Правовая культура общества: понятие, структура, виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая культура общества: понятие, структура, виды



Культура общества это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми на протяжении веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития, степень цивилизованности общества, интеллектуального, духовного развития, гуманистического мировоззрения. Это достижения материального производства, науки, искусства, идеологические и моральные ценности.

Правовая культура является составной частью общечеловеческой культуры. Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развитая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права человека и гражданина являются высшей ценностью, обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности, сохраняются юридические памятники как культурные ценности.

Правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения, авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности, внутреннюю потребность к соблюдению закона.

Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, выраженное в уровне правосознания, совершенстве правовых актов и юридической практики и в иных правовых ценностях (Цыганов В.И.)

Правовая культура соединяет в себе элементы правосознания, с одной стороны, и элементы практической юридической деятельности, воплощенной в правотворчестве, юридической технике, правоприменении, законности актов должностных лиц, организаций и граждан, неотвратимости и справедливости наказания за совершенные правонарушения, - с другой.

Правовой культурой можно считает не вообще всякое сочетание правосознания и правовой практической деятельности, а лишь такое, которое характеризует определенное качество правовой системы данного общества. Это качество зависит от реализации в ней выработанных в историческом развитии общества прогрессивных правовых критериев.

Главным критерием правовой культуры как общества в целом, так и его отдельных субъектов является восприятие ими права как высшей ценности социальной жизни, стремление основывать свои действия, реализацию интересов только на праве и нетерпимость к любым, даже мелким правонарушениям.

К критериям правовой культуры общества можно отнести незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов, уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина, кодифицированность системы законодательства, строгое и неуклонное соблюдение законности и ряд других.

С точки зрения этих критериев можно характеризовать правовую культуру правотворчества, правовую культуру правоприменения или обеспечения правопорядка в стране; правовую культуру общества в целом, социальных групп и страт (например, правовую культуру должностных лиц), отдельных людей.

Состояние правовой культуры общества напрямую зависит от действующей в стране системы правового воспитания и образования, от требований к уровню правовых знаний работников государственного аппарата, от внимания со стороны общества и государства к деятельности судебной и правоохранительной системы. Носителями профессиональной правовой культуры является группа людей, профессионально вовлеченных в юридическую практику, т.е. осуществляющих правовую деятельность на профессиональных началах. Профессиональную правовую культуру юриста отличают: высокая степень знания права, глубокое понимание и оценка правовых явлений, уважительное отношение к праву, юридической профессии.

Правовая культура характеризует аксиологический аспект права – его ценность: уровень развития законодательства, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения власти и населения, уровень законности, состояние гарантированности прав и свобод граждан и т.д. Правовая культура служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и гражданского общества.

Элементы правовой культуры:

1. Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, то есть от того насколько глубоко население понимает и признает ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров и конфликтов, поиск компромиссов и т.д. Насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д.

2. Состояние законности –это одно из важнейших проявлений культуры общества в целом. Правовая культура немыслима без строжайшей законности.

3. Уровень развития правовой деятельности. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической – правотворческой, правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности. Правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности.

4. Составляет часть общей культуры общества. Правовая культура во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

5. Уровень развития всей системы нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов). Нормативно-правовой акт должен отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д.

Реальный уровень правовой культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих факторов. Это уровень образования и науки, уровень развития экономики страны, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй, способность государства осуществлять функцию по охране правопорядка и т.д. На сегодняшний день в современном российском обществе такой уровень достаточно низок и нужно многое делать для преодоления правового нигилизма, повышения авторитета права. Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм.

Также элементами правовой культуры выступают юридическая наука и юридическое образование.

Юридическая наука – это общественная наука, изучающая государственно-правовую систему.

Юридическое образование – это: 1) совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью. 2) Система подготовки специалистов-юристов в юридических учебных заведениях.


92. Правовое воспитание: понятие, содержание, цели, формы

Необходимо различать “правовое воздействие” и “правовое воспитание”. Правовое воздействие включает в себя весь комплекс воздействия на человека окружающих его правовых явлений.

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность субъектов гражданского общества и государства, направленная на формирование цивилизованного уровня правовой культуры (Петров А.В).

Правовое воспитание – сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:

1. Субъекты воспитания (органы государства, образовательные учреждения, общественные организации, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);

2. Объекты воспитания (все общество, граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);

3. Содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.д.);

4. Методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

5. Формы воспитания;

Правовое воспитание как целенаправленная деятельность общества и государства имеет главной целью формирование соответствующей потребностям данной социальной системы уровня правовой культуры. Без правового воспитания правовая культура общества формируется стихийно, под влиянием случайных факторов и потому не достигает необходимых для общества результатов.

Правовое воспитание как целенаправленная деятельность имеет свои объекты и субъектов. Объектами правового воспитания являются отдельные люди, социальные и профессиональные группы, в том числе государственные чиновники. Субъектами правового воспитания в обществе выступают семья, школа, различного рода специализированные государственные и общественные организации, средства массовой информации.

Содержанием правового воспитания является формирование у различных лиц системы устойчивых правовых знаний, правовых навыков, правомерной мотивации их поведения, готовности отстаивать и законными способами защищать свои права.

Формами правового воспитания являются:

· правовая пропаганда средствами массовой информации (заключается в распространении правовых знаний, идей, убеждений, требований среди населения с помощью телевидения, радио, иных СМИ, специальных государственных и общественных структур и т.д.);

· издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.)

· устная правовая пропаганда – лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, и т.д. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующих вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию;

· правовое образование граждан – изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах.

· профессиональное правовое образование, готовящее специалистов в области права (юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.).

· наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты и т.д.).

· Юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего, правоприменительной деятельности (например, в качестве народных заседателей, присяжных заседателей, дружинников) и т.п.);

влияние юридической практики – законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов.

· воздействие произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам – кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей (Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Т. Драйзера и т.д.).

· Самообразование и самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений);

· Специфической формой правового воспитания является деятельность специальных школ для трудных подростков, воспитательная работа, проводимая в рамках исправительных учреждений.

Виды правовоспитательных средств:

1. Материальные (нормативно-правовые акты, акты применения, газеты, журналы, научно-популярная и художественная литература, кино, телевидение и т.п.);

2. Устные (лекции, беседы, семинары и пр.)

Цель правового воспитания - это повышение уровня правосознания и правовой культуры общества, его социальных групп, отдельных граждан, в конечном итоге, обеспечение правопорядка.

Задачи правового воспитания:

· Формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правах и обязанностях личности, правильном понимании и уяснении их содержания и значения;

· Формирование глубокого внутреннего уважения к праву, Конституции и другим законам и правопорядку, к суду и другим демократическим институтам государства, решительная борьба с правовым нигилизмом;

· Формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;

· Формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

· Формирование прочного и устойчивого духовного правового иммунитета (невосприимчивости) к совершению любых нарушений правовых норм;

· Формирование у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, установок законопослушания;

Особенности правового воспитания:

1. его исходной базой выступает система правовых норм;

2. до сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания, дозволения и запреты;

3. опирается на возможность государственного принуждения;

4. его воздействие оказывается на всех субъектах права, как добропорядочных, так и правонарушителей;

5. осуществляется в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических средств и методов;

6. осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку;

Принципы правового воспитания: связь с жизнью, юридической практикой, научный характер, яркость и образность, а также ориентирование на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться.


93. Правовое государство: понятие, признаки.

Под правовым государством понимается государство, основанное на ряде основополагающих принципов, к которым обычно относят верховенство права, наличие у человека прав и свобод и разделение властей (Цыганов В.И.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.87.94 (0.081 с.)