Юридическая практика и юридическая наука: соотношение и взаимодействие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая практика и юридическая наука: соотношение и взаимодействие



Система методов ТГП.

Система методов теории государства и права - это совокупность приемов познания предмета, последовательно применяемых наукой в зависимости от этапа, стадии познавательного процесса (Петров А.В.).

Методы ТГП обычно распределяют в зависимости от критериев на различные классификационные группы. Методы теории государства и права можно сгруппировать в определенную систему: общенаучные, специальные, частноправовые. Методологической основой этой классификации считают всеобщий философский метод (материалистический и диалектический методы), которые пронизывают весь процесс научного познания.

Всеобщие философские методы – это мировоззренческие подходы к изучению государства и права, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди них выделяют два противоположных метода - метафизику и диалектику.

Метафизика – это философский метод, рассматривающий вещи и явления как законченные и неизменные, независимые друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.

Диалектика – это философский метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.

На предыдущем, марксистко-ленинском этапе своего развития теория государства и права использовала, главным образом, так называемый основной метод- диалектический материализм. Диалектический материализм – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В рамках этого метода государство и право рассматривались как развивающиеся, динамичные социальные институты, причины развития которых находятся в экономике, материальных условиях жизни общества.

II) Общенаучные методы – это приемы, которые используются во всех или в большинстве наук, на различных этапах познания для достижения конкретных познавательных целей.

К числу общенаучных методов относят анализ, синтез, индукцию, дедукцию, системный метод, функциональный метод, формально-логический метод, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, аналогию, абстрагирование, моделирование, эксперимент.

Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта познания на элементы.

Синтез – соединение элементов в единое целое.

Индукция – это умозаключение от частного (фактов) к общему.

Дедукция - это умозаключение от общего к частному (фактам).

Системный метод основан на рассмотрении объектов познания как систем Например, политическая система, правовая система, государственный аппарат.

Функциональный метод – основан на проникновении в сущность объекта с помощью изучения его функций. Например, изучение сущности государства через его функции.

Аналогия – это сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения.

Абстрагирование – отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях.

Моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений.

Эксперимент – апробация некой идеи, научной гипотезы в ограниченном масштабе для понимания обоснованности и эффективности идеи.

Исторический метод требует рассмотрения государственно-правовых явлений в их развитии и исторической взаимосвязи.

III) Специальные (конкретно-научные) методы – это методы, получившие разработку в специальных конкретных науках и используемые ТГП для познания государственно-правовых явлений на основе специальных не юридических знаний.

К ним относят: математический, кибернетический, социологический, статистический, психологический.

Математический метод – это приемы оперирования с количественными характеристиками.

Кибернетический метод – это метод исследования информационных потоков, функционирующих в сфере государства и права, то есть рассмотрение государства и права как информационных систем.

Социологический (конкретно-социологический) метод – это исследование государства и права с привлечением социологических фактов и социологических процедур познания. К социологическому методу относятся: а) анкетирование; б) интервьирование; в) опрос; г) наблюдение; д) социологический эксперимент.

Статистический метод – это метод сбора и обработки больших массивов данных о фактах, о тех или иных массовых, повторяющихся государственно-правовых явлениях, например, о таких как правонарушения.

Психологический метод – это метод исследования психической сферы человека и социальных групп.

IV) Частноправовые методы ТГП разработаны и используются в рамках правоведения.

а) Методы толкования права. Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания нормативно-правовых актов в целях их реализации и совершенствования.

б) Сравнительно-правовой метод (сравнительное правоведение) – это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов и т.д.

в) Формально-юридический метод – это метод исследования, при котором право изучается в “чистом виде”, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, моралью и т.д.). К конкретным проявлениям этого метода относятся: исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т.п.;


Государство понятие.

Государствоэто политико-территориальная суверенная организация всего общества, имеющая характер публичного властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов (Цыганов В.И.).

“Государственная власть как сложная форма социальной власти материализована в особой организации – государстве. Государство как организацию власти можно рассматривать в широком значении, понимая под ним все общество, всех его субъектов, территориально объединенных под государственным управлением. В этом аспекте государство рассматривается в единстве с управляемой им социальной системой”.

“Понятие государства имеет и более узкое специальное значение. В этом аспекте под государством понимается выделенная из общества группа людей, объединенных в государственный аппарат и управляющих различными социальными процессами. Здесь государство рассматривается как организация – субъект властного управления, в определенном плане противостоящая объектам управления – индивидам, их общностям и объединениям, взаимодействующим в рамках социальной системы”.

Государство опирается на свой авторитет и в необходимых случаях на принуждение.

“Государство имеет внутреннюю содержательную структуру в виде системы органов государственного аппарата, который осуществляет в соответствии с социальным назначением государства его основные функции. Государство существует в различных внешних формах, в зависимости от способов организации государственного аппарата”.

“Вместе с тем государство – относительно самостоятельный элемент общественной системы, осуществляющий в ней властные функции, по отношению к которому все общество выступает как объект управления”.


Функции государства

Функции государства – это основные направления его деятельности, обусловленные сущностью и социальным назначением, целями и задачами государства по управлению основными сферами общественной жизни (Цыганов В.И.).

Следует отличать функции государства от его целей и задач. Если цель государства – это тот результат, к которому оно стремится, а задачи государства – это средства и способы ее достижения, то функции государства – это основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи государства определяют его функции.

Задачи государства определяют основные результаты, к достижению которых стремится государственная власть, воплощая свою социальную миссию в различных сферах общественной жизни.

Задачи государства, с одной стороны, обусловлены социальным назначением государства и проявляющейся в нем сущностью государственной власти. С другой стороны, они модифицируют социальное назначение государства применительно к особенностям конкретной сферы социальной жизни и зависят от исторических условий ее существования и развития. В силу этого в комплексе задач, решаемых государством, можно выделить постоянную составляющую и задачи, обусловленные временными, преходящими факторами внутренней или внешней среды.

Постоянными задачами государства на всех этапах его развития остаются: обеспечение необходимых экономических и финансовых процессов, поддержание внутреннего порядка и внешней безопасности, установление стабильных отношений с другими странами. В качестве временных, у государства могут появляться следующие задачи: модернизация форм собственности; проведение реформ в какой-либо области, например, военной; преодоление последствий стихийных бедствий; отражение внешней агрессии и др.

Социальное назначение и задачи государства, как общие и конкретные цели государственного управления обществом, реализуются через систему функций государства.

Признаки функций:

1. В функциях проявляется деятельная целенаправленность государства, его динамичная суть. Функции характеризуют государство в динамике.

2. Функции государства - необходимая устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни.

3. Функции государства – это не любые, а именно главные направления его деятельности.

4. Через функции государства можно познать его сущность. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. В функциях реализуется воля всего общества.

5. Функции государства объективны. Они обусловлены потребностями общества, и поэтому государство не может отказаться от их выполнения. Невыполнение государством своих функций вызовет негативную реакцию общества. Так, например, если государство перестанет осуществлять функцию по охране правопорядка в обществе наступит анархия.

6. Функции государства имеют глобальный характер, охватывают всю его деятельность в целом. Функции государства следует отличать от функций отдельных государственных органов, которые связаны лишь с отдельными видами деятельности, имеют локальный характер. В отличие от функций отдельных государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата.

7. Функции носят конкретно-исторический характер. Они формируются и изменяются с развитием общества, подвержены эволюции. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и различные его функции.

8. На объем и характер функций оказывает влияние социальная природа государства, существующий политический режим. Так, например, функция подавления эксплуататоров была присуща государству диктатуры пролетариата; функция подавления “неарийцев” присуща фашистской Германии; функция борьбы с цветным населением – расистской ЮАР во время режима апартеида. Главной функцией любого социалистического государства И.В. Сталин считал функцию охраны социалистической собственности и т.д.

Кроме того на содержание функций государства оказывают влияние национальный фактор, научно-технический прогресс, экологический фактор, информатизация общества, международная обстановка.

9. Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект – это определенная общественная сфера (экономика, культура, экология, финансы, правопорядок, права и свободы граждан и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства.

10. Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни.

11. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях деятельности государства Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.

12. В функциях воплощается и раскрывается роль государства как субъекта политической системы, реализуется разносторонняя практическая государственная деятельность внутри страны и на международной арене.

В зависимости от продолжительности действия функции государства делятся на постоянные, которые осуществляются на всех этапах развития государства (например, экономическая, функция охраны правопорядка) и временные, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф).

В зависимости от принципа разделения властей функции государства делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

функции государства делятся на основные, то есть наиболее общие важные направления деятельности государства и не основные, то есть более узкие, конкретные направления деятельности государства.

на главные, то есть имеющие приоритетное значение на конкретном этапе развития общества и производные(вспомогательные) – это функции сопутствующего (обслуживающего) характера.

функции государства делятся: экономическая, политическая, социальная,

идеологическая, экологическая

По причинам (источникам) возникновения функции государства делятся:

1. Функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

2. Функции, вытекающие из потребностей общества в целом (функция обеспечения правопорядка, охраны природы и окружающей среды и др.)

По территориальному масштабу функции государства делятся:

1. Функции федерации;

2. Функции субъектов федерации;

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности или по политической направленности на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач государства, а внешние функции нацелены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции государства тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Внутренняя деятельность государства зависит, в том числе от внешних условий и наоборот.


Органы судебной власти.

Органы судебной власти - это государственные органы, которые осуществляют государственную власть в форме разбирательства уголовных и гражданских дел, а также путем конституционного судопроизводства. В демократическом правовом государстве суды: а) разрешают конфликты, споры на основе закона; б) осуществляют конституционный контроль – проверку на соответствие законов и иных нормативно-правовых актов, а также действий и решений государственных органов нормам Конституции; в) защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан; г) применяют меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния; Органы судебной власти образуют довольно сложную систему, состоящую из судов общей юрисдикции, арбитражных, военных, административных, конституционных и иных судов. Особое место занимают мировые судьи. Во главе этой системы находятся верховные и конституционные суды.


Формационный подход

Формационный подход - исследование закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре (Петров А.В.).

Этот подход базируется на разработанном Марксом и Энгельсом понятии общественно-экономической формации. Общественно-экономическаяформация - исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства (экономическом базисе). Способпроизводства (экономический базис) – это категория, обозначающая единство производительных сил и производственных отношений. В состав производительных сил входят средства производства и люди. Главной производительной силой выступает человек. Производительные силы – это сложный комплекс различных элементов, куда входят наука, навыки людей, транспорт, природные условия и т.д. Люди в процессе производства материальных ценностей вступают в определенные производственныеотношения. Они включают в себя следующие элементы: отношение к средствам производства, отношения обмена, распределения и потребления. Главным элементом производственных отношений является отношение к средствам производства. Класс, обладающий этими средствами, есть господствующий класс. От собственности на средства производства зависят обмен, распределение и потребление.

История общественного развития – это история развития и смены способов производства. Смена способа производства приводит к смене общественно-экономической формации. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся в ходе социальной революции. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену соответствующего типа государства.

К. Маркс разбил всю историю человечества на пять формаций: первобытнообщинная,рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.

В 1938 г. И.В. Сталин выделил пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую.

С точки зрения формационного подхода – пяти известным способам производства соответствовали пять общественно-экономических формаций, а каждой из них (кроме первобытнообщинной) – определенный тип государства: рабовладельческой формации – рабовладельческое государство, феодальной – феодальное, буржуазной – буржуазное, коммунистической – социалистическое. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественноисторический, его реализация возможна в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий..

Экономический базис рабовладельческого государства – частная собственность рабовладельца не только на средства производства, но и на самого непосредственного производителя материальных благ, на раба, который не имел никаких прав и превращен в говорящее орудие труда. Основными классами в рабовладельческом государстве были рабовладельцы и рабы, а государственная власть и собственность принадлежала рабовладельцам. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы (например, Древняя Греция, Древний Рим). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Рабовладельческая собственность является первой формой частной собственности (Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Хеттское царство, Индия, Китай – восточные деспотии в государствах древнего Востока). Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX – VIII вв. до н.э., например, Древняя Греция, Древний Рим.

Экономический базис феодального государства частная собственность феодала на землю и неполная собственность на крестьянина, который является здесь главным производителем материальных благ. Основными классами в феодальном государстве были феодалы и крепостные крестьяне. Государственная власть безраздельно принадлежала феодалам. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и т.д. Классовая дифференциация феодального общества сочеталась с делением на сословия. Это такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны. Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: 1) децентрализованной феодальной раздробленности; 2) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; 3) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. В государственный аппарат феодального государства входили войска, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды. Феодальные государства возникли в VI – IX вв. н.э. К основным разновидностям феодального исторического типа государства, например, в Европе, относятся раннефеодальные государства (княжества, герцогства, графства), пришедшие им на смену абсолютистские государства, и свободные торговые города, например, Венеция, Генуя, Новгород и др.

Экономический базис капиталистического (буржуазного) государства капиталистическая частная собственность на средства производства. Наемные рабочие – производители материальных благ лично свободны от капиталистов-работодателей, но будучи лишенными средств производства, они вынуждены продавать свою рабочую силу. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях рабовладельческого и феодального государств. На первый план здесь выходит экономическое принуждение. Буржуазное государство выступало как орудие господства капитала над трудом. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов – буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения. Капитализм – это первое в истории человечества индустриальное общество, в котором ведущая роль принадлежит не сельскохозяйственному производству, а обрабатывающей промышленности. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад.

После Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир. Буржуазия шла к власти под лозунгом: “Свобода, равенство, братство”. В этом государстве все граждане считались равны перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Современное буржуазное государство – это, прежде всего, неукоснительное распространение частной собственности на средства производства. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества.

Экономический базис социалистического государства общественная собственность на средства производства.Это государство соответствует эпохе перехода от классового общества к бесклассовому. Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны (1871 г.). В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции, возглавляемой рабочим классом и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся. Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим “полугосударством”, которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением. Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам. Социалистическое государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы – всеобщее материальное и духовное благополучие людей.

Коммунизм

Коммунизм – это бесклассовый общественный строй с единой общественной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества. При коммунизме государство как орган классового принуждения теряет свое основополагающее значение, отмирает. Трансформируется механизм государственной власти, уступая властные полномочия органам общественного самоуправления.

Достоинства подхода:

1) Доказана зависимость типа государства от экономики, от способа производства;

2) Были объединены в классификационные группы государства, имеющие единый характер государственной власти;

Недостатки подхода:

1) Формационныйподход страдает однолинейностью и схематизмом. В соответствии с этим подходом все государства проходят жестко заданный путь от одной общественно-экономической формации к другой. В действительности смена общественно-экономических формаций была более многовариантной. (Например, у древних славян не существовало рабовладельческого уклада. Процесс образования государства у славян связан с разложением родовой общины и становлением раннефеодальных отношений).

2) Недооцениваются религиозные, национальные, культурные факторы.

3) Игнорируется азиатский способ производства.

4) Теория общественно-экономических формаций была разработана на материале европейских стран. Восточные государства отличались большим своеобразием развития.


34.Цивилизационный подход

Цивилизационный подход - исследование закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах (Петров А.В.).

Впервые этот подход был сформулирован и обоснован русским мыслителем Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885). В дальнейшем он получил развитие в труде немецкого ученого Освальда Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы» и английского историка А. Тойнби (1889-1975) «Постижение истории». Эти ученые предложили при классификации государств учитывать не только способ производства или экономический базис, но и религиозные, психологические, культурные, национальные факторы, так как тип государства определяется не только способом производства, но и накопленными в ходе исторического развития и передаваемыми в рамках цивилизации ценностями. Цивилизационный подход отказывается от детерминации развития государства экономическими факторами и базируется на понятии цивилизация. Цивилизация (от лат. сivilis – гражданский, общественный, государственный) – это локальная общественная система, обладающая единством культурных, религиозных, психологических, географических и иных характеристик. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. Основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить следующие виды цивилизаций: локальные (существовали когда-либо в каком-то конкретном месте, например шумерская, эгейская, индская и др.); особенные (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и т.д.); современные;восточные, западные и смешанные (промежуточные);древние,средневековые, современные;крестьянские, промышленные, научно-технические;доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные; мировая (только начинает складываться);

Немецкий ученый Георг Еллинек (1851-1911) выделял первичные общества: 1. древневосточное (Египет, Персия, Шумеры, Вавилон и т.д.); 2. греческое (Спарта, Афины); 3. римское; 4. средневековое; 5. современное; и вторичные общества: западноевропейское, восточноевропейское, североамериканское, латиноамериканское, буддистское. Это государства Нового и Новейшего времени Западной и Восточной Европы, Северной Америки, Латинской Америки и другие, а также современные государства.

Американский политолог и социолог С. Хантингтон (1927-2008) выделял христианские, прежде всего, православные, и мусульманские цивилизации.

Можно выделить традиционалистскую (аграрную) - (Древний Египет, Древняя Индия, Китай, Вавилон, средневековые государства) и техногенную цивилизации.

А. Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации, под которым понимал относительно замкнутое и «окольное» состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. По его словам, культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации. Первоначально он выделил до 100 цивилизаций. Вся мировая история, по мнению А. Тойнби, насчитывает 26 цивилизаций, например, египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и другие.

“С точки зрения Н.Я. Данилевского, все человечество состоит из различных «культурно-исторических типов» (цивилизаций). История человечества – это история отдельных цивилизаций со своими взлетами и падениями. Не существует никакого «общечеловеческого прогресса» как непрерывного, поступательного, единого в своих основных чертах для всех народов процесса. В основе каждого культурно-исторического типа лежат свои основополагающие «начала», то есть его психические характеристики, культура, религия, политический и экономический строй. «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Взаимодействие цивилизаций возможно и полезно, но только при сохранении народами своих самобытных основ. У других культурно-исторических типов можно и нужно перенимать элементы, лежащие вне сферы самобытных «начал»: «выводы и методы положительной науки, технические приемы и усовершенствования искусств» и т.п. Любое же заимствование у иных цивилизаций в сфере самобытного исказит, уничтожит свои «начала» и породит жалкую карикатуру на опыт чужого народа. К самобытным началам Данилевский относил и политическое устройство общества»”.

Достоинства подхода:

Доказана зависимость развития государства от социально-культурных факторов.

Недостатки подхода:

1) Недооцениваются экономические факторы.

2) Выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы дали типологию не столько государства, сколько общества.

3) Расплывчатость самого понятия «цивилизация», его необходимых структурных составляющих.


35.Этапы развития российского государства в формационном подходе – это его качественно особенные исторические периоды, определенные в зависимости от типа производственных отношений и господствующего в обществе класса.

С точки зрения этого подхода в советской науке выделяли три этапа:

1) Феодальное государство. С момента своего возникновения и до конца XIX века ведущую роль в системе политической власти играл класс феодалов, основной собственник земли, с постепенно закрепленными на ней крестьянами.

Этот период делят на следующие этапы:

а) Раннефеодальное государство (с IX до середины XV века). Киевская Русь;

б) Централизованное феодальное государство (с середины XV до середины XVII века). Московское государство.

в) Абсолютистское феодальное государство (со второй половины XVII века до конца XIX века).

2) Буржуазное государство. Этот период длится недолго – с конца XIX века и до 1917 года. В силу своей слабости и ряда других факторов российская буржуазия не смогла занять ключевые позиции в государственном управлении. Буржуазно-демократические реформы проводились самодержавной властью под давлением либерально настроенной образованной части общества и не привели к значимым позитивным результатам. Скорее наоборот, их результатом стала деструктивная (разрушительная) политическая активность общества, приведшая к революции.

3) Социалистическое государство. В результате революции 1917 года в России было создано первое социалистическое государство, просуществовавшее до 1991 года. Основой этого типа государства стали государственная собственность на основные средства производства и выделение в качестве доминирующего в общественной жизни класса рабочих и крестьян.

Данный период можно разбить на два этапа:

а) Диктатура пролетариата (с 1917 года до конца 30-х годов). Была призвана уничтожить сопротивление новому строю эксплуататорских классов. Эта задача в основном была решена к середине 30-х годов, что позволило в Конституции СССР 1936 года ввести принцип равенства всех граждан.

б) Общенародное государство (с конца 30-х годов до 1991 года). Разразившаяся война (Вторая Мировая война 1939-1945) не позволила решить задачу научного обоснования государства нового типа. Кроме того, война в определенной степени воскресила классовую проблему (главным образом, это касалось вновь присоединенных территорий). Поэтому только в 50-годы наука и политическая доктрина включили положение об общенародном государстве: без классов-антагонистов, без классовой борьбы, без эксплуатации.

Недостатки формационного подхода:

1. В истории российского общества нет четко выраженной рабовладельческой формации и соответственно рабовладельческого типа государства. Согласно формационной концепции именно с него должно начинаться историческое развитие государства.

2. Российская государственность не прошла этап капитализма. Капиталистические производственные отношения и соответствующие им классы в России начали складываться только в конце XIX – начале XX века.

3. Согласно формационному подходу социалистический тип государственности может возникнуть только на основе развитого и исчерпавшего свои возможности капитализма. Власть в СССР формально провозглашенная за трудящимися классами и всем народом, реально принадлежала партийно-хозяйственной элите, которая распоряжалась основными средствами производства и стала доминирующей стратой.


36. Этапы развития российского государства (цивилизационный подход)

Этапы развития российского государства в цивилизационном подходе – это его качественно особенные исторические периоды, определенные в зависимости от характера социально-культурных, духовных факторов.

Период царского строя (с IX века до начала XX века) базировался на феодальных отношениях собственности, иерархической социальной структуре, христианской (православной) идеологии. Государственная власть трансформировалась от децентрализов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.084 с.)