Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логистические операции и функции

Поиск

Входящие в определения материального, информационного и финансового потоков логистические операции можно определить как обособленную совокупность действий, направленных на преобразование этих потоков.

Наиболее часто встречающимися логистическими операциями являются: для МП - комплектация, погрузка-разгрузка, транспортировка, складирование и хранение; для ИП - сбор, хранение, обработка и передача информации о МП, для ФП – расчеты с поставщиками и покупателями, страхование, передача прав собственности, и т.п.

Логистические операции подразделяются на внешние и внутренние. Внешние операции направлены на реализацию функций снабжения и сбыта (внешними они являются по отношение к производству, которое поставлено в центр), внутренние действуют в рамках производства. Логистические операции (особенно, внешние) подвержены влиянию рыночной конъюнктуры и осуществляются зачастую в условиях частичной или даже полной неопределенности.

Логистические операции могут быть также односторонними и двухсторонними. Двухсторонние логистические операции сопровождаются переходом права собственности на товар, и соответственно, страховых рисков от одного юридического лица к другому. Часто производитель товара предпочитает сразу продать его тому, кто будет осуществлять продвижение товара на рынок. Цена товара при этом будет, конечно, ниже, но зато и риска нет. Односторонние логистические операции, соответственно, таким переходом права собственности не сопровождаются. Производитель товара является его владельцем до момента продажи его на рынке, а значит, бремя доставки товара на рынок лежит на нем.

Укрупненная группа логистических операций, направленная на реализацию целей рассматриваемой системы, называется логистической функцией.

Так же, как в логистике существует два основных направления - материальное и информационное, так и среди функций логистики выделяют:

- производственные функции, которые связаны с непосредственным выполнением производственных процессов (т.е. речь идет о материальных потоках), и

- управленческие функции, связанные со сбором необходимой информации и принятием управленческих решений.

В производственных функциях логистики выделяют три направления:

- торговля (в понятие «торговля» здесь включается все, что связано с закупками сырья и других компонентов производства, продажей ГП и послепродажным обслуживанием, т.е. это функции снабжения и сбыта);

- собственно производство продукции, и

- транспорт,к которому относятся погрузка, транспортировка, выгрузка, складирование и хранение грузов.

Наиболее общие управленческие функции - анализ, прогнозирование, планирование, организация, учет и контроль только что указанных производственных функций

- снабжения, производства, транспорта и сбыта - в частности, и МП в целом.

Указанные функции – снабжение, производство и сбыт (иногда сюда относят и транспорт) принято еще называть базисными логистическими функциями. Базисными (т.е. основополагающими) они называются потому, что без их выполнения не обходится практически ни один из товаропроизводителей. Для того чтобы что-то произвести, надо осуществить закупки МР, изготовленную ГП надо доставить к потребителю (транспорт), и продать (сбыт). Кроме того, выделение базисных логистических функций важно для понимания логистической концепции бизнеса, его интегральной и маркетинговой сущности, которые будут рассмотрены позднее.

Среди функций логистики особое значение имеет транспорт, в связи с чем из общей логистики выделяют самостоятельную часть - транспортную логистику, основанную на соединении экономических интересов отправителя, получателя и связывающего их транспортного комплекса. Мы в дальнейшем о транспортных логистических системах будем говорить более подробно, здесь укажем лишь, что основной целью транспортных логистических систем является доставка товаров в нужном количестве и ассортименте и в максимальной степени готовых, к потребителю в требуемое им место и время при данном уровне логистических издержек. Важность транспорта объясняется не в последнюю очередь тем, что затраты на него достигают 2/3 общих логистических издержек (например, в США до 60%). А это значит, что основные резервы сокращения этих издержек надо искать, прежде всего, в улучшении работы транспорта, его управления. Это и правильный выбор перевозчика, и вида транспорта, это и подбор транспортного средства под определенный вид груза, это и определение оптимальных маршрутов, и т.п.

Кроме базисных выделяют также ключевые логистические функции:

- поддержание стандартов обслуживания потребителей;

- управление закупками;

- управление запасами;

- управление процедурами заказов;

- управление производственными процедурами;

- ценообразование;

- физическое распределение.

Поддержание стандартов обслуживания потребителей, поставка им продукции требуемого качества, обеспечение пред- и послепродажного обслуживания является сегодня первоочередной задачей любой западной фирмы. Широко распространившаяся за рубежом идеология всеобщего управления качеством, обязательная сертификация товаров и услуг по международным стандартам, требует от фирм постоянных усилий, направленных на достижение более высокого уровня качества товаров и услуг по сравнению с конкурентами. Все западные фирмы имеют сертифицированные системы менеджмента качества (СМК), которые не позволяют фирме производить продукцию или предоставлять услуги более низкого качества, чем конкуренты. Надо сказать, что подобные СМК начинают внедряться и у нас. Поскольку логистические подходы в процессах доставки товаров нужного качества в нужное место и время играют определяющую роль, то и получается, что именно логистика сейчас во многом обеспечивает достижение фирмой конкурентных преимуществ.

Возможные пути достижения конкурентных преимуществ с помощью логистики можно представить в виде следующей схемы.

       
   
Продукция фирм, находящихся в левой нижней клетке, ничем не отличается от продукции других фирм. Эти фирмы не имеют никаких конкурентных преимуществ. Чтобы выйти из такой ситуации, можно двигаться либо вправо - к лидерству в производстве, либо вверх - к лидерству в обслуживании. Лидерства в производстве можно дос-

 


достичь путем применения новых технологий, однако в условиях развитого рынка любая новая технология тут же становится доступной конкуренту. Следовательно, путь достижения лидерства только в производстве в современных условиях неэффективен. Более эффективным является другой путь – надо предложить потребителю дополнительную «ценность», но не в виде новых свойств товара, а в расширении набора услуг, предоставляемых потребителю, в их качестве и большем соответствии его запросам.

Однако направление основных усилий на достижение лидерства в обслуживании – это лишь одна из рыночных стратегий фирмы.

Другая, более глобальная и действенная в плане приобретения конкурентных преимуществ, рыночная стратегия состоит в создании уже упоминавшихся логистических цепей, т.е. сети организаций, включенных посредством логистических связей в процессы производства товаров и услуг. Интеграция фирм различного назначения в логистические цепи и составляет суть этой рыночной стратегии.

В конкурентной борьбе победу одержит, скорее всего, фирма в составе логистической цепи, нежели отдельно взятая фирма. Почему? Потому, что при такой организации появляется возможность ускорения процесса товародвижения, т.к. пройти через связанные между собой фирмы товару гораздо проще и быстрее, чем через обособленные. Ускорение процесса товародвижения очень важно, поскольку длительный процесс товародвижения приводит к тому, что продукция морально устаревает, едва попав на рынок.

Кроме этого, в настоящее время, когда качество конкурирующих изделий из-за сближения технологий для среднего покупателя становится трудноразличимым (рынок компьютеров, бытовой техники и т.п.), и значение фирменной марки снижается, решающим фактором для покупки становится доступность товара, т.е. наличие его на рынке по принципу «здесь и сейчас». Если фирма постоянно следует этому принципу, то это вызывает доверие к себе и позволяет удерживать потребителя, что тоже способствует достижению конкурентных преимуществ. Известно, что постоянный потребитель приносит больше дохода, чем новый, уже хотя бы потому, что он требует меньше затрат на обслуживание (к нему уже приноровились, знают его запросы, отработаны маршруты, он требует меньше усилий, т.к. они уже предприняты раньше...). Поэтому стремление привлечь все большее число потребителей, т.е. расширять свое место на рынке, зачастую оказывается менее действенным, нежели удерживать постоянных потребителей.

Достаточно большое значение в логистическом менеджменте имеет управление закупками МР для производства. Оно включает в себя решение таких задач, как выбор поставщиков МР, планирование потребности в них, определение рациональных форм, сроков и объемов поставок, типа транспортных средств (ТС) для доставки МР производственным подразделениям внутри фирмы и т.п. Важность управления процедурами закупок подтверждается еще и тем, что своевременность поставок МР позволяет снизить уровень запасов, что вместе с высоким качеством МР приводит к значительному снижению логистических издержек.

Управление запасами МР и ГП представляет собой формирование, контроль и регулирование уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте. Поскольку обеспечить своевременные и бесперебойные поставки МР в производство и ГП – в торговлю практически не представляется возможным, всегда имеется потребность иметь запасы того и другого. Снижая риск возникновения дефицита МР и ГП, запасы в то же время играют весьма негативную роль, замораживая финансовые ресурсы в больших объемах товаров. Поэтому важнейшей задачей логистического управления является оптимизация уровня запасов при обеспечении требуемого уровня обслуживания потребителей. Необходимость рационального управления запасами подчеркивает еще и тот факт, что затраты на содержание запасов очень велики (по разным оценкам, они составляют от 10 до 40% (по другим данным – от 20 до 60%) их стоимости. Кроме этого, запас представляет собой оборотный капитал и как запас не может быть использован для расширения производства и достижения большей эффективности использования капиталовложений. Мало того, что это «мертвый» капитал, так он еще и требует дополнительных затрат на свое содержание. Поэтому снижение этих затрат может стать серьезным преимуществом перед конкурентами.

Управление процедурами заказов предполагает установление определенного порядка получения и обработки заказов, определение необходимого времени обработки, что, в конечном счете, дает возможность упорядочить работу поставщиков МР, функционирование распределительной сети в целом, и поставок ГП в торговлю. Хотя затраты по этой логистической функции и не столь велики, как по управлению запасами, однако значение ее в современном бизнесе очень велико, поскольку напрямую оп-

ределяет качество обслуживания потребителей.

Пример. Стремясь сократить сроки доставки компания Gillette начала осуществлять перевозки воздушным транспортом вместо автомобильного, однако это не дало результата. Дело было не в этом. Оказалось, что проблема состояла не в быстроте доставки, а в медленной обработке заказов. Упрощение документации и некоторое увеличение численности персонала позволило сократить время обработки заказов. Т.к. график поставок стал выполняться, и даже появились резервы, компа-

ния вернулась к более дешевой доставке автомобильным транспортом.

Управление производственными процедурами, или операционный менеджмент, как принято называть его на Западе, используется в производственном процессе. С позиций логистики важность операционного менеджмента заключается в наиболее эффективном (с точки зрения снижения затрат и повышения качества продукции) управлении потоками МР и продукции НП в технологических линиях. Главными здесь являются такие логистические задачи, как объемно-календарное планирование (т.е. планирование производственной программы по объемам и датам), минимизация запасов МР и продукции НП, прогнозирование потребности в МР, сокращение продолжительности производственного цикла и т.п. Эти и другие задачи операционного менеджмента решаются такими внутрипроизводственными системами, как, например, системы «планирования потребности / ресурсов», «оптимизации производственных технологий, KANBAN и ряд других, которые мы будем рассматривать в дальнейшем более подробно.

Стратегия ценообразования тесно связана с маркетинговой и логистической стратегиями фирмы-производителя. Логистическая стратегия задает общий уровень логистических издержек, которые составляют базу цены готовой продукции, а от маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и конечная цена товара, которая определяется не только затратами, но и конъюнктурой рынка, уровнем цен у конкурентов, качеством прогноза и формирования (реклама) спроса.

Одной из комплексных логистических функций, также относимых к разряду ключевых, является физическое распределение. Физическое распределение товаров является одной из наиболее известных и, вместе с тем, наиболее сложных функций логистики. В западной экономической литературе до сих пор продолжается дискуссия по поводу этой комплексной логистической функции. Некоторые западные исследователи относят физическое распределение не к ключевым, а даже к базисным функциям, другие вообще говорят, что логистика и физическое распределение – это одно и то же. Последнее утверждение связано, по всей вероятности, с тем, что с 1950-х до середины 1970-х годов предметом изучения логистики было именно физическое распределение товаров.

Суть физического распределения заключается в обработке, хранении и доставке товаров. Доставка является, таким образом, одним из элементов физического распределения товаров, но наиболее важным элементом. Складирование и хранение тоже являются важными, но с точки зрения затрат, а доставка – и с точки зрения затрат, и с точки зрения сложности.

Доставка представляет собой ряд отдельных, последовательно выполняемых, этапов, часто не связанных между собой и выполняемых разными перевозчиками и посредниками, поэтому оптимизация всей этой пространственно-временной цепочки представляет собой весьма сложную и ответственную задачу. Дополнительные сложности физическому распределению создают следующие его особенности:

- доставка организуется, как правило, по инициативе производителя, в то время как объем заказанного количества товаров устанавливается потребителем;

- оптимизация процесса физического движения товаров с точки зрения принципов логистики должна производиться от конца к началу, причем влияние затрат на распределение на стоимость товара в конце цепи больше, чем в начале. Поэтому закупки материальных ресурсов должны осуществляться производителями только после того, как оптимизирована (т.е. просчитана в плане достижения минимума затрат) самая последняя точка реализации уже готового товара.

До недавнего времени вопросам доставки уделялось недостаточно внимания ввиду кажущейся простоты и элементарности перевозочных операций по сравнению с процессом производства. Но если учесть, что под доставкой понимается процесс выполнения помимо чистой перевозки, целого ряда сопутствующих операций и предоставления целого ряда дополнительных услуг, которые надо организовать, скоординировать, отслеживать весь процесс, вопросы доставки уже перестают казаться такими уж простыми. По данным проведенных в США исследований стоимость транспортной составляющей в процессе производства и распределения составляет до 30% в цене конечного продукта (а с сопутствующими операциями – до 60%), из чего следует, что от того, насколько эффективно работает транспорт при распределении, во многом зависит какое количество ресурсов будет сэкономлено. Это первое.

Второе. Больше всего ошибок при распределении допускается, как правило, именно в вопросах планирования и организации доставки. Цена этих ошибок, естественно, включается в конечную стоимость товара, и цена эта, как мы только что отметили, достаточно высока. А т. к. потребитель на рынке всегда имеет возможность выбора товара у ряда производителей, то товар этой фирмы может оказаться неконкурентоспособным, невостребованным. Таким образом, получается, что качество товара, его конкурентоспособность (а цена – один из важнейших ее показателей) во многом определяется тем, насколько эффективно работал транспорт.

К поддерживающим логистическим функциям обычно относят:

- складирование;

- грузопереработку;

- защитную упаковку;

- обеспечение возврата товаров;

- обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание;

- информационно-компьютерную поддержку.

Складирование – логистическая функция управления размещением запасов и предполагает решение таких задач, как определение количества, типа и дислокации складов, определение необходимых складских площадей; проектирование зон внутрискладской транспортировки, сортировки, погрузки-разгрузки; выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования.

Грузопереработка (обработка грузов) производится обычно параллельно со складированием и тоже обеспечивает функцию поддержания запасов. Логистические операции, выполняемые при грузопереработке – перемещение материальных ресурсов и готовой продукции на складе, размещение на стеллажах и т.п. Эта логистическая функция обычно связана с выбором складского технологического оборудования, организацией процессов сортировки, комплектации грузов, поддержанием рационально-

го грузооборота склада и т.д.

В процессах распределения ГП важная роль принадлежит защитной упаковке, т.к. она обеспечивает сохранность груза при транспортировке. Кроме того, как мы уже говорили, упаковка играет большую роль в маркетинге, т.к. от привлекательности упаковки во многом зависит потребительский спрос. Для логистики очень важно применение стандартной тары и упаковки, т.к. это дает возможность существенно снизить логистические издержки за счет согласованности объемных модулей тары и упаковки и грузовместимости ТС, а также параметрами складских помещений и гру-

зоперерабатывающего оборудования.

Процедуры возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного срока, наряду с организацией сервисного обслуживания, ремонта и обеспечения запасными частями образуют целую систему послепродажного сервиса, который, в свою очередь, иногда относят к ключевым логистическим функциям.

В процессах производства и сбыта ГП возникают т.н. вторичные МР, которые состоят из отходов производства и отходов производственного и личного потребления. Вторичные МР образуют специфические МП, управление которыми в настоящее время также относят к объекту исследования логистики.

Функционирование современных логистических систем невозможно без информационно-компьютерной поддержки. Во многом именно электронная обработка информации, автоматизация документооборота, планирование, организация, регулирование, учет, контроль и анализ МП на компьютерах в снабжении, производстве и сбыте сделали возможным переход к интегральной логистике.

В заключение следует отметить, что рассмотренные нами логистические функции являются основными, но не исчерпывают всего их многообразия в плане возможных действий над МП, потоками услуг и связанными с ними ИП и ФП в современном бизнесе. Логистические операции и функции, которые выполняет фирма, задаются, в конечном счете, ее стратегическими целями, воздействием внешней среды, состоянием высшего менеджмента фирмы. В этом смысле целесообразно рассмотреть вопросы логистического менеджмента фирмы, взаимодействия его с окружающей логистической средой и маркетингом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.66.64 (0.011 с.)