Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Характеристика интерактивной стороны общения
Цель: самоанализ типов взаимодействия. Для подготовки к практическому занятию необходимо ответить на вопросы: 1. Стратегии межличностного взаимодействия, условия их адекватного применения. 2. Влияние личностных характеристик на использование стратегий взаимодействия. 3. Причины неадекватного использования стратегий взаимодействия. При подготовке к занятию студенты отвечают на вопросы теста. В ходе занятия по результатам теста студенты пишут заключение, включающее ответы на вопросы подготовки к практическому занятию. Диагностический материал к занятию. Тест описания поведения К. Томаса. В 30 парах суждений выберите то суждение из пары, которое является наиболее типичным для характеристики Вашего поведения. 1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. 2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных. 3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 4. А. Я старюсь найти компромиссное решение. Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего. 7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. Б. Я считаю в чем-то возможным уступить, чтобы добиться другого. 8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. состоят все затронутые интересы и вопросы. 9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 13. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. 14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. 16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. 17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. 20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 21. А. Ведя переговоры, я старюсь быть внимательным к желаниям другого. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека. Б. Я отстаиваю свои желания. 23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого. 29. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. 30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха. Количество баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в ситуации взаимодействия. Ключ
Дополнительная литература 1. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, решения конфликтов [Текст] /В.И. Андреев. – Казань, 1992. – 142 с. 2. Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации [Текст] / Д.П. Гавра. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с. 3. Кричевский, P.Л. Социальная психология малой группы [Текст] / P.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с. 4. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл; М.: Академия, 2005. – 368 с. 5. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации [Текст] / Под. ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск: Петроком, 1992. – 318 с. 6. Петровская, Л.А. Компетентность в общении [Текст] / Л.А. Петровская. – М.: МГУ, 1989. – 148 с. 7. Психологические исследования общения [Текст] / Под. ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Мысль, 1985. – 325 с. 8. Скотт, Дж. Г. Сила ума [Текст] /Дж. Г. Скотт. – Киев: Век, 1991. – 227 с. 9. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учеб. Пособие /Л.Д. Столяренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д, 2000. – 72 с. 10. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М. Юсупов. – Казань: Таткнигоиздат, 1991. – 192 с.
ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ Социальное восприятие является одной из наиболее излюбленных и в то же время загадочных тем социальной психологии. Загадочность ее связана с двумя шаблонными и одновременно магическими для психологов словами «работа сознания». Почему одному человеку мы сразу и безоговорочно доверяем, а другому нет? Почему отлично отвечающий студент может получить на экзамене оценку ниже, чем хуже отвечающий? Эти и подобные им вопросы заставляют ломать голову не одного ученого (понятно, что, прежде всего, речь идет об исследователях - когнитивистах).[13]
Анализируя теоретический материал по социальному восприятию, можно выделить два блока исследований, привлекающих наибольшее внимание ученых. Первый включает исследование феномена эмпатии – ее проявления в ситуации общения, условий ее формирования в детском возрасте, корреляции ее с другими психологическими феноменами. Однако, достаточно подробно исследовав феномен эмпатии, психологи не договорились о ее дефиниции. Более распространенная точка зрения связана с рассмотрением эмпатии как эмоционального «вчувствования», сопереживания другому. Но существует и другая точка зрения, приверженцы которой считают, что эмпатия связана с пониманием эмоций другого человека, осмыслением эмоциональной ситуации общения. Точное определение рассматриваемого нами феномена является отнюдь не только теоретической задачей. Ведь, в конечном счете, речь идет о тех средствах, с помощью которых происходит формирование эмпатии у ребенка. Должен ли ребенок учиться на интуитивном (часто невербализуемом) уровне понимать эмоции другого человека, сопереживая ему, или достаточно того, что он научится определять, что чувствует его собеседник, по вербальным и невербальным показателям эмоций? Понятно, что в первом и втором случае используются совершенно разные средства формирования. Еще один проблемный вопрос – об оптимальном уровне эмпатии. В литературе пишут о высоком уровне эмпатии как желаемом для личности. Однако «высоком» насколько? Ведь иногда мы встречаемся с примером негативного влияния высокого уровня эмпатии на взаимодействие с другим человеком (то же самое касается проявления двух других социально-перцептивных феноменов – идентификации и рефлексии). Если же ввести понятие «слишком высокий» уровень эмпатии, то сразу же возникнет вопрос: «а что такое слишком?» На мой взгляд, требования к проявлению уровня эмпатии диктует ситуация взаимодействия, поэтому говорить обобщенно об оптимальном уровне этой социально-перцептивной характеристики вряд ли правомерно. Второй (больший по объему) блок исследований включает работы, касающиеся искажения социального восприятия. И по большому счету неважно, идет ли речь о проявлении феномена, связанного с каузальной атрибуцией, или же это отражение стереотипизации. Эффекты стереотипизации и ошибки каузальной атрибуции часто бывают похожи, описываются одними и теми же словами,[14] но, правда, называются в разных источниках совершенно по-разному. Это запутывает студентов, которым начинает казаться, что количество эффектов искажения безгранично. В связи с этим оговорю два принципа, которые, на мой взгляд, лежат в основе процессов искажения социального восприятия.
Первый – принцип экономичности восприятия. В соответствии с ним человек актуализирует в своем сознании ту информацию, которая доступнее (легче припоминается, понятнее, лучше встраивается в имеющиеся когнитивные схемы и т.д.). В связи с этим человек, уже имеющий определенную информацию о другом человеке, скорее будет опираться на нее, нежели на свои собственные беспристрастные наблюдения. Конечно, в ряде (наверное, даже в большинстве) случаев такая тактика приводит к более быстрому адекватному реагированию и экономии когнитивных усилий. Однако нередки и те случаи, когда, полагаясь на готовые схемы, мы ошибочно оцениваем того или иного человека. Что же происходит в том случае, когда мы убеждаемся в неправильности нашего восприятия? Насколько быстро мы перестраиваем наше убеждение? К сожалению, исследования американских психологов (например, Anderson et al.), проведенные в 80-90-х годах, говорят о крайней устойчивости социальных представлений – даже после того, как испытуемые узнавали о фиктивности полученной ими информации, они все равно предпочитали придерживаться взглядов, сформированных на основании ложной информации. Еще один неутешительный факт связан с существованием т.н. самореализующегося пророчества. Наличие этого феномена уменьшает возможность исправления искаженной информации, так как большинство людей не помнит (или подсознательно не хочет помнить), что именно они явились первопричиной негативного поведения партнера по общению. Все вышеизложенное представляет человека далеко не в позитивном свете. Некоторые психологи даже стали характеризовать людей как «когнитивных глупцов». Однако вряд ли все настолько однозначно.[15] Скорее правы те, кто говорит о зависимости стремления к когнитивной экономии от ситуации, в которой находится человек, а также от его личностных особенностей, проявляющихся в этой ситуации (мотивации, эмоциональных характеристик, социальных установок и т.д.). То есть если человек мотивирован на более детальное отражение ситуации, то это отразиться на работе его когнитивных процессов и повлияет на более адекватное отображение действительности. Второй – принцип сохранения своей Я-концепции в желательном для субъекта виде (при этом надо учитывать, что далеко не всегда люди стремятся сохранить только хорошее представление о себе и высокий уровень своей самооценки). Безусловно, данный принцип является логическим продолжением первого – однажды сформированное представление о себе трудно поддается корректировке.
Я не рассматриваю подробно те эффекты искажения социального восприятия, которые можно объяснить двумя вышеизложенными принципами, но призываю читателей самим подумать над этим вопросом. Заканчивая вступление к теме «Социальная перцепция», хочу поговорить о том феномене, который вызывает наибольшие трудности понимания со стороны студентов – о каузальной атрибуции.[16] Наибольшее количество вопросов возникает при изучении фундаментальной ошибки атрибуции. С одной стороны Д. Майерс в известном учебнике и другие авторы многочисленных нынче пособий по социальной психологии говорят о том, что фундаментальная ошибка проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные (личностные) влияния на поведение других людей. Однако мы видим, что фундаментальная ошибка атрибуции не всегда имеет место. Это значит, что существует ряд факторов, влияющих на ее появление. Кроме того, каузальная атрибуция изучает объяснение поведения не только другого человека, но и своего собственного. И в этом случае, как мы видим из собственного опыта, фундаментальная ошибка также влияет на наше восприятие. Это позволило некоторым авторам дать другое определение фундаментальной ошибки – суть ее в приоритете, отдаваемом нами личностным или ситуационным причинам при объяснении своеобразия собственного или чужого поведения (6, с. 223). Причем не всегда речь идет о недооценке ситуационных факторов при объяснении чужого поведения и недооценке личностных факторов при объяснении своего. Например, в ситуации успеха мы, скорее всего, столкнемся с прямо противоположной картиной (вероятно, это связано с нашим стремлением сохранить свою Я-концепцию на более высоком уровне, нежели образ партнера по общению). Для иллюстрация проявления фундаментальной ошибки атрибуции и ее преодоления приведу выдержку из описания работы психолога - специалиста по семейным конфликтам (цит. по: Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2001. С. 157). При работе с супружескими парами очень важной задачей является... совершить переход от диспозиционных к ситуационным атрибуциям. Как правило, семейные проблемы описываются с использованием диспозиционных характеристик; «Он холодный, замкнутый человек. Он просто не способен рассказать о своих чувствах». «Она ненасытна в своих требованиях; что бы я ни сделал – ей все мало». В ответ на это я обычно спрашиваю, была ли хоть раз такая ситуация, когда он рассказал о своих чувствах, или она была довольна тем, что он сделал. К счастью всегда находится хоть один случай, когда все было именно так, и оба супруга с этим соглашаются. Даже если такое нетипичное поведение имело место всего лишь один раз, это все равно означает, что он не замкнутый человек, а скорее человек, которому легче раскрыться в определенной ситуации; и она не ненасытный человек, а человек, которому скорее легче чувствовать удовлетворение в определенной ситуации. Задача заключается в том, чтобы попытаться определить, какие особенности этих ситуаций позволили ему раскрыться, а ей – чувствовать удовлетворение.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.02 с.) |