Основные теоретические подходы к определению сущности государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теоретические подходы к определению сущности государства



Сущность государства – это его смысл, главное в нем, то, что раскрывает его природу, определяет его содержание, цели, назначение и функционирование.

Основные теоретические подходы к определению сущности государстваэто наиболее значимые научные концепции, раскрывающие социальную основу и цели существования государства в обществе.

Под сущностью государства понимают лежащую в его основе социальную волю.Социальная воля – это стремление различных субъектов общественной жизни к достижению обусловленных их потребностями целей (Цыганов В.И.).

Определить сущность государства – это значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает, и какие цели они реализуют через государство в общественной жизни.

В зависимости от решения этих вопросов в теории государства и права существует несколько подходов к определению характера сущности государства. Среди них выделяются классовый, общесоциальный и дуалистический подходы.

Классовый подход был разработан в середине XIX века в рамках марксистского учения о государстве. “Классовый подход был доминирующим в теории государства и права советского периода”. Согласно этому подходу: “Государство выражает интересы экономически господствующего класса и рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим”, то есть сущность государства – это воля экономически господствующего класса.

Общесоциальный подход сформировался в российской теории государства и права в течение нескольких последних десятилетий. В соответствии с этим подходом государство изначально, на всех этапах его развития выражает волю всего общества, объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, выступает средством достижения согласия и примирения. Сущность государства, в соответствии с этим подходом, это воля всего общества, всех его членов, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпадать.

Следует также учитывать, что сущность государства, как и любого другого явления, качественно не меняется. Если она изменится, то тогда перед нами будет уже не государство, а совсем другое социальное образование. Даже поверхностный анализ позволяет сказать, что основные признаки, например, древнеегипетского государства и современного одни и те же. Значит и сущность как глубинное свойство, определяющее признаки государства, не изменилась. Рабовладельческое, феодальное и буржуазное государства по своей сущности были призваны выражать волю всего общества. Любое государство всегда осуществляет общесоциальные функции, действует в интересах всего общества и является не только орудием подавления, машиной господства в руках какого-то класса, но представляет все общество, является средством его объединения.

С этих позиций не выдерживает критики дуалистический подход к сущности государства, в рамках этого подхода сущность государства рассматривают как изменчивое явление. На протяжении основного времени своего развития государства имели классовый характер, выражали интересы эксплуататорских классов – рабовладельцев, феодалов, но вот на стадии развитого капитализма (в странах Западной Европы) государства вдруг стали выражать интересы всего общества. Дуалистический подход противоречит элементарной логике, утверждая, что на разных исторических этапах у государства наблюдаются разные сущности. Этого быть не может, так как изменение сущности означает, что перед нами уже не государство, а другое явление.

По Петрову А.В. "дуалистический подход пытается соединить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, составляющая сущность государства, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Государство, с одной стороны, - это организация экономически господствующего класса; с другой стороны, оно неизбежно реализует и общесоциальные цели, действует в интересах общества в целом.

"Как попытка найти общую составляющую в классовом и общесоциальном понимании сущности государства этот подход приемлем. Однако у государства как одного и того же на всех исторических этапах социального явления не может быть несколько разных сущностей".

В зависимости от понимания вопроса о сущности государства, решается вопрос о его социальном назначении. Общесоциальный подход исходит из того, что, так как государственная власть реализует волю всего общества, то государство есть средство управления общественными делами, выражения и обеспечения его основных интересов, средство компромисса и разрешения споров между отдельными социальными группами и индивидами. Главными целями, для которых создается государство можно считать поддержание порядка и стабильности в обществе, обеспечение его прогрессивного развития и внешней безопасности.

С точки зрения классового подхода, социальное назначение государства состоит в выражении и обеспечении интересов экономически господствующего класса. Общесоциальные интересы также учитываются, но лишь как второстепенные, в той степени, в которой они не противоречат интересам имущих классов.


13. Социальное назначение и задачи современного государства;

Социальное назначение (миссия) государства - это совокупность основных целей, реализуемых государством в обществе, конкретизированных в задачах государства, в достигаемых им результатах в разных сферах социальной жизни (Петров А.В).

" Социальное назначение государства состоит, во-первых, в сохранении целостности общества в условиях его социальной дифференциации, в недопущении внутренних столкновений, приводящих к разрушению системы. Во-вторых, социальное назначение государства состоит в защите этой целостности от каких-либо посягательств извне, со стороны других государств и внешних сил. В третьих, социальное назначение государства заключается в направлении деятельности субъектов социальной жизни на достижение общего блага, на поддержание и развитие данной социальной системы".

"Социальное назначение государства в рамках общесоциального подхода видится в том, что государство есть средство управления общественными делами, выражения и обеспечения его основных интересов, средство компромисса и разрешения споров между отдельными социальными группами и индивидами".

Задачи государства определяют основные результаты, к достижению которых стремится государственная власть, воплощая свою социальную миссию в различных сферах общественной жизни.

Задачи государства, с одной стороны, обусловлены социальным назначением государства и проявляющейся в нем сущностью государственной власти. С другой стороны, они модифицируют социальное назначение государства применительно к особенностям конкретной сферы социальной жизни и зависят от исторических условий ее существования и развития. В силу этого в комплексе задач, решаемых государством, можно выделить постоянную составляющую и задачи, обусловленные временными, преходящими факторами внутренней или внешней среды.

Постоянными задачами государства на всех этапах его развития остаются: обеспечение необходимых экономических и финансовых процессов, поддержание внутреннего порядка и внешней безопасности, установление стабильных отношений с другими странами. В качестве временных, у государства могут появляться следующие задачи: модернизация форм собственности; проведение реформ в какой-либо области, например, военной; преодоление последствий стихийных бедствий; отражение внешней агрессии и др.


 

Функции государства

Функции государства – это основные направления его деятельности, обусловленные сущностью и социальным назначением, целями и задачами государства по управлению основными сферами общественной жизни (Цыганов В.И.).

Следует отличать функции государства от его целей и задач. Если цель государства – это тот результат, к которому оно стремится, а задачи государства – это средства и способы ее достижения, то функции государства – это основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи государства определяют его функции.

Задачи государства определяют основные результаты, к достижению которых стремится государственная власть, воплощая свою социальную миссию в различных сферах общественной жизни.

Задачи государства, с одной стороны, обусловлены социальным назначением государства и проявляющейся в нем сущностью государственной власти. С другой стороны, они модифицируют социальное назначение государства применительно к особенностям конкретной сферы социальной жизни и зависят от исторических условий ее существования и развития. В силу этого в комплексе задач, решаемых государством, можно выделить постоянную составляющую и задачи, обусловленные временными, преходящими факторами внутренней или внешней среды.

Постоянными задачами государства на всех этапах его развития остаются: обеспечение необходимых экономических и финансовых процессов, поддержание внутреннего порядка и внешней безопасности, установление стабильных отношений с другими странами. В качестве временных, у государства могут появляться следующие задачи: модернизация форм собственности; проведение реформ в какой-либо области, например, военной; преодоление последствий стихийных бедствий; отражение внешней агрессии и др.

Социальное назначение и задачи государства, как общие и конкретные цели государственного управления обществом, реализуются через систему функций государства.

Признаки функций:

1. В функциях проявляется деятельная целенаправленность государства, его динамичная суть. Функции характеризуют государство в динамике.

2. Функции государства - необходимая устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни.

3. Функции государства – это не любые, а именно главные направления его деятельности.

4. Через функции государства можно познать его сущность. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. В функциях реализуется воля всего общества.

5. Функции государства объективны. Они обусловлены потребностями общества, и поэтому государство не может отказаться от их выполнения. Невыполнение государством своих функций вызовет негативную реакцию общества. Так, например, если государство перестанет осуществлять функцию по охране правопорядка в обществе наступит анархия.

6. Функции государства имеют глобальный характер, охватывают всю его деятельность в целом. Функции государства следует отличать от функций отдельных государственных органов, которые связаны лишь с отдельными видами деятельности, имеют локальный характер. В отличие от функций отдельных государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата.

7. Функции носят конкретно-исторический характер. Они формируются и изменяются с развитием общества, подвержены эволюции. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и различные его функции.

8. На объем и характер функций оказывает влияние социальная природа государства, существующий политический режим. Так, например, функция подавления эксплуататоров была присуща государству диктатуры пролетариата; функция подавления “неарийцев” присуща фашистской Германии; функция борьбы с цветным населением – расистской ЮАР во время режима апартеида. Главной функцией любого социалистического государства И.В. Сталин считал функцию охраны социалистической собственности и т.д.

Кроме того на содержание функций государства оказывают влияние национальный фактор, научно-технический прогресс, экологический фактор, информатизация общества, международная обстановка.

9. Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект – это определенная общественная сфера (экономика, культура, экология, финансы, правопорядок, права и свободы граждан и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства.

10. Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни.

11. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях деятельности государства Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.

12. В функциях воплощается и раскрывается роль государства как субъекта политической системы, реализуется разносторонняя практическая государственная деятельность внутри страны и на международной арене.

В зависимости от продолжительности действия функции государства делятся на постоянные, которые осуществляются на всех этапах развития государства (например, экономическая, функция охраны правопорядка) и временные, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф).

В зависимости от принципа разделения властей функции государства делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

функции государства делятся на основные, то есть наиболее общие важные направления деятельности государства и не основные, то есть более узкие, конкретные направления деятельности государства.

на главные, то есть имеющие приоритетное значение на конкретном этапе развития общества и производные(вспомогательные) – это функции сопутствующего (обслуживающего) характера.

функции государства делятся: экономическая, политическая, социальная,

идеологическая, экологическая

По причинам (источникам) возникновения функции государства делятся:

1. Функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

2. Функции, вытекающие из потребностей общества в целом (функция обеспечения правопорядка, охраны природы и окружающей среды и др.)

По территориальному масштабу функции государства делятся:

1. Функции федерации;

2. Функции субъектов федерации;

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности или по политической направленности на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач государства, а внешние функции нацелены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции государства тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Внутренняя деятельность государства зависит, в том числе от внешних условий и наоборот.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 2006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.024 с.)