Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные цели, задачи и концепции логистики

Поиск

В настоящее время логистика во всем мире весьма бурно развивается, и как у вся-кой развивающейся науки, у нее нет пока устоявшегося определения. Существует не-сколько подходов, из которых большинство ученых и специалистов придерживаются следующего. Логистика рассматривается двояко: в широком и узком смысле – как науки, с одной стороны, и как инструмента управления – с другой.

Логистика в широком смысле это наука об управлении и оптимизации МП, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной экономической системе для достижения поставленных перед ней целей.

В узком смысле (т.е. с позиций бизнеса) логистика это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению целей фирмы за счет эффектив-ного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований потребителей к качеству товаров и услуг) управления материальными и сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.

Таким образом, цель логистики можно определить как удовлетворение потребностей потребителей на основе оптимального управления материальными и сервисными потоками на всех этапах товародвижения, для чего формируются и функционируют соответствующие информационные и финансовые потоки.

Это определение подчеркивает, что во главу угла в логистике ставится потребитель, а оптимальное управление позволяет минимизировать логистические (общие, суммарные) издержки.

Цель логистики достигается путем решения глобальных, общих и частных задач.

Глобальной задачей логистики является достижение максимально возможной прибыли при данном уровне затрат в условиях нестабильной конъюнктуры рынка.

Последнее замечание является очень важным. Логистика наиболее эффективна именно в условиях неопределенности внешней среды (нестабильности рынка), потому что все логистические системы специально создаются как системы с высокой адаптационной способностью, позволяющей системе приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям рынка. Для этого любая логистическая система имеет в своем составе специальную подсистему, которая путем периодического улучшения функционирования системы обеспечивает быструю и достаточно легкую адаптацию.

К общим задачам логистики можно отнести, например:

- создание объединенной системы управления материальными, информационными и финансовыми потоками;

- определение стратегии и технологии физического распределения товаров;

- прогнозирование объемов производства, перевозок и складирования товаров на основе изучения и прогнозирования спроса;

- оптимизация работы транспортно-складских комплексов, и т.п.

В частном смысле решаются такиезадачи, как:

- минимизация запасов и сокращение времени нахождения продукции в запасах;

- сокращение времени перевозки, и т.д.

Для того чтобы решать эти задачи, логистика использует три взаимосвязанные концепции, основанные на системном подходе, а именно: концепцию общих затрат,

концепцию предотвращения подоптимизации и концепцию финансовых обменов.

Основной концепцией логистики, определяющей и две другие, является концепция общих затрат. Основой ее является то, что затраты на выполнение таких функций, как перевозка, складирование, размещение поставщиков и складов, контроль запасов материальных ресурсов и готовой продукции, погрузочно-разгрузочные работы, обслуживание информационных потоков и т.д. рассматриваются не каждое в отдельности, а по всем этим функциям в целом. При сравнении альтернативных подходов затраты по некоторым функциям увеличатся, по другим – уменьшатся, по третьим – не изменятся. Цель состоит в определении такой альтернативы, которой соответствуют самые низкие общие затраты.

Суть концепции предотвращения подоптимизации состоит в том, что эффективность отдельной функции, оптимизируемой обособленно, может отличаться от эффективности этой же функции, но как части общего логистического процесса. Нужно искать такие варианты взаимодействия функций, чтобы система в целом достигала оп-

тимального баланса «стоимость / эффективность».

Пример 1. Низкий тариф за перевозку очень часто сопровождается и низкой надежностью доставки, и потери от этого могут оказаться гораздо большими, нежели выигрыш от низкого тарифа.

Пример 2. Заведующий складом принимает решение не оплачивать складским рабочим сверхурочное время для загрузки транспортных средств. Это решение направлено на снижение складских затрат, но может повлечь за собой рост общих затрат фирмы, т.к., скорее всего, приведет к срыву графика поставок.

Пример 3. Отдел производства, стремясь минимизировать себестоимость единицы продукции, планирует организовать крупносерийное производство. Себестоимость при этом действительно снижается, но возникает избыточный запас, содержание и хранение которого стоит довольно дорого,

и эти затраты могут оказаться большими, чем выигрыш от снижения себестоимости.

Концепция финансовых обменов основана на том, что замена одних функций другими приводит к тому, что одни затраты увеличиваются, другие – уменьшаются.

Результатом же должно быть уменьшение общих затрат.

Пример. Стремясь сократить сроки доставки и тем самым обеспечить высокий уровень обслуживания потребителей, компания Gillette начала осуществлять перевозки воздушным транспортом. Однако это не дало существенного результата. Исследование системы распределения показало, что основная проблема состояла не в быстроте доставки, а в медленной обработке заказов. Упрощение документации и некоторое увеличение численности персонала позволило сократить время обработки заказов. Т.к. график поставок стал выполняться, и даже появились резервы, компания вернулась к более дешевой доставке автомобильным транспортом. В результате относительного увеличения затрат на обработку заказов и сокращения затрат на перевозку общие затраты в целом по распределе-

нию уменьшились.

Эти основные аспекты логистики, используемые при принятии управленческих решений, и составляют логистическую концепцию.

Логистическая концепция является уникальной не из-за выполняемых функций, т.к. эти функции (перемещение продукции, складирование запасов и т.п.) сами по себе по сути дела не меняются. Уникальность логистики состоит в рассмотрении этих функций как единого целого, в минимизации общих затрат по всему процессу при требуемом уровне обслуживания потребителей.

Посмотрим теперь, как это может проявляться на разных стадиях товародвижения: стадиях закупок, производства, транспортировки, распределения или складирования готовой продукции, а также ее реализации (сбыта).

Логистика закупок. Оптимизация закупок требует, с одной стороны, как можно меньших складских запасов МР, т.к. их содержание стоит дорого, а с другой – их должно хватать для бесперебойного снабжения производства. Это противоречие может быть разрешено путем более тесного взаимодействия подразделений закупок и производства внутри фирмы, тесных контактов с поставщиками, применения современных методов управления запасами и производством.

Логистика в производстве. Производственные подразделения должны своевременно пополнять запасы на складе ГП, т.к. сбыт должен как можно быстрее удовлетворить потребностям рынка. Поэтому производственные подразделения стремятся производить продукцию крупными партиями, тем более что при таком производстве снижается себестоимость. Однако и запасы не должны быть слишком большими. Поэтому производственным структурам желательно работать с как можно более короткими циклами производства, а в идеале - под реально поступившие заказы. Однако для того, чтобы этого можно было достичь, должно быть очень хорошо поставлено оперативное планирование производства, которое, в свою очередь, во многом зависит от того, насколько точно спрогнозирован сбыт.

Логистика на складах готовой продукции. На складах ГП сталкиваются интересы подразделений сбыта и основных подразделений фирмы-производителя. Сбытовики хотели бы иметь на складе возможно большие запасы, чтобы быстро выполнить заказы покупателей. Однако содержание запасов обходится фирме дорого, поэтому всегда есть стремление ограничить их объем. Компромисс здесь может быть найден путем минимизации общих затрат на изготовление продукции и хранение ее на складах.

Логистика в распределении (сбыте). С точки зрения распределения логистика должна обеспечивать соблюдение оптимального соотношения объемов сбыта и трудоемкости обеспечения этого оптимального соотношения.

Следует отметить, что в ориентированных на рынок предприятиях требования к распределению весьма высоки. Со стороны потребителей особенно высоки требования к срокам поставки и готовности к ней. И если со сроками поставки все ясно, то по поводу готовности к поставке следует дать некоторые пояснения. Прежде всего, надо определить, что такое – готовность к поставке?

Готовность к поставке можно определить как отношение количества выполненных заказов в течение определенного времени к количеству поступивших заказов за этот же период.

Чем выше готовность предприятия к поставкам, тем оно предпочтительнее для потребителя как потенциальный поставщик. Однако для самого предприятия рост готовности к поставкам сопровождается и соответствующим ростом затрат, причем повышение готовности к поставкам не вызывает пропорционального роста сбыта. Отсюда следует, что прирост прибыли фирмы-изготовителя мало зависит от того, насколько велика её готовность к поставкам. Поэтому определяющим в работе фирмы должно быть не повышение готовности к поставкам, а постоянное изучение рынка сбыта, его качественный прогноз и планирование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.83.52 (0.009 с.)