Тема: Обратная связь в общении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Обратная связь в общении



Цель: анализ процесса обратной связи в ситуации психо­логического консультирования.

Подготовка материалов по воп­росам:

обратная связь, характеристики эффективной обратной связи.

Задачи анализа:

1) выделите типичные ошибки при подаче обратной связи посредником (школьным психологом);

2) укажите возможные причины (личностные или ситуа­тивные) появления этих ошибок;

3) сформулируйте общие рекомендации по подаче обрат­ной связи психологом в данных ситуациях.

Материал для анализа.

Ситуация 1.

К психологу обращается мать, у которой возникли про­блемы в отношениях с дочерью-подростком.

Мать. У меня такая ситуация... У меня дочь не ночует дома.

Посредник. Вы рассказывайте, я вас слушаю.

Мать. Ну что рассказывать... Я так волнуюсь, не знаю, что и думать. Посоветуйте мне что-нибудь.

Посредник. Расскажите, бывали ли такие ситуации преж­де?

Мать. Нет, только последние два раза. Она грубит, скан­далит, прямо не знаю...

Посредник. А друзья к ней заходят?

Мать. Я не знаю. Я работаю, подрабатываю. Мы живем одни, без папы. Маленькая она была послушная. У меня вре­мени было мало. Ее бабушка воспитывала. Я с ног сбилась, искала ее...

Посредник. А вы не старались с ней поговорить?

Мать. Ну как, старалась, но она же не слушает.

Посредник. А как вы к ней относитесь?

Мать. Ну как отношусь? Я же мать (с раздражением).

Посредник. Может быть, у нее есть какие-то привычки, которые вам не нравятся? Вы говорите ей об этом? Расскажи­те, из-за чего у вас конфликты?

Мать. Она грубит, не слушает. Я и не замечала раньше, ребенок как ребенок, слушалась...

Посредник. Может быть, какие-то запреты у вас суще­ствуют? Что вы ей не разрешаете?

Мать. Я прихожу поздно, работаю еще дополнительно, очень устаю, хочу отдохнуть. Ей же надо – то туфли, то еще что нужно. Денег у нас мало.

Посредник, Расскажите какой-нибудь случай, ссору меж­ду вами.

Мать рассказывает эпизод, когда она обратилась к дочери с просьбой сходить в магазин, а та отказалась («Потом схожу»). После этого они сильно поссорилась. Именно после этой ссоры дочь, не предупредив мать, ушла ночевать к бабушке. «Мы совсем чужие стали, как два врага». Мать говорит так, что чувствуется: ей хочется выговориться.

Посредник. Может быть, когда вы ее просили, у нее было какое-то свое дело?

Мать. Ну какое свое дело? (С сильным раздражением.) Она должна помогать! Какие еще свои дела?

Посредник. Да. Она, конечно, должна, но вы не пробовали встать на ее позицию?

Мать. Я хочу, чтобы вы ей объяснили, что так нельзя.

Посредник. Хорошо.

Ситуация 2.

К психологу приходит дочь Оля. Оля очень насторожена, и самым неприятным для нее моментом в возникшей ситуа­ции, видимо, является то, что в двухдневных поисках ее мать обращалась в том числе и в милицию. Возможно, впрочем, что она немного манипулирует этим обстоятельством, представ­ляя его как нанесенную ей обиду и потому уязвимое место в позиции «матери». Входит Оля.

Посредник. Как дела, как успехи?

Оля. Какие успехи?

Посредник. Ну, школьные...

Оля. Хорошо.

Посредник. У меня к тебе такой разговор. Ко мне прихо­дила твоя мама... Ты бы не могла мне рассказать, что случи­лось?

Оля. Что, опять из милиции приходили?

Посредник: Я об этом не знаю,

Оля. Вы все заодно.

Посредник. Олечка, у нас так разговора не получится, если ты так реагируешь. Расскажи сама что хочешь.

Оля. Мне ничего не хочется рассказывать.

Посредник. Ну вот, ты ушла из дома, не ночевала дома... А ведь дома лучше.

Оля. А почему она в милицию обратилась?

Посредник. Ведь она же волнуется... А ты бы хотела по­мириться с мамой?

Оля. Да.

Посредник. А как?

Оля. Без милиции.

Посредник. А еще?

Оля. Чтобы она на меня не кричала и не командовала мной.

Посредник. Можем ли мы встретиться все вместе – и ты, и мама?

Ситуация 3

Этап совершенствования работы с матерью. Посредник. Я говорила с Галиной Петровной и с Олей, и теперь мы собрались все вместе обсудить эту ситуацию. Вы согласны, Галина Петровна? Может быть, вы хотите что-ни­будь сказать?

Мать начинает излагать свою позицию, в основном говоря о своих претензиях к дочери и ее неправильном по­ведении.

Посредник. Как вы считаете, можно исправить эту ситу­ацию?

Мать. Оля не должна грубить, она должна слушаться меня...

Посредник. Оля, а как бы ты хотела изменить ситуацию?

Оля. Пусть она не кричит на меня. Вообще не умеет раз­говаривать.

Мать. А ты умеешь?

Между матерью и дочерью начинается перепалка. Оля пускает в ход свой главный аргумент: «Ты зачем вызывала милицию?»

Мать. Я не вызывала.

Оля. Нет, вызывала, и т.д.

Посредник, не вмешивается и дает им высказаться. Довольно быстро они успокаиваются, начинают говорить спокойнее и медленнее. Возникает пауза.

Посредник. Мама старше, ее надо слушаться.

Мать (ободренная поддержкой). Вы ей скажите, чтобы она меня слушалась.

Ситуация 4

Этап совершенствования работы с дочерью.

Посредник (матери). Вы хотите, чтобы ваш ребенок стал взрослым?

Мать. Да, я хочу, чтобы она была самостоятельной, по­могала мне.

Посредник. В компании с друзьями ты чувствуешь себя взрослой?

Оля. Во всяком случае, там на меня не кричат.

Посредник. Что ты можешь со своей стороны сделать, чтобы на тебя не кричали? Хотела бы ты, чтобы у тебя дома было чисто, красиво, цветы на столе? Представляешь, как это было бы хорошо? Ты бы этого хотела?

Оля (реагирует неожиданно эмоционально, почти кри­чит). Я хочу, чтобы у меня была своя жизнь, у вас своя, а у меня – своя.


Дополнительная литература

(связана с эффективной обратной связью, Вы − подходом, Я – подходом, техникой начала разговора, техникой эмпатического слушания, парафразом и т.д.).

1. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: МПА, 1995. – 272 с.

2. Войскуновский, А.Е. Я говорю, мы говорим [Текст] / А.Е. Войскуновский, М.: Аст, 1982. – 269 с.

3. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.

4. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене
общения [Текст] / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

5. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство [Текст] / А.Б. Добрович. – М.: Знание, 1978. – 148 с.

6. Кроль, Л.М. Человек – оркестр [Текст] / Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова – М.: Класс, 2005.– 98 с.

7. Лабунская, В.А. Невербальное поведение [Текст] / В.А. Лабунская. – Р-н-Дону: Рост. гос. ун-т им. М. А. Суслова, 1986. – 135 с.

8. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.

9. Межличностное восприятие в группе [Текст] / Под ред. Г.М. Андреевой, – М.: МГУ, 1981. –295 с.

10. Мухин, С. Техника семейной терапии [Текст] / С. Мухин, Ч. Фишман. – М.: Независимая фирма Класс, 1998. – 304 с.

11. Петровская, Л.А. Компетентность в общении [Текст] / Л.А. Петровская. – М.: Смысл, 2007. – 850 с.

12. Пиз, А. Язык телодвижений [Текст] / А. Пиз. – М.: Эксмо, 2005. – 186 с.

13.Психологические исследования общения. / Отв. ред. Б.Ф. Ломов и др. М.: Класс, 1985. – 350 с.

14. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учеб. пособие /Л.Д. Столяренко. ––3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д, 2000. – 72 с.

15. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М. Юсупов. – Казань: Таткнигоиздат, 1991. – 192 с.

Лабораторное занятие №6

Тема: Общение как диалог

Цель: отработка навыков диалогического общения.

Для подготовки к занятию необходимо ответить на вопросы:

1. Правила диалогического взаимодействия.

2. Техника диалога:

* Метод снятия напряженности;

* Метод зацепки;

* Метод стимулирования воображения,

* Метод прямого подхода.

3. Обратная связь, характеристики эффективной обрат­ной связи.

Задания для разыгрывания и обсуждения.

1. Развитие коммуникативных навыков:

* Упражнение - игра «заблудившийся рассказчик» (4, 104);

* Упражнение - игра «точка зрения» (2, 189).

2. Диагностика навыков взаимодействия (4, 113-115).

3. Развитие навыков взаимодействия в стиле «сотрудни­чество» (2, 190, 3.1.7; 5,351, упр. «рисунок»).

4. Тренинг понимания эмоционального оттенка высказывания (1, 81-82; 4, 70).

5. Тренинг умения подачи эффективной обработки связи:

* 99 способов сказать «Очень хорошо!» (1, 75);

* техника восстановления текста диалога (1, 72; см. материал для анализа);

* техника постановки вопросов к высказыванию (1,71 - 72);

* дать оптимальное обратное высказывание на фразы: «Мой ребенок всегда поступает необдуманно», «Мне кажется, я теряю себя»; «Вечно все на меня смотрят и смеются» и т.д.;

* игра «контакт масок» (5, 201 - 202).

6. Метафорическое составление образа воспринимаемо­го человека. Игра «метафора» (2, 188).

Материал для анализа.

Попробуйте восстановить текст высказывания, к которо­му психологами (20 человек) были поставлены следующие варианты вопросов:

1. Вы замужем?

2. Что, Вы считаете, необходимо и достаточно для ощущения счастья?

3. Вы не хотели бы уточнить, что Вас больше всего удручает, беспокоит сейчас?

4. Что именно?

5. Что Вы подразумеваете под словом «поздно»?

6. Правильно ли я Вас поняла, что все желаемое достигается не сразу?

7. Что Вам не хватает в жизни?

8. Вы хотите сказать, что у Вас что-то случилось?

9. Почему Вы так думаете?

10. Вы недовольны собой?

11. Вы устали надеяться?

12. Не рано ли отчаиваться?

13. Вы переживаете какие-то разочарования?

14. Вы разочарованы?

15. Вы несколько раз переживали упущенные возможности?

16. А почему Вы так думаете?

17. Когда Вы так решили?

18. Когда Вы пришли к этому выводу?

19. Когда у Вас возникло это чувство?

20. Произошло что-то серьезно?

Вопросы для обсуждения.

1. Что для Вас выражение «гармонизация общения»?

2. Что для Вас является самым трудным в общении?

3. Какими характеристиками должен обладать человек, ком­петентный в общении?

Дополнительная литература

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консульти­рованию. Екатеринбург [Текст]: учеб. пособие / Г.А. Абрамова. – 2- е изд., стер. – М.: Академия, 1997. – 367 с.

2. Игры – обучение, тренинг, досуг [Текст]: в 4-х книгах / Под. ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 230 с.

3. Петровская, Л.А. Компетентность в общении [Текст] / Л.А. Петровская. – М.: МГУ, 1989. – 148 с.

4. Фомин, Ю.А. Психология делового общения [Текст] / Ю.А. Фомин. Минск: Амалфея, 2000. – 168 с.

5. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М. Юсупов. – Казань: Таткнигоиздат, 1991. – 192 с.

Лабораторное занятие №7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.031 с.)