Мне грустно от того, что весело тебе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мне грустно от того, что весело тебе.



Иногда только в конкретном тексте слова становятся антонимами. Такие антонимы называются контекстуальными.

Например: Мы говорили на разных языках.

Я свет весны, а ты усталый холод.

Я златоцвет, который вечно молод.

А ты песок на мертвых берегах.

(К. Бальмонт)

СИНОНИМЫ -слова, близкие или одинаковые по значению и относящиеся к одной части речи, но различные по своему звучанию:

Нищета – бедность – нужда

Большой – громадный – гигантский

Полные (абсолютные) синонимы имеют одинаковое значение и одинаковую стилистическую окраску:

орфография – правописание

Лексические синонимы это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения:

Дом – строение – дворец – здание – изба

Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления:

Лик – лицо – физиономия – мордашка

Синтаксические синонимы параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению:

Она плохо себя чувствует – ей нездоровится

ПАРОНИМЫ это слова, разные по значению, но сходные по звучанию. Как правило, они принадлежат к одной части речи, но никогда не могут заменить друг друга в одном контексте: одинокий – одиночный


невежа – невежда
дипломат – дипломант
здравица – здравница

Фразеология – раздел науки о языке, который изучает устойчивые выражения, несвободные сочетания слов.

Фразеологизмы (фразеологические единицы, фразеологические обороты, идиомы) – это несвободные словосочетания, обладающие целостным лексическим значением

 

Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов
1. Любое из слов можно заменить другими словами 2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность 3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания.     1. В их составе нельзя заменить слова по своему желанию. 2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность. 3. Не создаются в речи, а, как и слова используются готовыми, требуют запоминания. Пример:попасть впросак, лететь сломя голову, седьмая вода на киселе, Вавилонское столпотворение.

 

СРЕДСТВА ЯЗЫКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Тропы – слова и выражения, которые автор использует в переносном значении.

Название тропа определение пример
эпитет Образное определение Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печальныйсвет она. (А.С.Пушкин)
метафора Перенос свойств одного предмета на другой на основании их сходства. Скрытое сравнение. Пустых небес прозрачное стекло; багровый костер заката. (И.А.Бунин) Тихо льется с кленов листьев медь. (С.А.Есенин)
метонимия Иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим. Я три тарелки съел (И.А.Крылов) Не с серебра, а с золота едал. (А.С.Грибоедов)
синекдоха Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого И слышно было до рассвета, как ликовал француз! (М.Ю.Лермонтов)
оксюморон Контрастное сочетание слов (сочетание несочетаемого) Мертвые души, горячий снег, сладостная мука, сладкая горечь воспоминаний.
антитеза противопоставление Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой. (А.С.Пушкин)

2.3 Контрольные вопросы по разделам «Лексика и фразеология»

1. Определение лексики.

2. Определение лексикологии.

3. Определение лексикографии.

4. Определение фразеологии.

5. Определение фразеологизма.

6. Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний.

7. Дайте определение основных лексических групп слов с примерами.

 

3. Нормы языка. Морфология и словообразование.

Задание к практической работе № 3

Тема: Морфология и словообразование.

Цель работы: закрепить знания по данным разделам языка, тренировать навыки морфологического разбора, закрепить знания грамматических норм языка, повторить основные способы словообразования в русском языке.

Ход работы.

1. Пользуясь справочным материалом, дайте определение морфологии, морфемы, словообразования.

2. Пользуясь справочным материалом, перечислите основные способы словообразования.

3. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните морфологический разбор 3-х самостоятельных частей речи.

4. Проконтролируйте свои знания грамматических норм. Выполните тестовое задание.

 

Текст для выполнения задания №3

Пр…блема общения тр…дицио(н,нн)о находит?ся в центре вн…мания отечестве(н,нн)ых с…циальных пс…хологов (в)связи с ее значимостью во всех сферах жизн…деятельности человека и социальных гру(п,пп). Человек без общения не может жить среди людей разв…ваться и тв…рить. Это обусл…вливает актуальность изучения пр…цессов общения.

К тому(же) с…временная социально?экономическая ситуация в России усил…вает внимание к вопросам общения и опр…деляет новый взгляд на него как на фактор ст…билизации предпр…н…мательства п…скольку именно общение с..пр…вождает б..льшинство серв…сных услуг по р..ализации любой пр…дукции.

 

Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления

Тест «Грамматические нормы»

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Новые драйверы

2. Большие скорости

3. Обеих книг

4 Положьте в сумки

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Семисот семидесяти человек

2. Подписание договора

3. Усохнул

4. Обоих столов.

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Девяностые года

2. Нет мест

3. Северные флота

4. Кладите на место

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Пять купон

2. Килограмм баклажанов

3. С пятьюдесятью рублями

4. Залезайте выше

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Вкусные торта

2. Палец с мозолем

3. Пятьюстами деревьями

4. В две тысячи четвертом году

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Более пятисот человек

2. Клади портфель

3. Жалел о пятьсот рублях

4. тонна яблок

7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. пара чулок

2. Поезжай сегодня.

3. Более пятидесяти рублей

4. Рисунок более красивее

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Более красивый пейзаж

2. Обоих учеников

3. Более восемьдесят пять килограмм

4. Новые договоры

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Килограмм апельсин

2. Несколько брелоков

3. Петь звонче

4. Ягода слаще

10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Самый лучший вариант

2. Пятисот пятидесяти страниц

3. Красивые торта

4. Пять ампер

11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Более лучше

2. Пара джинсов

3. Оглох

4. Девятисот девяноста девяти деревьев

12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Положить книги на стол

2. Рукопись состояла из триста шестидесяти страниц

3. пришли по прибытии поезда

4. Последние договоры

13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Обеих рук

2. Осенние яблоки более кислее

3. Погиб в бою

4. Великие учители человечества

14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Старые тренера

2. Пять апельсинов

3. Положите в сумки

4.Черная вуаль

15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Вкусное салями

2. Езжайте быстрее

3. Пара сапогов

4. Этот пример более интересный

16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Отдыхали у побережий

2. пять банок шпрот

3. Ехайте быстрее

4. Наступил на больную мозоль

17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Наиболее удачно

2. Делав что нужно

3. красивый тюль

4. Положите на стол

18. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Красивая тюль

2. Наивысший балл

3. Менее пятиста лет

4. Директора школ

19. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Пять килограммов помидоров

2. Старый дуб засох

3. Приехал с Таганрога

4. Вкусные торты

20. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. По окончанию школы поступил в институт

2. Несколько брелков

3. Вкусный кофе

4. О трехстах тридцати трех студентах

21. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Сестра моложе брата

2. Вышел с автобуса на своей остановке

3. Вопреки прогнозов погода нормализовалась

4. Опытные шоферы

22. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Самый наилучший вариант

2. Обоих деревьев

3. Разные возрасты

4. Поехал на деревню дедушки

23. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Десяток оладий

2. Ляжь поспи

3. Вернулся со школы поздно

4. Промышленные отрасли

24. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Беги дальше

2. Известные профессоры

3. Тремястами книгами

4. Пять гектаров

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.124.70 (0.026 с.)