Понимание Всеобщего управления качеством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимание Всеобщего управления качеством



Краткий обзор и история возникновения понятия «Всеобщего управления качеством»

Год 1950. Послевоенная Япония. Разрушенная экономика. Японцы обращаются за помощью к американскому специалисту в области статистики и управления Эдварду Демингу. Поворотным событием стало выступление с лекциями перед ведущими промышленниками Японии доктора Деминга. Он предлагает внедрить на японских предприятиях свои принципы Всеобщего управления качеством (TQM). За 12 лекций Эдвард Деминг встретился с сотнями ведущих менеджеров японских фирм. Им, а также Джозефом М. Джураном, другим амери­канцем, также приглашенным в Японию в порядке правительственной техничес­кой помощи, была разработана программа, основной идеей которой было: «Основа качества продукции — качество труда и каче­ственное управление на всех уровнях, т.е. такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы»

В результате реализации программ TQM в начале 60-х годов в Японии возникает совершенно новое явление – объединения качества. Идея состояла в том, чтобы время от времени работники собирались вместе для обсуждения производственных проблем и путей их решения. Главными мотивами качественного труда стали работа в коллективе, признание достижений коллегами и руково­дством, забота организации о будущем работника, его страхование и под­держка его семьи. К 1980 году в Японии насчитывалось уже более 100 тыс. объединений качества.

В США такие объединения возникают в конце 70-х годов. К середине 80-х они становятся обычным явлением для США. Однако слепое копирование чужого опыта без понимания базовых принципов TQM не оказало кардинального воздействия на эффективность производственных процессов.

Когда, по сравнению с Японией, позиции США на мировом рынке ослабли, американские управленцы, пытаясь понять причины японского чуда, вспомнили о своём соотечественнике –Эдварде Деминге. Тем более, что на канале NBC он принял участие в документальном фильме под названием «Если японцы могут, почему и мы не сможем?», где им были озвучены принципы TQM, разработанные на основе идей Вальтера Шухарта, известного американского специалиста в области обеспечения качества. Позже эксперты в области управления качеством Джозеф Джуран и Филипп Кросби внесли свой вклад в доработку теорий, моделей и инструментов TQM, которые находят своё применение в бизнесе, государственных органах, оборонных отраслях, образовании и коммерческих организациях.

Ещё в послевоенные годы в СССР были заложены основные принципы TQM (например, системный подход к управлению, роль руководства, принятие решений, основанных на фактах, вовлечение работников.) Инициативы предприятий по разработке и развитию методов управления качеством рождались ещё в 50-е годы. Первая попытка была сделана саратовскими машиностроителями, создавшими свою систему БИП (бездефектного изготовления продукции); затем появилась её львовская модификация СБТ (система бездефектного труда), горьковская система КАНАРСПИ (качество, надёжность, ресурс с первого изделия), ярославская система НОРМ (научная организация работ по повышению моторесурса).

 

Цели и составляющие TQM

 

TQM представляет собой подход к созданию новой модели управления вообще, опирающийся при этом на три основ­ных компонента: науку, нормы и законы, технику. Но главным в системе TQM являются люди. Прежде всего, TQM - это философское понятие, означающее способ мышления, в соответствии с которым качество является основным элементом жизни, труда и будущего любой организации. TQM, как модель всеобщего управления качеством, представляет собой попытку практического строительства такой структуры, которая в состоянии реализовать философские тезисы и в то же время полностью осуществить требования всех заинтересованных сторон (покупателя, потребителя, собственника, рынка, общества). TQM - это культура и поведение организации по отношению к потребителю, она представляет организованное усилие всех оптимальным спо­собом пойти навстречу потребителю в исполнении всех его желаний и таким образом осуществить долгосрочные партнерские отношения. TQM преследует следующие цели:

- ориентация предпринимательства на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей;

- возведение качества в ранг цели предпринимательства;

- оптимальное использование всех ресурсов организации.

Для достижения этих целей необходимо учитывать большой комплекс факторов, таких как уже достигнутое качество продукции, производительность труда, мобильность и временной фактор; людские и материально-технические ресурсы, грамотный менеджмент.

В настоящее время нет единства понимания TQM, невзирая на признание общих основ и базовых принципов. Это проявляется в реализации всего спек­тра различных моделей контроля, обеспечения, управления и оценки систем менеджмента качества.

Всеобщее управление качеством – это технология руководства процессом повышения качества, которая состоит из трех составных частей:

- коренная, ключевая система это методы и средства, применяемые для анализа и исследований. Они основаны на общепризнанном математическом аппарате, статистических методах контроля и поэтому используются во всех организациях. Они могут импортироваться в любую страну;

- система технического обеспечения это программы и приёмы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному их применению. Эта система отражает специфику страны и каждого предприятия, связана с национальной культурой и традициями страны. Её надо создавать самим, перенос опыта или перевод документов на свой язык ничего не даёт;

- система совершенствования и развития система непрерывного развития самих принципов и содержания TQM. Она ещё более специфична, отражает национальные особенности, экономические порядки внутри страны, действующее законодательство.

Итак, TQM - это новая система принципов, инструментов и методов орга­низации работ, обеспечивающих такой уровень управления предприятием, ко­торый бы позволил добиться потребительского удовлетворения в стремительно изменяющихся условиях глобальной экономики.

Для того чтобы реализовать TQM на предприятии, необходимо осущест­вить много различных преобразований, которые коснутся не только процессов управления, но и менталитета, отношения ко всему происходящему со стороны всех без исключения работников. Времени на такие преобразования уйдет мно­го - скорого результата в этом процессе быть не может.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.005 с.)