Тема: Межгрупповое взаимодействие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Межгрупповое взаимодействие



Цель: анализ теоретического материала по теме и соотнесение его с практической деятельностью в конкретной ситуации межгруппового взаимодействия.

Для подготовки к практическому занятию необходимо ответить на вопросы:

1. Исследования межгруппового взаимодействия в экспериментах М. Шерифа.

2. Социальная категоризация, социальная идентификация, социаль­ное сравнение, межгрупповая дискриминация и ингрупповой фаворитизм в исследованиях А. Тэшфела.

3. Преодоление межгрупповой дискриминации и ингруппового фаворитизма в результате совместной деятельности групп.

В ходе практической части занятия студенты, используя методы приня­тия группового решения (например, мозговой штурм), вносят предложе­ния о преодолении межгрупповой дискриминации при взаимодействии классов школы.

Дополнительная литература

1. Агеев, B.C. Психология межгрупповых отношений [Текст] /B.C. Агеев.– М.: Аспект Пресс, 1999. – 375 с.

2. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психо­логические проблемы [Текст] /B.C. Агеев. – М.: МГУ, 1990. – 240 с.

3. Донцов, А.И. Концепция социальных представ­лений в современной французской психологии [Текст] / А.И. Донцов, Т.П. Емельянова. – М.: Просвещение, 1987. – 235 с.

4. Стефаненко, Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отно­шения [Текст] / Т.Г. Стефаненко// Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: Моск. ун-та, 1987. – С. 242 – 250.

Вопросы и задания для подготовки, обсуждения и самоконтроля

К теме «Социально-психологическая характеристика малых групп»

1. Вы должны организовать малую группу из незнакомых друг дру­гу и Вам людей для совершения определенной деятельности. Как Вы это будете делать?

2. Дайте 5 положительных и 5 отрицательных определений конфор­мности.

3. Определите себя как конформного (нонконформного) человека. Какой тип конформизма Вам более всего свойственен?

4. Подчинение другому зависит от:

a) эмоционального удаления от жертвы;

b) близости и легитимности авторитета;

c) присутствия не подчиняющегося лица.

Объясните данные факты.

5. Вы хотите повысить сплоченность группы (например, отряда в оздоровительном лагере). Как вы будете этого добиваться?

6. Придумайте ситуации, в которых наиболее эффективным был бы тот или иной тип лидера.

7. Приведите примеры к различным типам лидерства.

8. Выделите различные подтипы эмоционального и делового лидеров.

9. Что происходит в том случае, если деловой лидер начинает пре­тендовать еще и на эмоциональное лидерство в группе? Как группа реаги­рует на это?

10. Что происходит в том случае, если эмоциональный лидер начина­ет претендовать еще и на деловое лидерство в группе?

11. Придумайте примеры, подтверждающие явление социальной фасилитации.

12. Снизьте социальную леность при выполнении учениками груп­пового задания.

13. Подумайте, как избежать деиндивидуализации при конфликте между классом и учителем?

14. Приведите примеры позитивного использования групповой по­ляризации для усиления позитивной (негативной) установки по отноше­нию к определенному социальному объекту.

15. Расскажите, что Вы делаете для того, чтобы избежать давления конформизма и самоцензуры при огрупплении мышления.

16. Объясните, почему появление перебежчиков со стороны боль­шинства резко меняет количественное соотношение между влияющим меньшинством и подвергающимся влиянию большинством.

 


ОБЩЕНИЕ

Начиная разговор об общении, хочу сказать несколько слов об этой области исследований. Социальная психология зарож­далась как наука, сфокусировав свое внимание на изучении больших групп. Однако затем, практически весь XX век, вни­мание психологов привлекали темы более «мелкого» масшта­ба – этому способствовали и доминирование эксперименталь­ного метода в социальной психологии, и практические запросы общества. В связи с этим тему общения нельзя рассматри­вать как обойденную вниманием. Тем не менее, «белых пятен» в ней ничуть не меньше, чем в остальных темах социаль­ной психологии. В наибольшей степени это относится к теме «социальная перцепция». Недаром и когнитивная психология, которая призвана заниматься данной проблемой, сформирова­лась позже других основных теоретических течений социаль­ной психологии – слишком сложен предмет изучения.

Общение является сложным, «многослойным» процессом. Деление общения на коммуникацию, интеракцию и перцепцию скорее связано с удобством рассмотрения материала. Выде­ление тем семинарско-практических и лабораторных занятий подчинено данной логике изложения.

ОБЩЕНИЕ КАК ИНТЕРАКЦИЯ

Рассмотрение интерактивной стороны общения, прежде всего, включает рассмотрение типов (стилей) взаимодействия. Используемый нами на практическом занятии опросник К.То­маса[12] диагностирует индивида по пяти типам взаимодействия. Однако не проведение теста является конечной целью диагно­стики. И вот на этом этапе и начинаются проблемы. Связаны они, во-первых, с недостаточным синтезом, что влияет на слож­ность получения целостной картины взаимосвязанных стилей взаимодействия. Кроме того, трудности возникают при осмыс­лении того, как стили взаимодействия влияют на конкретное поведение в конкретных ситуациях общения (можно назвать несколько ситуативных сфер, в каждой из которых надо спрог­нозировать возможное поведение, – общение на работе – с на­чальством и коллегами, дома, с друзьями). Что можно посове­товать для развития такого навыка? Постоянно наблюдайте и анализируйте ситуации взаимодействия. На использование того или иного стиля влияет множество факторов – личностных и ситуативных, и ваша задача – видеть это влияние.

Используя постоянно набор «излюбленных» стилей взаи­модействия, мы можем попадать в ситуации риска, в которых употребление нами того или иного стиля будет неадекватным. Выделение зон риска, а также возможные пути коррекции по­ведения в таких зонах также является задачей практического психолога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.009 с.)