного этапа жизненного цикла к последующему изменяются на порядок. Это из­менение затрат получило название «правило 10-кратных затрат». Вот почему японские специалисты говорят: «Нужно не исправлять брак, а не делать брака. Это значительно дешевле, а значит, выгоднее».

Для финансирования работ по предупреждению брака и, в конечном ито­ге, на получение продукта с ожидаемыми потребителем параметрами качества достаточно только части невосполнимых затрат, которые производитель теряет на исправление брака. Именно этим объясняется в большой степени сравнительно низкая себестоимость японской продукции при высоком ее качестве. Так, японские автомобильные компании основные изменения вносят на на­чальных стадиях проектирования и разработки, опытных образцов автомобилей и только незначительную их часть - на стадиях, непосредственно предшест­вующих массовому производству. Американские компании, наоборот, основ­ные изменения вносят перед массовым выпуском (за 1,5-2 месяца), поэтому ос­тается много недоработок, которые устраняются лишь через 3-4 месяца после начала выпуска, что приводит к увеличению не только расходов, но и общего времени (lead time), затрачиваемого на удовлетворение запросов потребителя (20-24 месяца против 14-17 месяцев у японских компаний).

К основным составляющим качества, на которые производитель должен обращать особое внимание, относятся:

- определение потребностей рынка (качество выбора своего потребителя);

- качество проектирования;

- качество процесса производства;

- соответствие качества конечной продукции проекту;

- качество послепродажного обслуживания.

Средства, вложенные в обеспечение перечисленных составляющих, га­рантирующих получение продукта с ожидаемой потребителем ценностью без последующей ее корректировки или с незначительной, но оперативно произво­димой, рассматривается Всеобщим менеджментом качества как один из видов инвестиций. Подобные инвестиции, по единодушному мнению всех произво­дителей, работающих в соответствии с требованиями TQM, в настоящее время наиболее выгодны.

Объектом качества в этих условиях могут быть:

- деятельность или процесс;

- продукция;

- организация, система или отдельное лицо;

- любая комбинация из них.

Качество планированияоценивается, прежде всего, максимизацией цен­ности продукта для потребителя, т.е.полнотой учета ожиданий потребителя в создаваемом продукте, и зависит, в свою очередь, от качества поступающей информации (ее достоверности), о состоянии потре­бительского рынка и перспектив его развития. Исследование рынка и анализ конкурентов являются важными инструментами в этом случае.

Требование делать правильные вещи предусматривает также оптимальное планирование финансовых средств и ресурсов производителя, обеспечивающее минимальную стоимость продукта для потребителя и производителя при мак­симальном учете требований потребителя.

Качество разработки, как и любой другой этап жизненного цикла про­дукта, зависит от качества целей. Требование делать правильные вещи с мини­мальными затратами, например для овеществленного продукта, означает разра­ботку такой конструкторско-технологической и нормативной документации, которая позволит организовать процесс производства продукта с максимальной ценностью его параметров качества для потребителя и минимальной его стои­мостью как для потребителя, так и для изготовителя за счет минимизации из­держек на исправление брака.

Качество разработок будет тем выше, чем меньше корректировок они бу­дут претерпевать в результате последующего сравнения ценностей реального продукта и ожиданий потребителя. Поэтому этап разработки для максимизации ценности продукта и минимизации затрат на ее последующее обеспечение, а следовательно, и на минимизацию стоимости качественного продукта необы­чайно важен.

Процесс разработки(проектирование) можно разбить на три фазы:

системное проектирование, которое является наиболее творческой фазой, когда происходит техническое и технологическое воплощение идеи проекти­руемого продукта;

параметрическое проектирование, когда техническое и технологическое воплощение идеи проектируемого продукта реализуется конкретными значе­ниями параметров для каждого этапа продукта;

проектирование допусков, когда устанавливаются допуски на все пара­метры продукта и процесса его производства в зависимости от возможностей самого процесса и применяемых измерительных инструментов.

В результате проектирования должен быть создан не только проект про­дукта с ожидаемой ценностью, но и вся необходимая конструкторско-технологическая и нормативная документация для процесса его производства.

При разработке процесса необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Каковы требования к процессу?

2. Каков порядок выполнения процесса?

3. Что и как нужно контролировать?

4. Кто исполнитель, потребитель, поставщик на каждой технологической операции?

Всеобщий менеджмент качества обращает внимание на удовлетворение требований как внешних, так и внутренних потребителей, которых рассматри­вает как непрерывную и взаимосвязанную цепочку участников всего процесса жизненного цикла продукта. Поэтому разработанная документация на процес­сы должна включать не только технологическую цепочку производства, но и отношения с внутренним поставщиком, зависящие от детальной спецификации всех необходимых поставляемых им внутреннему потребителю комплектую­щих изделий. Так, если выяснилось, что плохо закручена гайка, то виноват не тот, кто ее закручивал, а разработчик технологического процесса (и, в частно­сти, этой операции), который не предусмотрел, например, поджимающую пру­жину для страховки выполнения этой операции. Именно в этом заключается новый подход к поставщику и потребителю внутри предприятия, лежащий в основе TQM.

При проектировании процесса важны четыре элемента:

1) оборудование - вбольшинстве случаев выбирается такое, какое есть на предприятии, однако нужно применять высокотехнологическое оборудование, позволяющее осваивать новые технологии;

2) кадры - основное вложение инвестиций нужно направлять на переобуче­ние и побуждение рабочих работать более качественно;

3) методы, процедуры- порядок и содержание выполнения работы;

4) стандарты на качествои эффективность.

Непосредственное овеществление запланированных показателей качества происходит на этапе производства. Процессу производства как одному из важ­нейших объектов качества, обеспечивающему в конечном итоге максимизацию ценности и минимизацию затрат. Всеобщий менеджмент качества уделяет осо­бое внимание.

Качество процесса характеризуется его результативностью, эффективно­стью и гибкостью.

Результативность процессаотражает степень соответствия готовой про­дукции проекту. Бездефектность готовой продукции означает высокую резуль­тативность производства; соответствие ее ценности ожиданиям потребителя - высокую результативность всей компании в целом.

Результативность характеризуется: качеством продукта, пунктуальностью исполнения, временем исполнения заказа (lead time), т. е. временем, затрачи­ваемым на выполнение заказа потребителя, от момента его получения до мо­мента поставки готового продукта.

Эффективностьпроцесса показывает, как хорошо используются выделен­ные ресурсы. Ее можно оценить как отношение выходных ресурсов процесса к входным, т. е. Е= выход/вход. Как правило, эффективность производства опреде­ляется через затраты времени и ресурсов, которые должны быть минимальными. Поэтому иногда ее приравнивают к производительности процесса, т.е. к че­ловеко-часам, потраченным на производство единицы продукта. С другой стороны, эффективность процесса - это максимальное использование ресурсов. Эффективность достигается оптимизацией затрат и уменьшением време­ни исполнения заказа (скоростью процесса).

Гибкость процесса(эластичность, способность к адаптации) - приспособляемость к изменениям условий за счет внешних и внутренних при­чин. Она достигается оптимизацией процесса, т. е. откликом на изменение тре­бований рынка. Например, фирма «Оливетти» раньше затрачивала три года на разработку и полтора года на изготовление изделия, сейчас, после внедрения TQM, - 9 месяцев на весь процесс.

Однако в процессе производства неизбежны дефекты, и поэтому неиз­бежны издержки на их исправление. Но в, то, же время и число дефектов, и объ­ем издержек производителя можно свести к минимуму, если в процессе произ­водства предусмотреть систему поэтапного контроля процесса, т. е. проверку соответствия реального процесса спроектированному. Поэтапный контроль не добавляет ничего в ценность продукта с точки зрения удовлетворения запросов потребителя, но уменьшает издержки производителя на исправление брака в готовой продукции. Поэтому планирование процесса, соответствующего Все­общему менеджменту качества, включает:

1) определение потребителей;

2)уточнение целей и выходных целей процесса;

3) требования к поставщикам и сырью;

4) критерии эффективности (затраты и время);

5) проектирование процесса (последовательность работы, персонал, обо­рудование и технологию);

6) разработку системы контроля, направленную на улучшение показате­лей качества на входе, выходе и внутри процесса, показателей эффективности, системы обратной связи и ответственности;

7) проверку правильности проектирования по результатам запуска про­цесса.

Качество процесса производства в огромной степени определяется каче­ством этапа разработки. В то же время те же самые аспекты качества, ко­торые использовались в процессе разработки продукта, должны применяться для улучшения процесса его производства.

Реальные усилия должны быть направлены на улучшение качества и эф­фективности процесса производства, запущенного в соответствии с разрабо­танным проектом. На этом этапе жизненного цикла продукта такой важнейший инструмент, как статистический контроль производства, позволяет обнаружить источники изменчивости процесса и от­слеживать его таким образом, чтобы новые источники изменчивости не появля­лись.

После этапа производства продукт по различным каналам поступает по­требителю. При этом важно проанализировать весь реальный процесс: от мо­мента поступления заказа на продукт до момента его изготовления. Время ове­ществления запроса потребителя в реальный продукт, который он получает, но­сит, как уже отмечалось ранее, название - lead time. В современ­ной конкурентной борьбе за потребителя выигрывает тот производитель, у ко­торого протяженность этого времени минимальна при максимальной ценности продукта для потребителя.

Качество эксплуатациипродукта до Всеобщего менеджмента качества включало, как правило, только качество его эксплуатации потребителем в соот­ветствии с требованиями и инструкциями производителя. Всеобщий менедж­мент качества требует, помимо этого, внимания производителя к качеству по­слепродажного обслуживания и качеству информации о мнении потребителя относительно ценности продукта в процессе его эксплуатации.

В настоящее время наличие послепродажного обслуживания, особенно для наукоемких продуктов, является основным для по­требителя при решении вопроса о приобретении продукта, а следовательно, од­ной из важнейших составляющих ожидаемой ценности его.

Потребитель, приобретая ценный продукт, должен быть, уверен в том, что производитель поможет ему эксплуатировать продукт, особенно наукоемкий, а при необходимости обеспечит ввод его в эксплуатацию, осуществит гарантий­ное обслуживание и требуемый ремонт. Качество же информации подразумевает достоверность получаемой фир­мой информации о мнении потребителя о ценности продукта, что позволяет це­ленаправленно и непрерывно улучшать качество продукта для потребителя.

Качество утилизации и переработки продукта после использования— не только экономический вопрос, связанный с применением утилизируемых мате­риалов продукта при его воспроизводстве, но и главная проблема сегодняшнего дня — проблема окружающей среды (экологии). Это тесным образом связано с будущим нашего поколения, которое Всеобщий менеджмент качества рассмат­ривает как потребителей результатов утилизации и переработки использован­ного продукта сегодняшним потребителем. Поэтому гарантии качества продук­та с экологической точки зрения включают также качество его утилизации и должны планироваться и учитываться в общей ценности продукта для потреби­теля.

Из всего сказанного очевидно, что качество продукта, определяющее его ценность для потребителя, является результатом не только производственного процесса, но и каждого процесса как внутри компании, так и вне ее, связанного с максимизацией ценности продукта для потребителя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.019 с.)