Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные теоретические подходы к определению сущности государства
Сущность государства – это его смысл, главное в нем, то, что раскрывает его природу, определяет его содержание, цели, назначение и функционирование. Основные теоретические подходы к определению сущности государства – это наиболее значимые научные концепции, раскрывающие социальную основу и цели существования государства в обществе. Под сущностью государства понимают лежащую в его основе социальную волю.Социальная воля – это стремление различных субъектов общественной жизни к достижению обусловленных их потребностями целей (Цыганов В.И.). Определить сущность государства – это значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает, и какие цели они реализуют через государство в общественной жизни. В зависимости от решения этих вопросов в теории государства и права существует несколько подходов к определению характера сущности государства. Среди них выделяются классовый, общесоциальный и дуалистический подходы. Классовый подход был разработан в середине XIX века в рамках марксистского учения о государстве. “Классовый подход был доминирующим в теории государства и права советского периода”. Согласно этому подходу: “Государство выражает интересы экономически господствующего класса и рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим”, то есть сущность государства – это воля экономически господствующего класса. “ Общесоциальный подход сформировался в российской теории государства и права в течение нескольких последних десятилетий. В соответствии с этим подходом государство изначально, на всех этапах его развития выражает волю всего общества, объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, выступает средством достижения согласия и примирения. Сущность государства, в соответствии с этим подходом, это воля всего общества, всех его членов, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпадать. Следует также учитывать, что сущность государства, как и любого другого явления, качественно не меняется. Если она изменится, то тогда перед нами будет уже не государство, а совсем другое социальное образование. Даже поверхностный анализ позволяет сказать, что основные признаки, например, древнеегипетского государства и современного одни и те же. Значит и сущность как глубинное свойство, определяющее признаки государства, не изменилась. Рабовладельческое, феодальное и буржуазное государства по своей сущности были призваны выражать волю всего общества. Любое государство всегда осуществляет общесоциальные функции, действует в интересах всего общества и является не только орудием подавления, машиной господства в руках какого-то класса, но представляет все общество, является средством его объединения.
С этих позиций не выдерживает критики дуалистический подход к сущности государства, в рамках этого подхода сущность государства рассматривают как изменчивое явление. На протяжении основного времени своего развития государства имели классовый характер, выражали интересы эксплуататорских классов – рабовладельцев, феодалов, но вот на стадии развитого капитализма (в странах Западной Европы) государства вдруг стали выражать интересы всего общества. Дуалистический подход противоречит элементарной логике, утверждая, что на разных исторических этапах у государства наблюдаются разные сущности. Этого быть не может, так как изменение сущности означает, что перед нами уже не государство, а другое явление. По Петрову А.В. "дуалистический подход пытается соединить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, составляющая сущность государства, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Государство, с одной стороны, - это организация экономически господствующего класса; с другой стороны, оно неизбежно реализует и общесоциальные цели, действует в интересах общества в целом. "Как попытка найти общую составляющую в классовом и общесоциальном понимании сущности государства этот подход приемлем. Однако у государства как одного и того же на всех исторических этапах социального явления не может быть несколько разных сущностей". В зависимости от понимания вопроса о сущности государства, решается вопрос о его социальном назначении. Общесоциальный подход исходит из того, что, так как государственная власть реализует волю всего общества, то государство есть средство управления общественными делами, выражения и обеспечения его основных интересов, средство компромисса и разрешения споров между отдельными социальными группами и индивидами. Главными целями, для которых создается государство можно считать поддержание порядка и стабильности в обществе, обеспечение его прогрессивного развития и внешней безопасности.
С точки зрения классового подхода, социальное назначение государства состоит в выражении и обеспечении интересов экономически господствующего класса. Общесоциальные интересы также учитываются, но лишь как второстепенные, в той степени, в которой они не противоречат интересам имущих классов. 13. Социальное назначение и задачи современного государства; Социальное назначение (миссия) государства - это совокупность основных целей, реализуемых государством в обществе, конкретизированных в задачах государства, в достигаемых им результатах в разных сферах социальной жизни (Петров А.В). " Социальное назначение государства состоит, во-первых, в сохранении целостности общества в условиях его социальной дифференциации, в недопущении внутренних столкновений, приводящих к разрушению системы. Во-вторых, социальное назначение государства состоит в защите этой целостности от каких-либо посягательств извне, со стороны других государств и внешних сил. В третьих, социальное назначение государства заключается в направлении деятельности субъектов социальной жизни на достижение общего блага, на поддержание и развитие данной социальной системы". "Социальное назначение государства в рамках общесоциального подхода видится в том, что государство есть средство управления общественными делами, выражения и обеспечения его основных интересов, средство компромисса и разрешения споров между отдельными социальными группами и индивидами". Задачи государства определяют основные результаты, к достижению которых стремится государственная власть, воплощая свою социальную миссию в различных сферах общественной жизни. Задачи государства, с одной стороны, обусловлены социальным назначением государства и проявляющейся в нем сущностью государственной власти. С другой стороны, они модифицируют социальное назначение государства применительно к особенностям конкретной сферы социальной жизни и зависят от исторических условий ее существования и развития. В силу этого в комплексе задач, решаемых государством, можно выделить постоянную составляющую и задачи, обусловленные временными, преходящими факторами внутренней или внешней среды. Постоянными задачами государства на всех этапах его развития остаются: обеспечение необходимых экономических и финансовых процессов, поддержание внутреннего порядка и внешней безопасности, установление стабильных отношений с другими странами. В качестве временных, у государства могут появляться следующие задачи: модернизация форм собственности; проведение реформ в какой-либо области, например, военной; преодоление последствий стихийных бедствий; отражение внешней агрессии и др.
Функции государства Функции государства – это основные направления его деятельности, обусловленные сущностью и социальным назначением, целями и задачами государства по управлению основными сферами общественной жизни (Цыганов В.И.).
Следует отличать функции государства от его целей и задач. Если цель государства – это тот результат, к которому оно стремится, а задачи государства – это средства и способы ее достижения, то функции государства – это основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи государства определяют его функции. Задачи государства определяют основные результаты, к достижению которых стремится государственная власть, воплощая свою социальную миссию в различных сферах общественной жизни. Задачи государства, с одной стороны, обусловлены социальным назначением государства и проявляющейся в нем сущностью государственной власти. С другой стороны, они модифицируют социальное назначение государства применительно к особенностям конкретной сферы социальной жизни и зависят от исторических условий ее существования и развития. В силу этого в комплексе задач, решаемых государством, можно выделить постоянную составляющую и задачи, обусловленные временными, преходящими факторами внутренней или внешней среды. Постоянными задачами государства на всех этапах его развития остаются: обеспечение необходимых экономических и финансовых процессов, поддержание внутреннего порядка и внешней безопасности, установление стабильных отношений с другими странами. В качестве временных, у государства могут появляться следующие задачи: модернизация форм собственности; проведение реформ в какой-либо области, например, военной; преодоление последствий стихийных бедствий; отражение внешней агрессии и др. Социальное назначение и задачи государства, как общие и конкретные цели государственного управления обществом, реализуются через систему функций государства. Признаки функций: 1. В функциях проявляется деятельная целенаправленность государства, его динамичная суть. Функции характеризуют государство в динамике. 2. Функции государства - необходимая устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни. 3. Функции государства – это не любые, а именно главные направления его деятельности. 4. Через функции государства можно познать его сущность. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. В функциях реализуется воля всего общества.
5. Функции государства объективны. Они обусловлены потребностями общества, и поэтому государство не может отказаться от их выполнения. Невыполнение государством своих функций вызовет негативную реакцию общества. Так, например, если государство перестанет осуществлять функцию по охране правопорядка в обществе наступит анархия. 6. Функции государства имеют глобальный характер, охватывают всю его деятельность в целом. Функции государства следует отличать от функций отдельных государственных органов, которые связаны лишь с отдельными видами деятельности, имеют локальный характер. В отличие от функций отдельных государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата. 7. Функции носят конкретно-исторический характер. Они формируются и изменяются с развитием общества, подвержены эволюции. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и различные его функции. 8. На объем и характер функций оказывает влияние социальная природа государства, существующий политический режим. Так, например, функция подавления эксплуататоров была присуща государству диктатуры пролетариата; функция подавления “неарийцев” присуща фашистской Германии; функция борьбы с цветным населением – расистской ЮАР во время режима апартеида. Главной функцией любого социалистического государства И.В. Сталин считал функцию охраны социалистической собственности и т.д. Кроме того на содержание функций государства оказывают влияние национальный фактор, научно-технический прогресс, экологический фактор, информатизация общества, международная обстановка. 9. Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект – это определенная общественная сфера (экономика, культура, экология, финансы, правопорядок, права и свободы граждан и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. 10. Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. 11. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях деятельности государства Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. 12. В функциях воплощается и раскрывается роль государства как субъекта политической системы, реализуется разносторонняя практическая государственная деятельность внутри страны и на международной арене. В зависимости от продолжительности действия функции государства делятся на постоянные, которые осуществляются на всех этапах развития государства (например, экономическая, функция охраны правопорядка) и временные, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф).
В зависимости от принципа разделения властей функции государства делятся на законодательные, исполнительные, судебные. функции государства делятся на основные, то есть наиболее общие важные направления деятельности государства и не основные, то есть более узкие, конкретные направления деятельности государства. на главные, то есть имеющие приоритетное значение на конкретном этапе развития общества и производные(вспомогательные) – это функции сопутствующего (обслуживающего) характера. функции государства делятся: экономическая, политическая, социальная, идеологическая, экологическая По причинам (источникам) возникновения функции государства делятся: 1. Функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.); 2. Функции, вытекающие из потребностей общества в целом (функция обеспечения правопорядка, охраны природы и окружающей среды и др.) По территориальному масштабу функции государства делятся: 1. Функции федерации; 2. Функции субъектов федерации; Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности или по политической направленности на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач государства, а внешние функции нацелены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции государства тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Внутренняя деятельность государства зависит, в том числе от внешних условий и наоборот.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 2006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.024 с.) |