Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая культура общества: понятие, структура, виды
Культура общества – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми на протяжении веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития, степень цивилизованности общества, интеллектуального, духовного развития, гуманистического мировоззрения. Это достижения материального производства, науки, искусства, идеологические и моральные ценности. Правовая культура является составной частью общечеловеческой культуры. Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развитая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права человека и гражданина являются высшей ценностью, обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности, сохраняются юридические памятники как культурные ценности. Правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения, авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности, внутреннюю потребность к соблюдению закона. Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, выраженное в уровне правосознания, совершенстве правовых актов и юридической практики и в иных правовых ценностях (Цыганов В.И.) Правовая культура соединяет в себе элементы правосознания, с одной стороны, и элементы практической юридической деятельности, воплощенной в правотворчестве, юридической технике, правоприменении, законности актов должностных лиц, организаций и граждан, неотвратимости и справедливости наказания за совершенные правонарушения, - с другой. Правовой культурой можно считает не вообще всякое сочетание правосознания и правовой практической деятельности, а лишь такое, которое характеризует определенное качество правовой системы данного общества. Это качество зависит от реализации в ней выработанных в историческом развитии общества прогрессивных правовых критериев. Главным критерием правовой культуры как общества в целом, так и его отдельных субъектов является восприятие ими права как высшей ценности социальной жизни, стремление основывать свои действия, реализацию интересов только на праве и нетерпимость к любым, даже мелким правонарушениям.
К критериям правовой культуры общества можно отнести незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов, уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина, кодифицированность системы законодательства, строгое и неуклонное соблюдение законности и ряд других. С точки зрения этих критериев можно характеризовать правовую культуру правотворчества, правовую культуру правоприменения или обеспечения правопорядка в стране; правовую культуру общества в целом, социальных групп и страт (например, правовую культуру должностных лиц), отдельных людей. Состояние правовой культуры общества напрямую зависит от действующей в стране системы правового воспитания и образования, от требований к уровню правовых знаний работников государственного аппарата, от внимания со стороны общества и государства к деятельности судебной и правоохранительной системы. Носителями профессиональной правовой культуры является группа людей, профессионально вовлеченных в юридическую практику, т.е. осуществляющих правовую деятельность на профессиональных началах. Профессиональную правовую культуру юриста отличают: высокая степень знания права, глубокое понимание и оценка правовых явлений, уважительное отношение к праву, юридической профессии. Правовая культура характеризует аксиологический аспект права – его ценность: уровень развития законодательства, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения власти и населения, уровень законности, состояние гарантированности прав и свобод граждан и т.д. Правовая культура служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и гражданского общества. Элементы правовой культуры: 1. Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, то есть от того насколько глубоко население понимает и признает ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров и конфликтов, поиск компромиссов и т.д. Насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д.
2. Состояние законности –это одно из важнейших проявлений культуры общества в целом. Правовая культура немыслима без строжайшей законности. 3. Уровень развития правовой деятельности. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической – правотворческой, правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности. Правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности. 4. Составляет часть общей культуры общества. Правовая культура во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность; 5. Уровень развития всей системы нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов). Нормативно-правовой акт должен отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д. Реальный уровень правовой культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих факторов. Это уровень образования и науки, уровень развития экономики страны, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй, способность государства осуществлять функцию по охране правопорядка и т.д. На сегодняшний день в современном российском обществе такой уровень достаточно низок и нужно многое делать для преодоления правового нигилизма, повышения авторитета права. Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм. Также элементами правовой культуры выступают юридическая наука и юридическое образование. Юридическая наука – это общественная наука, изучающая государственно-правовую систему. Юридическое образование – это: 1) совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью. 2) Система подготовки специалистов-юристов в юридических учебных заведениях. 92. Правовое воспитание: понятие, содержание, цели, формы Необходимо различать “правовое воздействие” и “правовое воспитание”. Правовое воздействие включает в себя весь комплекс воздействия на человека окружающих его правовых явлений. Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность субъектов гражданского общества и государства, направленная на формирование цивилизованного уровня правовой культуры (Петров А.В). Правовое воспитание – сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:
1. Субъекты воспитания (органы государства, образовательные учреждения, общественные организации, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.); 2. Объекты воспитания (все общество, граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.); 3. Содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.д.); 4. Методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания); 5. Формы воспитания; Правовое воспитание как целенаправленная деятельность общества и государства имеет главной целью формирование соответствующей потребностям данной социальной системы уровня правовой культуры. Без правового воспитания правовая культура общества формируется стихийно, под влиянием случайных факторов и потому не достигает необходимых для общества результатов. Правовое воспитание как целенаправленная деятельность имеет свои объекты и субъектов. Объектами правового воспитания являются отдельные люди, социальные и профессиональные группы, в том числе государственные чиновники. Субъектами правового воспитания в обществе выступают семья, школа, различного рода специализированные государственные и общественные организации, средства массовой информации. Содержанием правового воспитания является формирование у различных лиц системы устойчивых правовых знаний, правовых навыков, правомерной мотивации их поведения, готовности отстаивать и законными способами защищать свои права. Формами правового воспитания являются: · правовая пропаганда средствами массовой информации (заключается в распространении правовых знаний, идей, убеждений, требований среди населения с помощью телевидения, радио, иных СМИ, специальных государственных и общественных структур и т.д.); · издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.) · устная правовая пропаганда – лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, и т.д. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующих вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию; · правовое образование граждан – изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах.
· профессиональное правовое образование, готовящее специалистов в области права (юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.). · наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты и т.д.). · Юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего, правоприменительной деятельности (например, в качестве народных заседателей, присяжных заседателей, дружинников) и т.п.); влияние юридической практики – законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов. · воздействие произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам – кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей (Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Т. Драйзера и т.д.). · Самообразование и самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений); · Специфической формой правового воспитания является деятельность специальных школ для трудных подростков, воспитательная работа, проводимая в рамках исправительных учреждений. Виды правовоспитательных средств: 1. Материальные (нормативно-правовые акты, акты применения, газеты, журналы, научно-популярная и художественная литература, кино, телевидение и т.п.); 2. Устные (лекции, беседы, семинары и пр.) Цель правового воспитания - это повышение уровня правосознания и правовой культуры общества, его социальных групп, отдельных граждан, в конечном итоге, обеспечение правопорядка. Задачи правового воспитания: · Формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правах и обязанностях личности, правильном понимании и уяснении их содержания и значения; · Формирование глубокого внутреннего уважения к праву, Конституции и другим законам и правопорядку, к суду и другим демократическим институтам государства, решительная борьба с правовым нигилизмом; · Формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике; · Формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями; · Формирование прочного и устойчивого духовного правового иммунитета (невосприимчивости) к совершению любых нарушений правовых норм; · Формирование у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, установок законопослушания; Особенности правового воспитания: 1. его исходной базой выступает система правовых норм; 2. до сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания, дозволения и запреты; 3. опирается на возможность государственного принуждения; 4. его воздействие оказывается на всех субъектах права, как добропорядочных, так и правонарушителей; 5. осуществляется в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических средств и методов;
6. осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку; Принципы правового воспитания: связь с жизнью, юридической практикой, научный характер, яркость и образность, а также ориентирование на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться. 93. Правовое государство: понятие, признаки. Под правовым государством понимается государство, основанное на ряде основополагающих принципов, к которым обычно относят верховенство права, наличие у человека прав и свобод и разделение властей (Цыганов В.И.).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.87.94 (0.081 с.) |