Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юридические коллизии и способы их устранения.
Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Юридические коллизии - это противоречие между существующими правовыми актами, правопорядком и притязаниями, действиями по их изменению, признанию или отторжению (Тихомиров Ю.А.) Коллизии юридических норм - противоречие между нормами, закрепленными в различных нормативных актах, но регулирующих одни и те же общественные отношения (Петров А.В.). Они вносят в правовую систему несогласованность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством. Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы “устаревают”, другие же – принимаются и действуют одновременно без отмены прежних) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативно-правовых актов и пр.). Юридическая коллизия разрешается путем выбора того нормативно-правового акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю. Виды коллизий: 1) между Конституцией и иными актами (разрешаются в пользу Конституции); 2) между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы); 3) между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации: а) если акт субъекта Федерации принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; б) если акт субъекта Федерации принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт; 4) между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется позже принятый акт); 5) между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий большей юридической силой); 6) между общим и специальным актом: а) если они приняты одним органом, то применяется специальный акт; б) если они приняты разными органами, то действует общий акт. Возможные способы разрешения коллизий: · принятие нового акта: · отмена старого акта; · внесение изменений в действующие акты; · систематизация законодательства; · референдумы; · деятельность судов (прежде всего Конституционного Суда РФ);
· переговорный процесс через согласительные комиссии; · толкование и др.
Вынесение решения по делу необходимо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий – прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного. Во-вторых, решение по делу представляет собой документ – акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц. Акты применения права Правоприменительные (индивидуальные) акты – это предписания государственных органов или должностных лиц, адресованные конкретным лицам или организациям и обязательные для исполнения ими (Цыганов В.И.). Признаки правоприменительных актов: 1) издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляются негосударственными организациями. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Очевидно, что для реализации таких полномочий они должны принимать правоприменительные акты. Другой пример: гражданско-правовые споры по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда. 2) не являются нормативно-правовыми актами, так как не создают, не изменяют и не отменяют норм права; 3) правоприменительные акты строго индивидуализированы (персонифицированы), то есть, адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативно-правовых актов, обладающих общим характером.
4) акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функции индивидуального регулирования. 5) реализация правоприменительных актов обеспечивается государственным принуждением. При этом акт применения права – документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер. 6) В отличие от нормативно-правовых актов, акты применения права рассчитаны не на многократное, а на однократное применение. Так, например, приговор суда, приказ о принятии на работу или об увольнении рассчитаны на однократное применение. 7) имеют определенную установленную законом форму (наименование, дата, место применения, адресат, подпись должностного лица и т.д.). 8) принимаются в соответствии с закрепленной в нормативно-правовых актах процедурой. Виды актов применения права: По субъектам принятия акты применения права делятся на: 1) Акты органов государственной власти; 2) Акты органов государственного управления; 3) Акты контрольно-надзорных органов; 4) Акты органов местного самоуправления; 5) Акты, издаваемые субъектами управления различных организаций; По способу принятия акты применения права делятся на: 1) принятые коллегиально; 2) принятые единолично; По характеру правового воздействия (по функциям права) акты применения права делятся на: 1) регулятивные; 2) охранительные. Регулятивные акты обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и обязанности сторон (напр., приказ о повышении по службе); Охранительные акты обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности за совершение правонарушения (напр., постановление о возбуждении уголовного дела). По значению в правоприменительном процессе акты применения права делятся на: 1) основные, выражающие конечное решение юридического дела (например, решение суда по гражданскому делу, приговор суда, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.д.). 2) вспомогательные, подготавливающие издание основных актов (например, определение суда о назначении экспертизы); По форме акты применения права делятся на: 2) имеющие вид отдельного документа, то есть письменную форму (приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому); 3) имеющие форму резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения, резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы); 4) имеющие устный вид (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте). По характеру содержащегося в актах решения: 1) Обязывающие, т.е. устанавливающие обязанность стороны правоотношения (например, решение суда о сносе самовольно построенного гаража); 2) Управомочивающие, т.е. устанавливающие субъективные права стороны правоотношения (например, приказ ректора о выплате повышенной стипендии);
По отраслевому признаку: административные акты, уголовно-правовые акты, гражданско-правовые акты и т.д. По форме: указы, приговоры, решения, определения, приказы, постановления, распоряжения и т.п. По характеру: материальные и процессуальные. Правоприменительные акты – это документы юрисдикционного характера. Они имеют четкую структуру и состоят из 5-ти частей: Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу. В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия. Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель. В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.). Заключительная часть содержит необходимые реквизиты дела – печать, подписи. 77. Понятие законности и его содержание Законность - требование и режим строгого и неуклонного выполнения законов всеми субъектами права и, прежде всего, государством, его органами и должностными лицами. (Петров А.В.) “ Законность есть принцип деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. Законность – это требование соблюдать не только Конституцию, законы, но все нормативно-правовые акты. Несмотря на особое положение законов, все нормативно-правовые акты должны неуклонно соблюдаться, независимо от их уровня”. “Некоторые авторы определяют законность как метод государственного руководства общественными отношениями, посредством издания и реализации нормативно-правовых актов”. “Иногда законность как метод рассматривают шире – реализация требований законности в поведении различных субъектов общественной жизни”. Наконец, законность как режим общественной жизни.Режим общественно-политической жизни – это режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, классовыми интересами. К субъектам законности относятся все субъекты права – индивиды, государственные и негосударственные организации.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.124.217 (0.03 с.) |