Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические указания к практическим работам↑ Стр 1 из 31Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Оренбург 2016 Методические к практическим работам по дисциплине Русский язык и культура речи /сост. Е.В.Зарипова. – Оренбург: Университетский колледж ОГУ, 2016. - 128 с.
Методические рекомендации предназначены для студентов Университетского колледжа ОГУ и составлены с учетом федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения в 3 семестре. Методические рекомендации предназначены для проведения домашних и аудиторных практических работ, обеспечивающих учебный процесс по дисциплине Русский язык и культура речи, студентами 2 курса очной формы обучения специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Преподаватель ________________________ Е.В.Зарипова (подпись) «27» сентября 20 16 г.
Рассмотрены на заседании предметно-цикловой комиссии социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Протокол № от «» октября 2016г.
Председатель ПЦК ИТ ______________ О.А.Ушакова
Содержание
Введение
Слово – это искра в движении нашего сердца. Библия. Книга Премудрости Соломона.
«В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться. Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и... самоуважение», - писал в своей замечательной книге «Письма о добром и прекрасном» академик Дмитрий Сергеевич Лихачев - автор трудов по древнерусской литературе и «последний интеллигент эпохи», как его называли современники. Мы зачастую не задумываемся, как и что мы говорим. Слово нами сегодня не воспринимается как грозное оружие, о котором Вадим Шефнер – поэт 20 века написал: «Есть слова, словно раны, Слова, словно суд. С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно продать и предать, и купить. Словом можно в разящий свинец перелить».
Люди, к сожалению, перестали понимать ценность слова. Вспомним поговорку: «Слово на вес золота». Совершенно «не зазорно» сегодня произносить слова с неправильным ударением, нарушая нормы произношения гласных и согласных. Не раздражают слух большинства и многочисленные речевые ошибки в ечи дикторов и ведущих СМИ, а также в речах политиков. Хуже всего, что люди перестали понимать разницу между нравственным и безнравственным в культуре. Перестали понимать важность языка как инструмента воздействия на мозг, сознание человека. А ведь за границей ведущим направлением психологии становится так называемое НЛП - нейролингвистическое программирование, т.е. роль языка в формировании сознания нации признается как ведущая. Задание к практической работе № 1 Тема: Фонетика и орфоэпия. Цель работы: закрепить знания по данным разделам языка, тренировать навыки фонетического разбора, закрепить знания орфоэпических норм языка, изучить фонетические средства языковой выразительности.
Ход работы:
1. Пользуясь справочным материалом, дайте определение понятий: фонетика, орфоэпия, основные фонетические единицы. 2. Пользуясь справочным материалом, дайте определение фонетических средств языковой выразительности аллитерация и ассонанс. Приведите примеры. 3. Пользуясь справочным материалом, дайте определение ударения и перечислите его характеристики в русском языке. 4. Выполните задание №1и №2 по орфоэпии. 5. Выполните фонетический разбор слов счастье, средства, явление. 6. Повторите теорию, опираясь на контрольные вопросы и справочный материал, помещенные после работы.
Задание по орфоэпии №1
Задание: вставьте пропущенные буквы и ударения в словах: Ар…стократия, зв…нит, тортами, б…жутерия, свёкла, щ…вель, програ…..ное об….сп…..чение, д….говор, к…..талог, д…спансер, д…кумент, кв…ртал, н….кролог, икон….пись, п….ст….ль (мел для рисования), х…д…тайство, пр….нудить, облегчить, рж…веть, ц…ган, ш…фер (водитель), сре…..ва, м….ркетинг, осв….домиться, колосс, кул….нария, и….рархия, духовник, языковые средства, языковая колбаса. Карточка №2 Задание по орфоэпии: расставьте ударения в словах:
Банты, бухгалтеров, вероисповедание, намерение, приданое, сироты, созыв, шарфы, эксперт, красивее, кухонный, оптовый, сливовый, баловать, включишь, исчерпать, клала, лгала, озлобить, избалованный, кровоточащий, нажитый, откупорить, доверху, исстари. 1.2 Контрольные вопросы для защиты практической работы №1. 1. Что такое фонетика? 2. Классификация звуков речи. 3. Перечислите основные фонетические единицы. 4. Что такое фонема? 5. Что такое слог? Виды слогов. 6. Что такое фонетическое слово? 7. Что такое речевой такт? 8. Что такое фраза? 9. Дайте определение орфоэпии. 10. Дайте определение и приведите примеры аллитерации. 11. Дайте определение и приведите примеры ассонанса. Классификация звуков речи.
Порядок фонетического разбора:
1. Запишите слово в строчку. 2. Поделите слово на слоги. 3. Укажите количество слогов. 4. Поставьте ударение. 5. Распишите слово в столбик. 6. Вслушиваясь в работу артикуляционного аппарата, напишите звуки, которыми выражены буквы. 7. Охарактеризуйте звуки. 8. Подсчитайте количество букв и звуков в слове, объясните причину несоответствия, если таковое имеется.
Задание к практической работе № 2 ИСКОННО РУССКИЕ СЛОВА. 2. СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ. 3. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА – слова, которые сегодня заменены новыми.(уста, чело) ИСТОРИЗМЫ – слова, вышедшие из активного употребления вместе с явлениями, которые они обозначали. (Вече, боярин, опричник). АРХАИЗМЫ – устаревшие слова, замененные современными синонимами (очи (глаза), ланиты (щеки), персты (пальцы) и т.д.) НЕОЛОИЗМЫ – новые слова, вошедшие в активное употребление в последнее десятилетие. (профайл, мерчиндайзер,)
4. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ
ОМОНИМЫ – слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению (балка (овраг), балка (брус), ручка двери – ручка ребенка). Омоформы – совпадение только отдельной формы слова: стекла /- им. сущ., ср. р. в род. пад. ед числа стекла /- глагол прош. вр., ед. ч., ж. р. Омофоны – слова, совпадающие по звучанию, но не совпадающие по написанию: Плот – плод Лесть – лезть Омографы – слова, одинаковые по написанию, но разные по звучанию (главным образом в зависимости от ударения): му/ка – мука/; за/мок –замо/к АНТОНИМЫ слова одной и той же части речи, разные как по написанию, так и по лексическому значению. (добрый- злой, ясный – туманный, добро – зло и т.д.) плюс – минус Антонимы могут быть однокоренными и разнокоренными, например: У сильного всегда бессильный виноват. Нищета – бедность – нужда Задание к практической работе № 3 Тема: Морфология и словообразование. Цель работы: закрепить знания по данным разделам языка, тренировать навыки морфологического разбора, закрепить знания грамматических норм языка, повторить основные способы словообразования в русском языке. Ход работы. 1. Пользуясь справочным материалом, дайте определение морфологии, морфемы, словообразования. 2. Пользуясь справочным материалом, перечислите основные способы словообразования. 3. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните морфологический разбор 3-х самостоятельных частей речи. 4. Проконтролируйте свои знания грамматических норм. Выполните тестовое задание.
Текст для выполнения задания №3 Пр…блема общения тр…дицио(н,нн)о находит?ся в центре вн…мания отечестве(н,нн)ых с…циальных пс…хологов (в)связи с ее значимостью во всех сферах жизн…деятельности человека и социальных гру(п,пп). Человек без общения не может жить среди людей разв…ваться и тв…рить. Это обусл…вливает актуальность изучения пр…цессов общения. К тому(же) с…временная социально?экономическая ситуация в России усил…вает внимание к вопросам общения и опр…деляет новый взгляд на него как на фактор ст…билизации предпр…н…мательства п…скольку именно общение с..пр…вождает б..льшинство серв…сных услуг по р..ализации любой пр…дукции.
Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления Тест «Грамматические нормы» 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Новые драйверы 2. Большие скорости 3. Обеих книг 4 Положьте в сумки 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Семисот семидесяти человек 2. Подписание договора 3. Усохнул 4. Обоих столов. 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Девяностые года 2. Нет мест 3. Северные флота 4. Кладите на место 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Пять купон 2. Килограмм баклажанов 3. С пятьюдесятью рублями 4. Залезайте выше 5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Вкусные торта 2. Палец с мозолем 3. Пятьюстами деревьями 4. В две тысячи четвертом году 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Более пятисот человек 2. Клади портфель 3. Жалел о пятьсот рублях 4. тонна яблок 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. пара чулок 2. Поезжай сегодня. 3. Более пятидесяти рублей 4. Рисунок более красивее 8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Более красивый пейзаж 2. Обоих учеников 3. Более восемьдесят пять килограмм 4. Новые договоры 9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Килограмм апельсин 2. Несколько брелоков 3. Петь звонче 4. Ягода слаще 10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Самый лучший вариант 2. Пятисот пятидесяти страниц 3. Красивые торта 4. Пять ампер 11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Более лучше 2. Пара джинсов 3. Оглох 4. Девятисот девяноста девяти деревьев 12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Положить книги на стол 2. Рукопись состояла из триста шестидесяти страниц 3. пришли по прибытии поезда 4. Последние договоры 13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Обеих рук 2. Осенние яблоки более кислее 3. Погиб в бою 4. Великие учители человечества 14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Старые тренера 2. Пять апельсинов 3. Положите в сумки 4.Черная вуаль 15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Вкусное салями 2. Езжайте быстрее 3. Пара сапогов 4. Этот пример более интересный 16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Отдыхали у побережий 2. пять банок шпрот 3. Ехайте быстрее 4. Наступил на больную мозоль 17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Наиболее удачно 2. Делав что нужно 3. красивый тюль 4. Положите на стол 18. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Красивая тюль 2. Наивысший балл 3. Менее пятиста лет 4. Директора школ 19. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Пять килограммов помидоров 2. Старый дуб засох 3. Приехал с Таганрога 4. Вкусные торты 20. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. По окончанию школы поступил в институт 2. Несколько брелков 3. Вкусный кофе 4. О трехстах тридцати трех студентах 21. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Сестра моложе брата 2. Вышел с автобуса на своей остановке 3. Вопреки прогнозов погода нормализовалась 4. Опытные шоферы 22. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Самый наилучший вариант 2. Обоих деревьев 3. Разные возрасты 4. Поехал на деревню дедушки 23. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Десяток оладий 2. Ляжь поспи 3. Вернулся со школы поздно 4. Промышленные отрасли 24. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. Беги дальше 2. Известные профессоры 3. Тремястами книгами 4. Пять гектаров
Сложение слов. Пример: белым-бело, перво–наперво, богатый-пребогатый.
3.Аббревиация (сложение начальных букв слов) ООН, УК ОГУ, КПРФ, ЛДПР и т.д.
Классификация частей речи.
4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР – характеристика слова как части речи. Порядок морфологического разбора: Слово – (вопрос?) – общее грамматическое значение. Начальная форма слова. I. Постоянные морфологические признаки. II.Непостоянные морфологические признаки. III.Синтаксическая роль. Образец морфологического разбора: Задание: из предложения разобрать слова разных частей речи.
Луной был полон сад. (А.А. Фет)
Луной – (чем?) сущ, обозначает предмет. Нач.ф.: луна I Нариц., неодуш.,ж.р., 1 скл. II Ед. ч., Тв.п. III (чем?) луной Был – (что делал?) глагол, действие предмета; Н.Ф. - быть I Несоверш. вид, невозвратн, неперх, 1 спряжение. II В прош вр., 3 л., ед. ч., м.р. III (что делал?) был Полон – (каков?)прилагательное, признак предмета. Нач. ф.: полный I Кач., в краткой форме; II М.р., ед.ч., В И.п. III сад (каков?) был полон – часть составного сказуемого. Морфологические нормы Образование степеней сравнения прилагательных
Дно – донья Курица – куры Человек – люди Ребенок – дети Полено – поленья Судно – суда ДВОЕ, ТРОЕ, ЧЕТВЕРО И Т.Д., 1.С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, братьев; 2. С существительными дети, люди: двое детей, людей; 3. С существительными, обозначающими названия детенышей животных: двое волчат, четверо котят; 4. С существительными, которые употребляются только в форме множественного числа: трое суток; 5. С существительными, обозначающими парные предметы: трое саней. ОБА, ОБЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА - ОБА: оба брата, оба яблока С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ЖЕНСКОГО РОДА – ОБЕ: обе сестры, подруги 3.3 Контрольные вопросы по разделам «Морфология и словообразование» 1. Определение морфологии. 2. Определение морфемы. 3. Определение словообразования. 4. Назовите основные способы словообразования. Приведите примеры. 5. Перечислите самостоятельные части речи. 6. Перечислите служебные части речи. 7. Охарактеризуйте существительное. 8. Охарактеризуйте прилагательное. 9. Охарактеризуйте глагол. 10. Охарактеризуйте числительное. 11. Охарактеризуйте наречие. 12. Охарактеризуйте причастие. 13. Охарактеризуйте деепричастие. 14. Охарактеризуйте местоимение 15. Охарактеризуйте союзы. 16. Охарактеризуйте частицы. 17. Охарактеризуйте предлоги. Задание к практической работе № 4 Вариант №1
В мире есть не только нужное п…лезное но и кр…сивое. С того врем…ни как ч..ловек стал ч…ловеком с того мгн…вения когда он засм…трелся на л..пестки цветка и в…чернюю з…рю он стал всматриват?ся в самого себя. Ч..ловек п…стиг кр…соту. Кр…сотат это глубоко ч…ловеческое. Кр..сота сущ…ствует (не)завис…мо от нашего с…знания и воли но она открывает?ся ч..ловеком им пост..гается живет в его душе не было(бы) нашего с..знания не было бы и кр.соты. Кр..сота это радость нашей жизни. Ч..ловек стал ч..ловеком потому что увидел глубину л..зурного неба м..рцание звезд розовый р..злив в..черней з..ри пр..зрачную дымку степных пр..сторов б..гровый закат перед ветре(н,нн)ым днем тр..петание марева над г..ризонтом синие тени в сугробах мартовского снега журавлиную стаю в голубом небе отр..ажение солнца в мириадах капель утре(н,нн)ей р..сы серые нити дождя в пасмурный день ф..олетовое обл..ко на с..реневом кусте нежный ст..белек и голубой к..локольчик п..дснежника увидел и изумленный пош..л по з..мле созд..вая новую кр..соту. Ост..новись и ты в изумлении перед кр..сотой и в твоем сердце расцв..тет бл..городство. Перед ч..ловеком открылась радость жизни потому что он услышал ш..пот листьев и песню кузнечика журчание в..сеннего ручейка и п..реливы серебря(нн,н)ых к..локольчиков ж..воронка в горячем летнем небе шуршание сн..жинок и стон м..тели ласковое пл..скание волны и т..ржественную тиш..ну ночи услышал и зат..ив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудес?ную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Д…рожи кр..сотой б..реги её! Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека Вариант №2
Н..верно.. каждому случалось пож..леть о падкости нашего языка на иностранные сл..вечки из?за которой мы как малые дети тащим в рот всякую гадость. Еще ладно когда чужое слово пр..ходит с новым п..нятием не пер..водить(же) как Карамзин ин..языч?ные словечки по ч..стям. Но ведь часто н..хальный чужак лезет на место у которого есть зако(н,нн)ый зд..ровый и живой вл..делец. Вот скажем в..шел в п..следние годы в наш язык имидж ( даже и родств..(н,нн)ич?ков за собой пот..щил (имиджмейкер имидж реклама и т.д) а чем он спр..шивается лучше давно сущ..ствующего в языке образа? Примерно те(же) отн..шения связывают и многие другие русские слова с их ка(бы) (не)п..реведе(н,нн)ыми иностранными с..нонимами. Личность это не?что яркое и (не)орд..нарное это звучит гордо а если нужна н..йтральная ст..листическая окраска то лучше сказать инд..видуум или п..рсона (последнюю можно употр..бить еще и в. ….роническом смысле). П..сатель это тв..рец пр..рок и учитель народа а если речь идет о человеке з..рабатывающим на жизнь сост..влением текстов безотносительно к масштабу д…рования то это л..тератор. (В)общем пусть иностранные слова лезут к нам и дальше. Черной скуч?ной (не)бл..годарной р..боты в нашем языке хватит на всех. По В.Глаголеву. (Глаголев Вадим – журналист, автор статей в журнале «Итоги»)
Таблица 1 «Основные типы предложений».
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР – это разбор и характеристика предложения.
Характеристика предложений. Простое предложение: 1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное 2. По интонации: восклицательное - невосклицательное 3. По грамматической основе: простое - сложное, односоставное - двусоставное 4. Если односоставное: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, обобщенно-личное, назывное. 5. По второстепенным членам: распространенное – нераспространенное 6. По степени осложненности: осложненное – неосложненное. 7. Полное – неполное. 8. Составить схему предложения. 9. Указать части речи, которыми выражены все члены предложения. Служебные части речи обозначить графически: - предлоги; - частицы; - союзы. Сложное предложение: 1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное 2. По интонации: восклицательное – невосклицательное 3. Вид: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, с различными видами связи. 4. Из скольких простых предложений состоит. 5. В ССП – охарактеризовать по порядку каждое простое предложение. 6. В СПП – охарактеризовать: А) – главное Б) – придаточное (Указать вид придаточного). 7. В СПП, состоящих из трех и более грамматических основ, указать вид подчинения (последовательный или параллельный). 8. Составить схему предложения. 9. Указать части речи, которыми выражены все члены предложения. Служебные части речи обозначить графически.
Таблица 2. Односоставные предложения
Таблица 3. Классификация союзов и союзных слов
Таблица 4. Классификация частиц
Таблица 5. Разряды частиц по значению.
|