Тема: сила социального давления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: сила социального давления



Многие аспекты нашего социального поведения формируются под влиянием ситуативных норм. Эти нормы часто выступают в роли неявных и неписаных законов, но, судя по тому, как люди реагируют на их наруше­ния, их влияние может быть очень сильным. Данное задание предназначе­но для того, чтобы помочь вам глубже осознать, какую власть над людьми имеют эти социальные требования. Вы совершите поступки, которые яв­ляются нарушением некоторых из этих норм, а затем проанализируете свои собственные реакции и реакции других людей.

Сначала выберите какую-нибудь неявную социальную норму (желательно, чтобы это не был явный закон или правило), касающуюся обычного повседневного поведения. Затем выберите поведенческий акт, который каким-либо образом нарушает эту норму или отклоняется от нее. Нару­шением норм часто могут быть простые действия, которые не кажутся вызывающими и даже мало отличаются от общепринятых. Некоторые возможные варианты таких действий перечислены ниже, однако вы можете придумать много других примеров.

Внешний вид.

Оденьтесь в совершенно не характерном для себя стиле. Или наденьте такую одежду, которая считается неуместной или неподходящей для определенной ситуации (например, придите на торжественный танцевальный вечер в тренировочном костюме). Можно привести в качестве примера случай, когда одна из наших студенток пришла на занятия в бигуди.

Межличностное поведение.

Разговаривая с каким-нибудь человеком, стойте или слишком близко

(менее 40 см), или слишком далеко (около 130 см) от него. Старайтесь держаться на выбранном вами расстоянии, даже если ваш собеседник будет стараться отодвинуться от вас или приблизится.

Разговаривая с каким-нибудь человеком, старайтесь не смотреть ему прямо в глаза. Вместо этот при разговоре смотрите на какую-нибудь конкретную точку, например на макушку собеседника, на его ухо, на землю под ногам и т.д.

Социальный этикет.

Когда кто-нибудь спросит вас: «Как поживаете?» или: «Как дела?», во всех подробностях расскажите о состоянии своего здоровья и имеющихся у вас на данный момент медицинских симптомах, о своих эмоциональных переживаниях, о том, что выделали в последнее время и т.п.

Попробуйте громко запеть, находясь вместе с другими людьми в лифте или автобусе.

Какое бы поведение ни выбрали, вам нужно повторить его много раз и в различных ситуациях. В идеальном случае лучше заниматься этим це­лый день. Тогда у вас появится много возможностей оценить реакции лю­дей (в том числе и ваши собственные) и заметить любые интересные зако­номерности. Например, реакции могут зависеть от пола и возраста чело­века, места действия (в университете или за его пределами), характера ситуации и так далее.

Предупреждение.

Ваша задача – вести себя так, чтобы не выполнить какую-нибудь неявную социальную норму; вы не должны нарушать зако­ны или другие правила. Более того, в соответствии с этическими принци­пами психологического исследования вы не должны совершать никаких поступков, которые могли бы причинить вред другим людям или вам са­мим.

1. Какую неявную социальную Вы пытались нарушить? Опишите свои действия, которые были нарушением нормы, и обстановку, в кото­рой они происходили.

2. Как люди реагировали на нарушение этой конкретной нормы? Опишите их вербальные и невербальные реакции, а также все замеченные Вами закономерности.

3. Как Вы реагировали сами, когда нарушали данную норму? Опи­шите свои мысли и чувства и укажите, изменялись ли они со временем или в зависимости от ситуации.[11]

4. Как Вы себя чувствуете, когда кто-то при Вас нарушает соци­альную норму? Испытываете ли Вы негативные эмоции типа неловкость, стыд, или же позитивные типа веселье; от чего зависит сила таких эмоций?

Ход занятия:

1. Студенты заранее готовятся к проведению занятия, записыва­ют свои наблюдения и ощущения по приведенной выше схеме, а в течение занятия проводится обсуждение и обобщение результатов, делаются выводы.

2. Тестирование независимости проводится по: Немов Р.С. Пси­хология. ТЗ. М., 2000. С. 477-479. Обсуждение результатов.

3. Выполнение индивидуального письменного задания "Неви­димка на один день". Что бы Вы стали делать, если бы могли стать на 24 часа совершенно невидимым и были полностью уверены, что Вас не обнаружат? Напишите минисочинение на этот вопрос. Не включайте в свой ответ никакой идентифицирующей Вас информации.

Дополнительная литература

1. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2010. – 640 с.

2. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии [Текст] / Э. Пайнс, К. Маслач. – СПб.: Питер, 2000. – С. 239 - 240.

3. Сушков, И.Р. Психологические отношения человека в социальной системе [Текст] / И.Р. Сушков. – М.: Институт психологии РАН, 2008. – 412 с.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.82.44.149 (0.018 с.)