Тема: альтруистическое поведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: альтруистическое поведение



Цель: ознакомление с темой «Альтруистическое поведе­ние». Выделение факторов, влияющих на оказание помощи в реальной ситуации взаимодействия.

Для подготовки к занятию необходимо ответить на вопро­сы:

1.Альтруистическое поведение. Теории альтруистического по­ведения.

2.Факторы, влияющие на оказание помощи.

3.Усиление альтруистического поведения.

Ход проведения п рактической части занятия: занятие проводится в виде игры. Группа делится на 2-3 части. Каждая из подгрупп придумывает свою ситуацию, в ко­торой другая подгруппа может (но не очень хочет) оказать ей помощь. Цель подгруппы – с помощью максимального количе­ства психологических средств добиться согласия на оказание этой помощи от другой подгруппы. В этом случае группа счи­тается выигравшей.

Возможные темы для обсуждения и дискуссии.

1. Что мешает нам оказывать бескорыстную помощь дру­гому человеку?

2. Действительно ли мы калькулируем пользу и затраты при оказании бескорыстной помощи? Можно ли назвать такую помощь «бескорыстной»?

Дополнительная литература

1. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых
группах [Текст] / Я.Л. Коломинский. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с.

2. Социальная психология личности [Текст] / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. – М.: Класс, 1979.– 240 с.

3. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир [Текст] / Е.В. Субботский. – М: ЧеРо, 2005. – 524 с.

4. Флейк-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими [Текст] /К. Флейк-Хобсон. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 511 с.

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Данная тема является междисциплинарной, что ведет к трудности выделения предмета изучения в курсе социальной психологии (исследование закономерностей формирования Я-концепции, например, является предметом исследования не только в возрастной, но и в социальной психологии). Тем не менее, я постаралась выделить и предложить на обсуждение те темы социализации личности, которые мне кажутся интересными и актуальными в настоящее время.

Семинарское занятие № 16.

Тема: Проблема социализации личности
в социальной психологии.

Цель: освоение основных понятий темы «Социализация», подробное раскрытие актуальных проблем социализации ребен­ка в современном мире.

Для подготовки к занятию необходимо ответить на вопро­сы:

Определение социализации. Основные параметры социа­лизации (нахождение близких людей, инкультурация, присвое­ние норм и правил поведения, социально значимых ценностей, присвоение стилей общения и эмоциональных эталонов). Соци­ально-психологические механизмы социализации (идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность). Основные институты социализации человека в обще­стве. Интенсивность протекания социализации на разных эта­пах социализации.

Кроме того, студенты заранее готовят доклады и высту­пают на занятии с ними. Темы выступлений:

1.Социализация ребенка в историческом и этнокультур­ном разрезе.

2.Полоролевая социализация ребенка.

3.Усвоение нравственных ценностей в процессе социали­зации ребенка.


Дополнительная литература

1. Байбурин, А.К. У истоков этикета: этнографи­ческие очерки [Текст] /А.К. Байбурин, А.Л. Топорков. – Л.: Наука, 1990. – 166 с.

2. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева – М.: Социальное здоровье России, 1994. – 224 с.

3. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляции поведения [Текст] / М.И. Бобнева. – М.: МГУ, 1990. – 367 с.

4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском воз­расте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

5. Винокурова, С.П. Личность в системе нравственных отношений [Текст] / С.П. Винокурова. – М: ЧеРо, 2005. – 524 с.

6. Исаев, Д.Н. Психогигиена пола у детей [Текст] / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. – Л.: Медицина, 1986. 336 с.

7. Каган, В.Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии [Текст] / В.Е. Каган. М.: Наука, 1991. – 48 с.

8. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон. – М.: Наука, 1988. – 270 с.

9. Коул, М. Культурно-историческая психология [Текст] / М. Коул – М.: Когито-Центр, 199. – 432с.

10. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг – СПб.: Питер, 2002. – 992 с.

11. Мид, М. Культура и мир детства [Текст] / М. Мид. – М.: Наука, 1988. – 429 с.

12.Нравственные проблемы развития личности [Текст] / Под. ред. Л.И. Титаренко. – М.: Смысл, 1998. – 369 с.

13. Ольшанский, В.Б. Психология – практикам: учителям, роди­телям и руководителям [Текст] / В.Б. Ольшанский. – М: Тривола, 1996, 264 с.

14. Орлов, Ю.М. Половое развитие и воспитание [Текст] / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 1993. – 240 с.

15.Психология развития от рождения до смерти [Текст] / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 – 656 с.

16. Снайдерс, М. Ребенок как личность [Текст] / М. Снайдерс. – М.: Смысл, 2003. – 181 с.

17. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир [Текст] / Е.В. Субботский. – М: ЧеРо, 2005. – 524 с.

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
И ПРОБЛЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Из года в год руководя психологической практикой сту­дентов вуза, я сталкиваюсь с одними и теми же проблемами. Связаны они с неумением студентов переходить от результа­тов тестов или других использованных методов изучения лич­ности человека к созданию целостного образа человека, опи­раясь на который психолог должен уметь формулировать конк­ретные рекомендации, прогнозировать будущее развитие собы­тий жизни человека (например, возникновение возможных кон­фликтов) и т.д.. Трудности в создании целостного, законченно­го образа связаны не только с неумением синтезировать полу­ченные данные, но и с тем, что эти данные часто носят проти­воречивый характер. В этом случае, необходимо решить, ка­кой же результат является более верным. Для этого необходи­мо сопоставить его с результатами других методик, понимая, что человек является не суммой психологических характерис­тик, а их взаимосвязанным континуумом (да простят мне та­кое называние хомо сапиенс). Прогноз будущего, выделение потенциальных сильных и слабых сторон личности предпола­гает опору на уже созданный целостный образ – с одной сторо­ны и умение связывать личностную характеристику и реаль­ное поведение в реальной ситуации – с другой.


Лабораторное занятие № 9 − 10

Тема: Социально - психологическая диагностика
и проблема прогнозирования социального поведения человека

Цель: освещение особенностей работы школьного психолога.

В ходе занятия студентам предлагаются на анализ отче­ты о проведении психологической практики, включающие ре­зультаты диагностики учеников. Опираясь на данные отчетов, студенты:

1. аргументировано определяют набор методик исследования социального поведения ребенка,

2. оговаривают особенности работы педагогов с учетом составленной социально-психологической характеристики ре­бенка,

3. прогнозируют социальное поведение ребенка на бли­жайшее будущее, оговаривая социальные факторы влияния.

Дополнительная литература

1. Акимова М.К. Психологическая диагностика [Текст] / М.К. Акимова. – СПб.: Питер, 2005. – 303 с.

2. Емельянов, Ю.Н. Дискуссионные методы в социальной пси­хологии. Игровые методы в социально-психологической прак­тике. Сенситивный тренинг [Текст] // Хрестоматия по социальной пси­хологии / Сост. Т.В. Кутасова. – СПб.: Речь, 2000. – С. 194-211.

3. Общая психодиагностика [Текст] / Под. ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Наука, 1994. – 460 с.

4. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р.В. Овчарова. М.: ТЦ «Сфера»,1993. – 231 с.

5. Робер М.-А., Тильман Ф. Методика наблюдения за вербальными и невербальными реакциями группы. План наблюдения и анализа групповой динамики [Текст] // Хрестоматия по соци­альной психологии / Сост. Т.В. Кутасова. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 172-184.

6. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология в школе [Текст] // Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т.В. Кутасова. М., 1995. С. 212 - 217.

7. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в об­разовании [Текст] / Е.И. Рогов – М.: Владос, 1996. – 529 с.

8. Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики [Текст] / А.Г. Шмелев. – М.: Феникс, 1996. – 544 с.

Семинарское занятие №17

Тема: Основные направления прикладных исследований
в практической социальной психологии

Цель: выделение возможных сфер деятельности практи­ческого психолога и его функций в этих сферах.

Для подготовки к занятию необходимо ответить на вопро­сы:

1. Роль практического психолога на производстве: основ­ные задачи, сферы работы, проблемы.

2. Роль практического психолога в школе: основные зада­чи, сферы работы, проблемы.

3. Практическая социальная психология и правосудие: ос­новные задачи, сферы работы, проблемы.

4. Практическая социальная психология и служба семьи: основные задачи, сферы работы, проблемы.

5. Практическая социальная психология и политика: ос­новные задачи, сферы работы, проблемы.

Дополнительная литература

1. Абрамова, Г.С. Практикум по психологическому консульти­рованию [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Изд. центр «ACADEMIA» 1995. – 128 с.

2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г.С. Абрамова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001. – 320с.

3. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологичес­кое консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. – М.: Класс, 1999.– 208 с.

4. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст]: С.А. Беличева. – М.: Социальное здоровье России, 1994. – 224 с.

5. Введение в практическую социальную психологию [Текст] / Под. ред. Г.М. Андреевой и др. – М.: Класс, 1994.– 214 c.

5. Дилигенский, Г.Г. Социально-политическая психология [Текст] / Г.Г. Дилигенский. – М.: Интерпракс, 1994. – 256 с.

6. Зазыкин, В.К. Психология в рекламе [Текст] / В.К. Зазыкин. – М.: Тривола, 1992. – 64 с.

7. Кричевский, Р.Л. Если Вы – руководитель [Текст] / Р.Л. Кричевский. – М.: Дело, 1996. – 352 с.

8. Мастеров, Б.М. Психология саморазвития: психотехника рис­ка и правила безопасности [Текст] / Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс, 1994. –160 с.

9. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 243с.

10. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 1993. – 231 с.

11. Ольшанский, В.Б. Психология – практикум: учителям, роди­телям и руководителям [Текст] / В.Б. Ольшанский.– М.: Тривола, 1996. – 264 с.

12. Фомин, Ю.А. Психология делового общения [Текст] / Ю.А. Фомин. – Минск: Амалфея, 2000. – 168 с.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова, Г.С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академия, 1999. – 144 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.

3. Андреева Г.М. и др. Современная социальная психология на Западе [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 272 с.

4. Аронсон, Э.И. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме [Текст] / Э.И. Аронсон. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 560 с.

5. Годфруа, Ж. Что такое психология? [Текст] / Ж. Годфруа. В 2-х т. Т.2. – М.: Аспект Пресс, 1992. С.71-123.

6. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 510 с.

7. Основы социально-психологической теории [Текст] / Под. ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. – М.: Изд. центр Академия, 2001. – 600 с.

8. Общая и социальная психология: Практикум [Текст] / Под. ред. Н.Д. Твороговой. – М.: МИА, 1997. – 374 с.

9.Практическая психология [Текст] / Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Питер, 2005. – 432 с.

10. Психология. Словарь. / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Класс, 1990.– 428 с.

11. Робер, М. А.. Психология индивида и группы [Текст] / М.А. Робер, Тильман Ф. – М.: МИА, 1988. – 324 с.

12. Руденский. Е.В. Социальная психология [Текст] / Руденский Е.В. – Новосибирск, 1993. – 228 с.

13. Семечкин, Н.И. Социальная психология / Н.И. Семечкин. – Р-н-Дону: Феникс, 1999. – 544 с.

14. Сидоренков, А.В. Социальная психология малых групп [Текст] / А.В. Сидоренков. – Р-н-Дону: Феникс, 2012. – 381 с.

15. Современная зарубежная социальная психология [Тексты] / Под. ред. Г.М. Андреевой и др. – М.: Класс, 1984. – 182 с.

16. Хрестоматия по социальной психологии. [Текст] / Сост. Т. Кутасова. – М.: Класс, 1995. – 222 с.

17. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 1995. – 544 с.

18. Шибутани,Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани. – Р-н-Дону: Феникс, 1999. – 544 с.

 


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

(Контрольные вопросы ко всему курсу). [20]

1. Если Вы даете детям вознаграждение за то, что им уже и так нравиться делать, то впоследствии эта деятельность понравится: а) больше, б) меньше, в) отношение не изменится.

2. Представьте, как авторитетная фигура просит студен­тов дать другому близкую к смертельной дозу яда. Какой про­цент студентов согласится это сделать?

3. Э Хасторф и X. Кантрил (1954) показали запись футбольного матча между командами Дартмута и Принстона студентам обоих учебных заведений и попросили их подсчитать, сколько раз каждая команда нарушала правила. Игра отличалась особой грубостью и вызвала горячие протесты со стороны болельщиков обеих команд. Как Вы думаете, какой результат получили исследователи? Чем его можно объяснить?

4. «Я помню, что как только я всерьез подумал о том, чтобы играть за деньги, сама игра отчасти утратила для меня свои магические свойства», - вспоминал великий баскетболист Билл Расселл. С чем связана такая переоценка ценностей?

5. Американский президент Бен Франклин был встрево­жен враждебным отношением к нему одного из членов госу­дарственного собрания штата Пенсильвания и решил как-то это преодолеть. Он не стал осыпать недоброжелателя знаками любви и внимания, а наоборот: попросил политического деяте­ля самого сделать для него доброе дело. Метод Франклина сработал – отношения наладились. Чем это можно объяснить?

6. В предрассветные часы июня 1981 года жителей одно­го из районов новостроек Лос-Анджелеса разбудил отчаянный вопль. «Пожалуйста, не убивайте меня», – надрывно кричала их соседка, женщина из зеленого дома. Потом многие говори­ли, что слышали отчаянные крики и мольбы о помощи. И тем не менее ни один из соседей не бросился на помощь. Никто даже не позвонил в полицию. Одна женщина, живущая через 2 дома, услышав крики, вышла на балкон, но затем вернулась в дом, так ничего и не предприняв. Через 12 часов люди, при­ехавшие в зеленый дом, обнаружили, что четверо их знакомых жестоко убиты и пятеро серьезно ранены. Истекающие кро­вью жертвы промучились целый день, напрасно ожидая помо­щи от соседей. Почему люди, становясь свидетелями насилия, в большинстве своем не склонны помогать жертвам и даже не звонят в полицию?

7. Что получил бы в ответ П. Лапьер в том случае, если бы он задавал владельцам гостиниц не общий вопрос («не мо­жете. Вы принять у себя представителей китайской нации?»), а более конкретный (например, станут ли те обслуживать обра­зованную, хорошо одетую и обеспеченную молодую чету ки­тайцев в сопровождении американского преподавателя колледжа)? Почему переформулировка вопроса повысила бы вероят­ность положительного ответа?

8. История «фантома - отравителя» началась в штате Иллинойс в 1944 году, когда одна из жителей городка сообщила полиции, что кто-то пустил ночью струю газа в открытое окно ее спальни. Вскоре многие другие жители также стали утверж­дать, что они подверглись «газовой атаке». Некоторые жители
даже караулили его на ступеньках своих домов, а кое-кто даже утверждал, что мельком видел или слышал его. Число обра­щений в полицию с жалобами на «газовые атаки» росло. На самом деле никакого отравителя не существовало. Шел воен­ный 1944 год, люди испытывали длительный стресс, симптомы
которого проинтерпретировали столь своеобразным образом. Действие какого социально-психологического явления мы на­блюдаем в данной истории?

9. Мода сама по себе является социальным явлением, достойным изучения. Однако на нее влияет ряд других соци­ально-психологических феноменов. Назовите их.

10. «Если подумать о длинной и мрачной истории челове­чества, то обнаруживается, что самые страшные преступле­ния совершались во имя послушания, а не во имя бунта», – ска­зал Ч. Сноу. Какое исследование подтверждает это высказы­вание наиболее ярко?

11. Роковое решение НАСА о запуске космического ко­рабля «Челленджер» было принято вопреки возражениям ин­женеров, говоривших, что низкие температуры представляют серьезную угрозу для резиновых кольцевых уплотнений (тех самых, которые не выдержали во время старта, что повлекло
за собой взрыв шаттла и гибель всей команды). Какое соци­ально-психологическое явление повлияло на принятие столь непродуманного решения руководством НАСА?

12. В исследовании Маккарти и Келли (1978) обнаружи­лось, что среди игроков в хоккей чаще всего посылают на ска­мью штрафников за открыто агрессивную игру тех, кто забил больше всего голов. В рамках какой теории агрессии проводи­ лось данное исследование?

13. Немецкие спортивные психологи обнаружили следую­щую закономерность: независимые судьи проявляли во время игры фаворитизм по отношению к команде - хозяйке поля (реже давали штрафные карточки, чаще назначали пенальти команде противника и т.д.). Чем это может объясняться?

14. Приведите примеры неправильной подачи обратной связи от учителя к ученику. В чем, на Ваш взгляд, наиболее частые причины неадекватной подачи обратной связи в педа­гогическом общении?

15. Больной не хочет оперироваться у одного хирурга (жен­щины средних лет), а хочет у другого (любого мужчины – хи­рурга). К какому типу психологических явлений относится дан­ная реакция больного?

16. Если бы Вы хотели узнать установку конкретного пре­подавателя по отношению к Вам, каким образом Вы бы получали от него информацию?

17. Выберите в своем воображении одного из студентов Вашей группы, к которому Вы хорошо относитесь. Какие фак­торы повлияли на Ваше отношение к нему?

18. Нарисуйте сопрограмму сплоченной группы.

19. «Мы – дружные» – так оценивают группу большинство ее членов. Социометрия показала, что общее число выборов у большинства членов группы равно числу взаимных выборов. Сопоставьте эти результаты с мнением членов группы.

20. Определите по содержанию диалога, умеют ли его участники слушать друг друга:

А. Хочешь послушать этот отрывок?

Б. Я уже это читал.

А. Я тебя так давно жду.

Б. Можно было бы и не ждать, позвонила бы...

21. Почему в толпе человек чувствует себя уверенно и не сомневается в тех действиях, в которые вовлекает его толпа?

22. О человеке известно, что он возглавляет группу, оппо­зиционную начальству завода. Какими качествами личности, по Вашему мнению, он обладает? Какие феномены социальной психологии повлияли на Ваш ответ?

23. Чем можно объяснить интуитивное восприятие друго­го человека?

24. Опишите признаки отсутствия делового лидера в груп­пе.

25. Опишите признаки отсутствия эмоционального лидера в группе.


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и задачи современной социальной психологии.

2. Методологические проблемы современной социальной психологии.

3. Использование методов воздействия в социальной пси­хологии.

4. Использование методов исследования в социальной психологии.

5. Дискуссионные проблемы применения методов соци­ально-психологического исследования.

6. История становления социальной психологии как науки.

7. Вклад классического бихевиоризма Б. Скиннера в со­циальную психологию.

8. Социально-когнитивный подход А. Бандуры.

9. Вклад гештальтпсихологии и когнитивизма в социальную психологию.

10. Феномен «рассеянного психоанализа» в социальной психологии.

11. Основные положения символического интеракционизма Дж. Мида.

12. Определение социальной группы. Классификация групп.

13. Социально-психологическая характеристика больших групп. Особенности исследования больших групп.

14. Психологические способы воздействия в больших груп­пах: заражение, внушение, подражание, мода.

15. Социально-психологическая характеристика малых групп. Этапы развития малой группы.

16. Групповая сплоченность и факторы, на нее влияющие.

17. Конформизм, причины и типы конформизма.

18. Динамика проявления конформизма в группе (экспери­менты М. Шерифа, С. Аша и С. Милграма).

19. Факторы, влияющие на конформное поведение.

20. Нонконформизм, причины его проявления в поведении
человека. Черты характера и принципы поведения нонконформного человека.

21. Социальная власть, типы социальной власти.

22. Лидерство, теории лидерства.

23. Признаки лидеров.

24. Типологии лидерства.

25. Стадии достижения статуса лидера.

26. Феномены влияния группы на личность: социальная фасилитация, факторы влияния на нее.

27. Социальная леность, избегание социальной лености.

28. Деиндивидуализация, избегание деиндивидуализации.

29. Принятие группового решения. Групповая дискуссия, формы ее проведения.

30. Психологические явления, возникающие в процессе группового решения.

31. Межгрупповое взаимодействие (эксперименты М. Шерифа и Г. Тэшфела). Преодоление ингруппового фаворитиз­ма и межгрупповой дискриминации.

32. Общение как коммуникация. Кодирование и декодиро­вание информации. Факторы, влияющие на декодирование.

33. Невербальное поведение, его элементы. Роль невер­бального поведения в коммуникативном поведении человека.

34. Основные закономерности декодирования невербального поведения.

35. Проксемические средства общения.

36. Обратная связь, ее средства, правила адекватной по­дачи.

37. Общение как перцепция. Социально – перцептивные характеристики общения. Эмпатия; факторы, влияющие на ее формирование.

38. Идентификация, ее влияние на формирование личности. Использование эмпатии и идентификации в практической работе психолога.

39. Рефлексия как социально - перцептивная характерис­тика личности.

40. Факторы, влияющие на точность восприятия. Стереотипизация, эффекты стереотипизации.

41. Каузальная атрибуция, ошибки каузальной атрибуции.

42. Барьеры общения и возможные пути их преодоления.

43. Аттракция в общении; факторы, влияющие на аттрак­цию.

44. Общение как интеракция. Типы интеракции. Условия оптимального использования каждого типа.

45. Типы взаимодействия в трансактном анализе.

46. Проблема установки в социальной психологии. Функ­ции и структура социальной установки. Феномен Лапьера.

47. Соотношение социальной установки и поведения.

48. Повышение силы социальных установок. Изменение социальных установок.

49. Определение агрессии, виды агрессии. Теории возник­новения агрессии.

50. Факторы, влияющие на агрессивное поведение.

51. Ослабление агрессии.

52. Определение альтруистического поведения – одного из разновидностей просоциального поведения. Теории альтруи­стического поведения.

53. Факторы, влияющие на оказание помощи. Усиление альтруистического поведения.

54. Понятие социализации. Основные параметры, социаль­но-психологические механизмы социализации. Основные инсти­туты социализации человека в обществе.

55. Социализация ребенка в современном мире.

56. Практические приложения социальной психологии. Основные направления и задачи прикладной социальной психо­логии. Специфика прикладного исследования в социальной пси­хологии.

57. Роли социального практического психолога в обще­стве. Психолог – практик на производстве, его основные зада­чи и направления работы. Работа психологов - практиков в области массовой коммуникации и рекламы.

58. Практический психолог в школе, его основные виды деятельности в ней. Социальная психология семьи. Вклад практической социальной психологии в политику и правосудие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не так давно, в 2008 году, социальная психология отмечала свое столетие. За это время было пройдено немало – сформулированы основные теоретические направления, подтвержденные огромным количеством экспериментов на разных выборках; социальная психология подготовила теоретическую платформу для создания большого количества практикоориентированных дисциплин, начиная с конфликтологии. Однако что же в будущем?

Анализируя сегодняшнее состояние социальной психологии, можно говорить о представленности двух основных ветвей: американской и европейской. Отдельно от них развивается отечественная социальная психология, которая официально была признана лишь в 90-х годах, и в настоящий момент она скорее находится в поисках своего места в мировой психологии. Произойдет ли в 21 веке объединение всех перечисленных ветвей – покажет будущее.

Что же касается основной проблемы, которая будет занимать умы социальных психологов 21 века, то (соглашусь с одним известным ученым) скорее всего это будет область социальной перцепции. И нарастание конфликтности в мировом сообществе, которое особенно явно в последние три года, провоцирует интерес к данной проблеме: ведь ответ на вопрос «что происходит в сознании отдельных людей и групп в ситуации предконфликтного взаимодействия» поможет избежать эскалации данного конфликта в будущем.

 

 


 

Учебное издание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.62.42 (0.116 с.)