Современные методы реформирования предприятий в рамках TQM 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные методы реформирования предприятий в рамках TQM



Как показал опыт передовых зарубежных фирм, квалифицированное ис­пользование методологии TQM обеспечивает организации огромные преиму­щества, в частности:

• увеличение прибыли;

• рост степени удовлетворенности клиентов продукцией, сохранение постоянной клиентуры, привлечение новых потребителей;

• повышение качества и конкурентоспособности продукции;

• повышение эффективности организационных процессов;

• внедрение новейших достижений научно-технического прогресса;

• повышение качества управленческих решений;

• улучшение имиджа и репутации фирмы;

• обеспечение экономической устойчивости фирмы и рационального использования всех видов ресурсов.

Преимущества, обеспечиваемые фирме применением концепции TQM в отдельных сферах ее деятельности, приведены в табл. 2.

Процесс внедрения программы всеобщего управления качеством на пред­приятии очень сложен и растянут по времени. Сила TQM заключается в по­строении методики и планирования отдельных шагов по внедрению идей управления на каждом предприятии. Не стоит ждать результатов слишком ско­ро. До десяти лет может потребоваться компании для освоения фундаменталь­ных принципов, инструментов, методик и систем TQM, для создания корпора­тивной культуры, способствующей процессу непрерывного совершенствова­ния, для изменения отношения и поведения сотрудников. Кроме того, внедре­ние TQM требует значительного интеллектуального вклада со стороны высше­го руководства компании, четкой стратегии и организации.

Анализ отношения ряда зарубежных компаний к TQM позволил сформу­лировать причины нежелания внедрять базовые принципы TQM, а именно: са­моуспокоенность менеджеров компаний, узость взглядов руководства, включая его высшее звено, сопротивление персонала нововведениям, сосредоточение внимания не на производственных процессах, а на продукции.

 

Таблица 2. Преимущества фирмы, внедрившей концепцию TQM

 

 

Принцип концепции ТQМ Преимущества, получаемые фирмой в области
формирования стратегии целеполагания
Ориентация на потребителя Облегчается формулирова­ние стратегии и политики Упрощается определение конкретных целей, учиты­вающих потребности рынка
Лидерство Обеспечивается ясное виде­ние будущего организации Происходит трансформация видения будущего в изме­римые цели и задачи
Вовлечение работников Работники вносят вклад б совершенствование стратегии фирмы Осознание персоналом це­лей и задач фирмы как лич­ных
Процессный под­ход Постоянное использование определенных процессов на фирме ведет к большей предсказуемости результа­тов Понимание процессов явля­ется основой правильной корректировки целей и за­дач
Системный подход к управлению Создание комплексных пла­нов, увязывающих функ­циональные н процессные подходы Индивидуальные рабочие цели и задачи увязаны с це­лями фирмы
Постоянное совершенствова­ние Разработка и реализация бо­лее конкурентоспособных бизнес-планов Установление реалистич­ных, постоянно повышаю­щихся плановых заданий
Принятие решений, основанных на фактах Стратегии, базирующиеся на фактической информа­ции, более реалистичны Использование сравнитель­ной информации повышает реалистичность целей и за­дач
Взаимовыгодные отношения с по­ставщиками Обеспечение конкурентных преимуществ путем созда­ния стратегических альян­сов с поставщиками Установление более высо­ких заданий за счет вовле­чения в целеполагание по­ставщиков

 

В.А. Лапидус в своей книге «Всеобщее качество (ТОМ) в российских компаниях» сформулировал главные проблемы внедрения TQM на российских предприятиях.

Первая (и главная) проблема состоит в том, что стандарты ИСО семейст­ва 9000 неадекватны российской текущей ситуации. С одной стороны, россий­ским компаниям необходимы серьезные изменения в организационной струк­туре, общей корпоративной культуре, стиле и методах менеджмента. С другой стороны, стандарты ИСО семейства 9000 весьма консервативны. Использова­ние этих стандартов для целей обеспечения качества опирается на принцип: «Документируй то, что делаешь, делай то, что задокументировано». Если на­рушить данный принцип, то система качества теряет свою приспособленность к аудиту, ибо аудиторы могут лишь проверять документы и соответствие реаль­ных процедур документированным. Если же документировать существующую систему, то документированная и реальная системы совпадут, но мало кого может устраивать их уровень эффективности.

Вторая проблема на пути внедрения стандартов ИСО 9000: основная от­ветственность за качество возлагается на систему менеджмента качества и ее создателей; в России же ситуация почти обратная — основная доля несоответст­вий падает на исполнителей.

Третья проблема - неадекватность культурных основ российской про­мышленности и сферы услуг и принципов, заложенных в стандарты ИСО се­мейства 9000. Основа российских систем менеджмента качества - это репрес­сивный менеджмент, основанный на поиске виноватых. Необходимо перехо­дить от менеджмента, основанного на праве силы, к менеджменту, основанному на силе права.

Четвертая проблема - пропущенные этапы развития менеджмента каче­ства, в частности, статистические методы управления качеством.

TQM должен развиваться не только в рамках одного прогрессивного про­изводства, но и плавно переходить на смежные производства, а также необхо­димо вовлекать и потребителей в работу с ним. И государство не должно оставаться в стороне, так как без ее поддержки, без выработки общенациональных программ по пропаганде и продвижению принципов всеобщего управления ка­чеством, не удастся обеспечить проникновение прогрессивной идеи, способст­вующей подъему национальной конкурентоспособности, на множество пред­приятий России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.004 с.)