Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Манипулятивное воздействие в общении
Цель: демонстрация применения приемов манипуляции в различных ситуациях, выработка навыков защиты от манипуляций. При подготовке к лабораторному занятию студенты, кроме теоретического материала, также готовят конспект работ А. Добровича и В. Шейнова. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987. С. 60, 64-69. А.Б. Добрович является хорошо известным широкому кругу читателей популяризатором психологических и психотерапевтических идей. ...Следует остановиться на насильственных ограничениях контакта. Такие ограничения относят к случаям «игр», имея в виду «проигрыш» того из партнеров, которого ограничили в общении или в достижении своих целей. Мы бы предпочли называть эти случаи «манипуляциями». Коммуникативные манипуляции людей чаще всего далеки от невинных игр. В отличие от спортивных, политических и тому подобных игр, которые могут быть «честными» и «нечестными», манипуляции всегда нечестны. Поговорим о них подробнее. По структуре их можно разделить на «однотактные» и «многотактные». Примером однотактной манипуляции является случай: продавец – покупатель (манипуляция «ловушка»). - Этот термос подошел бы Вам больше всех... (Только не знаю, можете ли Вы себе позволить такие расходы). - Я беру его, это как раз то, что мне надо. Следующий пример иногда представляет собой однотактный вариант манипуляции «хлопанье дверью»: Муж (дружелюбно). Тебе не попадались на глаза мои запонки? Жена. Вечно ты все теряешь, не можешь без няньки! Муж, взорвавшись, выходит из комнаты, сильно хлопнув дверью. По каким-то причинам жена этого и добивалась. Еще один пример однотактной манипуляции «все из-за тебя». Отец семейства корпит над чертежами, делать которые он не умеет и не любит. Сын стучится и входит с вопросом: «Мама зовет обедать – идешь?» Горе - чертежник сажает кляксу на ватман и ожесточенно восклицает: «Что ты наделал, это все из-за тебя!» Многотактные манипуляции состоят из целой серии трансакций. Пример: многотактная манипуляция «хлопанье дверью»: Муж (дружелюбно). Интересно куда подевался ключ от этого ящика. Тебе не попадался? Жена. Ослеп, что ли? Вон у зеркальца. Муж. При чем тут «ослеп» – вещи должны быть на своих местах.
Жена. Вы со своей мамочкой не упустите случая сказать мне гадость. (Далее, перейдя на «мамочку», разговор оканчивается тем, что кто-то из них хлопает дверью. По всей вероятности, это в интересах жены.) Еще пример: манипуляция «тупик». Жена чувствует, что муж начал тяготится ею. Между тем тот приносит билеты в театр на спектакль, давно интересующих обоих. В ходе возбужденного переодевания жены он, однако, делает ей резкое замечание: «Всегда ты копаешься!» - Ничего на такси успеем. - На такси? Какая расточительность! Вот для чего я должен трудится как проклятый! Если ему удается спровоцировать на ответные «уколы», манипуляция переходит в хлопанье дверью. Муж отправляется к своим знакомым, предоставив жене, если ей угодно, самой мчаться в театр. При этом он добился желаемого, с другой стороны – не несет ответственности за скандал. Ведь не кто иной, как он, принес билеты. Жена оказывается загнанной в «тупик». Иногда между сериями манипулятивных трансакций возможны длительные (и запланированные) перерывы. Такова манипуляция «попробуй отними». Петров взял у Иванова редкую книгу. Иванов просит вернуть ее. Петров выражает готовность сделать это, несколько раз «забывает» о своем обещании, а затем зовет Иванова в гости. Принимая его, он держится так, что тот чувствует себя польщенным. Однако, как бы между прочим, Петров роняет фразу: «Надеюсь, Вы пришли к нам не только из-за Вашей книги?» Это затрудняет для Иванова напоминание о книге, и он уходит ни с чем. На следующий день Петров всплескивает руками: «Мы заговорились и забыли о книге!» Иванов вынужден ответить: «Ничего страшного». Пользуясь этим, Петров тут же добивается разрешения передать книгу своему приятелю Н. – «всего на пару деньков». Далее, предупреждая вопрос Иванова о книге, он снова зовет его в гости и т.д. С точки зрения «выгоды» манипулятора можно подразделить манипуляции на житейски выгодные и психологически выгодные (хотя нередко одно сочетается с другим). Яркий пример житейски выгодной манипуляции – «бутерброд». Муж просит жену не выбрасывать вчерашние котлеты, а сделать из них бутерброд и завернуть ему на работу (хотя жене известно, что на работе есть буфет, где вкусно и недорого кормят). Это продолжается изо дня в день, и имеет совершенно определенную цель: предотвратить просьбы жены о покупке ей нового пальто. Создается «контекст», в котором подобная просьба прозвучала как неуместная и даже наглая.
Психологически выгодна манипуляция «если бы не было тебя». Муж постоянно твердит жене «если бы не было тебя», он давно бы закончил диссертации. В один прекрасный день жена собирается с детьми пожить две недели у своей родни. Муж, однако, не в восторге от этой идеи. Он вынужден предпринять новую манипуляцию (например, «мнимый больной»), чтобы задержать жену. В действительности ему было необходимо очистить совесть, а заодно поддержать в жене чувство вины. Еще одна манипуляция. Ее детский вариант представлен в романе Ч. Диккенса «Большие ожидания». Девочка в чистом накрахмаленном платье выходит на крыльцо и просит мальчика, ее обожателя, слепить ей пирог из песка. Мальчик бросается выполнять эту просьбу, после чего девочка морщится: «Фу, какой ты грязный, противный – весь в песке». Манипуляция может соответственно носить название «песочный пирог». Взрослый ее вариант часто связан с половым негативизмом одного из супругов. Если контакт в целом представляет собой серию манипуляций и ничего более, то перед нами случай формального общения, в котором один из партнеров насильственно ограничивает действия другого. Не следует, однако, забывать, что к манипуляциям иногда прибегают из-за бессознательного лукавства, или интуитивно преследуя взаимовыгодные цели. Так, «хлопанье дверью» провоцируется иногда любящей женой. Вслед за манипуляцией ее общение с мужчиной становится на некоторое время формальным. Но это непривычно для мужчины и крайне тяготит его. Чувство вины, привязанность к женщине или хотя бы скука побуждают его сделать первый шаг к примирению, которое оказывается тем более пылким, чем холоднее была формальная полоса взаимоотношений. Так подчас оживляется «потускневшее супружество». Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). М. – Минск, 2001. С. 350 − 397 (выборочно) ...При всем громадном многообразии скрытого управления оно имеет общую схему построения. Это позволяет выстроить надежную защиту от него. Осуществить ее можно по следующей универсальной блок – схеме.
Рассмотрим каждый блок. Поскольку предтечей управляющего воздействия является получение информации об адресате, то ясно, что, прежде всего, необходимо по возможности не дать инициатору сведений о себе. * Невозмутимость, умение скрывать свои чувства. * Мой дом – моя крепость. Дом – неиссякаемый источник информации о хозяевах, их привычках, недостатках и т.д. – обо всем том, что может послужить мишенью. * Подчеркнуто вежливые формы обращения. * Долгие паузы. * Учитесь говорить «нет». * Непредсказуемость. * Что имеете – храните. * Опытные люди стараются не только не демонстрировать свои достижения, а даже скрывают их. Осознайте, что Вами управляют.
Главным признаком этого является чувство внутренней борьбы: Вам не хочется что-то делать, говорить, а приходится – иначе неудобно, Вы будете плохо выглядеть. Анализ ситуаций скрытого управления показывает, что почти всякий раз можно обнаружить нарушение управляющим субъектом какого-либо из правил этики. Например, манипулятор обращается к Вам в неудобный для Вас момент. При этом может извиниться, что да, он понимает, что Вам некогда, но он отнимет «несколько секунд». Другими признаками могут быть вдруг возникшие чувства вины или опасности. А также что Вы кому-то вдруг оказываетесь «должны» или зависимы от какого-то обстоятельства. Все это должно мобилизовать Вас для отпора. Достаточно сказать себе: «Стоп, манипуляция!» Пассивная защита может осуществляться в следующих формах: 1. Никак не реагируйте на слова манипулятора. 2. Делайте вид, что «туповаты», не поняли, о чем идет речь. 3. Заговаривайте совсем о другом. 4. «Соглашайтесь» с предложением манипулятора, но обусловливая его тем, что зависит от Вас; это позволит в дальнейшем при желании «отыграть назад». Если пассивная защита означает «остановить агрессора», то активная защита – разоблачить его и нанести ответный удар. Защита «Расставьте точки над i». Суть этого метода состоит в том, что нужно прямо, не стесняясь сказать о том, что Вас беспокоит. Или потребовать разъяснения: «Куда Вы клоните?», «Скажите прямо», «Что Вы хотите?» Одна из главных задач данного вида защиты – сделать тайное (намерение манипулятора) явным. Предположим, что к Вам обращается знакомый: - Как у тебя с финансами? - Да вроде бы в порядке. - А я поиздержался, детям молока не на что купить. Может, одолжишь до получки? Сложность в том, что этот человек не только в получку, но и через месяц не отдает. Напоминать неудобно, да и ему отмахнуться ничего не стоит: «Не бойся, отдам. Вот только премию получу». Но не дать тоже неудобно – давно знакомы, сумма небольшая, да и деньги у Вас есть, опять же «детишкам на молочишко». Но ведь не отдаст... И так плохо, и так плохо. Стоп манипуляция! Похоже, про детишек он перегнул. И что теперь, взять их на содержание?.. Расставим точки над i: - И что это ты такое купил, что даже на еду детям не осталось? - Да знаешь, как то деньги разошлись... Думал премию выпишут, да вот, «пролетел». - А что так? - Да начальник окрысился. - С чего это? - А я отказался после смены поработать.
- Дела были? - Ну да, футбол хотел посмотреть. - - И как игра, понравилась? - -Так себе... - Выходит, зря отказал начальнику? - А пошел он! Слушай, так ты мне одолжишь или как? - Или как. - Неужели не выручишь? - Не выручу. - Ну ты...Не ожидал от тебя... Друг называется! - Понимаешь, я эти деньги не украл. Я их заработал. Терять мне их жалко. А ты ведь вовремя не отдашь, я знаю. - Да я... гарантию даю! - Знаю я эту гарантию... Ходи потом, напоминай. - Откуда ты взял, что не отдам? - Так уже было, да и другие жаловались. - Кто это другие? - Те, у кого ты одалживал. У тебя есть что-нибудь еще ко мне? А то у меня – дела. - Ну ладно, прощевай. - Будь здоров. Читатель, без сомнения, увидел здесь применение сразу нескольких ступеней защиты (и несколько манипулятивных приемов. Богатство использованных приемов в данном отрывке и заставило меня привести его полностью – Е.Т.). Контрманипуляция представляет собой ответную манипуляцию, в которой используются обстоятельства, созданные первоначальным манипулятивным действием нападающего субъекта. Исполнение контрманипуляции: сделать вид, будто не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным поворотом ситуации, показывающим манипулятору Ваше психологическое преимущество, психологическим ударом, приводящим к поражению манипулятора. Молодой гаишник останавливает водителя, проехавшего на красный свет: - Документы! - Товарищ сержант, у друзей дома забыл: по 300 грамм как выпили, так все из головы вылетело! Гаишник, не зная, что делать, бежит к старшему: - Товарищ лейтенант, там мужик пьяный и без документов. Лейтенант подходит: - А ну дыхните... Нет, не пьяный... Документы! Водитель протягивает права. - А сержант говорит, что Вы пьяный и без документов. Ага, Вы его послушайте, он еще скажет, что я на красный рванул! Блестящая контрманипуляция! Известная всем контрманипуляция приведена в басне Крылова «Стрекоза и Муравей». В ходе занятия проводится розыгрыш сценок, позволяющих продемонстрировать применение определенного манипулятивного приема и защиты от него. Дополнительная литература 1. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст] / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с. 2. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – СПб: Питер, 1997. – 224 с. 3. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей [Текст] / Д.Карнеги. – Минск: Попурри, 2012. – 768с. 4. Литвак, М.Е. Психологический вампиризм [Текст] /М.Е. Литвак. – М.: Студия Ардис, 2000. – 351 с. 5. Психология влияния (хрестоматия) [Текст] / Сост. А.В. Морозов. – СПб.: Гуманитарный Центр, 2009. – 560 с. 6. Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком [Текст] / В.П. Шейнов. Красноярск, 2006. – 357 с. 7. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор [Текст] / Э. Шостром. – Мн.: Полифакт, 1992. – 128 с. Семинарское занятие № 10 Тема: Общая характеристика общения Цель: проверка усвоенных знаний по теме «Общение».
Для подготовки к занятию необходимо ответить на вопросы: 1. Виды (непосредственное и опосредованное, вербальное и невербальное, межличностное и массовое, межперсональное и ролевое, раппортное, фатическое) общения. Подберите примеры к каждому виду общения. Типы (императивное, манипулятивное, диалогическое) общения. В чем состоит сходство манипулятивного и диалогического, императивного и диалогического общения? Опишите конкретные проявления каждого типа в повседневной практике педобщения. Проанализируйте примеры с точки зрения эффективности использования данного типа в конкретной ситуации. Функции общения. Подберите примеры, раскрывающие смысл каждой из функций. 2. Стили взаимодействия в общении. Условия адекватного использования каждого стиля. Приведите примеры адекватного использования каждого стиля взаимодействия. 3. Характеристика коммуникативной стороны общения. Понятие о невербальном общении. Обратная связь в общении. 4. Характеристика перцептивной стороны общения. Социально-перцептивные характеристики личности. Понятие стереотипизации, типы стереотипов. Каузальная атрибуция, ошибки каузальной атрибуции. Барьеры общения. К каждому феномену социальной перцепции привести примеры его проявления. Дополнительная литература 1. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: МПА, 1995. – 272 с. 2. Войскуновский, А. Я говорю, мы говорим [Текст] / А.Я Войскуновский, М.: Аст, 1982. – 269 с. 3. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене 4. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство [Текст] / А.Б. Добрович. – М.: Знание, 1980. – 160 с. 5. Кон, И.С. социология личности [Текст] / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1967. – 383 с. 6.. Кроль, Л.М Человек – оркестр [Текст] / Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. – М.: Класс, 1993. – 98 с. 7. Лабунская, В.А. Невербальное поведение [Текст] / В.А. Лабунская. – Р-н-Дону: Рост. гос. ун-т им. М. А. Суслова, 1986. – 135 с. 8. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл; М.: Академия, 2005. – 368 с. 9. Межличностное восприятие в группе. [Текст] / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: МГУ, 1981. – 295 с. 10.Общение и деятельность [Текст] / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. –М.: Аспект Пресс, 1996. – 420 с. 11. Петровская, Л.А. Компетентность в общении [Текст] / Л.А. Петровская. – М.: МГУ,1989. – 148 с. 12. Пиз А. Язык телодвижений [Текст] / А. Пиз. – М.: Эксмо, 2005. – 186 с. 11.Психологические исследования общения. / Отв. ред. Б.Ф. Ломов и др. М.: Класс, 1985. – 348 с. 12. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учеб. Пособие / Л.Д. Столяренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д, 2000. – 72 с. 13. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М. Юсупов. – Казань: Таткнигоиздат, 1991. – 192 с.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.045 с.) |