Письмо Д.С.Лихачева «Как писать». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Письмо Д.С.Лихачева «Как писать».



Тема: «Культура письменной речи»

КАК ПИСАТЬ? Письмо 21

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова.

Сейчас речь у меня пойдёт только о письменном языке и по преимуществу о том виде письменного языка, к которому я сам больше привык, то есть о языке научной работы (литературоведческой в основном) и о языке журнальных статей для широкого читателя.

Прежде всего, одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо ещё в юные годы – о своём детстве, например).

Обогащение и лёгкость письменного языка часто идут от разговорного языка. Из разговорного языка можно заимствовать отдельные слова и целые выражения. Но надо помнить, что разговорные выражения настолько стилистически сильны и заметны в письменном языке, что в точном научном языке их нельзя повторять в близком расстоянии друг от друга.

Главное – нужно стремиться к тому, чтобы фраза была сразу понята правильно. Для этого большое значение имеет расстановка слов и краткость самой фразы. Например, на с.79 моей работы «Человек в литературе Древней

Внимание читающего должно быть сосредоточено на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать. Поэтому чем проще, тем лучше. Не следует бояться повторений одного и того же слова, одного и того же оборота. Стилистическое требование не повторять рядом одного и того же слова часто неверно. Это требование не может быть правильным для всех случаев. Язык должен быть, разумеется, богат, и поэтому для разных явлений и понятий нужно употреблять разные слова. Употребление одного и того же слова в разном значении может создать путаницу. Этого делать не следует.

Ритмичность и удобочитаемость фразы! Люди, читая, мысленно произносят текст. Надо, чтобы он произносился легко. И в этом случае основное – в расстановке слов, в построении фразы. Не следует злоупотреблять придаточными предложениями. Стремитесь писать короткими фразами, заботясь о том, чтобы переходы от фразы к фразе были лёгкими. Имя существительное (пусть и повторенное) лучше, чем местоимение. Избегайте выражений «в последнем случае», «как выше сказано» и прочее.

Бойтесь пустого красноречия! Язык научной работы должен быть лёгким, незаметным, красивости в нём недопустимы, а красота его – в чувстве меры.

А в целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке, и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. Неточности языка происходят, прежде всего, от неточности мысли.

 

 

Советы по созданию текстов - рассуждений

 

Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:

1.Вступление - тезис.

2.Основная часть – доказательства (аргументы) примеры

3. Заключение – вывод

Как начинать сочинение?

Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.

 

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

 

В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание проле

Мы.

Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.

Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

  • На сегодняшний день проблема….., по моему мнению, самаактуальны.
  • Рассуждая о реалиях сегодняшнего дня, приходу к выводу, что….
  • Ох уж эта вечная тема…… Сколько поколений ломало копья, обсуждая эту тему. Попробуем и мы высказать свои размышления по этому поводу.
  • Современный мир переполнен проблемами. Наиболее остро стоит вопрос о…

 

Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

 

Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части следует избегать:

 

• банальностей, очевидных и избитых формулировок.

• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

 

В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.

 

В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

 

Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:

 

1.Обдумайте проблему еще раз.

2.Определите тему своего рассуждения (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями?)

3.Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.

4.Подберите аргументы (доводы) как в пользу вашего тезиса, так и опровергающие его

5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение.

 

В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.

 

2. Как оформлять примеры в сочинении?

 

Во-первых, помните о требованиях к примерам:

примеров должно быть не менее 2;

• примеры могут быть из художественной литературы, жизненного опыта, наблюдений, из средств массовой информации;

• примеры должны подтверждать разные аргументы;

• каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;

• пример без указания на аргумент не учитывается.

 

Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:

1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.

В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.

2) указывать названия статей для цитирования (в любом случае необходима ссылка на источник вашего аргумента и примера).

3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … тексту романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (к примеру). Подтвердить данный аргумент можно примером из …. научной публикации. Справедливость этого вывода можно доказать на примере … статьи. В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. •

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

 

Вывод должен быть:

  • коротким, но ёмким по содержанию
  • логически связан с предыдущим изложением
  • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам

 

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой! Рассмотрим несколько образцов заключения:

Образец 1. Таким образом, мы рассмотрели очень серьёзную проблему важности правильного, взвешенного выбора молодыми людьми будущей профессии.

 

Образец 2. Итак, я убежден в том, что главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали.


5. Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения.

Помните: сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев:

1 абзац – тезис;

2 абзац – аргументы с примерами;

3 абзац – вывод.

 

Основная часть может состоять и более чем из одного абзаца.

 

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 3175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.02 с.)