Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Межгрупповое взаимодействие
Цель: анализ теоретического материала по теме и соотнесение его с практической деятельностью в конкретной ситуации межгруппового взаимодействия. Для подготовки к практическому занятию необходимо ответить на вопросы: 1. Исследования межгруппового взаимодействия в экспериментах М. Шерифа. 2. Социальная категоризация, социальная идентификация, социальное сравнение, межгрупповая дискриминация и ингрупповой фаворитизм в исследованиях А. Тэшфела. 3. Преодоление межгрупповой дискриминации и ингруппового фаворитизма в результате совместной деятельности групп. В ходе практической части занятия студенты, используя методы принятия группового решения (например, мозговой штурм), вносят предложения о преодолении межгрупповой дискриминации при взаимодействии классов школы. Дополнительная литература 1. Агеев, B.C. Психология межгрупповых отношений [Текст] /B.C. Агеев.– М.: Аспект Пресс, 1999. – 375 с. 2. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы [Текст] /B.C. Агеев. – М.: МГУ, 1990. – 240 с. 3. Донцов, А.И. Концепция социальных представлений в современной французской психологии [Текст] / А.И. Донцов, Т.П. Емельянова. – М.: Просвещение, 1987. – 235 с. 4. Стефаненко, Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения [Текст] / Т.Г. Стефаненко// Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: Моск. ун-та, 1987. – С. 242 – 250. Вопросы и задания для подготовки, обсуждения и самоконтроля К теме «Социально-психологическая характеристика малых групп» 1. Вы должны организовать малую группу из незнакомых друг другу и Вам людей для совершения определенной деятельности. Как Вы это будете делать? 2. Дайте 5 положительных и 5 отрицательных определений конформности. 3. Определите себя как конформного (нонконформного) человека. Какой тип конформизма Вам более всего свойственен? 4. Подчинение другому зависит от: a) эмоционального удаления от жертвы; b) близости и легитимности авторитета; c) присутствия не подчиняющегося лица. Объясните данные факты. 5. Вы хотите повысить сплоченность группы (например, отряда в оздоровительном лагере). Как вы будете этого добиваться? 6. Придумайте ситуации, в которых наиболее эффективным был бы тот или иной тип лидера.
7. Приведите примеры к различным типам лидерства. 8. Выделите различные подтипы эмоционального и делового лидеров. 9. Что происходит в том случае, если деловой лидер начинает претендовать еще и на эмоциональное лидерство в группе? Как группа реагирует на это? 10. Что происходит в том случае, если эмоциональный лидер начинает претендовать еще и на деловое лидерство в группе? 11. Придумайте примеры, подтверждающие явление социальной фасилитации. 12. Снизьте социальную леность при выполнении учениками группового задания. 13. Подумайте, как избежать деиндивидуализации при конфликте между классом и учителем? 14. Приведите примеры позитивного использования групповой поляризации для усиления позитивной (негативной) установки по отношению к определенному социальному объекту. 15. Расскажите, что Вы делаете для того, чтобы избежать давления конформизма и самоцензуры при огрупплении мышления. 16. Объясните, почему появление перебежчиков со стороны большинства резко меняет количественное соотношение между влияющим меньшинством и подвергающимся влиянию большинством.
ОБЩЕНИЕ Начиная разговор об общении, хочу сказать несколько слов об этой области исследований. Социальная психология зарождалась как наука, сфокусировав свое внимание на изучении больших групп. Однако затем, практически весь XX век, внимание психологов привлекали темы более «мелкого» масштаба – этому способствовали и доминирование экспериментального метода в социальной психологии, и практические запросы общества. В связи с этим тему общения нельзя рассматривать как обойденную вниманием. Тем не менее, «белых пятен» в ней ничуть не меньше, чем в остальных темах социальной психологии. В наибольшей степени это относится к теме «социальная перцепция». Недаром и когнитивная психология, которая призвана заниматься данной проблемой, сформировалась позже других основных теоретических течений социальной психологии – слишком сложен предмет изучения. Общение является сложным, «многослойным» процессом. Деление общения на коммуникацию, интеракцию и перцепцию скорее связано с удобством рассмотрения материала. Выделение тем семинарско-практических и лабораторных занятий подчинено данной логике изложения.
ОБЩЕНИЕ КАК ИНТЕРАКЦИЯ Рассмотрение интерактивной стороны общения, прежде всего, включает рассмотрение типов (стилей) взаимодействия. Используемый нами на практическом занятии опросник К.Томаса[12] диагностирует индивида по пяти типам взаимодействия. Однако не проведение теста является конечной целью диагностики. И вот на этом этапе и начинаются проблемы. Связаны они, во-первых, с недостаточным синтезом, что влияет на сложность получения целостной картины взаимосвязанных стилей взаимодействия. Кроме того, трудности возникают при осмыслении того, как стили взаимодействия влияют на конкретное поведение в конкретных ситуациях общения (можно назвать несколько ситуативных сфер, в каждой из которых надо спрогнозировать возможное поведение, – общение на работе – с начальством и коллегами, дома, с друзьями). Что можно посоветовать для развития такого навыка? Постоянно наблюдайте и анализируйте ситуации взаимодействия. На использование того или иного стиля влияет множество факторов – личностных и ситуативных, и ваша задача – видеть это влияние. Используя постоянно набор «излюбленных» стилей взаимодействия, мы можем попадать в ситуации риска, в которых употребление нами того или иного стиля будет неадекватным. Выделение зон риска, а также возможные пути коррекции поведения в таких зонах также является задачей практического психолога.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.009 с.) |