Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тексты для резюмирования и конспектированияСтр 1 из 16Следующая ⇒
Прайор К. Не рычите на собаку. М., 1995. С. 26-28, 31-34, 43, 70-71. В начале 60-х годов Карен Прайор после окончания Корнельского университета стала дрессировщицей дельфинов в океанариуме. Будучи последователем идей бихевиоризма, она пыталась использовать их при дрессировке дельфинов. Постепенно она стала понимать, что приемы формирования поведения, используемые бихевиористами, являются универсальными и повторяющимися, идет ли речь о животных или о людях (в том числе ее детях). Однако, сколько она не смотрела литературы, нигде она не смогла обнаружить правил теории подкрепления, описанных таким образом, чтобы ими можно было пользоваться на практике. И тогда Прайор написала книгу, доступную для понимания всем, кто ее прочитает, – «Не рычите на собаку». Небольшие выдержки из нее я привожу ниже. Большой куш Одним из наиболее полезных приемов подкрепления для человека и животных является применение большого куша. Это награда, которая во много, иногда в 10 раз, больше обыкновенного подкрепления и являющаяся сюрпризом для субъекта. В рекламном агентстве, где я когда-то работала, бывали официальные вечера на Рождество и неофициальные праздники по поводу окончания большой работы или заполучения нового клиента. Но у председателя правления была еще привычка устраивать в год один или два абсолютно неожиданных вечера. Внезапно в середине дня он проносился по всем комнатам конторы, крича, чтобы все кончали работу. Коммутаторы выключались, появлялась процессия поставщиков провизии, музыканты, буфетчики, шампанское, копченая семга, и все это только для нас и безо всякой особой причины. Это было неожиданным кушем для пятидесяти человек. Я думаю, что это очень способствовало поднятию духа коллектива. Куш можно использовать и для того, чтобы отметить внезапное озарение. Один мой знакомый наездник, когда лошадь впервые проделывает какой-нибудь сложный маневр, соскакивает с нее, освобождает от седла и уздечки и свободно выпускает на манеж – куш полной свободы, который часто, по-видимому, может привести к образованию новой линии поведения. Как ни странно, получение всего одного куша может также улучшить ответы непокорного, испуганного или сопротивляющегося субъекта, который вообще не проявлял нужного поведения.
Когда мне было 15 лет, самым большим удовольствием для меня были уроки верховой езды. Конюшни, где я занималась, продавали билеты, каждый на 10 уроков. По своим деньгам я могла позволить себе билет в месяц. В то время я жила с отцом и мачехой; и хотя они относились ко мне хорошо, я вступила в один из тех периодов юности, когда беспрерывно, целыми днями бываешь невыносимо грубым и противным. Однажды вечером мои близкие, которые были любящими и изобретательными родителями, сказали, что они ужасно устали от моего поведения и поэтому решили меня наградить. И они презентовали мне ослепительно новый, дополнительный бесплатный билет на верховую езду. Один из них не поленился съездить на конюшни, чтобы купить его. Поразительно! Незаслуженно большой куш. Как мне помнится, я с ходу переменилась, и моя мачеха подтвердила это много лет спустя. Почему незаработанный куш может оказать такое внезапное и далеко идущее влияние, я не совсем понимаю. Может быть, со временем кто-нибудь напишет диссертацию по этому поводу и объяснит нам это. Я только знаю, что дополнительный билет на верховую езду мгновенно снял у меня сильные чувства угнетенности и обиды. Собственно говоря, «большой куш» является примером использования известного метода решения проблемных ситуаций инверсии. Мне кажется, что инверсия (и "большой куш") срабатывает за счет нарушения привычного хода действий воспитателя, что удивляет воспитуемого и заставляет его задуматься над ситуацией, осмыслить свою роль в ней. Однако применение метода "большой куш" имеет очевидные ограничения его применения. Одно из них связано с потенциальной способностью к осознанию ситуации воспитуемым. В том случае, если человек не сможет осмыслить происходящего, он скорее всего воспримет незаслуженный подарок как само собой разумеющееся, в результате этот подарок будет являться положительным подкреплением его негативного поведения. Второе – большой куш не может использоваться часто. И третье – очевидно, этот прием можно использовать в том случае, если все средства воспитания, связанные с "правильными" подкреплениями, не дали результата, и вся ситуация зашла в тупик. [4]
В качестве еще одного примера применения приема "большой куш" хочется привести случай, произошедший реально. [5] Из воспоминаний учителя: «Три года назад я пошел в однодневный поход с учащимися IY класса. Все проверил, как положено, но, пройдя 500 метров, решил еще раз проверить: у Оли М. оказался тяжелый рюкзак (она взяла 4 кг картофеля), он «резал» плечи. Посоветовавшись, ребята решили отдать картофель мальчику, у которого был самый легкий рюкзак. Но этот мальчик – Вова Т. – сразу и резко отказался. Ребята дружно возмутились его отказом, тогда Вова побежал, куда глаза глядят, два мальчика побежали за ним, но не догнали, а он вернулся домой. Мы взяли его рюкзак, и пошли дальше. Отдыхали, веселились... Вечером к Вове зашли две девочки, отдали рюкзак и вручили букет полевых цветов. Мальчик был испуган таким отношением, он ожидал другого, долго переживал случившееся (по наблюдению девочек). 1 сентября по дороге в школу меня догнал Вова с букетом цветов, извинился и сказал, что был не прав. Мы разговорились, и я узнал, почему он отказался нести картофель. Оказывается, когда он собирался в поход, то все думал, как облегчить свой груз, даже не взял необходимые вещи – и на тебе, вдруг картофель! Ему это показалось обидным, отсюда и реакция. Перед ребятами я его похвалил, раскрыл причину отказа и увидел радость за товарища в глазах ребят». Режимы подкрепления Бытует неправильный взгляд, что если вы начали вырабатывать поведение с помощью положительного подкрепления, то должны продолжать его применение на протяжении всей дальнейшей жизни субъекта; если этого не будет, то поведение исчезнет. Это неверно: постоянное подкрепление необходимо только на стадии обучения. Мы даем или должны давать начинающему множество подкреплений – обучение ребенка езде на велосипеде идет под настоящий поток: "Правильно, крепче держи руль, у тебя получилось, хорошо!" Но вы будете выглядеть довольно глупо (а ребенок решит, что вы сошли с ума), если вы будете продолжать хвалить его после того, как навык установился. Для того, чтобы поддерживать уже выученное поведение на определенном уровне надежности, не только не надо подкреплять его все время, а даже, наоборот, следует прекратить регулярные подкрепления и перейти на эпизодическое использование подкрепления, подаваемого в случайном и непредсказуемом порядке. Это и есть то, что психологи называют вариабельным режимом подкрепления. Вариабельный режим гораздо более эффективен для поддержания поведения, чем постоянный, предсказуемый. Действенность вариативного подкрепления лежит в основе всех азартных игр. Если каждый раз, опустив в автомат 5 центов, вы будете получать 10, то скоро потеряете к этому интерес. Чем длительнее интервалы между подкреплениями в вариативном режиме, тем сильнее он стимулирует поведение. Однако режимы с длительными интервалами работают против вас, когда вы пытаетесь угасить поведение. Если поведение не подкреплять совсем, то скоро появится тенденция к его угасанию; но если оно все-таки время от времени подкрепляется – неважно сколь эпизодично – одна сигарета, одна рюмка, одна поблажка ворчуну или нытику – и поведение вместо того, чтобы угасаться, может быть значительно усилено режимом с длительными интервалами между подкреплениями.
Всем встречались люди, которые непонятным образом привязаны к супругам или любовникам, которые с ними плохо обращаются. Может быть они – жертвы режима с длительными интервалами между подкреплениями? Если вы вступили в связь с очаровательным, обаятельным и внимательным человеком, а затем он становится все более несговорчивым (пьющим, тираничным и т.д.), но все же время от времени проявляет свои хорошие качества, вы станете жить ради этих все более редких моментов, когда вы получаете это прекрасное подкрепление: полное очарования, обаяния и веселья внимание. И парадоксально, что чем реже и непредсказуемей становятся такие моменты, тем сильнее становится их подкрепляющий эффект, и тем дольше ваша линия поведения будет сохраняться. Последнее утверждение Прайор подтверждается и данными лабораторных экспериментов: при вариативном подкреплении рефлекс оказывается даже более стойким по отношению к угасанию, нежели при постоянном подкреплении. [6] Самоподкрепление Одним из наиболее полезных практических применений подкрепления является самоподкрепление. Мы им часто пренебрегаем, отчасти потому, что это не приходит нам в голову, отчасти потому, что склонны требовать от себя гораздо больше, чем от других. В результате мы часто по несколько дней не расслабляемся, переходя от одной задачи к другой, от нее к третьей, не замеченные и не отблагодаренные даже самим собой. Лишение себя подкреплений, мне кажется, один из факторов повышения нервозности и депрессий. Вы можете подкрепить себя здоровыми способами – часом досуга, прогулкой, разговором с друзьями или хорошей книгой; или нездоровыми – сигаретами, виски, пищей, от которой толстеют и т.д. Во время написания этой книги я опробовала несколько программ формирования собственного поведения, направленных на то, чтобы бросить курить, следить за весом и правильно тратить деньги. Я обнаружила, что единственным наиболее успешным приемом самоподкрепления является постоянная регистрация результатов. Нужно вести регистрацию так, чтобы улучшение было видно сразу. Я использовала графики. С их помощью моя виновность за упущения могла уменьшаться при взгляде на график, на котором было видно, что несмотря ни на что я сейчас нахожусь на более высоком уровне, чем шесть месяцев тому назад. Еще, может быть, далеко до совершенства, но "кривая" графика шла в нужном направлении, и это является зримым доказательством улучшения; и хотя это само по себе является слабым, медленно действующим подкреплением, оно создает достаточную мотивацию, чтобы продолжать мои занятия. Советской и постсоветской психологической культуре свойственна традиция к использованию негативных самоподкреплений. Связано это, в том числе, с влиянием идеологических установок на негативное оценивание своих достижений в жизни. Эта ситуация, кстати, отражается на возникновении скрытых и открытых конфликтов между поколениями: поколение людей, выросших в советское время, раздражает манера молодых самовосхвалять, рекламировать себя, например, при приеме на работу.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.007 с.) |