Тексты для резюмирования и конспектирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тексты для резюмирования и конспектирования



Прайор К. Не рычите на собаку. М., 1995. С. 26-28, 31-34, 43, 70-71.

В начале 60-х годов Карен Прайор после окончания Корнельского университета стала дрессировщицей дельфинов в океанариуме. Будучи последователем идей бихевиоризма, она пыталась использовать их при дрессировке дельфинов. Постепенно она стала понимать, что приемы формирования поведения, используемые бихевиористами, являются универсальными и повторяющимися, идет ли речь о животных или о людях (в том числе ее детях). Однако, сколько она не смотрела литературы, нигде она не смогла обнаружить правил теории подкрепления, описан­ных таким образом, чтобы ими можно было пользоваться на практике. И тогда Прайор написала книгу, доступную для понимания всем, кто ее прочитает,«Не рычите на собаку». Небольшие выдержки из нее я привожу ниже.

Большой куш

Одним из наиболее полезных приемов подкрепления для человека и животных является применение большого куша. Это награда, которая во много, иногда в 10 раз, больше обыкновенного подкрепления и являющая­ся сюрпризом для субъекта. В рекламном агентстве, где я когда-то работа­ла, бывали официальные вечера на Рождество и неофициальные праздни­ки по поводу окончания большой работы или заполучения нового клиен­та. Но у председателя правления была еще привычка устраивать в год один или два абсолютно неожиданных вечера. Внезапно в середине дня он проносился по всем комнатам конторы, крича, чтобы все кончали работу.

Коммутаторы выключались, появлялась процессия поставщиков провизии, музыканты, буфетчики, шампанское, копченая семга, и все это только для нас и безо всякой особой причины. Это было неожиданным кушем для пятидесяти человек. Я думаю, что это очень способствовало поднятию духа коллектива.

Куш можно использовать и для того, чтобы отметить внезапное озарение. Один мой знакомый наездник, когда лошадь впервые проделывает какой-нибудь сложный маневр, соскакивает с нее, освобождает от седла и уздечки и свободно выпускает на манеж – куш полной свободы, который часто, по-видимому, может привести к образованию новой линии поведе­ния.

Как ни странно, получение всего одного куша может также улучшить ответы непокорного, испуганного или сопротивляющегося субъекта, ко­торый вообще не проявлял нужного поведения.

Когда мне было 15 лет, самым большим удовольствием для меня были уроки верховой езды. Конюшни, где я занималась, продавали билеты, каждый на 10 уроков. По своим деньгам я могла позволить себе билет в месяц. В то время я жила с отцом и мачехой; и хотя они относились ко мне хоро­шо, я вступила в один из тех периодов юности, когда беспрерывно, целыми днями бываешь невыносимо грубым и противным. Однажды вечером мои близкие, которые были любящими и изобретательными родителями, сказали, что они ужасно устали от моего поведения и поэтому решили меня наградить. И они презентовали мне ослепительно новый, дополни­тельный бесплатный билет на верховую езду. Один из них не поленился съездить на конюшни, чтобы купить его. Поразительно! Незаслуженно большой куш. Как мне помнится, я с ходу переменилась, и моя мачеха подтвердила это много лет спустя.

Почему незаработанный куш может оказать такое внезапное и далеко идущее влияние, я не совсем понимаю. Может быть, со временем кто-нибудь напишет диссертацию по этому поводу и объяснит нам это. Я только знаю, что дополнительный билет на верховую езду мгновенно снял у меня сильные чувства угнетенности и обиды.

Собственно говоря, «большой куш» является примером использова­ния известного метода решения проблемных ситуаций инверсии. Мне кажется, что инверсия (и "большой куш") срабатывает за счет нару­шения привычного хода действий воспитателя, что удивляет воспитуемого и заставляет его задуматься над ситуацией, осмыслить свою роль в ней. Однако применение метода "большой куш" имеет очевидные ограничения его применения. Одно из них связано с потенциальной спо­собностью к осознанию ситуации воспитуемым. В том случае, если че­ловек не сможет осмыслить происходящего, он скорее всего воспри­мет незаслуженный подарок как само собой разумеющееся, в результа­те этот подарок будет являться положительным подкреплением его негативного поведения. Второебольшой куш не может использовать­ся часто. И третье – очевидно, этот прием можно использовать в том случае, если все средства воспитания, связанные с "правильными" под­креплениями, не дали результата, и вся ситуация зашла в тупик. [4]

В качестве еще одного примера применения приема "большой куш" хочется привести случай, произошедший реально. [5]

Из воспоминаний учителя:

«Три года назад я пошел в однодневный поход с учащимися IY класса. Все проверил, как положено, но, пройдя 500 метров, решил еще раз прове­рить: у Оли М. оказался тяжелый рюкзак (она взяла 4 кг картофеля), он «резал» плечи. Посоветовавшись, ребята решили отдать картофель маль­чику, у которого был самый легкий рюкзак. Но этот мальчик – Вова Т. – сразу и резко отказался. Ребята дружно возмутились его отказом, тогда Вова побежал, куда глаза глядят, два мальчика побежали за ним, но не догнали, а он вернулся домой. Мы взяли его рюкзак, и пошли дальше. Отдыхали, весе­лились... Вечером к Вове зашли две девочки, отдали рюкзак и вручили букет полевых цветов.

Мальчик был испуган таким отношением, он ожидал другого, долго переживал случившееся (по наблюдению девочек).

1 сентября по дороге в школу меня догнал Вова с букетом цветов, извинился и сказал, что был не прав. Мы разговорились, и я узнал, почему он отказался нести картофель. Оказывается, когда он собирался в поход, то все думал, как облегчить свой груз, даже не взял необходимые вещи – и на тебе, вдруг картофель! Ему это показалось обидным, отсюда и реакция.

Перед ребятами я его похвалил, раскрыл причину отказа и увидел ра­дость за товарища в глазах ребят».

Режимы подкрепления

Бытует неправильный взгляд, что если вы начали вырабатывать поведение с помощью положительного подкрепления, то должны продолжать его применение на протяжении всей дальнейшей жизни субъекта; если этого не будет, то поведение исчезнет. Это неверно: постоянное подкрепление необходимо только на стадии обучения. Мы даем или должны давать начинающе­му множество подкреплений – обучение ребенка езде на велосипеде идет под настоящий поток: "Правильно, крепче держи руль, у тебя получилось, хорошо!" Но вы будете выглядеть довольно глупо (а ребенок решит, что вы сошли с ума), если вы будете продолжать хвалить его после того, как навык установился.

Для того, чтобы поддерживать уже выученное поведение на определенном уров­не надежности, не только не надо подкреплять его все время, а даже, наобо­рот, следует прекратить регулярные подкрепления и перейти на эпизодичес­кое использование подкрепления, подаваемого в случайном и непредсказу­емом порядке.

Это и есть то, что психологи называют вариабельным режимом подкрепления. Вариабельный режим гораздо более эффективен для поддержания поведения, чем постоянный, предсказуемый.

Действенность вариативного подкрепления лежит в основе всех азартных игр. Если каждый раз, опустив в автомат 5 центов, вы будете получать 10, то скоро потеряете к этому интерес.

Чем длительнее интервалы между подкреплениями в вариативном режиме, тем сильнее он стимулирует поведение. Однако режимы с длительными интервалами работают против вас, когда вы пытаетесь угасить поведение. Если поведение не подкреплять совсем, то скоро появится тенденция к его угасанию; но если оно все-таки время от времени подкрепляется – неважно сколь эпизодично – одна сигарета, одна рюмка, одна поблажка ворчуну или нытику – и поведение вместо того, чтобы угасаться, может быть значительно усилено режимом с длительными интервалами между подкреплениями.

Всем встречались люди, которые непонятным образом привязаны к супругам или любовникам, которые с ними плохо обращаются. Может быть они – жертвы режима с длительными интервалами между подкреплениями? Если вы вступили в связь с очаровательным, обаятельным и внимательным человеком, а затем он становится все более несговорчивым (пьющим, тираничным и т.д.), но все же время от времени проявляет свои хорошие качества, вы станете жить ради этих все более редких моментов, когда вы получа­ете это прекрасное подкрепление: полное очарования, обаяния и веселья внимание. И парадоксально, что чем реже и непредсказуемей становятся такие моменты, тем сильнее становится их подкрепляющий эффект, и тем дольше ваша линия поведения будет сохраняться.

Последнее утверждение Прайор подтверждается и данными лабораторных экспериментов: при вариативном подкреплении рефлекс оказыва­ется даже более стойким по отношению к угасанию, нежели при посто­янном подкреплении. [6]

Самоподкрепление

Одним из наиболее полезных практических применений подкрепления является самоподкрепление. Мы им часто пренебрегаем, отчасти потому, что это не приходит нам в голову, отчасти потому, что склонны требовать от себя гораздо больше, чем от других. В результате мы часто по несколько дней не расслабляемся, переходя от одной задачи к другой, от нее к тре­тьей, не замеченные и не отблагодаренные даже самим собой. Лишение себя подкреплений, мне кажется, один из факторов повышения нервоз­ности и депрессий.

Вы можете подкрепить себя здоровыми способами – часом досуга, прогулкой, разговором с друзьями или хорошей книгой; или нездоровы­ми – сигаретами, виски, пищей, от которой толстеют и т.д.

Во время написания этой книги я опробовала несколько программ формирования собственного поведения, направленных на то, чтобы бро­сить курить, следить за весом и правильно тратить деньги. Я обнаружила, что единственным наиболее успешным приемом самоподкрепления яв­ляется постоянная регистрация результатов. Нужно вести регистрацию так, чтобы улучшение было видно сразу. Я использовала графики. С их помощью моя виновность за упущения могла уменьшаться при взгляде на график, на котором было видно, что несмотря ни на что я сейчас нахожусь на более высоком уровне, чем шесть месяцев тому назад. Еще, может быть, далеко до совершенства, но "кривая" графика шла в нужном направ­лении, и это является зримым доказательством улучшения; и хотя это само по себе является слабым, медленно действующим подкреплением, оно создает достаточную мотивацию, чтобы продолжать мои занятия.

Советской и постсоветской психологической культуре свойствен­на традиция к использованию негативных самоподкреплений. Связано это, в том числе, с влиянием идеологических установок на негативное оценивание своих достижений в жизни. Эта ситуация, кстати, отра­жается на возникновении скрытых и открытых конфликтов между поколениями: поколение людей, выросших в советское время, раздра­жает манера молодых самовосхвалять, рекламировать себя, например, при приеме на работу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.007 с.)