Справочные материалы к практической работе №10. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Справочные материалы к практической работе №10.



 

  Научный Публицистический Официально-деловой Художественный Разговорный
Сфера использования Наука, техника, образование Средства массовой информации, публичные выступления Законодательство, делопроизводство Искусство, художественная литература Повседневное общение
Основная цель речи Сообщение, фиксация знаний     Сообщение и воздействие     Сообщение, констатация факта, установление административно-правовых отношений Воздействие через образное моделирование мира   Установление межличностных контактов    
Характерные черты стиля Строгая логичность изложения, доказательность, смысловая точность, обобщенность Образность, эмоциональность, оценочность   Точность, стандартизо-ванность, отсутствие средств выразительности   Образность, широкое использование средств др. стилей, средств выразительности   Непринужденность, минимальная забота оформления и изложения мысли, особая роль жестов, мимики, интонации
Жанры Монография, диссертация, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа и др.     Очерк, статья, интервью, фельетон, репортаж, эссе, выступление по радио (телевидению), дискуссия и др.     Законодательные документы (конституция, устав, кодекс),деловые бумаги (приказ, протокол, договор, справка и т.п.)   Роман, повесть, рассказ, поэма, лирическое стихотворение и т.д.     Бытовая беседа, просьба, извинение, комплимент и др.
Лексико-синтаксические особенности и средства выразитель-ности   Однозначные слова, термины, абстрактная лексика; причастия и деепричастия, указательные и определительные местоимения; вводные конструкции, сложные и простые осложненные предложения, прямой порядок слов; минимум средств выразительности (сравнение, реже метафора)   Общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика, фразеологизмы; неполные предложения, вводные конструкции, восклицательные предложения; разнообразие средств выразительности     Официальная и канцелярская лексика и фразеология, использование аббревиатур; преобладание существительных над глаголами, стандартные обороты, страдательные конструкции, неопределенно-личные и безличные предложения     Возможно использование любых лексических единиц (синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, просторечные и разговорные слова, диалектизмы и др.); разнообразие синтаксических конструкций; широкое употребление тропов и стилистических фигур     Бытовая, разговорная и просторечная лексика, эмоционально-экспрессивная лексика; обилие частиц, вводных слов, междометий; бессоюзные, неполные предложения  

Публицистический стиль речи

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).

Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:

1) посетители, зрители, слушатели;

2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - обще­ственно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Статья — это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.

Виды статей:

Передовая

Передовая статья выражает точку зрения редакции по самому актуальному вопросу в данный момент. Передовая статья помогает правильно ориентироваться в проблемах общественной жизни, реагирует на самые актуальные вопросы.

Основные требования: актуальность темы, глубокое раскрытие и обоснование выдвигаемых задач, конкретность и лаконичность обобщений, выводов, аргументов.

Передовые статьи могут быть:

общеполитическими — публикуются в связи с знаменательными датами, событиями;

пропагандистскими — раскрывают перспективы созидания, осуществление тех или иных идей;

оперативными — отражают наиболее актуальные на данный момент политические и хозяйственные задачи.

Теоретико-пропагандистская

На примерах конкретных ситуаций дается научно-теоретическое объяснение текущих событий. В таких статьях анализируются теоретические аспекты экономики, политики, литературы и искусства.

Проблемная

 

Проблемная статья рассматривает актуальные политические и идеологические проблемы. Для проблемной статьи характерно: постановка, обсуждение путей решения проблемы, вопросов общественной жизни. Этот вид статьи требует от журналиста глубокого изучения избранной проблемы, большой компетентности, твердой позиции в отстаивании собственной точки зрения, а также доказательства.

Иногда такие статьи носят дискуссионный характер. В них излагается несколько точек зрения на какую-либо проблему.

Информационная

Информационно-повествовательная — материал располагается в последовательности, которая, как правило, соответствует их временному или пространственному развитию, свершению.

Информационно-описательная — публикуются либо в связке с Информационно-повествовательной либо отдельно от неё. В статье данного вида, информация излагается таким образом, чтобы у читателя составилось представление о предмете описания в целом, а также о его составных частях, отдельных свойствах и признаках.

Такому жанру, как статья, присуща широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность.

Советы по написанию статьи:

1. Придумайте яркий, запоминающийся заголовок. (Заголовок – залог успеха любой статьи. Если не привлечь им внимание – статью никто не прочитает).

2. Составьте примерный план («скелет») вашей статьи:

1. Основная проблема

2. Факты, иллюстрирующие проблему.

3. Данные статистики по проблеме.

4. Мнения разных людей.

5. Ваше собственное мнение.

6. Выводы. Анализ мнений, суждений.

 

3. Напишите полный текст статьи.

4. Отредактируйте текст.

5. Закончите статью призывом, мотивированием к действию.

 

Очерк - это литературное произведение не очень больших размеров, в котором описаны правдивые события или происшествия. Любой очерк всегда основан на описании фактов или событий, которые произошли ранее. Отличительная черта такого рассказа - описательный характер глазами очевидца.

Путевой очерк

Автор такого очерка рассказывает о своём или чужом путешествии, описывая весь путь. Всё, что автор увидел, услышал или попробовал – правдивая информация. Для такого очерка характерны описание культуры, обычаев и особенностей местности, в которой побывал автор.

Портретный очерк

Основой такого очерка является подробный, правдивый рассказ о том или ином исторически значимом или интересном для читателей человеке. Например, это может быть президент, политический деятель, известный художник или поэт. Много примеров можно встретить в биографических статьях, мемуарах.

Проблемный очерк.

Рассказ, в котором точно и без преувеличений описывается важное историческое событие или проблема общества – война, революция, реформы и т.д. Для написания такого типа произведения берется за основу важное для окружающих событие, которое происходило в мире или стране и повлияло на развитие и ход истории.

Исторический очерк.

Хронологическое, научно-обоснованное изложение истории предмета исследования. Например, «Исторический очерк Вятского края», 1870 год. Очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

 

Репортаж — освещение некоего события/мероприятия непосредственно с места событий, жанр журналистики и фотографии, спецификой которого числят оперативность. Автор репортажа (репортёр) — необязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортёр меняет профессию»), но он всегда активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого.

Интервью (англ. interview) в журналистике — один из жанров в форме разговора журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. Кроме того, интервью является одним из методов получения информации в журналистике.

В интервью участвуют два собеседника: интервьюер (журналист) и интервьюируемый. Они обмениваются информацией для того, чтобы насытить аудиторию (она является третьим участником коммуникации).

Памфлет (от англ. pamphlet — брошюра, буклет) — разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей. Сатира и сарказм – отличительные особенности памфлета.

Фельетон (фр. feuilleton, от feuille — «лист», «листок») — короткая сатирическая заметка, очерк, статья.

Фельетон объединяет в себе три начала: публицистическое (актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность), художественное (использование образных средств из арсенала художественной литературы) и сатирическое. Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона. Его сущность заключается в комическом иносказании, которому подчинены все прочие элементы жанра. Предметная основа фельетона – отрицательное явление, комическая природа которого ясна фельетонисту. Главная задача фельетона как жанра сатирического – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества. Выявить комичность факта, явления, ситуации – значит показать ее принципиальное противоречие с авторским идеалом. Как следует из теории литературы, сатира отрицает явление в основных его особенностях и подчеркивает его неполноценность. Достигается это путем резкого преувеличения или преуменьшения, т. е. при помощи нарушения обычных реальных форм явления.

Устное выступление (речь) – вид монологического высказывания. Подразумевает наличия оратора и аудитории (слушателей). В современном понимании – вид коммуникации оратора и аудитории с целью оказания воздействия.

Виды речей:

1. Информационная

2. Агитационная

3. Научный доклад

4. Поздравительная (торжественная)

5. Надгробная (траурная).

6. Рекламная

7. Судебная

8. Духовная или религиозная (проповедь)

 

Для публицистического стиля речи характерны:

- логичность,

- образность,

- эмоциональность,

- оценочность,

- призывность

и соответствующие им языковые средства.

В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи.

С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.

К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л. М. Леонов, И.Г. Эренбург.

Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.034 с.)